Аннотация: КНИГА Э. ДЗЫ. Или "Э. Дзы сказал и... подумал". (Рабочее название "Эдзыотизмы"). Первые 50 листов. *** У этой Книги весьма прелюбопытная история. ///
КНИГА Э. ДЗЫ.
Или "Э. Дзы сказал и... подумал".
(Рабочее название "Эдзыотизмы").
Первые 50 листов.
***
У этой Книги весьма прелюбопытная история.
Где-то в развалинах "Миллионки", весьма, кстати, знаменитый Китайский квартал Первоначального Владивостока, жил бич. Я бы сказал "бомж", но бомж не имеет места жительства. А этот имел. Во все щели. Что он там только не устраивал...
А чтобы на это были деньги - лазил по разным закоулкам, находил диковинные вещички и продавал жадным антикварам.
Однажды нашёл целую вязанку бамбуковых дощечек. Собрал, сколько мог унести и притащил в своё убогое жилище.
Хотел было продать, но вспомнил, что когда-то учился в школе с преподаванием китайского языка. И немного - на Востфаке тогдашнего ДВГУ.
Да и с дровами было не так просто.
Впрочем, гореть дощечки отказывались наотрез. Они лишь обугливались и становились твёрдыми.
От нечего делать бич начал читать тексты на этих дощечках. И рассказывать содержание друзьям во время интеллектуальных попоек.
Бичи в то "неоднозначное" время попадались очень образованные, и чтения имели успех. Вскоре наш бич уже не трудился, и не занимался собирательством. В логово его стала заходить даже полуприличная публика...
Пьяные люди не только слушали странные тексты, но и часто дополняли чем-то своим.
Самое "мудрое" хозяин старался нацарапать на дощечках, где внизу было свободное место.
Те, кто видел эти бамбуковые "таблички" воочию, говорил, что выглядели они весьма подозрительно и странно.
В верхней части располагался старый китайский текст. Иероглифы были красивы и выполнены весьма тщательно. Было такое ощущение, что они впечатывались в сырой бамбук шрифтом, а не вырезались. Причём шрифтом весьма тонкой гравировки.
Затем шли надписи, процарапанные с разной тщательностью. Иногда на "родном" - китайском. Но большей частью - на нашем, исконно русском языке. Попадались и японские, и корейские, и уйгурские...
Мало ли где лежали эти звонкие щепки. Нашли то их в бывшей опиекурильне...
Самое прискорбное в этой истории, что в те мутные 90-е годы всё это бамбуковое богатство кануло в Реку Времени и больше не показывалось. То есть - "покрылось" навеки...
Лично я дощечек этих не видел.
Но некто К., переводчик и знаток Китая и его языков, включая уйгурский, дал как-то мне целый кулёк самых разнообразных листков бумаги.
"Вот - почитай. Нашёл у одного кулика. Прикольно."
Бумажки плохо пахли, но у меня был досуг. И К. я знал как большого интеллектуала. (Враля и запойного пьяницу). Раз ему что-то было "прикольно" - значит, это было действительно нечто прикольное.
В принципе, разочарован я не был. Интересно. Хотя, контекст чем-то напоминал традиционные афоризмы старого Китая.
Правда, - много раз дописанные...
Некоторые дописки искажали смысл текстов и создавали путаницу во времени.
Иногда даже было непонятно, где кончался сам Э Дзы, и где начинались безвестные интеллектуальные алкоголики.
Тем не менее, я решил обнародовать данные тексты, как некий образец "Владарта", который мог появиться только в этом уникальном городе...
Может, потомки найдут способ отделить настоящего Э. Дзы от последующей отсебятины. Восстановят его имя и поставят в ряд со светилами китайской философии.
Вдруг Э. Дзы был последним классиком традиционного Китая. Классиком, увидевшим неизбежный крах Империи. Предвидевший и пытавшийся остановить...
Нет, хотя бы отсрочить его своими жалкими сочинениями...
Но, скорее всего, эта Книга будет интересна тем, кто изучает взаимное проникновение культур друг в друга при проникновении алкоголя в головной мозг человека.
