Аннотация: Литобзор произведений, представленных на конкурс "Злая звезда" в жанре "мистика". Сравнительный анализ, не претендующий на серьёзность и полную достоверность.
Всё в этом старом мире когда-то уже происходило.
И первая мистическая история была написана давным-давно.
Не всё сохранилось в литературных анналах, но кое-что стало классикой жанра. Как это, незабвенное: "Долго долго Крокодил море синее тушил: пирогами, и блинами, и сушеными грибами" - и далее...
Что ни строчка, то бездна смысла, мощный ассоциативный ряд и пронзительное описание экологической катастрофы... Ну, о чём и говорить - осталось только поставить штамп "Проверено временем".
Нет, некоторые до сих пор смеют заявлять в адрес Чуковского: "Бред и детский лепет!".
Ну, так они - профаны. Профанами и останутся.
Любой писатель-мистик вам скажет: "Мистика тем и хороша, что выводит на новые уровни, задействуя не только сознание, но, более того, ПОДсознание читателя, а у отдельных - НАДсознание"....
"Ого! - думаете вы и решаете, что в эту область лучше не лезть: аргументов мало и все они какие-то неподходящие, немодные, как газовый баллончик против таинственного металлического обрубка, о котором гордый хозяин говорит: "Меч Джедая!".
Что же остаётся делать? Покопавшись в шерстке автора, достав пару-тройку орфоблошек, критик считает долг исполненным, умывает руки и решает про себя в следующий раз от номинации "мистика" держаться на почтительном расстоянии.
Но после этого обзора всё изменится, уверяю! На самом деле мистику можно обсуждать, рассуждать о ней и даже критиковать! Главное - идти в ногу с автором произведения и ничем не сдерживать полёт собственной буйной фантазии.
Итак, Мурка Дроид "НЕ ПРОДАЁТСЯ ВДОХНОВЕНИЕ".
"...вцепились в лодыжку и настойчиво тянули вниз. Но куда?"
Однако, резонный вопрос задаёт главный герой! Низ в мистике - это вам не низ в реалистической прозе. Лучше уточнить ещё раз. Особенно, когда торопливо тонешь.
"Как будто марафонец в ластах" - узнаваемый, привычный образ. Но, подозреваю, автор явно картонил с гениальной фразы Чуковского: "Море пламенем горит, ВЫБЕЖАЛ ИЗ МОРЯ КИТ" - тот тоже представляется, типа, в ластах бежал... или в одной ласте упорно и долго... да по мелководью....
"Принялся исступленно кромсать ее то лезвием, то обухом с пилой" - порадовало. Понятно. У тонущего человека полно времени испробовать всё, случайно завалявшееся в карманах: тут тебе и ножик, тут и пила, да ещё с обухом...Мы, вообще-то все институты закончили, учебно-производственный комплекс как-то за бортом остался, но пила с обухом, знамо дело, это явно "ноу-хау". Смело!
"Сердце затрепыхалось и замерло. Потом тяжело перевернулось, ударилось о ребра и забилось снова", "жалкий писк захлебнулся, едва успев родиться в горле", "пальцы зашевелились на щиколотке, обхватывая поудобнее", "холод пробирался сквозь мокрую одежду, обещая пневмонию", "разбудили его рвотные позывы, жирно намекавшие...", "постоянно скреблась мысль..." - всё мистически-одушевлённо, полно таинственной и странной жизни, протекающей по своим невероятным законам. Пожалуй, автора можно поздравить с творческими находками и пожелать не растерять образы - цитаты можно прямо в таком порядке отправить на конкурс хоррора, потом, слегка поменяв последовательность, на конкурс "Свободное творчество 2010. Тайна тайн". Они везде будут в тему.
Здоровый юмор помогает автору разрядить обстановку, и последнюю фразу рассказа всем советую скопировать в цитатник. Пригодится, когда снова решитесь взяться за сочинение мистики:
"А коль они там все в каменный век скатятся и повымирают от такой писанины - так какая нам с того печаль?"
Александров Владислав "КОГДА ЯБЛОНЯ РАСЦВЕТЁТ"
"Раньше комарам на всякие там сезоны было попросту начхать. Жужжали себе и в ус не дули. Не бывает у них усов. Или всё-таки бывает?"
Было, было такое:"А за ним - комарики на воздушном шарике..." - не надо воровать типажи у классиков! Расписывая постчернобыльские чудеса, могли бы изобрести своих героев: например, комардзынов, мухопланов, мошкозавров!
