Аннотация: Никого из советских писателей не ругали так, как Шпанова. И не в узком литературном кругу, а в широких народных массах...
Никого из советских писателей не ругали так как Шпанова. Не в узком литературном кругу, а в широких народных массах. Для кого-то он стал чуть не главным виновником поражений 1941 г: "Обещали `на чужой территории, малой кровью`, а получили... Писатели, мать их !..."
Николай Шпанов известен своей повестью "Первый удар", вышедшей в 1939 году. Даже те кто принципиально "не читал такой ерунды", знает о чем речь: враги, без обиняков именуемые немцами, нападают на СССР, но РККА и в первую очередь ее ВВС наголову громят супостатов. Книга была рекомендована для прочтения всем командирам Красной Армии. Но уже через полгода, после пакта Молотова-Риббентропа, она была изъята из библиотек. А еще через два года страна получила "первый удар" с точностью до наоборот. Немудрено, что Шпанов у кого-то оказался крайним...
Сначала несколько слов об авторе. Николай Николаевич Шпанов родился в г. Никольск-Уссурийский (110 км от Владивостока). После гимназии поступил в петербургский Политехнический институт, но вскоре увлекся авиацией и перешел в Высшую Офицерскую Воздухоплавательную школу. Окончив ее в 1916, воевал в качестве летчика-наблюдателя на Германском фронте. В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию, и до 1938 года служил в Красном Воздушном флоте.
С 1925 регулярно печатался в изданиях Добролета и Осовиахима, пропагандируя авиацию. Написал ряд брошюр и книг ("Самолет как средство сообщения", "Водяные вездеходы: Что такое глиссер и для чего он нужен.", "Советские снегоходы: Что такое аэросани и для чего они нужны." "Сердце самолета: Как работает и устроен авиационный двигатель." и др.), сыгравших заметную роль в массовом увлечении авиацией в 1920-е. Особо следует отметить созданный цикл методических пособий, написанных столь просто и увлекательно, что с их помощью ранее незнакомый с техникой человек к концу восьмимесячного цикла обучения мог чинить авиационные моторы. Перу Шпанова принадлежит учебник для летных училищ 'Основы воздушных сообщений'.
С 1927 Шпанов регулярно публикуется во 'Всемирном следопыте' и в 'Крестьянской газете', выступая с рассказами для юношества и путевыми очерками. Он участвовал в агитационном перелете дирижабля на Дальний Восток ('Наш полет в лесные дебри'), и агитавтопробеге в те же края ('По автомобильной Трансевразии: На автомобиле по уссурийскому бездорожью'). В 1929-32 главенствовала арктическая тема - он участвовал в походе 'Красина', побывал на островах Новая Земля и Колгуеве ('Полярный поход 'Красина'; 'Во льды за 'Италией'; 'В страну вечных льдов', 'Подвиг во льдах', 'Край земли').
От путевых очерков Шпанов перешел к беллетристике, издав два сборника рассказов 'Загадки Арктики', 'Песцы' и повесть 'Лед и фраки'. Работа над книгой об авиаторах привела Шпанова к изучению истории изобретений в области моторостроения, в результате чего в 1934-36 им было опубликовано несколько книг на эту тему: 'Рождение мотора', роман 'Четыре такта', повесть 'История одного великого неудачника' и беллетризированная биография 'Джеймс Уатт'.
Всенародную известность Шпанову принесла повесть 'Первый удар', рассказывающая о том, как в случае агрессии советская авиация сразу же поразит врага в его логове. Выше уже было сказано о ее необычной судьбе - он "обязательной для прочтения" до "всё вышло наоборот".
Виноват ли в этом писатель ?
Во-первых, не забываем, "Первый удар" - это фантастика. Точнее, оборонная фантастика - вполне обычная вещь для 30-х годов. После Великой Отечественной этот жанр просто вымер (временно, к счастью): желающих читать про выдуманные бои тогда не было - все ещё помнили, как оно было по-настоящему. После он возродился - вначале у Тома Кленси, а сейчас и наших воспевателей будущих войн - как собак нерезаных. Их тоже обзывают сказочниками, доказывают, что в реале всё будет не так - но всё равно читают. Чем Шпанов хуже их ?
