Кожевникова Татьяна Ивановна : другие произведения.

Павел Петрович Бажов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  По обочине дороги шагал усталый путник. Время от времени он останавливался и оглядывался назад.
  - Далеко ещё до Сысерти, - бормотал он. - Пожалуй, не дойду до вечера. А хорошо бы сейчас ехать и ехать... Простор-то какой!
  Вдруг путник замер, прислушиваясь. Шум колёс телеги по ухабистой дороге с каждым мгновением становился всё очевиднее, как и слова тягучей песни, которую пел возница.
  - Далёко путь держишь? - услышал путник, когда телега, наконец, поравнялась с ним.
  - В Сысерть.
  - Садись рядышком, коль не брезгуешь - вмиг тебя с Чалой домчим!
  Путник поблагодарил и ловко запрыгнул на телегу.
  - К кому в Сысерть-то? Я всех, почитай знаю - тамошний я.
  - Да ко всем, вроде, - тихо промолвил путник.
  - Как это?
  - Беседую с людьми, что на заводах работают и живут при них же, - пояснил путник. - С мастерами по камню, оружию, другими умельцами. Сказки записываю, предания...
  - Ска-а-азки? - насмешливо протянул возница. - А сам-то кто будешь?
  - Учитель я. В Екатеринбургском духовном училище преподаю.
  - Вона как! - присвистнул водитель и, обращаясь к лошади, громко крикнул, - пошла, Чалая! Поспешай, милая, учителя из самого Екатеринбурга везём!
  Путника, сидящего на телеге, звали Павел Петрович Бажов. В ту пору он был никому не известным учителем. Пройдёт время, и имя знаменитого уральского писателя-сказочника в России будут знать все - от мала до велика.
  
  Павлуша Колдунков
  - Пашка! Колдунков, айда скорей! - донеслось с улицы. - Дядя Вася сейчас сказки зачнёт сказывать, велел тебя позвать.
  - Мам, я побежал, - вихрастый мальчишка, сунув кусок лепёшки в рот, метнулся из-за стола.
  - Хоть бы поел досыта, - вздохнула Августа Степановна Бажова, одёргивая сыну рубаху. - Бегаешь, как заполошный. Ты куда хоть, Павлуша?
  - На Думную гору, мам! - донеслось из-за порога. - К дяде Васе Хмелинину!
  Августа Степановна улыбнулась, прислушиваясь к ребячьим крикам за окошком, убрала со стола посуду и села за рукоделие - она слыла искусной кружевницей.
  Детство Павла Бажова проходило в городке Сысерть. Отец будущего писателя - Пётр Васильевич - трудился мастером на Сысертском металлургическом заводе. Когда он остался без работы, семья переехала на Полевской медеплавильный завод. Именно там Павел впервые услышал истории о могущественном Полозе, хитрой бабке Синюшке, девке Азовке и многом другом - старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин, что работал сторожем на дровяных складах, знал великое множество интересных сказаний, от которых у ребятни просто дух захватывало.
  Павел, слушавший рассказы особенно внимательно, словно воочию видел происходящее. Он старательно откладывал в памяти каждое слово, чтобы пересказать потом историю отцу с матерью и тем приятелям, которых не было с ним в этот момент на Думной горе.
  Конечно, Павлуша Бажов не только слушал сказки старого горняка. Он помогал матери по хозяйству, носил отцу обед на завод, удил рыбу 'на ушицу', собирал в лесу ягоды и грибы. Потом, когда он станет писателем, Бажов напишет о своём детстве книгу 'Зелёная кобылка'.
  Почему же Павла звали 'Колдунковым', спросите вы? Тут всё просто: в каждой местности есть свои, особенные словечки, известные лишь коренным жителям. В ту пору на Урале слово 'бажить', от которого произошла фамилия Бажовых, означало 'ворожить', проще говоря, 'колдовать'. Вот к Павлу и прилипло прозвище 'Колдунков'. Обижался ли он на друзей? Думается, нет, поскольку позже, став писателем, Павел Петрович иногда так и подписывал свои труды - Колдунков. Правда,имя ставил другое - Егорша.
  
