Неволина Галина : другие произведения.

Играй, "Струна"!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ИГРАЙ, "СТРУНА" !
   Когда человек получает возможность реализовать свою мечту уже в зрелом возрасте, он особо ценит предоставленный судьбой шанс и использует его на все сто. Наша героиня Светлана Кремаренко - по пер­вому образованию математик, окончила механико-ма­тематический факультет Новосибирского государст­венного университета. Более 10 лет работала в одном из НИИ Академгородка. Но никогда не представляла, что ей удастся реализовать детскую мечту о театре.
  
    []
Сцена из спектакля "Марьино поле"
   В 40 лет Светлана получила вто­рое образование, причем актер­ское и режиссерское. И создала свой театр - неординарный, нацелен­ный на поиск новых форм. В основе всех спектаклей хорошая литература, разговор о важных для человека про­блемах, полифонический сценический язык (пластика, музыка). О театре Кре­маренко "Струна" говорят: интеллек­туальный. Ядром труппы стали сокурс­ники Светланы по Алтайской государ­ственной академии культуры и ис­кусств.
  
   После первого заочного знакомст­ва с театром решила: обязательно по­смотрю спектакли этого коллектива. Во-первых, люблю умный театр, когда надо размышлять, анализировать; во-вторых, в репертуаре "Струны" - Го­голь, Чехов, Айтматов, Шукшин... За­интересовала меня и личность руково­дителя. Во мне всегда вызывали глубо­кое уважение люди с техническим складом ума. А Светлана Кремаренко соединила в себе и рациональную, и эмоциональную составляющие.
   Стараясь узнать о ней больше, за­шла на сайт театра "Струна". И узнала, что у Светланы два взрослых сына. Ан­тон - профессиональный архитектор, дизайнер, обеспечивает всю рекламу театру, ведет его сайт, придумывает сценографические решения спектак­лей. Например, для последнего спек­такля "ЧеховЧайка" Светлана попросила его придумать "озеро" в современ­ном духе. Антон предложил вертикаль­ную конструкцию дырой", которая затем повлияла и на режиссерское ре­шение. Другой сын, Алексей, - выпуск­ник композиторского отделения кон­серватории. Его музыку Светлана ис­пользует во многих спектаклях.
   Первый спектакль, который я по­смотрела ("Марьино поле" по пьесе современного драматурга Олега Богаева), оказался самым любимым и у ак­теров, и у зрителей. Автор показывает зрителю вроде бы сюрреалистическую ситуацию, но, как сказал один из зри­телей, этом спектакле больше прав­ды о войне и о жизни вдов, чем во мно­гих документальных фильмах". А ведь не было ни военной формы, ни бедно одетых старух. Вся сценография вы­строена так, что в черно-белом контра­сте укрупняется восприятие боли, ко­торую принесла война. Три одинаковых белых платья на "старухах" (их играют молодые актрисы) рождают ассоциа­цию чистых душ, не смирившихся с по­терей любимых, проживших всю жизнь в ожидании мужей, ушедших на фронт.
   В спектаклях Кремаренко нет не­брежных деталей. Абсолютно все про­думано до мелочей: от грима до атлас­ных ленточек в косичках, одинаковых у всех трех героинь. И первое недоуме­ние: почему именно такое решение? Казалось бы, полное внешнее несоот­ветствие тексту: вместо старух - моло­дые девушки? А потом понимаешь, что именно это решение единственно пра­вильное. Актрисы играют внутреннее состояние веры: "мужей войной не по­убило, они здоровые и в орденах едут с войны".
   Горемычные героини отправляются на станцию встречать "литерный".
   Пьеса постоянно переносит нас в то время, когда героини молоды и про­вожают мужей на войну. Героини про­кручивают свою жизнь назад как кино­пленку: Марья умирает и вновь ожива­ет, чтобы встретиться со своим люби­мым Ваней. Старухи ругаются из-за гроба, гречи, из-за любой мелочи, но потом вместе идут на станцию.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
    []
   Сцена из спектакля "Марьино поле"
   Вечная история женского ожида­ния, написанная Богаевым, полна не­лепых случайностей и странных встреч. Здесь разговаривают куры, гуляют коровы, мелькают лица Сталина и Геббельса - виновников невозвращения возлюбленных, нерождения детей, виновников несложившихся судеб. И столетние старухи готовы противостоять им, запрещающим идти на станцию, потому как они одни только и верят, что молодые мужья не умерли вовсе, а все еще возвращаются с фронта.
   Мне особенно понравилось, что Кремаренко не опускает сцену встречи с Яшкой-Грибом. Тема существования инвалидов-обрубков, которых в послевоенной стране было полным-полно и которые так раздражали окружающих клянчаньем денег на водку, не очень вписывается в современное залакиро-анное представление о ветеранах. Нынешняя молодежь абсолютно не знает об этой проблеме, и тем актуальнее спектакль.
   В спектакле играют всего двое мужчин, при этом разыгрывается огромный временной пласт. Сергей Мазикин мастерски играет три роли: Вани, Гитлера и Яшки-Гриба. Уникальна сцена езды комиссованного Яшки на тележке. И чем веселее мелодия танца летки-йеньки, тем надрывнее звучит текст о том, как жена, намыкавшись, отнесла прежде веселого гармониста Яшку в лес, да там и бросила. И превратился он в гриб, до половины туловища загнанный в землю.
  
