Красных Татьяна : другие произведения.

Судьба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 18


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 18
   Судьба
  
   Древняя Греция -- это время, когда появилось то, что мы называем человеческим сознанием, в его действии, в том числе и самом современном. Поэтому, как это принято в глубинной психологии, для того, чтобы понять себя и научиться собой управлять, нужно начать сначала. А начало лежит где-то там, в античности. И поэтому, к сожалению, я и сегодня все равно буду касаться этих тем, потому что мне все время кажется, что в бесовских главах 17 и 18, о которых мы говорим сегодня, Булгаков, вечный насмешник, вечный ироник, если не издевается, то подшучивает над теми самыми античными персонажами, и в первую очередь самыми главными из них. Ну например Сократом и Платоном.
   Я вовсе не шучу. И это совершенно не связано с предстоящей лекцией 19 мая. Я назвал этот выпуск "Судьба", наверное, вдохновленный пальцами Тюнина, которые мы с вами видели на его картинках предыдущих выпусков наших разговоров о Мастере и Маргарите.
   И вот почему я это так назвал? Потому что мы давно не возвращались к главному герою романа "Мастер и Маргарита". Т.е. к тому, что я назвал главным героем -- встречу. Потому что если вы задумаетесь, то легко поймете, что именно встречи, самые разные встречи в любом случае так или иначе определяют нашу судьбу. Целиком и полностью.
   И кроме всего прочего, главы эти (17 и 18), вообще все бесовские, демонические главы романа вызывают какое-то неизъяснимое к себе притяжение. Я их всегда читаю с удовольствием, они всегда читаются легко. И наверное, это происходит не случайно.
   Но не ищем ли мы демоническую, бесовскую природу в себе? А ведь ищем, наверное? Вот наш постоянный корреспондент Кубик, она же хочет научиться по мановению волшебной палочки получить кучу денег. Или чего-нибудь еще. Или кого-нибудь еще. А это же чисто демоническое, колдовство, бесовщина. Вот что действует в этих главах. Но если говорить о судьбе в наших встречах, то оно эту судьбу и определяет.
   Не стану повторять общеизвестные вещи, поскольку какова вероятность того, что мы с вами встретимся? Я уж не говорю про Дом журналистов. Даже на просторах интернета. Вдруг вы случайно послушаете человека с клюкой. Который в две головы рассуждает о чем-то.
   А какова вероятность, если брать эволюцию, войны, революции, лагеря и все остальное? Какова вероятность того, что встретятся наши родители? Ведь эта вероятность приближается к нулю.
   И на самом деле поэтому любая встреча на фоне потока событий или на фоне потока вероятностей является невозможной. Она является своего рода Чудом.
   Я помню, когда-то шутили в постсоветские времена, в 90-е годы, что вероятность встречи двух любящих людей примерно такая же, как вероятность того, что на полной скорости лоб в лоб сталкиваются Волга и Жигули, она же сегодня Лада, и в результате этого столкновения из этого бам выезжает новый Мерседес. Не помню, кому принадлежит эта шутка. Но это же абсолютно бесовская вещь.
   Как течет наша судьба? Она течет от преображения к преображению, от трансформации к трансформации. Мне больше нравится латинское слово "Конверсия". Преобразование, изменение. Это слово имеет очень богатый оттенок в чисто психологических науках.
   В самом деле, все наши жизненные этапы напрямую и всегда зависят от встреч. Естественно, первая встреча -- это встреча с родителями. Насколько мы зависим от этой встречи -- понятно всем. Потом мы приходим в школу, и это резко меняет жизнь. И она очень зависит от того, смогли что-то рассмотреть в нас наши учителя. Мы вообще встретили учителя? Или нам это не удалось. Потом институт, точно такая же история. Прежде всего это место встречи. Ученик встречает учителя. Преподаватель -- ученика. Либо этой встречи не происходит. И если этой встречи не происходит, то грош цена этому институту. Потому что это всего лишь бумажка, корочка. Диплом -- это о чем-то, это преобразование, конверсия, обновление. Или прикосновение к себе подлинному не происходит.