А может...
Впрочем - может быть всё. Однако тексты, особенно несгораемые, пишутся не зря.
Перед Вами первые 50 листов, составленных из листочков, списанных с бамбуковых дощечек.
Прошу!
Да, разнокалиберные бумажки в кульке были разделены на отдельные стопки, перевязанные ниткой крест-накрест. Но мне было неудобно так вынимать их из кулька по одной, и я рвал упаковки, не заметив в ней некоей классификации. А зря.
Ещё одно замечание.
При всём богатстве знаний и резвости ума трудно найти афористов, которые мыслили бы также глубоко, и формулировали бы также изящно, как Китайские Мудрецы - "Классики".
Увы...
И это - притом, что нас отделяют тысячи лет "прогресса"!
Но это так, к слову...
* * *
Э. Дзы о споре: недостойный соперник.
Э. Дзы сказал: - Не спорь с тем, кто не верит тебе на слово: либо он низок, и меряет всех собой, либо он озлоблен, и не способен отличать говорящих правду от себе подобных,
Подумал, и добавил: - Либо - закоренелый атеист, произошедший от самой лживой обезьяны...
Подумал ещё и усмехнулся: - Как было бы легко спорить по существу и открывать в споре новое, если бы спорящие верили друг друга.
...но для этого надо ещё верить...
*
Э. Дзы о молодых спецах и паразитах.
Э. Дзы сказал: - Высасывая соки из молодого специалиста, придётся поделиться мозгами - умный молодой специалист эксплуатировать себя не позволит...
Подумал, и добавил: - Даже из священного желания выслужиться перед "хозяином" бабла.
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, работая на жадного дядю, да ещё занимающегося промыванием мозгов ("мы - команда!!!) - богатым точно не станешь...
*
Э. Дзы о ненадёжном...
Как-то Э. Дзы сказал: - Что толку в вещах, если кругом крысы, что толку в деньгах, если они стали игрушкой в руках лукавых и алчных, что толку в здоровье, если кругом отравители и шарлатаны, что толку в книгах, которые никто не читает...
Сказал и добавил: - Не записывайте!
*
Э. Дзы: помой-ка мысли.
Э. Дзы сказал: - Обходя свалки и помойки, составил я неплохую библиотеку; однако с ростом количества книг росло и уныние моё...
Подумал, и добавил: - Эти люди окажутся там же!
Подумал ещё и усмехнулся: - Но мне от этого не будет лучше!
*
Э. Дзы об истине и понимании.
Э. Дзы сказал: - Умные люди поймут меня, но не потому, что я изрекаю истины, а потому, что смогут проследить источник моих заблуждений.
Подумал, и добавил: - Впрочем, всё это зря; все умные вещи были произнесены задолго до того, как я научился говорить.
Подумал ещё и усмехнулся: - И остались ли ещё люди, ищущие Мысли??
*
Э. Дзы о пустом. Пространство обмена (мыслями?).
Э. Дзы сказал: - Я боялся выглядеть глупым, но нашёл тут ещё глупее; я боялся выглядеть пошлым, но также нашел тех, кого в этом не перещеголять; я боялся...; да так и забыл, а что же хотел сказать...
*
Э. Дзы о недостойных правителях недостойного народа.
Э. Дзы сказал: - Горе тем народам, где вместо поставленных Небом управляют смотрящие от корпораций.
Подумал, и добавил: - Их земли выжмут, как тряпку, а их самих выгонят в чисто поле, которое и чистым-то не будет...
Подумал ещё и усмехнулся: - Когда Империю выжимают, как тряпку, стеснение чувствуют все. Или - почувствуют неизбежно....
*
Э. Дзы о стихах, толковании и... глупцах.
Э. Дзы сказал: - Написав стихи для глупцов, или для думающих по своим правилам, нужно ещё написать том о том, как эти стихи не стоит истолковывать и почему. То есть - том против заведомо неправильных и злобных вариантов толкования. Там следует объяснить, почему тот или иной вариант из данного стихотворения логически не вытекает...
