Аннотация: Обзор рассказов, поступивших в конкурс "Такая разная любовь 2011". Пятая группа. Проза.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На сороковой минуте "звёздного" концерта, после оголённых женских ног, после мужских торсов в открытых майках, после созерцания бритых подмышек, вываленных поверх корсетиков грудей и острых ключиц над ними, - вдруг видите на сцене крепко сколоченную статичную фигуру. Тётка с туго стянутыми в пучок волосами, вырядившись в романтически длинное шелковое платье, поёт незатейливо и задушевно. Не играет лицом, не блудит глазами перед кинокамерой. Как будто проговаривает слова песни и слова эти спокойно ложатся на музыку, простую, как дважды два:
"Где же ты раньше был? Где была раньше я?
И как мы могли так жить, не понимаю?...."
Украдкой оглядываете зал.
Девушка, совсем молоденькая, в трансе шевелит губами, повторяя напев. Ещё одна: серые глаза распахнулись, время для неё исчезло, а душа улетает вслед за мелодией. И слева та же картина - вторят-подпевают расчувствовавшиеся зрительницы...
"Это гормональное" - решаете Вы.
Через неделю Вы умудряетесь хорошенько разругаться - где? - в электронной переписке.
"Гормональное...." - наверняка думает Ваш адресат, терпеливо переждав эмоциональный всплеск, стоически утирая электронные брызги праведного негодования, долетевшие-таки и до него....
Этот конкурс задуман был собрать тех, кто живёт от всплеска до всплеска таинственных биохимических реакций в своём организме, в полном согласии с физиологической заданностью повинуясь могучим ритмам природы.
Он должен был призвать под знамёна Любви тех, кто способен рефлексировать. И рефлексирует - несмотря на воспитание, образование и миллионы лет шлифовки человеческого генома.
Ещё рефлексирует.
Пока рефлексирует.
Что же получилось?
Он собрал тех, кто умеет писать и читать.
***
В наш век всеобщего обязательного образования твёрдое знание букффф и орфограмм - несомненно, достойно всяческих похвал, но.... Но ведь пишем-то мы не только для того, чтобы свить венок из фраз и пустить его по воде, гадая: "Любит меня читатель? Не любит?"
Литература о любви - это возможность творить судьбы, вновь и вновь переживать гормональный подъём, и в идеале не мутно-багровый, но с аурой чистых и нежных оттенков.
Если бы я была демиургом, именно ради таких высоких точек взлёта человеческой эмоциональности я бы одарила свои создания свободой выбора. И все людские заблуждения, ереси, и даже неизбежный бунт с последующим отречением от меня, демиурга, было бы малой платой за счастье созерцать бесконечные встречи двух разнополых сущностей....
Кино длиной в вечность.
Кино волнующее, будоражащее, возбуждающее, бередящее душу, не дающее ей остыть и очерстветь в бесконечном существовании.
Кино, вызывающее ответные эмоции. Чужая страсть, заставляющая переживать всё как в первый раз, или вспоминать былое....
Нет?
Совсем необязательно?
Вы это уже видели много раз? Это всё так банально?
Действительно банально.... я сказала что-то не то и чувствую неловкость...
Тогда зачем мы здесь?
***
Количество рефлексирующих авторов традиционно невелико. Ведь что есть создание литературного сюжета? Это, в идеале, пропускание сквозь себя чувств и страстей своих героев. Но только в идеале. На поверку такая самоотдача ведёт к моментальному выгоранию. И тогда на помощь приходит техника, стиль, слог, манера. Или маньеризм - изысканное словоблудие на заданную тему.
И вот в этот момент из рассказа уходит душа.
Выгодно отличаются авторские воспоминания о прошедшей любви - в них за строчками мелькает живое пламя когда-то горевшего костра. Хорошо читается проза знакомого автора, стиль и манера изложения которого стали привычны и можно спокойно, не отвлекаясь, плыть по течению сюжета. Для чтения же остальных историй о любви требуется совпадение двух условий: свободное время, граничащее с праздностью и сердце - молодое настолько, чтобы вновь и вновь переживать чужое чувство как своё.
Среди конкурсных рассказов я искала искренность и правдивость наблюдений, о падаваны Великой Любви.
Я искала эмоциональный накал, заставляющий вибрировать строчки и руку, пишущую их.
Я искала те бережно хранимые на дне души угли, пылавшие могучим костром.
Я искала страсть, я искала зёрна безумства - верную примету, по которой можно отличить чувство от рассудочности.
