Прим: К данному разделу отнеситесь, пожалуйста, с неким пониманием, и расцените его как описание некой предтечи в попытке проанализировать корни многих связанных с рассматриваемой темой вещей, которые мы сегодня можем с вами наблюдать. Сегодня во многом наше сознание заполнено шаблонами восприятия неких юридических текстов, смысл которых во многом не понятен с точки зрения здравого смысла. К одной из таких тем относится и наемничества. Просьба также не пугаться новых терминов (например "историческая ЧВК" и иных смысловых обозначений) в этой книге, так как понятия "наемничества", "приватизация войны" и др.(как уже говорилось) - очень скользкие термины к устоявшемуся пониманию обывателя, и требуют такого же нетрадиционного подхода и подготовки. Грубо говоря, без условностей тут не обойтись. Здесь мы позволим себе некоторые сравнения и смелые соединительные имена-названия, которые на наш взгляд в прямом или переносном смысле будут отражать аналитический взгляд на вопрос и как кажется, помогут концентрации внимания именно на нужных деталях и в нужном "незамасленном" направлении. По окончанию нашей работы мы все расставим на свои места даже в названиях.
Русский взгляд из прошлого.
Хотя люди созданы Богом для дружбы и согласия, но, к сожалению, с тех пор, как они существуют -- существует и вражда. Сначала люди ссорились между собою в одиночку, а потом, по мере того как умножилось их число, вражда становилась серьезнее -- стали враждовать между собою семьи, поколения, а за тем начали ополчаться друг на друга и целые народы. Таким образом, дошло, наконец, до того, что спор между народами разрешался только силою. Кто сильнее -- тот и прав.
Когда только на полном серьезе заговорили о ЧВК в России, а это примерно 2006 год, отношение к такому подходу ведения войны было неоднозначным. Чаще негативным. Дискуссии на форумах в интернете (можно поднять сохранившиеся посты на Десантуре.ру) заканчивались обвинениями в адрес наемников, в их адрес неслись самые заурядные и незаурядные ругательства, подводились резюме - для России подобный вариант не подходит. Вот дословная фраза, появившаяся в сети, на сайте "десантура точка ру": "На Руси такого не было и никогда не будет". Умозаключение спорное. Так ли это?
Tu te fous de ma gueule ou quoi? (самое распространенное ругательство среди солдат из La Legion Etrangere - ты, что мочи напился?)
Стоит вспомнить французский иностранный легион. Именно он стал спасением для многих русских солдат и офицеров в период 1921-1924 гг лишенных Родины и смысла существования. Период - когда русские патриоты были вынуждены бежать из России, проиграв народу, околпаченному большевиками. О легионе много написано. К примеру, указываются цифры наших соотечественников, которые прошли через него, это 12 000 человек. На самом деле эта цифра гораздо серьезнее. Малозначимые показатели 1914-1921 гг резко взметнулись после понимания русским офицерством бессмысленности борьбы в Гражданской войне 1917-1921гг. в России. Легион дал им этот смысл, заполнил пустоту души, занял руки (как говорят) и дал возможность существовать, чувствуя себя в своей тарелке.
Вторая массовая волна случилась после II Мировой войны. В основном это были бывшие военнопленные, уцелевшие пленные казаки, узники французских концлагерей, "власовцы", сдавшиеся в плен западным союзникам вместе с немецкими подразделениями.
Третья - 1990-1995гг. Конец Социалистического лагеря, развал СССР и падения значимости России, уход страны в позиции третьего мира. Военные люди, в поисках лучшей доли и "Родины" снова воюют на чужбине.