Подумал, и добавил: - Однако глупость бесконечна, и всех вариантов заранее не предусмотришь. К тому же, дурака логикой не взять...
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, - это относится ко всем текстам...
И главное: - может, стоит писать стихи для кого-либо другого?
*
Э. Дзы о нелечебном голодании в виде знаков протеста.
Как-то Э. Дзы увидел по телевизору очередных голодовщиков и разразился следующим:
- Настоящее сочувствие эти люди вызывают только у торговцев продуктами...
Нет, конечно, им пойдут навстречу. Особенно, если голодовка будет замечена, кем не надо...
То есть - кем надо, но не теми, о ком мы думаем...
Пойду-ка я, поем. Пробовал ли кто в знак протеста есть? Есть, есть и есть... ужосс...
...лучше уж голодать...
Впрочем, есть и такие.
Не есть, так потреблять...
Подумал ещё и усмехнулся: - Впрочем, тот, кто может всё время есть - ни против чего не протестует...
*
Э. Дзы про "умные" афоризмы, Экклезиаста и...
Как-то Э. Дзы сказал:
- Должны ли афоризмы быть умными?
- Естественно. Но главное ли это? Все умные мысли можно найти в Библии. Если не хватит - то можно поискать в сочинениях Конфуция...
Афоризмы должны быть лаконичными, острыми, смешными... - чтобы не утомлять читателя и не притуплять его мысль.
Ведь простой набор самых сокровенных мыслей может вызвать скуку и у самого добросовестного читателя.
Впрочем, простой набор острот тоже надоедает...
Сколько времени может человек есть соль и перец?..
Подумал и вспомнил Экклезиаста.*
Да, стоит ли вообще писать? И кто научит меня не быть невежей и читать только "самое свежее", то есть - самое древнее, с уважением к Тому, кто первый это сказал...
Чтобы сказать что-то новое, нужно знать всё старое. А это невозможно.
Впрочем, было невозможно. До появления компьютеров.
Но кому интересно проследить все мысли и разложить их по полочкам?
Тогда и писать ничего не надо будет...
Хотя, может, мысли так и живут - возникают, уходят, появляются вновь...
Но это снова стих 15-й из 3-й главы...
* - Экклезиаст 3.15. "Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовёт прошедшее. "
*
Э. Дзы об идиотизме нашего совместного бытия.
Э. Дзы сказал: - Идиотизм нашего бытия заключается в том, что каждый в отдельности сознаёт бесцельность и неуютность своего существования, но все вместе мы делаем жизнь именно такой...
Подумал, и добавил: - И напрасно ожидать перемен...
Подумал ещё и усмехнулся: - Богаче жить, может быть, будем, но лучше - вряд ли...
*
Э. Дзы о перспективности и... старости.
Э. Дзы сказал: - В этой стране человека ценят не за то, что он сделал, а за то, что может сделать. Впрочем, - раб всегда ценен, пока работает. Сломанного раба выбрасывают. Не будете же вы воздавать почести сломанной посудомоечной машине...
Подумал, и добавил: - Молодые этого не понимают, и с энтузиазмом орут "мы - команда!!!".
Подумал ещё и усмехнулся: - А тех, кто постарше, и уже выброшенных - не слушают принципиально. Они же "неудачники". Вот и ворчат.
*
Э. Дзы о стойкой приобретённой липкости рук.
Э. Дзы сказал: - В этой несчастной стране до сих пор говорят, что к руководству государством нужно привлекать "уже успешных" людей. То есть - если нахапал, то больше не будет. Наивные люди! "Мало денег" много не бывает!
Да, и как быть с навыками? С рефлексами то есть??
Подумал, и добавил: - Да и "старые друзья" жить честно не позволят...
Подумал ещё и усмехнулся: - Ход мысли изменить труднее, чем остановить красным светом автомобиль, груженный блондинкой... за рулём.
*
Э. Дзы: Классик о "классиках" и детских болезнях.
Э. Дзы сказал: - И видел я, как из самых "рабочих" классов выходили подонки, бандиты, кровопийцы, партийные функционеры, богатые чиновники и прочие "успешные" предприниматели...