Я искала... (в искренности всегда есть что-то от душевного стриптиза, - вот тут мне приходится обнажиться), я искала авторов с темпераментом. Да, именно так. Редкая добыча в наш изощрённый и уклончивый век! Где ещё искать их, как не в конкурсе "Такая разная любовь"?
В разделе эротика?
Эротика, если это не способ качать деньги, - враньё. Интеллектуальный обман, способ прикрыть скудость эмоциональной стороны собственной жизни. Активный возраст обычно не пишет эротику, он ею занимается - самозабвенно и полно. Застревают на эротике именно в момент, когда гормональность пошла по синусоиде вниз, а мудрость всё не торопится почтить автора своим присутствием.
Итак, мои критерии мастерства:
искренность и правдивость
эмоциональная насыщенность
потенциал чувства
страстность
гуманизм.
"Это не по правилам!" - скажете вы?
"Я ничего не должна литературе, - отвечу я. - Я и литература существуем параллельно и до сих пор не вступали в официальные отношения. И потому в моей личной вселенной графоманки, пишущей исключительно удовольствия ради, рассказ о любви имеет дополнительные достоинства, кроме перечисленных в правилах "ТРЛ-2". Кстати, параллельные вселенные хороши тем, что, несмотря на введение дополнительных констант, в итоге я выйду на результат, не слишком отличающийся от мнения большинства судей.
Так примите же мою версию оценок, расслабьтесь и следуйте за мной.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Несколько рассказов, условно выделенных как не соответствующие моим критериям: любовь в них, несомненно, есть, раз уж так решил сам автор. Но не прозвучала, не вызвала резонанс, не обдала жаром и даже не согрела. Метания - да, были; были страдания и даже душевные муки. Но жизнь души - ещё не жизнь тела. Опыт чувств, но не Любовь. А ведь ещё древние предупреждали, что человек проходит сквозь Триединую Любовь: Агапэ, Эрос, Филиа - и только тогда он может считать, что не обделён дарами богов.
Ошибки и смысловые неточности в текстах, там, где они были, конечно, мешали полноценному чтению, но я не склонна драматизировать эту составляющую. Многие авторы очень молоды и самонадеянны, чтобы вычитывать собственные тексты, некоторые слишком заняты и не успели это сделать. Думаю, желание достигнуть более высокого уровня заставит их рано или поздно заняться и грамматикой, и орфографией.
ШЕСТАКОВА ЕЛЕНА А.
"ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ"
" - Погоди. Послушай меня, пожалуйста, - не успела девушка сделать и пяти шагов, как он преградил ей путь. - Пожалуйста.
- Если это то, что я думаю, то я не хочу ничего слушать, - Анна обошла его, и пошла дальше.
- Неужели он стоит того, чтобы из-за него убиваться? - так неожиданно спросил парень, что девушка резко остановилась и повернулась, посмотрев на него.
- Что? - спросила она, не веря в его слова. Как он мог? Он ведь ничего не знает! Как он мог такое сказать?!
- Забудь про него, найдётся и другой достойный тебя, - чем больше говорить он, тем сильнее причинял боль Анне. У неё на лазах навернулись слёзы. Всё внутри так и кричало от нестерпимой боли.
- Не смей так говорить о нём! - громко сказала она, - ты ничего не знаешь, так что не тебе судить об этом!"
Рассказу нужно время. Уверена, через несколько лет автор сама по другому оценит своё нынешнее творчество, найдёт свежие темы. А пока увы, рассказ оценен самым низким баллом: махровый мелодраматизм, поданный с юной наивностью. Характеры очерчены шаблонно, их отношения надуманны.
**
ЛУНИТ ДИАНА
"ДВЕ МОИХ ПЕЧАЛИ"
"Виолетта внезапно побледнела, пошатнулась и выдохнула из себя:
- К тебе спускаюсь я сейчас с балкона,
Как будто бы взлетаю к небосклону!
Она спустилась вниз и прочитала мне очередное стихотворение:
- Давно никто мне не читал, как ты
Таких стихов безумной красоты,
И нежный взор красивых грустных глаз
За этот год я вижу в первый раз".
Я взял Виолетту на руки и смотрел в её красивые чёрные слезящиеся от любви глаза". "Проснулся я сам в слезах. Проснувшись, я уже осознавал кто такая Виолетта. Это героиня исторического романа, в которую я влюблён.
Я сразу пошёл к себе на балкон. И там сидела моя виртуальная возлюбленная. Она протянула ко мне руку и растаяла.