Четвертая - 2000-2001 год. Глобальное наступление Запада на Средний Восток. Здесь характерна ситуация, что в данном направлении завуалировано участвует и США, беря всю инициативу управления силами Европы, жестко и безапелляционно. Практика испанского и французского легионов начинает серьезно интересовать Пентагон для решения военных задач в пользу США. В Army Force & USMC, на выносных экспедиционных базах, начинают действовать отделы по формированию подразделений наемников-иностранцев для использования их в боевых действиях в Афганистане и Ираке. На базе 5 флота США в Персидском Заливе с 1998 года по 2003 действовал секретный центр, где прошли специальную подготовку около 2-х тысяч наемников из стран бывшего СССР. Основным стимулом воевать для этих людей было американское гражданство и возможность перевоза семей в США. В случае гибели в зоне боевых действий они не попадали в общую статистику потерь, что очень положительно сказывалось на перспективных показателях для Конгресса. Для общественности это вообще была закрытая тема. Это был один из "пилотных" проектов Пентагона того времени. Вернее вторым острием двузубца. Позже массовое применение получил другой проект Рамсфельда - оформление наемников со всего мира через американские и союзнические частные военные структуры, получившие опыт войны в Африке и Латинской Америке.
На этих примерах мы видим, что принцип формирования ЧВК и иностранных легионов схож - особенно если брать во внимание мотивацию ухода туда солдат. Как правило, это: прекращение карьеры военного у себя на Родине; разочарованность там, в службе и смысле существования; беспросветная бедность и невозможность найти достойную работу, материальная нужда - долги и тд.; политическое и уголовное преследование. Т.е. юридические лица военного дела под крышей Пентагона это "Американский Легион" в новой современной капиталистической форме существования. В этом есть некая историчность.
Но все, же не будем забегать вперед и вернемся к истории нашей страны. Что же у нас с этим делом? Ведь чтобы представить сегодня будущее вооруженных сил, не игнорируя опыт оппонента, нужно заглянуть вглубь истории? Было такое или нет, у нас? Отличались ли наши предки от западных народов в формировании своих вооруженных групп, тактических приемах, стратегии, или быть может так же на среднерусской равнине имели место "исторические ЧВК", как мы их уже тут окрестили.
Начало новой эры. Что же мы видим на Руси того периода истории?
О древнем мире славянских племен мало что известно. Можно сказать только, что в военном деле в основном подход был родовообщинный. Т.е. азиатский. Об этом можно почитать у многих авторов, которые работают над тем периодом. Ясно одно, что такой подход к войне, который мы изучаем сейчас, в системе правила того времени тогда был невозможен.
Вообще-то военное искусство славян темных веков, особенно конца старой эры и первых двух веков новой, не изучено вовсе. Очень мало материала, на котором можно было бы строить четкие предположительные выводы и жесткие исторические опоры. Все выводы, которые дают некоторые авторы, это на самом деле и есть просто думы и субъективные выводы, взятые с довольно скудных и не бесспорных источников. Но, тем не менее, 4 и 5 века кое чем отмечены и все же, уже дают нам возможность при желании выстроить цепочку логики о формировании славянского образа жизни и от сюда, как следствие, отношения к войне (имеется ввиду все виды военно-силового решения задач) этих племен. Что же было важным для наших предков при мирном существовании, и что при вхождении в состояние войны? Попробуем разобраться в этих вопросах и найти, может быть, схожие элементы фундамента.