   Я не стану застревать на этой бесовской теме, что вместе с истреблением талантливых педагогов и в школах, и в высшем образовании происходит уход образования. Почему? Потому что не происходит глубоко мистических и почти невозможных встреч.
   Разумеется, встречи, которые так или иначе определяют нашу судьбу, бывают разными. Я сразу могу сказать, например, причем здесь Сократ? Помните, он говорил: я знаю только то, что ничего не знаю. И главная его работа, главным образом его жизнь, главным способом его жизни и философствования были встречи. Встречи с афинянами. И бесконечные с ними разговоры. И вел он себя при этом как незнающий. Он как бы уступал место знанию или человека, с которым он вел беседу, или его даймона. Даймон самого Сократа, - обратите внимание -- отступал. Для того, чтобы дать место демону другого человека.
   Так мыслил себя Сократ, и это, между прочим, необыкновенно интересная вещь, которая вызвала огромное количество разных последствий.
   Мы говорили в предыдущей главе о том, что Булгаков позволил себе упростить Евангелие, Слово Божие. Нам кричат: Булгаков не христианин. Кто его знает? Возможно. Но один из основателей экзистенциальной философии, никем не понятый и не принятый при жизни страстный поклонник демона Сократа датский философ Керкегор говорил о себе, что он не христианин. С его точки зрения абсолютным христианином был только Христос. Быть истинным христианином в его понимании -- это находиться в экзистенциальном, сущностном, непрерывном контакте с Богом. Все время ощущать присутствие Христа, находиться в некотором внутреннем диалоге с ним. И поэтому т. к. он, Керкегор, этого не мог, он считал, что он -- не христианин. И ведет его по жизни одно страстное желание -- стать христианином.
   И Сократ говорил о том, что его по жизни ведет только одно страстное желание -- стать мудрым,. Ощутить контакт с тем, что позднее неоплатоники назовут Нусом, вселенским умом.
   Как действует вообще любая подлинная религия на обывательское сознание? А она бесовски действует. Потому что вера -- это вещь инициатическая. Она создает разрыв в повседневной ткани существования. Может поэтому мне так приятно крутить тросточками на этих наших разговорах, потому что они дают ощущение твоей возможности произвести разрыв в этой ткани и что-то в ней изменить.
   Я думаю, что Булгаков был христианином. И для меня он в его трагической ситуации, с его болезнью, в общем с предававшими его женщинами, с существованием внутри абсолютно обрыдшей, конечно же, к началу 30-х годов этой безумной советской системы, (между прочим, это не мои слова, это не точная, но цитата из статьи Солженицына о Мастере и Маргарите), как мне кажется, он что-то такое невероятное чувствовал. Во всем этом романе висит некоторая пелена над Москвой, над этой полной и абсолютной изнанкой Иерусалима.
   Что это за пелена? Разрыв, который должна производить вера, встреча с учителем, с архатом, с ботхисатвой, со святым. Это встреча, которая производит разрыв, и сквозь этот разрыв в сердце человеческое должна войти благодать, божественная гармония, добро, если хотите быть проще, то может быть просветление входит в этот разрыв.
   Булгаков хочет сказать, на мой взгляд, по моим ощущениям, что над страной висит покров без благодатный. Иешуа не придет ничего сказать Воланду о Мастере. Вы же помните конец. Он пошлет Левия Матвея, в общем все равно догматика.
   Эту встречу, этот разрыв в этой стране может произвести только нечистая сила. И это возможное ощущение я для себя называю справедливостью. Потому что в конце концов справедливость -- это ведь чувство. Его нельзя объяснить ни словами, ни законами. Его можно только почувствовать.
   И мы, читая бесовские главы, по-моему именно ее и чувствуем. А для меня -- это какой-то вывернутый наизнанку вариант сократического диалога. Потому что встреча с бесами меняет жизнь людей, с которыми они встречаются. Даже более того, на самом деле, это в 17-18 главах можно почувствовать, их взаимоотношение... Они страстные, здесь не просто взаимоотношение интересов.
  