Закат как раз приближался. Когда мы расстались, я смотрел на закат и читал в нём строки, которые мы ещё не написали друг для друга. Бедная Диана, она так давно в любви ко мне! Сколько лет назад она меня в первый раз увидела, я так и не спросил. Может, я и в детстве ей приснился. И две с небольшим недели она в печали. Где же я был! Любовь и печаль - это уходящие лучи и приближающаяся мгла. "Любовь и печаль" - так бы я назвал картину, написанную с заката, на который я смотрю".
Читала тяжело, несмотря на то, что речь идёт о красивых, возвышенных чувствах. Автору, по-видимому, свойственна некоторая театральность. Но в данном случае она казалась неуместной. Увы, самый низкий балл.
***
ОВДИЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА
"Я ЛЮБЛЮ ОСЕНЬ"
"Я обожаю ходить пешком, особенно через парк. Кажется, здесь обитает неуловимая, но такая долгожданная гармония".
"Я подхожу ближе и глаза расширяются от удивления. На мою лавочку уселся какой-то бесстыжий парень! Кто ему позволил? Ладно, я скамейку не выкупала"
"Он тоже оказался студентом, будущим архитектором. Умный, спокойный, не по годам серьезный - таких в нашем мире уже почти нет. Хотя таких, как я, тоже мало осталось. Мы оба - наивные начитанные романтики, проболтали о книгах, авторах, жанрах. В общем, о вещах, чужих для современной молодежи и ее интернетов, клубов и асек... Миша был другим. Каким-то далеким от современной жестокой действительности, светлым и чистым. Он, как и я, оказался немножко не от мира сего. Люди, таких как мы, обычно сторонились, чувствуя нашу оригинальность".
"Никогда не сговариваясь заранее, мы планомерно встречались на одном и том же самом месте"
Автору посоветую серьёзно работать с лексикой, оттачивать слог. Идёт смешение языковых пластов: возможно, по неопытности а, возможно, плохое литературное чутьё. Отсюда сухость языка, канцеляризмы, неточные метафоры или эпитеты. "Уселся" и сразу - "бесстыжий". "Обитает долгожданная гармония". "Далеким от современной жестокой действительности", "Мы планомерно встречались". Дальше выдёргивать ошибки не стала. Оценка: один балл.
***
Теперь самая сложная и неоднозначная группа рассказов, которым тоже не слишком повезло с оценками просто по той причине, что высокие баллы невозможно поставить всем, их приходится приберегать для самых запоминающихся произведений.
ШЕРРИ
"ОН И ОНА"
"Они встречаются вот уже полгода.
Живут себе - каждый в своей квартире и не торопятся съезжаться вместе. Живут в разных концах большого города. Их обоих устраивает такое и положение, и состояние.
Любовь? Хм... Вопрос, конечно, интересный... Влюблённость? Да, есть какая-то, на уровне подсознания. Привязанность?
Скорее - нет, чем да.
Просто эти двое устали от одиночества и им не по 18... И захотелось чего-то более или менее стабильного...
Встречаются, приходя в гости к друг другу.
Окружающие и друзья этой парочки до сих пор удивляются - что может связывать этих двоих? Они ведь совершенно разные..."
На мой взгляд, рассказ написан безупречно грамотно, профессионально, интригующе. Так что моё частное мнение пусть останется просто частным мнением, но к разряду любовных я его не отнесла. И, честно говоря, с первого прочтения суть мне не открылась. Оценка два.
***
КУЗИНА ЛАДА ВАЛЕНТИНОВНА
"А ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ?"
"- Людик, ты заблуждаешься. Уже установлено, что драконья летопись - это фальшивка, и никаких драконов-оборотней никогда не существовало.
- Никакая это не фальшивка. Были произведены новые исследования, и они подтвердили ее подлинность.
- Ну, ты как знаешь, - протянула Светочка. - Я, конечно же, поеду, но верить во все эти сказки - уж увольте".
Попытка украсить невыразительный сюжет и шаблонных главных героинь бутафорией древнего замка. Легенда не зазвучала, увы. Понимаю, что автор ставила высокую цель - воспеть благородство, веру в себя. Но сюжет, не успев развернуться, схлопнулся коротким диалогом:
"- Главное в поиске - забыть о собственном несовершенстве. О том, что не можешь взять верно ни одной ноты. О том, что краска ложится на бумагу грязными разводами. Поверить в себя. Поздравляю, поиск завершен.
- И что нам осталось? - спросила девушка словами песни.
- Думаю, любовь.
- И жили они долго и счастливо?