В основном именно конец старой эры и был этапом формирования славянских племен и культуры этих племен на последующее тысячелетие. Основное расселение их тогда формировалось на территориях между реками Вислой и Одром. Этот факт положил начало заимствования обычаев у германцев, в том числе и опыта в военном искусстве. Германские племена были на много воинственней славянских. Они на тот момент уже обладали определенной тактикой военных действий с разделением боевых задач, формированием боевых порядков и тд. Этому способствовал опыт войны с римскими легионами не только в оборонительном плане, но и в наступательном. У славянских народов в налетах и набегах, известны только несколько племен. Их можно, пожалуй, приравнять по опыту к германцам или варягам. Это поморско-клещевые племена, которые берут свою родословную от иранских (арийских) народов. В этих племенах отмечалась та же воинственность, встроенный обычай войны в повседневную жизнь. Сейчас это назвали бы культом войны. Это сближает эти племена с норманнами, варягами и германцами. Этому можно найти объяснение в следующем: в некоторых местах восточногерманские племена поглощали или принимали в свои так называемые культурные "памятники" славян, называемых - пщеворами. Это так называемая пщеворская ветвь. Распад этой культуры происходит в 1 веке н.э. в период военного набега сарматов на территорию Верхнего Поднестровья. Именно тогда (примерно) появляются первые тактические приемы ведения войны при обороне у славян. Как правило, это война из засад - резкие налеты, при быстром последовательном отступлении. Столкнувшись с хорошо вооруженными, дерзкими в военном деле и жестокими на поле боя сарматами, восточные славяне, отступая, научились наносить урон противнику именно так, нападая из засад, когда противник изнурен долгим походом и рейдами преследования противника на чужой ему (родной для славян) территории. При этом они научились быстро формироваться в малые тактические группы и отряды и выступать порой далеко в тыл противника, в места, где он совершенно не ожидает этого и реально уязвим. Как правило, использовался принцип внезапности, при хорошо знакомой местности, когда противник наоборот еще не успевал осмотреться и организовать хорошую оборону. Но это скорее носило неуправляемый характер всех этих действий, и никак не могло называться организованным военным искусством на тот момент. Каждое такое подразделение практически не было связано военным законом с другой вооруженной группой славян. Да и между собой субъекты войны одной группы действовали вместе только для определенной цели и в определенный момент времени. Цель эта должна была быть четко оговоренной и действующей во времени. Выйти из такого временного военного союза глава племени или рода мог, когда хотел, род был свободен от, каких бы то ни было понятий, долга, налогов и обязательств. Именно поэтому древние славяне не могли ничего завоевывать, а вся их военная доктрина ограничивалась только оборонительным характером с периодичными тайными набегами на недоброжелательных соседей с целью грабежа, или говоря военным языком - для трофеев. Одним словом славяне чтили собственную свободу внутри отдельного рода гораздо больше военных завоеваний.
Но, все же ведя подобный промысел многие славяне понимали новые условия и перенимали тактику соседей. Военные трофеи стали формировать новый психологический подход внутри каждого отдельного рода и племени в целом. Вооружение отрядов с определенного момента истории уже стало подразделяться на оборонительное и наступательное. Менялось также и само вооружение.
В своих выходах воины славянских племен применяли кинжалы, чаще всего сделанные из железа. К тому времени племена уже научились обрабатывать металл массово. Также оружие добывалось у противника, в частности у римлян на окраинах империи, куда славяне делали набеги вместе с германцами. Особую роль в атаке играл лук и стрелы с особыми закаленными наконечниками, которые некоторые племена заправляли ядом змей и отваром из ядовитых мухоморов. Данные способы видимо были заимствованы от северных народностей, живущих на Балтике. Одежду носили легкую, в основном не применяя никаких панцирей и кольчуг. Использовали только плотную ткань. При обороне защитой служил лишь легкий щит и приемы копьем. Длинных мечей славяне, в общей массе своей не любили и не носили, учитывая привычку ведения своих набегов и последующих быстрых отходов. Длинный меч мало эффективен в ближнем бою, при быстрых маневрах и отходах в густых лесах. Любое громоздкое и тяжелое вооружение сковывало группу, отнимая время и силы. Но учитывая раскопки под Львовом уже в конце старой эры и в 1 веке нашей у некоторых отрядов были все же обоюдоострые мечи длинной до 81 см. Но это скорее исключение из правил, и факт этот объясняется лишь тем, что в тех местах племена славян вели больше оседлый образ жизни и такое вооружение применяли для обороны при бое в открытой местности. Длинным и тяжелым мечом можно эффективно работать именно в степи или поле, где и организовывались, вероятно, сечи. Вообще все холодное оружие, как уже отмечалось выше, в основном у восточных славян было германского происхождения. В том числе копья, дротики, кинжалы и также стрелы для луков.(трехлопастные, листовидные).