  
   Какая-то страсть влечет друг к другу героев, и Коровьева с Фаготом и с Бегемотом или Азазело. По крайней мере так это пишет Булгаков. И он это пишет все равно же со страстью, правда?
   Совсем уж подробно я на этих главах останавливаться не буду.
  
   0x08 graphic
  
  
   Напомню, что все начинается с появления.. Автор картинки Траугот.
   Цитата
   "через короткое время в здании Варьете появилось следствие в сопровождении остроухой, мускулистой, цвета папиросного пепла собаки с чрезвычайно умными глазами. Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что пес -- не кто другой, как знаменитый Тузбубен."
  
   Я надеюсь, что все это знают, несомненно, прообразом этой собаки стал широко известный еще до революции доберман по имени Треф. Доберманы, как известно, тоже такая сатанинская масть. Их часто рисовали как сопровождающих чертей, и всевозможные дьявольские инфернальные силы. Но интересно то, что в архиве Булгакова хранилась вырезка из газеты "Правда" от ноября 1921 года, где рассказывалось о побеге В.И.Ленина в Финляндию летом 1917 года. И в заметке этой описывается, что к поискам Ленина были привлечены не только контрразведка и полицейские детективы, но и собаки. В первую очередь знаменитый полицейский пес по кличке Треф. Ну понятно, тоже карточная масть. Так что я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. В смысле, Ленин. И вот от Трефа тоже ушел.
   И мне кажется, ну я так думаю, что некоторый намек на эту историю -- в появлении Тузабубна на самом деле несомненно содержится. И уже близко к революции в 10-х годах Трефа оттренировал такой Владимир Дмитриев. Он был руководителем районной полиции Москвы. Пес раскрыл более 1500 уголовных дел, а его хозяин Владимир Дмитриев был одним из первых казненных на Лубянке. Его казнили то ли в 1921, то ли в 1922 году. И значит это был один из первых исчезнувших при советской власти знаменитых людей.
   Что происходит дальше, вы все знаете. Да, афиши исчезли, о Воланде (он же Фалонд), маге никто ничего не слышал. И последний не исчезнувший начальник Варьете бухгалтер поехал в комиссию зрелищ и увеселений облегченного типа с докладом о вчерашнем происшествии для того, чтобы сдать кассу. Водители не хотели принимать у него червонцы, как это водится.
   Дальше возникает самая знаменитая история.
  
   0x08 graphic
  
  
   В иллюстрациях Уве Шрамма. Как всегда какой-то очень точный и убедительный в иллюстрациях. Поэтому я всегда очень люблю иллюстрации этого автора к роману.
   Одним словом
   Цитата
   "...безудержно рыдая, с мокрым платком в руке, лежала, вытянув ноги почти до середины секретарской, личный секретарь Прохора Петровича -- красавица Анна Ричардовна.
   Весь подбородок Анны Ричардовна был вымазан губной помадой, а по персиковым щекам ползли с ресниц потоки раскисшей краски.
   Увидев, что кто-то вошел, Анна Ричардовна вскочила, кинулась к бухгалтеру, вцепилась в лацканы его пиджака, стала трясти бухгалтера и кричать:
   <...>
   За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос Прохора Петровича:
   -- В чем дело? Ведь на дверях же написано, что я не принимаю.
   Красавица секретарь взвизгнула и, ломая руки, вскричала:
   -- Вы видите? Видите?! Нету его! Нету! Верните его, верните!
   <...>
   -- Вообразите, сижу, -- рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, -- и входит кот. Черный, здоровый, как бегемот. Я, конечно, кричу ему "брысь!". Он -- вон, а вместо него входит толстяк, тоже с какой-то кошачьей мордой, и говорит: ""Это что же вы, гражданка, посетителям "брысь" кричите?" И прямо шасть к Прохору Петровичу, я, конечно, за ним, кричу: "Вы с ума сошли?" А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло! Ну, тот... Он -- добрейшей души человек, но нервный. Вспылил! Не спорю. Нервозный человек, работает как вол, -- вспылил. "Вы чего, говорит, без доклада влезаете?". А тот нахал, вообразите, развалился в кресле и говорит, улыбаясь: "А я, говорит, с вами по дельцу пришел потолковать". Прохор Петрович вспылил опять-таки: "Я занят!" А тот, подумайте только, отвечает: "Ничем вы не заняты..." А? Ну, тут уж, конечно, терпение Прохора Петровича лопнуло, и он вскричал: "Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!" А тот, вообразите, улыбнулся и говорит: "Черти чтоб взяли? А что ж, это можно!" И, трах, я не успела вскрикнуть, смотрю: нету этого с кошачьей мордой и си... сидит... костюм... Ге-е-е! -- распялив совершенно потерявший всякие очертания рот, завыла Анна Ричардовна."
  