- И долго, и счастливо".
Уверена, у автора есть потенциал. Возможно, рассказ просто не для этого конкурса. Пока "два".
***
ДУБРАВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА
"НАЧАЛО"
"Хотя это в официальных источниках они - гааглы, да еще здесь, а для всего мира - жуки. Ученые хотя и утверждают, что они гуманоиды и с земными насекомыми имеют мало общего, да только на братьев по разуму не очень-то смахивают. Две руки, две ноги, одна голова - да и все на этом. Ни человеческой кожи, ни даже шерсти, вот на хитиновый панцирь очень даже похоже. Для всего мира - отвращение, страх и глухая, постоянная ненависть - жуки. А мы ничего, мы вполне сосуществуем, живем, работаем.
Закрытой зоны давно уже нет, а куда ты поедешь, если в графе регистрация - "Гаага". Всемирные изгои, отщепенцы - гаагцы".
Ну очень фантастическая история не давала возможности расслабиться. Всё время хотелось, как Станиславскому, говорить: "Не верю!". Автор взялась за сложный сюжет. Сцена силового противостояния в зале -"схватка за девушку" - слабое место рассказа. Увы, только два, хоть чувствуется уверенный почерк и трудолюбие. Пишите: Вы можете хорошо писать!
***
МЕЛЬНИКОВА ЛИЛИЯ
"СОЛЕДАД"
"В больнице Шелтон представил сестрам новую сотрудницу, попросил их быть с испанкой поласковее и научить ее ухаживать за больными".
"Нику все больше и больше нравилась эта красивая девушка. Доктору хотелось все время смотреть на Соледад, разговаривать с ней. Звуки ее мелодичного голоса приводили молодого человека в смятение. Ему казалось, что красавица околдовала его.
По ночам, стоило только закрыть глаза, как милый образ вставал перед ним.
- О, Соледад, милая, - шептал Ник и мысленно целовал ее коралловые губы и вдыхал аромат ее волос. Утром он вставал разбитый и утомленный.
"Что же со мной происходит?- изумлялся доктор. - Это любовь, - отвечал ему внутренний голос. - Ты уже ничего не сможешь с этим поделать".
История красивой трагической любви. К сожалению, несколько банальна. Сюжет был понятен сразу, с полоборота. За отсуствие оригинальности оценка невысока - "два". Но написано грамотно, и есть то, что можно назвать "аромат любви" - страстные, искренние чувства, мечтания, страдания. Не обращайте внимание на моё частное мнение и продолжайте искать своё в литературе.
***
ЗЕМСКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
"ВСАДНИК ИЗ ЛЬДА"
"Одинокий всадник на черном коне, низко склонив голову, двигался на восток, и только большая серебристая луна, посылающая волны белого сияния на мертвую землю, на протяжении всего бесчисленного множества лет была спутницей ему. Он часто благодарил её взглядом, поднимая лицо к ночному небу. За холодный свет, освещающий его путь, за то, что она единственная, кто не оставил его. Пусть она и не могла ответит, но он верил, что его спутница понимает его, развеивает светом его чёрную тоску и вечное одиночество, длящееся веками. Но иногда ему казалось - она что-то шепчет нежным женским голосом, и тогда он снова возносил взор к небу и вслушивался
Отдохнуть. Как давно он не отдыхал. Да, как хорошо было бы отдохнуть в этих скалах. Отдохнуть, сесть в тени, обнять ее, услышать тихий, едва различимый звук- шелест распускаемых волос, поцеловать в губы...
Хватит! Ты же знаешь что произойдет дальше, Гереон. Пусть тебя захватит боль, лишая остатков разума, но это - не исполнимая мечта. Тебе не коснуться ее, не ощутить вкус ее губ, запах ее кожи уже НИКОГДА!"
Грустная, таинственная история. До сих пор не уверена, что моя оценка справедлива, ведь написано живописно, сказочно, но, увы, всё полно ускользающего смысла, зыбко, как мираж. В борьбе с собой всё-таки на оценку я не расщедрилась, три балла. Но только в контексте этого конкурса и в данной группе рассказов, которые, как Вы уже знаете, оценивала с точки зрения земных страстей.
***
ТРАПИНИНА МАРИНА
"ОНИ СМОТРЯТ НА НАС"
"В коридоре друг против друга стояло двое - девушка и юноша, совсем молодые. Их обычно красивые лица были искажены гневом, глаза сверкали, руки сжимались в кулаки.