Что касается стратегических форпостов, то этот момент очень серьезный в изучении вообще древнеславянского подхода к жизни и войне. В качестве укреплений в 3 веке уже применяются городища, которые по сути своей являются и местом жизни рода-племени, со всеми атрибутами существования административного ресурса управления, и крепостью для ведения войны, со своей стратегией и тактикой. Это округлое поселения на возвышенности с насыпью, кольцевым рвом или же рвом по диаметру поселения глубиной до трех и шириной до шести метров.
О тактике славян-венедов можно судить по высказываниям римских офицеров, которые воевали с местными племенами. Это описывают некоторые современные историки, которые плотно изучают историю славянских военных формирований того периода:
"... Рыщут в основном в лесу. От туда и нападают, ради грабежа или иной напасти. Быстро уходят, нанося вред стрелами. Носят они щиты и продвигаются пешим порядком, легко и быстро. Нет мощи застать их на том же месте... где были до набега, с новым войском".
По этой фразе можно судить, что войско венедов представляло собой малочисленные группы легкой пехоты, вооруженные луками, копьями и щитами, которые действовали из засад и применяли уже определенную тактику, способную сковывать ответные меры римских легионеров. Тактику быстрого набега и отхода. Такие способы военных операций применимы к действию в лесных массивах с трудным рельефам местности, что и позволило древним славянам удержаться и доминировать на территории, которую сейчас называют средне-русской равниной. Лес, холмы, речные переправы и болота, суровый климатический режим с непредсказуемыми погодными условиями, все это вотчина и форпосты воинских формирований древних славян..
Также определенная тактика была у древних славян и при атаках на противника при взятии крепостей и городов. Такое тоже случалось. Излюбленным способом являлись контратаки, когда заранее становилось известно о силе противника. Если враг бежал, то его было необходимо преследовать до его укрепрайона, и по возможности захватывать или его разрушать. Вот, например, описанный Прокопием Кесарийским способ взятия фракийской крепости Тонер - " ...славяне выманили почти весь гарнизон римлян, представив им свою малочисленность, когда основная сила попряталась. Римляне, решив уничтожить быстро угрозу, погнались за противником по сложному рельефу местности, а огромное войско славян преградило им дорогу к отступлению. Римляне были вынуждены развернуться и принять бой. "Убегающие" тоже повернулись и ударили по римлянам уже в тыл. Римляне были разбиты. Крепость пала, оставшись без войска."
Интересно то что, формирование подобных подразделений происходило очень быстро, на уровне местного управления общиной. Вооружение каждый приобретал сам на примере товарища, деля потом добычу поровну. Командир не обязан был заниматься подготовкой воинов, к нему уже приходили хорошо обученные бойцы для ведения традиционных приемов войны, и выбирался он на конкретное мероприятие и потом уже не имел никакой власти над членами своей команды после сражений. С одной стороны это давало результат быстроты действий при мобилизации, отсутствие затрат на содержание войска и его экипировку, экономило организационные издержки - каждый знал, что делать. Но с другой стороны, характер ведения боевых действий и их территория были очень ограничены. Выдвигаться в походы и вести, какие-то затяжные непривычные бои, с применением новых тактических приемов и стратегических планов они не могли. При встрече сильного сопротивления или при хорошо организованных контратаках со стороны неприятеля, такое войско легко обращалось в бегство. Но это если речь шла о действии не на своей территории. Например, воюя с римлянами, совершая набеги на окраины Римской империи, наши предки все же вынуждены были выработать общую тактику совместных действий при защите своих стоянок и мест проживания. Как только дело касалось того, что враг проникал на территорию поселений славян, они объединялись, отбрасывая междоусобицы и рознь, и применяли единственную тактику табора, известную еще от древних германцев. В любом месте, желательно на возвышенности, кибитки и телеги становились в круг, одна на одну, формируя крепость, скалившуюся длинными копьями, огрызающуюся стрелами и дротиками. К тому же приняв бой с преследовавшим их противником в "круге", венеды делали хитрость. Они оставляли несколько своих маскирующихся отрядов в тылу