   Дальше, чрезвычайно вовремя как всегда
  
   Цитата
   "В секретарскую спокойной деловой походкой входила милиция в составе двух человек
   бухгалтер, чувствуя, что он здесь совершенно лишний, выскочил из секретарской и через минуту был уже на свежем воздухе.
   Не добившись толку в комиссии, добросовестный Василий Степанович решил побывать в филиале ее, помещавшемся в Ваганьковском переулке. И чтобы успокоить себя немного, проделал путь до филиала пешком.
   Но не колонны поражали в этот день посетителей филиала, а то, что происходило под ними.
   Несколько посетителей стояли в оцепенении и глядели на плачущую барышню, сидевшую за столиком, на котором лежала специальная зрелищная литература, продаваемая барышней. В данный момент барышня никому ничего не предлагала из этой литературы и на участливые вопросы только отмахивалась, а в это время и сверху, и снизу, и с боков, из всех отделов филиала сыпался телефонный звон, по крайней мере, двадцати надрывавшихся аппаратов.
   Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:
   -- Вот опять! -- и неожиданно запела дрожащим сопрано:
   Славное море священный Байкал...
  
   Курьер, показавшийся на лестнице, погрозил кому-то кулаком и запел вместе с барышней незвучным, тусклым баритоном:
  
   Славен корабль, омулевая бочка!..
  
   К голосу курьера присоединились дальние голоса, хор начал разрастаться, и, наконец, песня загремела во всех углах филиала. В ближайшей комнате N 6, где помещался счетно-проверочный отдел, особенно выделялась чья-то мощная с хрипотцой октава. Аккомпанировал хору усиливающийся треск телефонных аппаратов.
  
   Гей, Баргузин... пошевеливай вал!..
    -- орал курьер на лестнице.
   Слезы текли по лицу девицы, она пыталась стиснуть зубы, но рот ее раскрывался сам собою, и она пела на октаву выше курьера:
  
   Молодцу быть недалечко!"
  
   В общем щас споем. Зрелище это, конечно, тоже хорошо знакомо. И я просто не могу отказать себе в удовольствии почитать и попробовать попеть все это.
   Что же происходит-то? Что это за встречи такие странные? Ну а в общем наш милый бухгалтер, которого чуть позже арестуют за то, что вместо денег, которые он принес сдавать в зрелищную комиссию, там окажется валюта, как вы помните.
   Дальше -- продолжение, на мой взгляд, просто прямое продолжение иерусалимской главы с казнью.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Особенно Виктор Ефименко потряс... Этот костюм... Причем иллюстрации эти рисовались с начала 70-х годов, это очень давние иллюстрации. Чувства по отношению к роману у нас, конечно, тогда были какие-то совершенно иные. Но мы очень хорошо понимали, что такое костюм. Что происходит с Пилатом. Потому что встречи эти раскрывали человеку его вот эту самую подлинную без благодатную суть. Собственно, я даже не стал сегодня привлекать иллюстрации Ботвинова, которые тесно спаяны с современностью. По одной простой причине, и это, по-моему, очевидно.
   Пилат до того, как он полюбил (давайте называть вещи своими именами), - Иешуа Га-Ноцри, был олицетворением справедливости, закона, олицетворением, костюмом идеальной власти императора Тиберия.
   Вы не замечали никогда, как менялись и исчезали ваши друзья и приятели? Я вот сегодня слышал рассказ об одном армейском близком друге. Когда они получали выгодные звания и должности, вы никогда не замечали, как они превращаются в костюм? Я же не говорил о том, что встреча как мистический феномен судьбы должна вести обязательно к каким-то позитивным изменениям. Нет, к негативным тоже.
  
   0x08 graphic
  
   Даже не хочется комментировать. Но вот как-то так. Ты больше не являешься человеком. Ты -- олицетворение власти. Единственное, что может тебя спасти, это любовь. Нет, вовсе не обязательно к женщине. На мой взгляд, у Булгакова это совсем не так. Это любовь к Сократу, к тем мыслям, которые вы породили вместе. Это любовь к Богу. Любовь к тому самому Учителю. Это совсем другое чувство.
   У костюма очень своеобразная форма самоотдачи. Очень болезненная форма. "Я" убирается не потому, что человек хочет преобразиться, пережить просветление. "Я" убирается за ненадобностью. Потому что когда ты становишься представителем гос структур, ты становишься пред ставителем. Все, что в тебе дальше может проснуться человеческое, может проснуться только в любви, той страстной, почти с первого взгляда, когда прошла мигрень. У Пилата она -- к Иешуа. И такую любовь, говорят, испытывали очень многие люди, встретившие на своем пути толстого, уродливого, с бородавкой на носу демона Сократа. Которого казнили менее жестоко, чем казнили Иешуа. Ему, между прочим, по его собственному выбору, и это очень важно, дали чашу цикуты.
   Смотрите, какая существует внутренняя связь. Сократ остался внутренне верен своему Логосу, своему учению, своей философии. И он сам пришел к выводу, что да, действительно он начинает вредить обывателю, этой постоянной циркуляции энергии внутри костюмов.
  