  Школьные годы
  Как и многие сверстники, Павел Бажов учился в Сысертской земской трёхлетней школе (Бажовы часто переезжали из Полевского в Сысерть и обратно), которую посещали только мальчики. Бажову повезло: учитель Александр Осипович Машуков открыл перед ним необъятный мир литературы. Павел с радостью знакомился с творчеством великих русских писателей и однажды по-настоящему удивил своего учителя, рассказав наизусть все стихи Николая Алексеевича Некрасова, включённые в школьный сборник. Александр Осипович был ошеломлён: он понимал, что мальчик наделён особыми способностями, которые необходимо развивать и дальше. Своё мнение он высказал другу семьи Бажовых - Николаю Семёновичу Смородинцеву.
  - Учить Пашку дальше надо! - говорил тот позже Петру Васильевичу, отцу мальчика. - Толк из него выйдет непременно! Сам посуди - что с его талантами на заводах-то делать?
  Отец Павла в душе был согласен с другом, но знал: на обучение нужны немалые деньги. А где их взять, когда семья зачастую бедствовала? Знал об этом и Смородинцев. Он решил воспользоваться своими связями, чтобы сына простого рабочего допустили до экзаменов в Екатеринбургское духовное училище. Павел не подвёл: экзамены он сдал блестяще и тут же был зачислен. Впрочем, с Николаем Семёновичем Паша расстался не скоро: первое мальчик жил у Смородинцева в посёлке Верх-Исетского завода, а в училище ходил пешком.
  Спустя несколько лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, где литература преподавалась намного шире, чем в училище. Знакомясь с произведениями именитых писателей, Павел всё чаще вспоминал чудесные истории, слышанные им от сысертских и полевских рабочих, и мечтал однажды изложить их на бумаге.
  - Эти необыкновенные сказки непременно всем понравятся! - думал юный Павел.
  
  Собиратель историй
  После окончания духовной семинарии Павел оказался на распутье: с одной стороны его ждала учёба в Киевской духовной академии (семинарию Бажов окончил на 'отлично), но сам юноша грезил об университете. Однако мечтам не суждено было сбыться: у Павла умер отец. Понимая, что он не может оставить мать на произвол судьбы, Павел стал учителем в деревне Шайдуриха. Потом был Екатеринбург и Камышлов - там Павел Петрович тоже учительствовал: преподавал русский язык. Учителем Бажов работал долгих восемнадцать лет.
  Истории из детства не давали молодому человеку покоя. Павел знал, что в каждой деревеньке, рабочем посёлке он услышит новые занимательные рассказы, поэтому решил путешествовать. Павел Петрович ходил и ездил по Уралу: знакомился с людьми, слушал истории, песни и частушки, интересовался происхождением разных народностей, многое узнавал о местности, в которой побывал. Люди охотно рассказывали учителю всё, что знали, а он неустанно запоминал, записывал, понимая, что каждая встреча, история, сказка - уникальна.
  - Другой такой нет, - всё чаще приходило в голову будущего писателя. - И тем обиднее, что её знают только в одном посёлке! Ах, если бы я мог поведать эти истории всем людям!..
  В те годы Павел Петрович начал писать. Пока не сказки. Первыми его трудами стали статьи в газеты - Бажов подрабатывал журналистом в газетах.
  Когда в России началась гражданская война, Павел Петрович добровольцем вступил в Красную Армию и отправился воевать с белогвардейцами. В течение длительного времени он был бойцом одного из сибирских партизанских отрядов. Тогда у него, как у разведчика, появилась новая фамилия. Думаете, опять Колдунков? Нет, временно он стал Бахеевым.
  После окончания гражданской войны Павел Петрович Бажов переезжает в Екатеринбург, где вместе с другими учится газетному делу в редакции новой 'Уральской областной крестьянской' газеты. При написании материалов Павел Петрович не устаёт поражаться богатству и красочности народного языка. Но одно дело - говорить на таком языке, другое - писать в газету. Ведь в печатном издании не напишешь 'слышь-ко'!
  Всё чаще Бажов задумывается над тем, что ему приходится в текстах поправлять речь рабочих, вкладывая в их уста совсем другие слова - те, что предпочтительнее для газетных страниц.
  Павел Петрович снова записывает всё, о чём говорят люди. От его внимания не ускользает ни одна поговорка, ни одно слово. Те записи, что Бажов делал, будучи учителем, были утеряны во время войны, но писатель полон сил и энергии, поскольку уверен: любая мелочь должна сохраниться. Он вспоминает всё, что слышал ранее, и делает бесконечные записи в своих тетрадях.
  