противника, так как всегда предпочитали отступать к местам проживания, в густые леса и перелески. Эти отряды посылали лазутчиков к другим племенам и просили помощи, так как уже действовал договор на этот счет. Изнуренные долгим преследованием по пересеченной местности, к тому же увязшие в осаде "кругов", скованные оборонительными боями со стороны славян, римляне, не торопящиеся наткнуться на копье или стрелу венеда, как правило, вставали лагерем, принуждая обороняющихся к сдаче. Ночью засадные отряды славян и подошедшие на помощь "договорщики" совершали рейдовые набеги на посты, избегая открытых боев, и убивали спящих врагов, нанося порой такой урон, что неприятель изменял, свои планы и быстро уходил с агрессивных территорий. В такой тактике были свои плюсы и свои минусы. Славяне, как и германские племена, участвовали в походах и набегах порой все вместе. Также принимали и оборону в таборе. Это мешало римлянам, например, применять свою излюбленную тактику взятие заложников. Но эта же тактика ставила порой под сомнение и само существование того или иного рода древних славян. Достаточно было совершить просчет в оценке мощи врага, количества сил преследователя, и весь род ставился под удар уничтожения. Такое, например, произошло с племенем кимры. Римляне, оскорбленные ростом боевых подвигов строптивого племени, их дерзостью завоеваний на территории современной Румынии, выдвинули против них мощные силы основных экспедиционных легионов. Когда воины германцев были втянуты в кровопролитный лобовой бой, арьергарды римлян смогли окружить зону поселений и перекрыть все пути отступления воинственного племени. Тут же они подтянули в эти места огромные подготовленные силы, технически оснащенные боевыми метательными машинами. Воины, а это все мужское население племени, принявшие основной бой, и те, кто сражался с отрядами римлян за высоты и оборонял табор, все погибли. Женщины, оказавшись в подобном таборе, чтобы не стать рабынями, сначала убили всех своих детей, а потом убили себя. Каждая накинула себе петлю на голову, другой конец веревки был привязан к семейной телеге. Лошадь дергала повозку, и веревка резко ломала шейные позвонки.
История государства Российского полна войн и сотрясений. Не исключение история Древней Руси. Как уже говорилось Росичи во многом переняли воинственность и мужество в бою от варягов. Попросту говоря от викингов, воинственных племен, которые жили войной. Умение организовываться для ратных дел в среде многих племен имеет огромное значение для формирования государственности. Именно этот факт послужил укреплению государственности и на Руси. Именно от варягов пришли государство-определяющие понятия воинственности, воинства - в том понимании, как это значение трактовалось тогда - организованно наступать, вести бои и выполнять ратные задачи на благо и в интересах сформированного территориального объединения. Ведь даже само имя Русь - это название одного из племен варягов. А уж если говорить о нашей теме, то именно это племя и было знаменито своими наемническими отрядами, отличающимися безмерным мужеством и жестокостью в бою.
Эту форму существования дружин использовал и Князь Олег, завоевавший и заставивший содрогнутся саму Византию и сам Царь-Град, а также князь Игорь, и его сын Святослав.
Святослав, воспитанный в суровом режиме походов княжеским воеводой, очень ценил мужество и выносливость воинов. Он очень поклонялся воинскому мастерству держаться в седле и владению холодным оружием. И когда сталкивался в бою с печенегами, с отважными и коварными воинами, то одерживая победу, очень гордился этим. Однажды ведя кровавый конный бой, где мужество и отвагу показывали воины с обеих сторон, Святослав прекратил кровопролитие и позволил врагу уйти. Позже на так называемых "тматараканьих" землях с некоторыми кочевниками были достигнуты договоренности и русичи стали использовать печенегских конников и лучников в качестве наемных ударных отрядов. Вместе с "договорными" печенегами на службу в Киев приходили целые полки варягов и норманнов. Особенного пика эти отношения достигли в период войны с греками. Плата наемникам были золото и иные трофеи занятых городов Византии. Особенно характерны эти факты при войне с Цимисхием при битве под Доротолом, где воины Святослава, в состав которых входили наемники-лучники и всадники, показали отменную отвагу и мужество при кровопролитных схватках, отвергая все предпосылки к плену и сдаче крепости.