   В сценографии - белые березы, решенные подвешенными полотнища­ми, да три фрагмента забора. Забор постоянно трансформируется в могильную оградку, рельсы на станции, а "березы" - это единственное, что ос­тается обнять вдовам в невыносимой тоске. Тоска усиливается звучанием песни "Опустела без тебя Земля".
   Вообще удивительно соединяет­ся, казалось бы, несоединимая музы­ка - от романса Вертинского до тра­гически утрированных предвоенных песен и современных агрессивных ритмов. И нет никакого недоумения. Все нанизано на стержень логики сле­дования "изнутри". Под оглушающий шум летящего мимо поезда, на мель­кании стробоскопа"свиваются" бере­зы, а когда концентрация боли дохо­дит до предела, на этих полотнищах оказываются распятыми "бабьи ду­ши". И опять в финале голос Вертин­ского: "Мне так хочется глупенькой сказки, детской сказки, наивной, смешной... Я устал от трагической маски, я хочу хоть немножечко ласки, чтоб забыть этот дикий обман..." И ко­локол, словно пробуждающий и пере­дающий эту выстраданную боль уже молодым, чтобы сострадали, помни­ли. Ясно - это финал спектакля. Зри­тели встают, аплодируют. А Праско­вья, Мария и Серафима продолжают высматривать: где же они, оставшие­ся молодыми мужья?
  
   А потом я посмотрела спектакль по роману Чингиза Айтматова дольше века длится день". В свое время меня потряс этот роман, а после спектакля я перечитала его в последней версии. Наверное, это здорово, когда спектак­ли пробуждают стремление вернуться к литературе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Сцена из спектакля "Такие люди!"
  
   После спектакля мы разговорились со Светланой о созданном ею театре, о его истории и проблемах.
  
  -- Светлана! Есть английская по­говорка: "Жизнь начинается в со­рок". Но не каждый готов к таким крутым поворотам. Как это произо­шло у вас?
  
  -- Наверное, мне так хотелось реа­лизоваться в профессии режиссера,что я придумала рискованный способ - создать свой театр. Актрисой меч­тала быть с детства, побеждала на всех конкурсах чтецов, ходила в теат­ральный кружок. При этом хорошо училась в школе, участвовала и по­беждала на олимпиадах. Меня приня­ли в физико-математическую школу-интернат при Новосибирском госу­дарственном университете. Первая такая школа в стране родилась в Ака­демгородке, в котором я и живу с тех пор, считая это место лучшим на зем­ле. Учась в ФМШ, все время подумы­вала о театральном образовании, бе­гала на все интересные спектакли в городе. После окончания НГУ работа­ла в НИИ и ходила в любительскую те­атральную студию.
   А в один прекрасный день подума­ла: почему бы не поступить в учебное заведение, где учат режиссуре? Бли­жайшее оказалось в Барнауле - Алтай­ская государственная академия куль­туры и искусств. Учиться этой профес­сии в зрелом возрасте - просто сказ­ка! Я получала удовольствие от всех предметов, особенно, конечно, по спе­циальности. Ведь режиссеру нужны хорошие мозги, знание многих жанров искусства, наконец, сложившееся ми­ровоззрение, особый, свой взгляд на жизнь, на мир.
   Позже я поняла, какое это везе­ние, что попала на курс Вахрамеевых. С моим критичным умом и полным от­сутствием авторитетов меня могла покорить только большая личность. Ею оказалась Анна Ивановна, а поз­же, на третьем курсе, - ее муж Сергей Константинович Вахрамеев - человек потрясающий, неординарный режис­сер.. И тогда же Анна Ивановна мне сказала: "Тебе надо создавать свой театр".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Сцена из спектакля "И дольше века длится день"
  