  Бажовские сказы
  Бажов начинает писать сказы. Сначала для себя или, как говорят, в стол. Делал он это, чтобы не позабыть множество историй и успеть запечатлеть на бумаге яркие образы героев сказов.
  Почему же 'сказы', а не 'сказки'? Дело в том, что сказка - это выдуманная история, а вот в сказе тесно переплетаются и реальные события, и те, что автор нафантазировал сам. В бажовских сказах большое внимание уделено описанию жизни и быта рабочих, мастеровых, характеру простого человека, его чувствам, отношению к другим людям, уральской природе. Читая сказы, можно узнать, как жили уральцы много лет назад. К тому же, в каждом сказе присутствует тот, кто его рассказывает - например, Дед Слышко в 'Малахитовой шкатулке'. Кстати, Слышко существовал на самом деле. Настоящее его имя уже упоминалось здесь. Это - Василий Алексеевич Хмелинин. Дело в том, что знакомство с историями, услышанными от 'дяди Васи', настолько поразили маленького Павла, что спустя годы он увековечил Хмелинина в своём произведении, отблагодарив, таким образом, за чудесные сказки.
  Сборник произведений со всем известным названием 'Малахитовая шкатулка' начался с четырёх сказов: 'Дорогое имечко', 'Про Великого Полоза', 'Медной горы Хозяйка' и 'Приказчиковы подошвы'. Впервые сказы были напечатаны в журнале 'Красная новь'.
   Это был оглушительный успех, ведь ничего похожего любители литературы и критики раньше не читали! Все поздравляли Павла Петровича и говорили, что ему нужно писать ещё. Понимал ли Бажов тогда, что он занял своё, особое, место в литературе? Теперь этого никто не знает. Главное, что он продолжил работу над сказами, и скоро их стало четырнадцать.
  У многих почитателей таланта Бажова возник вопрос: почему название сборника - 'Малахитовая шкатулка', ведь другие сказы писателя не менее интересны? Всё дело в том, что Бажов считал малахит камнем особенным.
  - В нём вся радость земли собрана, - говорил писатель.
  Вот и в сборнике 'Малахитовая шкатулка' собрана большая радость для людей - сказы, своей яркостью и сверканием напоминающие камень-самоцвет.
  Пока сборник готовился к печати, Павел Петрович продолжал работу, и скоро появились сказы 'Серебряное копытце', 'Травяная западёнка', 'Демидовские кафтаны' и многие-многие другие. Всего Бажов написал пятьдесят шесть сказов. Ему была присуждена Государственная премия нашей страны, кроме того, Павел Петрович был награждён орденом Ленина, его приняли в Союз писателей.
  
  Главное богатство
  Все, кто был знаком с Павлом Петровичем Бажовым, отмечали, что даже став знаменитым, писатель жил весьма скромно. Переезжать куда-либо он отказывался и вместе с семьёй проживал в небольшом доме в Екатеринбурге. У Бажовых всегда было много гостей. Павел Петрович любил, когда в дом приходило много детей - ему нравилось с ними общаться. Писателю по душе была самая простая жизнь: он не пользовался автомобилем, предпочитая ходить на работу пешком, занимался садовыми работами, а любимым его блюдом были пельмени с редькой. Свои произведения Бажов писал обычной ручкой, стоя за высокой конторкой, оставшейся ему от отца. И лишь когда Павла Петровича стало подводить зрение, он поменял привычную ручку на пишущую машинку, которые ему подарили друзья-писатели.
  Главным богатством в жизни Павел Петрович считал свою супругу Валентину Ивановну, детей и внуков. А вот читатели сказов были уверены, что одно из основных сокровищ, которым владел Бажов, был талант писателя. Однако сам Павел Петрович не любил, когда превозносили его способности. Он считал, что любому, даже самому талантливому литератору, нужно думать и много работать, и всегда приводил в пример писателя и поэта, которого он считал образцом сказочника - Александра Сергеевича Пушкина, а также Льва Николаевича Толстого . Многие говорили, что Павел Петрович даже внешне похож на Льва Толстого (главным образом, из-за длинной и густой бороды). Поэт Демьян Бедный даже называл Бажова 'Колдун уральский бородатый'.
  В одном из бажовских сказов 'Живинка в деле' есть такое высказывание:
  - Как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет.
  Вот и у Бажова была такая 'живинка', которая помогала ему в написании сказов, которые читают и перечитывают взрослые и дети не только в России, но и за её пределами. Может быть, 'живинка' и есть - главное богатство, самоцвет Павла Петровича Бажова?
  