"Потревоженный, почти уснувший костёр, вновь радостно занялся" - мистически оправданная последовательность горения. Сначала костёр потревоженный, потом опять уснувший, потом ни с того, ни с сего, радостно занялся.
Вот и думай, читатель...
Эх, как умело тебя автор будоражит!
И немножко, для любителей кроссвордов: "...носятся с ними, как со списанной торбой", "На глазах у сана навернулись слёзы", "прямо в центре его "остова свободы". Ну-ка, отгадайте буквы в словах: "САН", "СПИСАННАЯ ТОРБА" И "ОСТОВ СВОБОДЫ"?
"Мужчина в длинном черном плаще с капюшоном, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС БЫЛ ОПУЩЕН" - всякое в жизни бывает. А тем более, в забытой богом глухомани.... Однажды даже известный маститый автор N порадовал своего редактора фразой: "Суворов любил солдат. Он спал с ними". И естественное логическое продолжение сюжета не заставило себя долго ждать: "Сидя у костра, я разговаривал с живой местной достопримечательностью" и далее: "Я слушал с открытым ртом". Если учесть, что ранее с открытым ртом слушал маленький сын Васёк, налицо ярко выраженная семейная наследственность.
"Бабочка прилетела, крылышками помахала. Стало море потухать и потухло" - в этом духе у автора выдержана кульминация сюжета.
А вообще, рассказ очень добрый, это без шуток.
Мои наилучшие пожелания автору.
Евдокимова Юлия Евгеньевна
"МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ"
"Однажды, он решил гульнуть на стороне, но не успел еще даже толком с дамой договориться, как теща и говорит: "Только попробуй!"
Перерыв все сочинения К.И.Чуковского, ничего про адъюльтеры не нашла. Видимо, Корней Иванович не любил их так же решительно, как и я. Но ему было проще: он мог на этой фразе спокойно закрыть рассказ Юленьки Евгеньевны. Мне же пришлось читать дальше.
"Вдруг, совершенно ни с того - ни с сего, часы в большой комнате начали усиленно тикать, а позолоченные стрелки быстро "поскакали" по черному полю циферблата... в обратную сторону!", " время в пространстве двухкомнатной квартиры растянулось до безобразия, но выйти из ступора супругам по-прежнему не удавалось - мозги отупели от примитивного прозябания в быту"
О, это уже что-то!
"И вдруг, в один из этих моментов, совершенно внезапно и оглушительно, начали бить... неисправные часы! Они били и били, звенели и гремели, как сумасшедшие без всякой меры и остановки прямо по мозгам присутствующих. Такого с ними еще не бывало!"
К счастью, автор не пошёл по проторённому классиком пути и рассудил, что не надо передавать символами-буквами бой сумасшедших часов.
Например: "Т-р-р-р бом! Бом-м-м!"
А, может, зря?...
А, может, надо было для большей убедительности вдарить по мозгам читателя - чтобы прониклись глубиной внутрисемейной катастрофы!
"Наконец, ему удалось мобилизоваться и он, сломя ноги, кинулся в большую комнату..." - главный герой рассказа поразил моё воображение бесконечным разнообразием телодвижений!
"Сорвав со стены взбесившиеся часы, Васильев с силой швырнул их на диван, накрыл подушкой и прыгнул на нее задом..."
Не отстают от хозяина и его часы:
"... А часы все продолжали гнобить мозги..."
"- Нин, чё теща говорит-то? - проскальзывая в туалет мимо разгневанной жены, вопросил у нее Толик", "Анатолий сорвался с "толчка" и с воплем: "Тикать надо из городишки!" ринулся..."
Вспомнилась другая квартира - по адресу Грибоедова 32-бис. Тоже была обширна и позволяла желающим совершать немыслимо размашистые действия: разгоняться, срываться, бросаться.... Вот только не припомню, прыгали ли там задом?
"И тут бабушка опять начала ржать..." - однако! Оригинальная семейка обрисовалась в рассказе!
"Так вот, души твоих родителей сейчас находятся в другом мире, более совершенном, но долго там не задержатся. Их еще самих воспитывать надо, так что вернуться они скоро на Землю в зародыше...." - тут я немного поёжилась. Почему-то вспомнилась реклама проростков пшеницы: в зародыше зёрен, говорят, столько полезных веществ.... Б-р-р!