  -- Как же складывался театр, ко­торый впоследствии стал профес­сиональным?
  -- Я стала создавать труппу в 2004году. Было огромное желание что-ни­будь поставить. Появился первый ак­тер - Сергей Мазикин. В тот момент я не могла придумать ничего лучше, чем "Двое на качелях" Гибсона. Вначале работала с актерами-любителями. Спектакли получались интересными, и мои однокурсники по Алтайской ака­демии, живущие в Новосибирске, ста­ли приходить ко мне в качестве акте­ров. Коллектив, таким образом, из лю­бительского преобразовался в про­фессиональный. Сегодня в театре ра­ботают два актера-любителя из перво­начального состава, талантливые лю­ди, ничем не уступающие профессио­налам. В 2007 году театр был зарегис­трирован как юридическое лицо на
правах некоммерческого партнерства.Все организационные и художествен­ные вопросы решаю я.
   Театру уже пять лет, за это время поставлено 10 спектаклей. Мы вышли на городские театральные площадки, играли в театральном клубе "Пуля" - сценическая площадка театрального института, в Доме ученых Сибирского отделения РАН. И уже третий сезон иг­раем на сцене Театра под руководст­вом Сергея Афанасьева, который все­гда поддерживает интересные нова­торские проекты. За сезон у нас быва­ет около 20 выступлений. С прошлого года мы стали выезжать на гастроли. Побывали со спектаклями в Сургуте и Тюмени, впервые приняли участие в Московском международном фести­вале камерных театров "Славянский венец".
  
  -- А как вам удалось добиться от труппы такой нацеленности на се­рьезный репертуар?
  -- Первым "хитом" нашего театра, полюбившимся зрителям и до сих пор живущим в нашем репертуаре, стал спектакль по повести Чингиза Айтма­това "Белый пароход". Спектакль неж­ный, пластический и трагический, сце­нография в черно-белом стиле. Глав­ная тема - жизнь в полете, ощущение сопричастности со всем живым, лю­бовь к людям. С него пошла традиция: режиссер пишет инсценировку.
   Следующим "знаковым" спектак­лем театра стали "Сны Гоголя". Инсце­нировка написана по "Мертвым ду­шам" и "Женитьбе". Совершенно дру­гая работа - драйвовая, провокацион­ная, фантасмагорийная. Здесь настоя­щий гоголевский дух. И гоголевская любовь к России. Казалось бы - на­столько разные спектакли! Но ведь и авторы - абсолютно различные! Если у режиссера происходит соединение с автором, проживание его через себя, получается многослойный спектакль, в котором, кроме сюжета есть и собст­венные размышления, и портрет вре­мени, и пластический язык, и музы­кальный...
   В спектакле "Такие люди!" (по рас­сказам Василия Шукшина) живут свет­лые, трогательные, наивные и неорди­нарные герои его прозы. Они не ми­рятся с обыденностью жизни, а видят в ней чудесное и сами его со
   здают. Этот спектакль, с яркими характерами, не­повторимым народным юмором, как инъекция доброты в наше жесткое время.
   "ЧеховЧайка" - четырехголосная вариация на тему известной пьесы. Главная тема нашего спектакля - су­ществование творца, его внутренние качели, необходимость служения сво­ему таланту. Эпиграфом можно счи­тать слова Каролины Павловой: "Моя напасть! Мое богатство! Мое святое ремесло!".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Сцена из спектакля "И дольше века длится день"
   С драматургией Богаева я позна­комилась во время учебы у Вахрамеевых. Сергей Константинович поставил с нами, двумя студентками, спектакль "Сансара". Поскольку мы обе жили в Новосибирске, решили этот спек­такль здесь и играть. Тогда и началась моя организационная театральная деятельность. Я влюбилась в Богаева за его удивительную нежность к лю­дям, за любовь к старухам (они у него везде главные герои). А прочитав "Марьино поле", просто заболела этой пьесой.
   дольше века длится день..." -это не сценическая версия, а прикос­новение к гениальной прозе. И размы­шления вместе с автором о пути чело­века и человечества, о добре и зле, размышления языком пластики, музы­ки, театра и кино.
  