Раз фантастика, то в книге всё не совсем так как в реальности. Ударную силу Советских ВВС составляют самолеты с паровыми (sic!) турбинами, сделанные из агатовых сталей. Понятно, что они на голову превосходят машины противника. Безукоризненно работает связь. Фотооптика позволяет с 7 км разглядеть на земле любую мелочь. Я уж не говорю о том, что руководство на всех уровнях с первых мгновений конфликта принимает только безошибочные решения. Так, первую волну немецких бомбардировщиков встречают и громят еще над границей. Эдак что ж не воевать !
Не смотря на то, что "враг коварен и злобен", он определенно не трус и совсем не дурак. Должное уважение к противнику присутствует - в отличие от послевоенных приключенческих книг.
Наконец, о фантастичности самого сюжета: "злобные враги начинают и проигрывают". Практически все близкие автору войны именно так и происходили. Конфликт на КВЖД. Хасан. Халхин-Гол. Да что далеко ходить, если даже война 08.08.08 России с Грузией шла точно по этому сценарию ! Фактически, Шпанов не угадал только один раз. Но какой !
И наконец. Николай Николаевич Шпанов родился 22 июня 1896 года. Вот уж угадал так угадал...
В 1939 году Николая Шпанова принимают в Союз писателей СССР и он становится профессиональным писателем. В том же году в качестве корреспондента он принимает участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и публикует ряд очерков, посвященных военному конфликту с 6-й отдельной армией Японии на территории Монголии.
В годы войны Шпанов был военным корреспондентом. И неоднократно, возвращаясь с фронта, в узком кругу он рассказывал о том, что видел, костерил повсеместный бардак, тупость, безответственность. Реальность далеко не всегда была такой как на страницах его книг, и он это прекрасно понимал. Но "к штыку приравнено перо", и он писал только то, что было нужно.
В годы войны был опубликован биографический очерк 'Майор Кошевой' (1941), а также биографическая повесть о герое-летчике Н.Ф.Гастелло 'Мальчик из Полесья' (1942) и сборник рассказов 'Горячее сердце' (1942). Удовлетворяя возникшую в годы войны потребность в агитационной литературе с захватывающим авантюрным сюжетом, Шпанов создал 'Тайну профессора Бураго', где были представлены традиционные персонажи: гениальный изобретатель, коварные шпионы, проницательные контразведчики, беспечные начальники и бдительные простые советские люди.
После войны вышел роман Шпанова "Поджигатели". Толстый. Добротный. Идеологически выдержанный. Про то, как Гитлер, Черчилль и прочие империалисты строили козни СССР. Недостаток только один (IMHO конечно): нет живых положительных героев. Ни одного. Все они лишь детали сложной схемы. Инженер изобретает. Летчик летает. Особист расследует. Грамотно, успешно. Но вспомнить их больше не за что. И какой контраст с "Первым ударом", где даже герои второго плана выписаны индивидуально, со всеми своими мелкими неповторимыми чертами. Как отмечали литературные критики, "отрицательные персонажи выписаны автором с большей тщательностью, чем достаточно однообразные в своих добродетелях коммунисты и борцы за мир. "
Шпанов исписался ? Может быть. Но мне кажется, дело не в этом. Просто в далекие тридцатые он видел перед собой своих героев. Их было много. Не каждый реально был летчиком-асом, но тысячи и тысячи мечтали об этом. С любого встречного парня можно было писать майора Грозу, каждая вторая девчонка могла стать прототипом Олеси Богульной. Поэтому и вышли герои на удивление живыми.
"Поджигатели" писались в другой обстановке. Все кто хотел - навоевался до сыта. Любимой присказкой стало "лишь бы не было войны". Грезящие о военных подвигах, если такие и остались, лишний раз старались не говорить об этом вслух - дабы не услышать в ответ: "Что ж ты жив-то до сих пор, герой ты эдакий ? Вон мой-то Ванька ...". За отсутствием натуры персонажей приходилось придумывать...
А вот такую версию о характере изменения его творчества высказал Д.Быков - человек определенно умный, хоть и "белоленточник":
По Шпанову наглядно можно судить об этапах перерождения советского проекта - от его раннего конструктивистского модернизма в поздний квасной пафос, от интернационализма к синдрому осажденной крепости.
Вот собственно и всё. Да, по книге "Первый удар" был снят фильм "Глубокий рейд". Его интересно посмотреть хотя бы ради раритетной техники (понятно что за отсутствием в реальности паротурбинных суперсамолетов там снимались старые добрые ТБ-3, И-15 и И-16). А вот книгу стоит перечитать как раз не ради технических подробностей, а просто чтобы встретиться с людьми 30-х годов. Людьми, которых сейчас нет.