   0x08 graphic
  
   Еще один вариант -- это отпущенный на свободу Варрава. Сидит на двух костюмах -- Пилата Понтийского и наверное того самого функционера зрелищной комиссии для зрителей облегченного типа. Облегченного -- кто знает? - может это и означает "без головы".
   На самом деле есть только два варианта вот этого победного отупения. Оно правда победное.
   Один доктор, который работал у меня в отделении, замечательно говорил. Он завидовал больным и часто повторял такую замечательную фразу "Эх, одуреть бы до такой степени".
   Здесь не может быть даже разговора об Иисусе Христе. А может быть разговор только о моральных императивах Иешуа Га-Ноцри. Потому что здесь есть только два типа некоторого идеала, который видит Булгаков. И он беспощаден, конечно.
   Первый вариант -- это костюм. Говорение не от своего имени, а от имени власти. Есть и второй вариант. Какой? Петь хором.
  
   0x08 graphic
  
   Вот они -- у того же Виктора Ефименко. Два варианта. Либо ты лишаешься себя и одеваешь костюм, либо искренне и радостно поешь хором. Периодически правда замечаешь, что тебя к этому принуждает как будто какой-то мелкий бес.
   Все эти кружки описаны и в "Золотом теленке" у Ильфа и Петрова. Там только вместо костюма -- помните? - есть универсальный штемпель. "На угрозу мирового капитализма ответим поголовной записью в хоровые кружки." Так что это тоже парафраз на знаменитые романы Ильфа и Петрова. Перекличка некоторая. Она здесь присутствует, и я ее чувствую просто физически. Тем более Булгаков ведь правда надеялся на своих друзей Ильфа и Петрова, что они, обладая связями в "Гудке", помогут ему опубликовать роман. И они даже что-то такое похожее обещали. Но все понимали, что это было абсолютно невозможно. Ну да ладно.
  
   0x08 graphic
  
   Это Славка Горна. Вот видите -- Коровьев, дирижер славного хора. Который я тут пытался петь.
   Какие есть еще варианты? Либо ты сливаешься с хором, становишься абсолютно счастливым, либо одеваешь костюм и становишься представителем системы. Во всех остальных случаях ты становишься изгоем.
   Помните, я в самом начале говорил, что Коровьев -- один из образов самого Булгакова. Опять же, на мой взгляд. Причем, обратите внимание, до массовой госпитализации в клинику Стравинского они поют сами. Бывший регент исчезает, и оставляет их петь самостоятельно. И пели самостоятельно.
   Вы никогда не обращали внимание на наши песни? На самом деле президент, хозяин никаких ценных указаний не давал. Слуги поют сами по себе, пытаясь угадать следующую мелодию, которая понравится хозяину. Поэтому вот это исчезновение Фагота абсолютно не случайно. Маленькая разница, почему я про Сократа. Потому что сам сейчас пытаюсь вести сократический диалог.
   Я хочу сказать, что зато ситуация странная. Может, когда эти люди придут в себя, они почувствуют метафору. Что такое петь под чужую дудку. Или кто такой Крысобой из Гамильна. И что ты теряешь при этом?
   Они смогут это почувствовать физически, люди из пространства рамы. Остальные просто не заметят.
   Коровьев издевается, ведет себя достаточно жестоко. Но эти главы такие страстные, и их так радостно читает наша отечественная публика. В отличие, кстати, от иерусалимских глав. Может быть именно потому, что нам мучительно не хватает такой встречи, такого удара по башке. Правда?
   Дальше еще проще. Потому что дальше следует глава, которая называется "неудачливые визитеры". Это 18 глава, и кончается первая часть романа.
   Цитата
   "Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз".
  