И непонятно мне было то зверское ослепление, в котором массы, разделившись на классы, уничтожали самое себя, науськанные бесноватыми "вождями"...
Чем "классовый" подход хуже "национального"?
Впрочем, объединение разнородного в некие "классы" - есть следствие лености ума.
Только Трудолюбивый способен отделиться от плевел...
Но и он не смеет брать на себя функции Бога.
*
Э. Дзы о фокусах и чудесах.
Э. Дзы сказал: - Да, есть фокусы, похожие на чудеса; но разве отменяют они сами чудеса?
Или, может быть, разоблачают? Как может муравей разоблачить реактивный самолёт?..
Да, а бывает, что чудеса вовсе непохожи на фокусы...
*
Э. Дзы об отчестве и отечестве.
Э. Дзы сказал: - Лишать отечества обывателя нужно постепенно. Сначала можно лишить отчества. И даже больших людей называть на дурной "продвинутый" манер. Начисто опуская имя недалёкого "предка"...
*
Э. Дзы о желтухе пресса.
Э. Дзы сказал: - Если бы император издал указ о том, что жёлтую прессу надлежит печатать исключительно на жёлтой бумаге, то в империи настала бы Вечная Осень.
*
Э. Дзы о спрятанном и утаённом...
Э. Дзы сказал: - Если незнакомый человек протянул тебе руку, то не протягивай свою в ответ. Сначала - посмотри ему в глаза, чтобы узнать, что там спрятано...
*
Э. Дзы о бесперспективных провинциях. Китайский ответ.
Если московским менеджерам кажется, что провинция приносит мало доходов - продайте её богатому соседу. Это редкий случай, когда довольны будут все...
*
Э. Дзы о проблемах Империи.
Как-то Э. Дзы сказал: - Была бы Империя меньше, то проблем тут было бы меньше.
А так - дураки, дороги, территория, население...
Подумал, и добавил: - Было бы меньше того же населения, - все бы давно уже разбежались. И все проблемы тогда бы и закончились...
Подумал ещё и усмехнулся, пыхнув трубкой: - Плохо поработали товарищи большевики...
*
Э. Дзы про фотографию ума и... биографии.
Э. Дзы сказал: - Фотография, которая всегда с вами - это не фотография в вашем паспорте. Это - ваше собственное лицо. Годам, эдак, к 30-ти, у кого раньше, у кого позже, и чем проще человек, тем раньше, оно становится весьма красноречивым.
На нём чётко проявляются скрытые, внутренние черты характера, умственные способности... Привычки, наклонности, пороки - всё оставляет след на лице...
Проявляются и закрепляются, как при старом способе печати фотографий. И тут уже никакая ретушь, никакой фотошоп не поможет...
Подумал, и добавил: - Жалко, что не все могут "читать" эти "фотографии". Обманутых было бы меньше, разочарованных...
Подумал ещё и усмехнулся: - Но многоженцы всё равно бы выжили...
И ещё: - Берегитесь тех, кто обновляет лица!!
*
Э. Дзы о влиянии письменности на здоровье.
Э. Дзы сказал: - Желание пописАть можно преодолеть без вреда для здоровья...
...в отличие от желания попИсать...
Подумал ещё и добавил: - Правда, смотря для какого здоровья. Для телесного, разве.
Да, для телесного здоровья лучше вообще ничего не писать. Вскроешь "правду-матку", глядишь - и тебе чо-нить вскрыли. Оперативно и со вкусом.
Врать будешь - тоже ответить придётся...
Но и воздержание вредно, как и во всяком другом деле...
Подумал ещё и усмехнулся: - Да, с изобретением письменности у некоторых сильно ухудшилось самочувствие...
*
Э. Дзы о ПСИХБОЛАХ - самой массовой партии...
Э. Дзы сказал: - Некий мудрец, из старых, говорил, что партия должна выражать волю масс. Так как основная масса россиян - люди психически нездоровые, то есть даже, можно сказать - больные, то и партия должна выражать волю психически больных.