И заканчиваю снова цитатой. Вот она, заключительная фраза рассказа: "19-00! Ужас! Как быстро летит время..."
Согласна! Полностью согласна! Это предложение мне понравилось.
Кузнецов Владимир Анатольевич
"ЛИКВИДАТОР"
"Группа возбужденно переговаривавшихся мужчин и женщин среагировали на этот призыв, столпившись вокруг него" .... Напоминаю, вы читаете мистику, и по закону жанра людям сделать аккуратный кружочек вокруг звукового сигнала - реально. И даже привычно: туристов долго учат этому, прежде чем выдадут пропуск в зону.
"Задумчиво пошевелил густыми, с проседью усами" - ох, неравнодушна я к военным, усатым, здоровенным... Да ещё если и шевелят своими густыми... Как сейчас помню, с детства образ Тараканищи казался таким брутальным: "Он стоит, и рычит и усами шевелит! Погодите, не спешите, я вас мигом.... "
"Девушка озадачено наморщила курносый, слегка крупноватый нос"
А, теперь понимаю, почему девушка в радиацию полезла. С таким-то носом у неё всё равно никаких шансов....
Но дальше, надо отдать должное автору, сюжет затянул, и я перестала думать о том, как бы в подобном случае написал Корней Иванович.
История ликвидатора Петра - попытка наполнить содержание глубоким психологизмом. К сожалению, автор, на мой взгляд, поставил перед собой слишком масштабную задачу: размеры рассказа не позволили раскрыть полностью интересный и благородный замысел. Но автору спасибо за серьёзный, добросовестный подход к теме. Рассказ хорош.
Маевский Анатолий Адольфович
"НЕРОЖДЁННЫЕ"
Автор зря проставил индекс "мягкая критика".
Рассказ безупречен.
Это именно то произведение, которое заслуживает того, чтобы быть перечитанным ещё раз.
"Николай взял сына за плечо:
- Постой, сынок! Какая сестричка к вам придет?
- Наша, папа. Твоя дочка. Младшая. Вот, посмотри! - сын достал из кармана рубашки небольшое зеркало в железной оправе. - Посмотри сюда!
Николай всмотрелся в зеркало, изображение в котором стало расти и расти. Он увидел маленькую девочку на руках у жены Светланы. Ребенок улыбался и играл мамиными волосами.
- Она еще там - сказал мальчик, - Но скоро будет здесь, с нами.
Николай похолодел:
- Я ничего не знаю о ней.
- Ты и не узнал бы ничего, если бы сюда не попал. А теперь знаешь. Мама не хочет отпускать ее к нам. И врачи не виноваты - они ведь не знают, что и посоветовать маме. Никто не знает, как все будет после аварии, как все закончиться.
- Что закончится?
- Авария на станции, папа".
"Он обхватил голову руками и тихо заплакал:
- Я всегда помню о вас. Простите меня, простите нас с мамой!"
"Мы боимся собственной трусости и слабости, мы боимся думать и вспоминать о наших детях, убитых по нашему согласию еще нерожденными. Наших детей, беззащитных и даже не имеющих имени".
Да простит меня автор за нарушенную последовательность цитат из текста. Я считаю своим долгом ознакомить с ними читателей, чтобы иметь право заявить: жанр мистика может быть переосмыслен до такой степени , чтобы стать выразителем высоких, гуманных и светлых идей.
И если вернуться к тому, с чего начался этот обзор, то, положа руку на сердце, признаемся: читая весёлые, лёгкие и в чём-то гротескные строки Чуковского, мы вдруг обнаруживаем - автор ведёт нас широкой дорогой добра. Все усилия были не напрасны, пироги, блины, сушеные грибы, вода из ушата и крылья бабочки работали на счастливый финал.
Море всё-таки потухло.
Моё пожелание авторам, пробующим себя в жанре мистика, да, впрочем, в любом другом жанре: вести читателя той же дорогой, о которой нам столько раз читали в детстве. Тогда оправдано всё: эксперименты с формой и словом, новояз и стеб - всё, всё, всё....
Если это служит великой цели.
К сожалению, рассказ автора этого обзора под названием "КТО МНЕ СИМОНА?" остался неизученным на предмет мистического соответствия. А жаль. Но что поделать: пусть о нём скажут другие, сумевшие прочесть его настолько внимательно, чтобы заметить связь сказанного и случившегося...