   Вы все это помните. И дальше вы, наверное, помните, что происходит в этой главе. Потому что это главы, которые читают все.
   Цитата
   "Максимилиан Андреевич считался одним из умнейших людей в Киеве.
   (И это очень важно.) Но и самого умного человека, разумеется, подобная телеграмма может поставить в тупик. Раз человек телеграфирует, что его зарезало, то ясно, что его зарезало не насмерть. Но при чем же тогда похороны? Или он очень плох и предвидит, что умрет? Это возможно, но в высшей степени странна эта точность - откуда он так-таки знает, что хоронить его будут в пятницу в три часа дня? Удивительная телеграмма! Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах. Очень просто. Произошла ошибка, и депешу передали исковерканной. Слово "меня", без сомнения, попало сюда из другой телеграммы, вместо слова "Берлиоза", которое приняло вид "Берлиоз" и попало в конец телеграммы. С такой поправкой смысл телеграммы становился ясен, но, конечно, трагичен.
   Когда утих взрыв горя, поразивший супругу Максимилиана Андреевича, тот немедленно стал собираться в Москву.
   Надлежит открыть одну тайну Максимилиана Андреевича. Нет спору, ему было жаль племянника жены, погибшего в расцвете лет. Но, конечно, как человек деловой, он понимал, что никакой особенной надобности в его присутствии на похоронах нету. И тем не менее Максимилиан Андреевич очень спешил в Москву. В чем же было дело? В одном - в квартире. Квартира в Москве? Это серьезно. Неизвестно почему, но Киев не нравился Максимилиану Андреевичу, и мысль о переезде в Москву настолько точила его в последнее время, что он стал даже худо спать. Его не радовали весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом. Его не радовал тот потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Его не веселили солнечные пятна, играющие весною на кирпичных дорожках Владимирской горки. Ничего этого он не хотел, он хотел одного - переехать в Москву."
   Видите, самые умные люди и в Киеве бескрайней нашей общей (все равно общей) родины почему-тол вечно хотят только одного, и вечно и трагически ошибаются. Помните, что было дальше? Дальше страшный удар большой жареной курицей по шее вернет Поплавского обратно в Киев. Я поэтому читаю вот этот кусочек -- что-то Поплавский не понял в этом потрясающем по красоте виде, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Его ум был исключительно современный. Такой советский вариант вложения в недвижимость. Никто не знает, когда на нас подействует и чем вот эта самая сила разрыва. Или сила Судьбы.
   Ну правда, иногда как-то нам надо, чтобы заехал кто-то такой освежающей дорожной жареной курочкой, занимающей пол-чемодана Поплавского -- по голове. Чтобы мы чего-то поняли и одумались там, про ту красоту, от которой бежим ради вот этого странного прагматизма. Где, справедливости ради, скорее всего посадят. В Киеве было гораздо меньше шансов.
   Я не знаю, от чего спасал Поплавского Булгаков. Но то, что разрыв, шок в мышлении самого умного в Киеве человека вне всякого сомнения произошел, это ведь истинный и святой факт, правда? Что для меня тут необыкновенно важно? Не знаю, насколько он изменит всю жизнь Максимилиана Поплавского, но ему будет о чем говорить и о чем вспоминать вплоть до конца. После мужчин, женщин и отношений между ними, и наверное еще после автомобилей, о чем мы любим потрепаться в кампании? О чем мы вообще любим говорить? Удивительная штука -- мы любим говорить о всяких разных чудесах, о чертовщине, которая случалась с нами в нашей жизни.
   Конечно, он скатился с лестницы и потерял жареную курицу и квартиру в Москве, но зато на него обратила внимание нечистая сила, и ему теперь до конца жизни, самому умному человеку, будет что рассказать. В его жизни, самого умного человека, поразительная штука: от этого появится смысл. Люди, вы только задумайтесь: от этого появится смысл!
  
   0x08 graphic
  
  
   Это Евгений Штыров. Это кот проверяет паспорт г.Поплавского в присутствии Азазело. А потом, конечно, Поплавский вылетит. И увидит
  
   0x08 graphic
  
  
   как по лестнице медленно поднимается скорбная фигура буфетчика.
   Что произойдет дальше?
   Цитата
   "Звуки двери. Шажки. Шажки стихли. Отчаянный крик. Мяуканье кошки. Шажки быстрые, дробные, вниз, вниз, вниз!"
  