И, следовательно, называться партией ПСИХБОЛОВ.
Не путайте с "нацболами" - это другая болезнь.
Тем же, кто будет возражать, что большинство больным быть не может, вы скажите:
- Нормальные люди так не живут.
Подумал и добавил: - Так как партии ПСИХБОЛОВ пока не создано, то о демократии в этой стране говорить рановато. Не так ли?
*
Э. Дзы о "выдающихся, остроумных, смелых, оригинальных...".
Э. Дзы сказал: - Некий писатель считается смелым и оригинальным, богохульствуя, на манер поздзабытых французов позабытого века. Некий тусовщик прославился тем, что появляется на людях голый. Некий "предприниматель" считается продвинутым и способным на нестандартные ходы, а ведь он - примитивный нарушитель Заповедей...
Подумал и добавил: - Трудно быть оригинальным среди безумных... или - среди одержимых бесами,... но пусть бесы об этом и думают. Людям в такой обстановке делать нечего...
Подумал ещё и усмехнулся: - Зачем трудиться и писать, когда можно просто насрать?
Но, увы: - если ты не член тусовки извращенцев в законе, то твои "творческие потуги" могут остаться незамеченными.
*
Э. Дзы о ПСИХБОЛАХ - 2.
Э. Дзы говорил: "Так как основная масса россиян - люди психически нездоровые, то есть даже, можно сказать - больные, то и партия должна выражать волю психически больных.
И, следовательно, называться партией ПСИХБОЛОВ".
- Эта самая партия и должна стать основой российской демократии. Но партии такой не создано. И не только потому, что психболы не умеют создавать партий и движений.
Когда надо разгромить ординаторскую, или же избить главврача - психболы бросаются на подвиг дружной, бурлящей энтузиазмом толпой.
С созиданием у них туговато. Но хуже того - болезни у них разные, а одинаковые по-разному протекают. Бесы в них разные вселены.
А разве могут бесы вообще о чем-то договариваться? То есть - не понять шизофренику маниака депрессивного...
Вот и нет единой психбольской партии...
То есть, вроде бы есть, но там объединяет не диагноз...
*
Э. Дзы о доказательствах для дураков от противного...
Э. Дзы сказал: - Не доказывай ничего дураку: он либо так не поймёт, либо - поймёт не так,... а если поймёт так, то сделает совсем по-другому...
Подумал и добавил: - Что бы дурак ни делал - лучше бы не делал...
Подумал ещё и усмехнулся: - Хуже всего, когда дураки пишут законы себе, а жить по ним приходится всем.
Как "противным".
*
Э. Дзы о множественности цивилизованных миров.
Э. Дзы сказал: - Многие политики и прочие... политиканы, в спорах своих часто ссылаются на некий "цивилизованный мир". Если по их репликам попытаться составить картину этого "цивилизованного мира", то она выйдет несколько противоречивой.
Выходит, что цивилизованных миров много...
Подумал и добавил: - Обидно: - цивилизованных миров много, а нам достался именно нецивилизованный.
Подумал ещё и усмехнулся: - Или же - мы сделали его таким...
*
Э. Дзы о дружбе и бандитизме.
Э. Дзы сказал: - Дружить с бандитом, так, на всякий случай - это всё равно, что держать дома противотанковую мину. Под кроватью. Под своей...
Тоже на всякий случай...
Подумал и добавил: - А ради дружбы? Но кто сейчас дружит дружбы ради??
Подумал ещё и усмехнулся: - "Ради всего другого" - это всё, что угодно, кроме дружбы.
*
Э. Дзы о законниках, подзаконниках и поправках...
Э. Дзы сказал: - Тома законов "идут на поправку", а толку - никакого.
Подумал и добавил: - Сложные и запутанные законы не будут соблюдать в первую очередь те, кто умеет в них разбираться. Впрочем - это они их и пишут. Но - они же писатели, а не "исполнители".
Остальные, даже пытаясь законы исполнять, - обязательно что-либо нарушат.
Подумал ещё и усмехнулся: - Но власть у нас охраняет вовсе не законы...