В более средние века тоже много творилось интересного на этот счет. Одним из способов формирования армии, а именно организации обороны и наступления, было поместное войско. Его, по некоторым показателям, вполне можно приравнять к современным ЧВК, а уж считать, в какой то степени, предтечей, можно смело.
Предпосылки этого таковы. В 15 веке в России было феодальное управление (как впрочем, и сейчас). Дружины и городские полки к тому времени трудно стало содержать и тут им на смену приходят феодально-организованные группы, во главе которых стоял боярин или служивый князь. Пополнялись эти группы за счет детей бояр и дворовых. Позднее, можно сказать, оттачивая детали, формирование приняло более законченную форму. И в этом процессе стал принимать участие даже великокняжеский двор. Дворы удельных князей и бояр стали составлять костяк армии. В подразделения входили их слуги, именуемые вольными, слуги под двором и боярские послужильцы.
Другими словами стала формироваться система именуемая позднее поместной. В ее смысле лежал принцип надела. Что это такое? В XV и XVI веках в Московском Государстве установился порядок служилого землевладения. Объектом военно-служивого договора было поместье -- участок казённой земли, данный государем во временное (на срок службы или пожизненно) личное владение служилому человеку под условием службы одновременно. Это выглядело как награда за службу и являлось не чем иным как источником материального дохода, т.е. платой. Именно доходами с поместья служивый снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось конечно от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца. Другими словами это именовалось - служба по отечеству.
Вот сведения из источников Свободной Энциклопедии ВикипедиЯ:
Полностью дворянское войско, основанное на поместной системе, сформировалось при Иване III, что было связано с увеличением площади страны и численности войск. Вассалитет князей и бояр был преобразован в государевых служилых людей, за службу в условное держание (реже -- в вотчину) получавших поместья. Таким образом образовалось поместное войско, которое составляли дворяне и дети боярские, а также их боевые холопы. Существовало два разряда:
--
Дворовые дети боярские -- служили в составе Государева двора. Они получали более высокое жалование.
--
Городовые дети боярские -- закреплялись за определённым городом. Составляли большинство.
Дворяне, как особая группа, выделяются лишь в середине XVI века. Тогда же происходит разделение военной службы:
--
Городовая (осадная) служба. Её несли мелкопоместные или неспособные по состоянию здоровья (тогда часть земель у них отнималась) люди, денежное жалование не выплачивалось. Неслась в пешем строю. За хорошую службу мелкопоместные могли быть переведены на полковую службу.
--
Полковая служба. Она включала дальнюю (походную) и ближнюю (украинную, береговую) службу, а в мирное время ограничивалась охраной границ.
Зарождение поместного войска началось в 14 веке сразу после сражения на Куликовом поле. Новые формирования отличались от дружинных отрядов большей дисциплинированностью, организованностью, подчинением мелких тактических единиц одному отрядному командиру. С ранних лет мальчиков из дворянских семей учили обращаться с мечом, стрелять из лука, ездить на коне, на примере ордынской практики. Выходцев из старинных благородных боярских семей, помимо прочего обучали полководческому таланту. Все это они должны были освоить до 16 лет, чтобы вступить в армию. Всем годным к службе владельцам поместий надлежало выступать в поход "конными, людными и оружными", то есть со своими лошадьми, вооружением, снаряжением и необходимыми припасами, а также приводить с собой вооруженных слуг (по одному с каждых 100 четвертей; то есть 50 десятин имеющейся у них земли).