- Тоже мне, Маргарита, летать вообще не умеет. И даже не Елена Троянская - глазки маленькие, волосики жиденькие. А из-за чего на этот раз? - ворчливо спросила Разлука, украдкой через плечо Любви. - Деньги, ревность или опять мои добровольные помощники - тёща со свекровью - масла в огонь подливают?
- Вряд ли. Холодильник вроде не пуст, дом ухоженный, так что не бедствуют. Другой женщины у него точно нет. Родные давно не звонили и не заходили. А поспорили из-за ерунды, из-за похода в гости, упрямятся, сердятся, кричат, и никто не желает уступать другому, каждый должен сказать последнее слово. Муж не берёт жену с собою к друзьям, а та не хочет отпускать благоверного одного. Он жаждет отдохнуть от семьи с товарищами и не видеть весь вечер свою Маргариту. - Словно лёгкое облачко печали накрыло тенью прежде сиявшее лицо Любви, она будто постарела на сотни лет, глядя на ссору.
- Ещё одна пара, измученная бытом. Не надо было жениться, я же предупреждала. Расстались бы, и любили друг друга всю оставшуюся недолгую жизнь, как Ромео и Джульетта.
- Расставание - это слишком просто. Жить вместе рядом и сохранять прежние чувства намного труднее, постигая друг друга заново каждый день, - заметила Любовь".
Открытая нравоучительность этой истории заставила меня поставить ей оценку "три". Хотя, по существу, всё верно и концовка светлая и обнадёживающая - а это хорошо и правильно. Ведь литература должна помогать человеку "выпрямиться". Возможно, эта простая и мудрая сказка кому-то подарит надежду. Автор молодец.
***
ТЕРЕХОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
"СТЁРТАЯ ЖИЗНЬ"
"Я даже не знаю, люблю ли тебя.
И что, вообще, такое эта любовь?
Воспетая романтиками бравада о человеческой глупости и лицемерии.
Пустышка...
Есть только слабые, что уж тут скрывать, по своей природе, люди. Живущие в своих идеальных мирках, так похожих на стеклянные снежные шары...
Они прикрываются громкими словами о верности и дружбе, и проклинают тебя, если ты не делаешь также...
А на деле... это все параллон. Противно скрипучий и липнущий к рукам..."
Исповедь. Необыкновенно сложное, неоднозначное направление, требующее от автора полной самоотдачи. Такие строки ценны и высоко ценимы. Но повторюсь: это есть жизнь души. Конкурсную же направленность представляю несколько иначе: любовь, которая рождается и живёт на глазах у читателя. Поэтому за прекрасные, искренние строки увы, оценка "три". Но ведь герой рассказа, от имени которого всё написано, не преследовал цель понравиться автору обзора А.В.? Желаю ему, как Фенкису, воспрянуть после пожара чувств для новой прекрасной жизни.
***
СТРАТУЛАТ ИРИНА ИГОРЕВНА
"УСТАЛОСТЬ"
"Проходит время - вашей супружеской жизни - почему-то тебе все больше хочется уединения от его раздражающего поведения. Можно бить посуду, хлопать дверьми, топать ногами - но этого недостаточно для того, чтобы вернуть, как было раньше... Утреннее приветствие, неспешный завтрак, поцелуй - вы отправляетесь по своим делам. В течение дня несколько звонков: "Привет, как ты? Пообедаем сегодня?" Но чаще всего есть много работы, от которой невозможно оторваться. Вы возвращаетесь домой - приветствие, неспешная беседа о пройденном дне, ужин, поцелуй, объятия. Иногда ваше вечернее времяпрепровождение может разбавить театр, кино, прогулка, ресторан".
"Никогда не говори никогда" - вспоминаются мне мудрые слова из кинофильма. Буддийская мудрость гласит: "Называя - провозглашаешь!". Автор имеет мужество показать читателю эволюцию любви: от расцвета до угасания. Мне было грустно от расставленных акцентов. Безнадёжность финала и общий эмоциональный фон рассказа наводят на мысли о некой заданности в отношениях двоих. Тяжело это. Хотя умом понимаю - жизнь есть жизнь. Спасибо автору. Оценка "три", но что есть оценка?.... В конкурсе о любви звучит ей реквием. Увы.
**
ЛИДИЯ ЗЕЛЁНАЯ
"ЗАДАЧА"
"Чтобы что-то получить, нужно вначале это отдать. Все, что исходит от тебя, к тебе возвращается в многократном размере. Но - осторожно! - нельзя дать то, чего не имеешь! Чистое сердце тебе подскажет.