  -- В этом спектакле мне понрави­лись многие сцены, в частности по­хороны Казангапа, общее сцено­графическое решение костюмов в песчаных тонах. Но я бы не "разры­вала" легенду о Манкурте для бо­лее сильного воздействия. Убийст­во им матери, когда на лицо наки­дывается красная ткань, - очень сильное решение. Смелость поста­новки такого сильного романа все­го лишь с шестью актрисами - вос­хитила.
   Я не претендовала на театрализа­цию романа. Мое главное ощущение после прочтения (а это случилось дав­но, задолго до постановки) - щемящая грусть, тревога за Землю. Она вдруг показалась мне такой маленькой, хрупкой, хотелось покачать ее на ру­ках, как ребенка. Главным для меня бы­ла борьба Зла (черный человек вобрал в себя нескольких персонажей рома­на), манкуртизма (т.е. оторванности от корней, от Земли) и людей Земли. Эта борьба угрожает существованию Зем­ли. В спектакле параллельно сущест­вуют три линии: похороны Казанга­па (нынешнее), встреча космонавтов с инопланетянами (фантастический элемент романа, как бы будущее) и ле­генда о Манкурте (прошлое). Поначалу они вроде не связаны. Но потом ока­зывается, что все завязано в узел. Ес­ли в одном месте вступаешь в компро­мисс со злом, оно возьмет реванш в другом. Все останавливает Едигей -"человек должен быть похоронен", "вот святое место, с него мы начинаем новое кладбище". Традиция продол­жается, а значит, память народа не ис­чезнет.
  
   - Светлана, на актерскую зар­плату не очень-то проживешь. Вы разрешаете своим актерам рабо­тать где-нибудь еще?
   - Труппа театра "Струна" - это фа­натичные люди, преданные ему. Дом культуры "Приморский" в Академго­родке, где мы имеем возможность творить, репетировать и традиционно играть премьеры, стал для нас род­ным. Академгородок - давно микро­район Новосибирска, актеры ездят на репетиции из разных концов города, иногда тратя на дорогу по два часа, а у многих есть семьи... Чтобы прожить, актеры работают режиссерами в теат­ральных студиях школ, клубов, твор­ческих центров. К примеру, Татьяна Шувалова-Метелькова работает в центре детского творчества "Иволга", она же шила нам костюмы, пока не уш­ла в декретный отпуск. Екатерина Алипова ведет театр в гимназии N 2. Па­вел Бекетов - художественный руко­водитель и режиссер театральной сту­дии в Доме молодежи... Мы привнес­ли в палитру культурной жизни Ново­сибирска свою лепту. Ученики моих актеров постоянно ходят на спектакли "Струны" - так им легче воспринимать театральное мастерство, которому их учат педагоги. Мне кажется, дети лег­ко перенимают все происходящее на сцене, тела их не зажаты и пластичес­кие импровизации даются без боль­шого напряга.
   Во время гастролей я стараюсь рассчитывать наши расходы так, чтобы окупилась дорога и мои актеры немно­го заработали. С площадками догова­риваюсь сама, а распространением билетов занимаются мои родственни­ки: сестра - в Сургуте, мама - в Тюме­ни. Вообще же все финансовые траты (на постановку спектаклей, на фести­вали - там деньги не зарабатываются) осуществляет мой муж. Он занимается бизнесом и является нашим спонсо­ром. Мы же - его некоммерческие партнеры.
  
  -- Чтобы так серьезно работать,сколько же человек нужно иметь в труппе?
  -- Восемь актеров, звукооператор,осветитель, гример-костюмер, дизай­нер. Сергей Мазикин, Настя Лазутки­на, Катя Алипова, Таня Шувалова, Па­вел Бекетов, Катя Семенова, Ирина Сысоева, Николай Мазикин, Кристина Кармалита, Антон Кремаренко, Анна Доценко. Вместе нам хорошо - творчески и по-человечески.
  --
  -- Чьи имена в искусстве для вас авторитетны?
  -- Чехов, Айтматов, Шукшин и Цве­таева. Еще - Станиславский, Мейер­хольд и Туминас. А также Бах и Бердя­ев. Учителей много. Но учиться можно только у тех, кого любишь. Конечно, это и мои близкие: мама, муж и мои удиви­тельные сыновья. И, конечно, среди тех, кого люблю, - мои актеры.
  
  
   Галина Неволина Новосибирск
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"