Из ХV века н.э. известен воевода Димитрий Холмский. Выходец из тверских князей он прославил себя яркими победами. В 1471 году во главе пяти тысячной "кованной рати", он разбил авангард новгородского войска и обратил в бегство их 40-тысячную армию. Это явилось окончанием вольницы Новгорода. "Кованная рать" - была не чем иным, как сформированная боевая единица по принципам современной ЧВК. В 1480 году на Угре при "бродной" 5-ти дневной битве снова отличились богатыри воеводы. Они сбили атакующий порыв ордынского хана Ахмата и заставили его отступить, тем самым укрепив московские рубежи под Козельском и Калугой. Это и явилось основой освобождения Руси от татарского ига. Но основой славы воеводы стало взятие Казани. В 1487 году его особые отряды, формированные по принципу подряда (выражаясь современным языком) разбили передовые порядки князя Алгазы и вытеснили их за Каму, что дало возможность правильно организовать осаду и взять город. Это было стратегическое событие для молодого российского государства, так как восточные земли перестали быть "злыми". В Казани стал править сторонник Москвы Мухаммед-Эмин, личной охраной которого занимались люди воеводы, сформированные в специальную группу, состоявшую на "особом довольствии и выгоде". Чем не "операторы-контракторы" из "исторической ЧВК"?
Периода своего расцвета поместное войско достигло в середине XVI столетия и имело тогда численность 50-75 тысяч человек. Оно делилось как бы на несколько разрядов. В первый, весьма малочисленный, входили представители знати: высшие придворные чины и бояре со своими свитами, московские дворяне (не более 5-б тысяч человек) и жильцы - богатые, "выборные" дворяне из других городов, приезжавшие в Москву на службу.
Второй разряд, самый многочисленный, составляли городовые дворяне и "дети боярские", жившие в разных городах страны. К третьему разряду относилось татарское ополчение (после покорения Казани и Астрахани). Кроме того, к службе в поместном войске привлекались городовые казаки, а в составе его вспомогательной силы - "конные даточные люди": крестьяне.
Нужно отметить, что при формировании ударных корпусов кавалерии, Князь придерживался варианта договора с татарскими всадниками из Приволжья и казаками. Эти подразделения уже были объединены и хорошо обучены для ведения атакующего боя. К тому же они имели своих коней, сбрую и хорошее оружие. Основой такого договора с такими отрядами при решении Князя вступить в войну была годовая плата за их ратный труд. За храбрость и личное мужество в бою награда могла быть - надел земли, титул и возвышение воинское (приближение в личную охрану). Возвышение по службе также означало выигрыш в довольствии.
Поместное войско принимало участие во всех больших и малых сражениях этой эпохи. Вотличие от наемных армий западноевропейских государств, оно являлось национальным по своему составу, мотивировалось сохранением национальной и политической самостоятельности Родины и проявило, несомненно, лучшие качества воинства: героизм, мужество, преданность своей стране. Всадники поместного войска и их слуги (боевые холопы) носили "пансыри", байданы, юшманы, бахтерцы, колонтари, "зерцала", куяки и другое защитное снаряжение. Но одновременно со старинными видами защитного снаряжения в XVI в. отмечено и появление нового, более простого и дешевого доспеха, вернее, защитной одежды - тегиляя. Это был довольно длинный и широкий кафтан с короткими широкими рукавами и высоким стоячим воротом, застегивающийся на пуговицы. Сделан он был из толстой бумажной материи, подбитой ватой или пенькой, которая простегивалась насквозь. На груди тегиляй иногда дополнялся металлическими пластинами, пришитыми к нему или вшитые вовнутрь для усиления его защитных свойств. Очень часто одежду воина в тегиляе дополняла "шапка бумажна", изготовленная из такой же толстой материи и простеганная. Бывало, что в подкладку этой шапки помещали кольчужную сетку. Такая сетка одевалась и под кафтан-тегиляй.
Обыкновенное оружие поместных конников составляли: лук, стрелы, топор и кистень. Саблю употребляли более знатные и более богатые воины. Вот кое-какие выдержки -описания экипировки воина-поместника того времени: "...Продолговатые кинжалы, висящие наподобие ножей, спрятаны у них в ножнах... Равным образом и повод от узды у них в употреблении длинный и на конце перевязанный; они привязывают его к пальцу левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натяв его, пустить в ход. Хотя они вместе и одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, но одинаково ловко и без всякой трудности умеют пользоваться ими...".