  Чуткая душа
  Несмотря на прозвище 'бородатого уральского колдуна' и мнение, что Бажов был нелюдим, Павла Петровича со всей уверенностью можно назвать человеком с доброй и чуткой душой. И лучшим доказательством тому служат его бесконечные встречи с простыми людьми, его умение проникнуть в самую суть рассказа, понять все чувства, испытываемые человеком, 'примерить' на себя судьбу литейщика, камнереза, горнорабочего, гранильщика, старателя.
  Во время Великой Отечественной войны в Екатеринбург, где проживал Павел Петрович Бажов, были эвакуированы писатели из Москвы и Киева. Оказавшись в чужом городе, они не знали, к кому обратиться, на кого положиться в трудной ситуации. Им на помощь всегда приходил Павел Петрович. Его даже называли 'совестью писателя'. Именно тогда и был развеян миф о его нелюдимости.
  А ещё его сказы помогали тем, кто был на войне и тем, кто работал в тылу. В то время на уральских заводах, не покладая рук, трудились дети и подростки (мужчины были на фронте), которые стоя за станками, вспоминали весёлую Огневушку, голубых змеек, упорство Данилы, верность Ермаковых лебедей.
  - Эти истории помогали нам не только выжить, но и работать, - говорят сегодня ветераны трудового фронта. - Благодаря им, мы изготавливали то, что позволяло нашим бойцам приблизить Победу.
  Впрочем, чтобы удостовериться в добросердечии писателя и чутком отношении к людям, не нужно проходить каких-либо определённых испытаний - достаточно просто открыть книгу сказов и начать читать.
  
  Вторая жизнь сказов
  Сколько книг выпущено с тех пор, как были напечатаны первые сказы? Разве сосчитаешь! Пожалуй, в каждой российской семье есть хотя бы один экземпляр 'Малахитовой шкатулки'. Все мы хорошо знаем и Хозяйку Медной горы, и мастера Данилу, и деда Кокованю, и его внучку Дарёнку, и Огневушку-Поскакушку и многих других героев сказов Бажова. Но они известны не только в нашей стране, но и за рубежом, поскольку произведения Бажова переведены на сто языков мира. Их читают во Франции и Румынии, Германии и Японии, Великобритании и США, прочих странах.
   Сказы не только увековечены в книгах, они ещё получили вторую жизнь. Как? Очень просто: после окончания Великой Отечественной войны (в 1945 году) режиссёр Александр Птушко снял фильм-сказку 'Каменный цветок', который спустя год получил приз на кинофестивале во Франции. Фильм демонстрировался в России, Германии, Чехии и других странах. Были сняты фильмы и по мотивам других сказов.
  А потом были мультфильмы, которые так любят смотреть дети: 'Синюшкин колодец', 'Травяная западёнка', 'Медной Горы Хозяйка', 'Малахитовая шкатулка', 'Каменный цветок', 'Серебряное копытце', 'Золотой волос'.
  Но и это ещё не всё: по сюжетам сказов Павла Петровича Бажова были созданы балет и опера, ставилось большое количество спектаклей, в том числе, и в кукольных театрах. Словом, сказы не стареют. Они растут и взрослеют вместе со своими читателями - детьми.
  
  Татьяна Кожевникова tanistaia@yandex.ru
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"