   И тогда Поплавский окончательно сбежит. А мы узнаем историю экономиста.
   .
   Цитата
   "буфетчик добрался до пятого этажа и позвонил в квартиру N 50.
   Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.
   -- Ну что ж, входите, раз звонили! -- сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза."
  
   0x08 graphic
  
  
   Мне особенно нравится простое и лаконичное изображение Сергея Тюнина. Это, по всей видимости, Гела в прихожей, и шпаги. Есть в этом что-то невыразимо мне близкое.
   Цитата
   -- Ну что ж, входите, раз звонили! -- сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.
   Андрей Фокич охнул, заморгал глазами и шагнул в переднюю, снимая шляпу. В это время как раз в передней зазвенел телефон. Бесстыжая горничная, поставив одну ногу на стул, сняла трубку с рычажка и сказала в нее:
   -- Алло!
   Буфетчик не знал, куда девать глаза, переминался с ноги на ногу и думал: "Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!" И чтобы спастись от пакости, стал коситься по сторонам.
  
   Вы помните, там были необычные предметы и одеяния.
  
  
  
   0x08 graphic
  
   Я думаю, из фото иллюстраций это самое шикарное. Гела. Ретро ателье.
  
   0x08 graphic
  
  
   Но конечно же Гелу рисовали много и с удовольствием. Мне нравятся немногие, сделанные давно невероятно элегантные иллюстрации Юрия Смирнова, уже покойного. Книжка с его иллюстрациями так и не вышла. Они на самом деле поразительные, конечно.
   Цитата:
   "Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир.
   - А пусть войдет, - раздался из кабинета разбитый голос Коровьева."
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот что он увидел с точки зрения Николая Королева целиком. Не могу удержаться. Вдруг кто-то не читал.
   Цитата
   "Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость. Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. Был стол, при взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт церковной парчой. На парчовой скатерти стояло множество бутылок - пузатых, заплесневевших и пыльных. Между бутылками поблескивало блюдо, и сразу было видно, что это блюдо из чистого золота. У камина маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса, и сок капал в огонь, и в дымоход уходил дым. Пахло не только жареным, но еще какими-то крепчайшими духами и ладаном, отчего у буфетчика, уже знавшего из газет о гибели Берлиоза и о месте его проживания, мелькнула мысль о том, что уж не служили ли, чего доброго, по Берлиозу церковную панихиду, каковую мысль, впрочем, он тут же отогнал от себя, как заведомо нелепую."
  
   Не могу, конечно, не вспомнить знаменитое это:
   Цитата
   Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!
   <...>
   - Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
   - Голубчик, это вздор!
   - Чего вздор?
   - Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  
   Эти слова так и не выучили. Все продолжается -- хлеб второй свежести, мясо -- третьей, но со скидкой. Такое чувство, что это никогда не кончится, и никогда нельзя будет прочесть до конца этот роман.
   Впрочем, есть другая сторона. Вы знаете, что буфетчик пришел просить, чтобы деньги обратно на черепки поменяли. Но самое главное и самое известное, самое запоминающееся и страшное в этой главе, это угадывание подноготной тихого маленького буфетчика.
   Цитата
   "- Это низко! - возмутился Воланд. - Вы человек бедный... Ведь вы - человек бедный?
   Буфетчик втянул голову в плечи, так что стало видно, что он человек бедный.
   - У вас сколько имеется сбережений?
   Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.
   - Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, - отозвался из соседней комнаты треснувший голос, - и дома под полом двести золотых десяток.
   Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
   - Ну конечно, это не сумма, - снисходительно сказал Воланд своему гостю, - хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?
   Тут уж буфетчик возмутился.
   - Это никому не известно и никого не касается, - ответил он.
   - Ну да, неизвестно, - послышался все тот же дрянной голос из кабинета, - подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.
   Буфетчик стал желт лицом.
   - Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит... Да еще эти десятки...
   - Десятки реализовать не удастся, - ввязался все тот же голос, леденя сердце буфетчика, - по смерти Андрея Фокича дом немедленно сломают и десятки будут отправлены в Госбанк.
   - Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, - продолжал артист, - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться "в другой мир" под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
   Буфетчик сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли, и нижняя челюсть отвалилась."
   Ну, дальше история с Гелой и шляпой. Обратите внимание, что сцена начинается с Гелы и
  