Своих лошадей конники в XVI-XVII веках украшали золотом, серебром, бархатом и парчой. "Кованцы" - бляхи из золота и серебра на уздечке, "плат" - суконная, бархатаная или парчовая попона, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, - эти предметы составляли парадный убор лошади знатного воина поместного войска.
Век XVI - время борьбы с Ливонским орденом, Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским на северо-западе, с Крымским ханством на юге и Казанским ханством на востоке. Не зря один из современников с горечью писал, что когда-то Батый "молнией прошел", а теперь татары из Русской земли не выходят. Действительно, войска крымского хана регулярно совершали набеги на Московское государство, выжигали города, а население уводили в рабство. Крымцам конечно давали отпор. Так было в 1572 г., когда московское государство сумело собрать значительное войско. Первый бой произошел на Оке в районе Серпухова, где решающую роль в сражении сыграл Большой полк, в котором находились поместные всадники. Совершив незаметно для противника обходный маневр, конники внезапно ударили на татар, спустившихся в узкую долину. Из 120-тысячного войска крымский хан Дивлет-Гирей сумел привести обратно только 5 тысяч человек. Остальные полегли на русских полях и дорогах, у русских городов и рек, где собирались найти добычу.
Грубо говоря, частный подход формирования воинских единиц, мотивированная организация их в службе до войны, в период напряженности и в атаках, стали играть положительную роль в защите границ, путем агрессивного профессионального отпора и контратаках.
И именно на этот период приходится такое замечательное историческое событие, как колонизация Сибири. Учитывая сегодняшний день и вообще всю историю нашей страны, это, пожалуй, самое главное событие средневековой истории, благодаря которому Россия все еще самостоятельное государство (атомное оружие это способ удержания самостоятельности и территориальности, которые были обеспечены в историческую фактуру именно в тот период). Не будь Сибирских ресурсов, что бы мы сейчас продавали? Освоение казаками Сибири начиналось с деятельности купцов Строгановых, получивших от царя Иоанна "жалованную грамоту" на распространение своих владений за каменный пояс (Урал), по реке Тоболу и притокам, обязуясь за это не только оборонять московских дольщиков - вогулов и остряков от татар, но даже предпринимать, при надобности, поход против самого Кучума - сибирского хана. Нанятое купцами Строгановыми казачество составляло ту военную силу, которая за исторически короткий период времени покорило Сибирское царство. С 1582 года царским указом определено старшинство Сибирского Казачьего Войска, а казачья вольница атамана Ермака названа "Царскою служилою ратью". С 1588 г. остатки дружины Ермака под предводительством атамана Мещеряка составили "Старую сотню" и несли службу в Тобольске; остальные, присылаемые стрельцы и охочие вольные люди, стали расписываться в казаки по разным укрепленным городам Сибири.
Созвать поместное войско было непросто. Царский указ о сборе ополчения объявляли служилым людям у приказной избы или читали на площадях и базарах специально назначенные бирючи. Затем являлся сборщик со списком служилых людей, выданным ему в Москве. Местный воевода помогал ему этот список уточнить, добавляя новые фамилии и вычеркивая фамилии освобожденных от службы. Еще в XI веке поместное войско было могучей силой, способной защитить государство и вести победоносные войны. Однако уже в начале XVII века капитан французской службы Мажорет, долго живший в России, отмечал недостатки конного дворянского ополчения. По сравнению с западноевропейскими наемными армиями этого периода оно имело слабую дисциплину и организованность, невысокую боевую подготовку, недостаточное вооружение. В конце XVII века поместное войско существовало одновременно с конными полками "нового строя", а в период петровских реформ было окончательно заменено регулярной кавалерией.
Историческая справка: Поместное войско было упразднено при Петре 1. Указ единонаследии 1714 года положил конец Поместной системе, а дворяне теперь составляли офицерство, армия была полностью реорганизована.
Такая мировая система армий существует по настоящий момент.