   0x08 graphic
  
  
   Гелой же заканчивается. Это тоже Евгений Штырев.
   Я хочу сказать, что кто думает о чем, а я -- о Сократе. Откуда берется Гела? Почему-то считается, что она -- вампир. Возможно. Шрам на шее не является прямым свидетельством эмпиризма. Вампир она или русалка, поскольку она -- мертвая женщина с раздвижными конечностями из главы про Варенуху. Я думаю, что дело не в этом. Я думаю, что она обрамляет трагическое пребывание буфетчика в квартире Берлиоза. Потому что она, собственно говоря, символ эроса. Она -- эрот. Этим словом Платон в "Пире" назвал Сократа. Он вызывал в людях страстную влюбленность в себя. И страстное желание думать над тем, кто же ты такой подлинный.
   А одним из самых главных приемов сократического диалога, а об этом мы с вами точно поговорим, что это такое. Со времен еще более древних, чем платоновские, со времен стоиков, со времен Эврипида главным приемом становления собой был прием мементомория. Помни о смерти.
   Правда, этот прием в античности вовсе не так трагично воспринимался. Но Воланд выполняет... Сократ был гораздо мягче. В конце концов Воланд есть Воланд. Это все-таки не Сократ. Но он ужасно эротичен. Он вызывает желание.. неважно какое. Эрот сам по себе не волшебник, он не несет в себе никаких идей, никаких теорий, никаких составляющих. Его функция -- вызывать желание. И когда Эрос-Гела не вызывает никаких желаний у буфетчика, то Воланд с Коровьевым используют один из древнейших приемов сократического диалога -- посмотри на свою жизнь с точки зрения смерти, и ты увидишь себя совершенно другими глазами.
   Я буду подробно рассказывать, как это делается на занятии, я просто хочу сказать, что "помни о смерти" подразумевало вовсе не постоянное размышление о том, как мы с вами умрем. "Помни о смерти" подразумевало "сделай в этот день что-то для вечности". Т.е. сделай в этот день что-то, что не будет временным, глупостью. Сделай в этот день что-то как будто этот день -- последний. Это такая общеизвестная максима. Но на самом деле кто же над ней сегодня думает?
   И тут Воланд из развлечения берет молоток сократического диалога и хрясь буфетчика со спрятанными золотыми десятками, и ставит его в положение, в котором он бежит, как вы помните в конце главы, к врачу.
   У врача по заразному механизму тоже продолжается какая-то чертовщина, которую он сможет потом до бесконечности рассказывать коллегам. Опять червонец превращается в котенка, ну в общем, вы все это читали.
   Знаете, кто такая Гела? Это образ Сократа. Этакого оживителя человеческих душ своим эросом. Потому что в диалоге "Пир" Платона речь как раз и идет о том, что самый большой эрос, который может вызвать мужчина, он может вызвать в диалоге. И не по отношению к женщинам. Прежде всего имелось в виду, что участники диалога -- другие мужчины. Любовь воспринималась преимущественно по другому. Более того, на самом деле Эрот имел отца и мать. И вот отца Эрота, Бога Эрота, звали Порос. А Порос, отец Эрота, кто-то в диалоге, если я не ошибаюсь, называет Сократа Поросом, в том числе. В этимологическом смысле переводится как вход и выход. Гела на входе и Гела на выходе. Она -- мать Эроса, она демонстрирует желание, которое должно вспыхнуть в буфетчике. А должно в нем вспыхнуть желание прожить жизнь как-то подлинно.
   Правда, тут есть нехорошие вещи. Которые даже вспоминать не хочется. И которые надо вымарать из романа Булгакова. И которые когда-то произвели на меня ужасное внушающее впечатление. И я переживаю его до сих пор. Вы представляете, какое безобразие подло и зло говорит русскому народу Воланд. Никогда не читайте этих строк. Никогда!
   Цитата
   "- Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
   - Покорнейше... я не пью...
   - Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы любите другие какие-нибудь игры? Домино, карты?
   - Не играю, - уже утомленный, отозвался буфетчик.
   - Совсем худо, - заключил хозяин, - что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!"
  
   Как-то я на всю жизнь остался в этом отношении к трезвому образу жизни. И это дурное влияние Булгакова на меня. Мне срочно надо об этом подумать. Поэтому я прощаюсь с вами. Спасибо что пришли. До встречи.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"