Знаете ли вы значение слова "апологет"? А ещё о книге, которую пришлось перечитать, потому что... вот эту мысль мне предстоит ещё додумать.
Признаюсь: до чтения текста, о котором пойдёт здесь речь, я очень смутно представляла, кто такие апологеты. Мне казалось, что это безнадёжно мрачные личности, вроде ретроградов а, следовательно, упёртые и консервативные донельзя. И если быть честной до конца, я прочла книгу Льюиса, затем вернулась и перечитала её лишь потому, что текст ретроградным не был. Он не был похож ни на один текст, который мне доводилось читать.
А АВТОР СИМПАТИЧНЫЙ!
По склонности в погоне за информацией всё делать с лёгким сумасбродством, задом наперёд, не так и не вовремя, я сначала внимательно отследила в тексте всё, что говорило о характере автора. И выводы понравились! Со страниц книги о христианстве мне рассказывал человек явно очень живой, телесный, несомненно, добрый и с хорошим чувством юмора - а вот это вообще замечательно. Так незаметно я попала под обаяние личности автора и уже не могла бросить достаточно трудную для меня книгу.
И ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?
И была ещё одна причина разобраться в том, что, собственно говоря, я читаю? И зачем мне это надо?
В голове современного человека, (а я тоже претендую на маленький кусочек этого определения), странным образом соседствуют смутные предположения о высоком смысле религии и убеждённость в её бессилии реально влиять на нашу жизнь.
Всё очень запущено в этом вопросе.
И в своём окружении мы легко заметим крайности. Кстати, говорить о вере считается чуть ли не верхом неприличия и негласно приравнивается к агитации.
Читать о религии... Что читать? Кого читать? Зачем это читать? Каким образом эти знания могут пригодиться в жизни, в творчестве, в общении? "Вся мировая культура...." "Вот вы о чём? А, знаем, знаем!"
Признайтесь, большинство из нас считают себя вполне компетентными в религиозной тематике, когда без подсказки экскурсовода способны отличить живописный сюжет "Благовещение" от "Поклонение волхвов", а "Крещение" от "Распятие". А если к тому же мы не путаем Понтия Пилата с битвой при Пилау, то считаем себя познавшими суть и соль христианства. И спокойно переходим к изучению философии буддизма, зороастризма и верований протославян.
И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО?
Не думаю, что от прочтения одной книги, пусть даже написанной весёлым и жизнерадостным профессором кембриджского университета, моя голова стала светлой и просвещённой на предмет христианских истин. Но то, к чему я прикоснулась, оказалось грандиознее всего, что я могла предположить раньше.
Как автор, я обрела внутреннюю опору и нашла обоснование собственному литературному творчеству. Дело в том, что всё, написанное на этой литературной страничке, идёт в разрез с расхожими правилами создания "очевидной героики". Это первое. Второе: я вдруг стала понимать, откуда растут ноги у голливудских сюжетов. Поверьте, если нация веками коллективно разрабатывает какую-то доктрину, то некоторая избитость тем и навязчивые апокалипсические видения отнюдь не тупой "бег по кругу". Так проявляется впитанное с молоком матери мироощущение. Кстати, я теперь нахожу больше глубины и смысла в репликах, которые вкладывают в уста голливудских героев сценаристы и режиссёры. К сожалению, это случается не всегда. Но за масс-медийной жвачкой замаячило нечто, что хотя бы частично объясняет культурные предпочтения доброй части активного человечества.
СТРАННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
Как я пересеклась с текстом апологета?
Вопрос интересный, потому что из меня мог бы получиться, самое большое, апологет сумочек и туфлей в тон... Таким образом, я и религиозные теории - явления разного порядка, и обитали мы до недавних пор в разных слоях мироздания.
Но, так уж случилось, пути наши пересеклись.
Подозреваю, что я сама выпустила кое-что из бутылки, сильно натирая бока аллегорического сосуда из которого наружу устремляется то, что или раздавит нас, или будет служить верой и правдой всю жизнь....
В общем, дело было так. Совсем недавно, во время разговора с учёным пастором я умудрилась нагло заявить, что Библия для меня - это сборник архаичных текстов. И этого мне было мало, потому что сверху я припечатала, не дрогнув бровью: "Они крайне низкоинформативны!".
Вот!
В ответ меня послали познакомиться с "Простым христианством" Клайва Стейплза Льюиса.
"Льюиса Кэррола?" - переспросила я, рассчитывая на свою не девичью память и не удосужившись перечитать текст адресата.
Вы думаете, я вняла совету? Ничего подобного! Ещё некоторое время я продолжала удивляться тому, что утверждал адресат: "В Бибилии можно найти всё!"
"А-а, значит, там есть всё? А я об этом не знаю?" - в конце концов подумала я. И решила, что это неправильно. Туда, где есть ответы на все вопросы, я просто обязана заглянуть!
И заглянула.
И не жалею.
А ТЕПЕРЬ САМ КОНСПЕКТ
ОБ АВТОРЕ
Льюис был удивительно живой и глубокий человек, чуждый всякой закоснелости и схематизма, как в повседневности, так и в своих произведениях. Один русский эмигрант, современник и знакомый писателя, так описывает его облик: "Внешне он напоминал скорее фермера, чем профессора и философа. Небрежно одетый, с крупным, красным лицом, он любил громко смеяться за кружкой пива среди друзей. Но за этой рыцарской наружностью скрывался человек рыцарского благородства и глубокой духовности, умевший проникать в тайники души".
Писать книги о христианстве Льюис начал с 1932 года, и тогда же его стали приглашать на радио, причем не как профессора-филолога, а как проповедника.
Его первое произведение "Просто христианство" составлено на основе радиобесед. Теперь, когда о Спасителе мира бытуют смутные и отрывочные представления, Льюис напрямую обращается к людям неверующим, которые не знают христианства и недолюбливают его. Льюис пишет для тех, у кого Церковь ассоциируется с неким оплотом мракобесия и представляется врагом прогресса, для кого Она - воплощение чего-то безнадежно устаревшего. Льюис также адресуется к читателям, настроенным по отношению к Евангелию если не враждебно, то равнодушно. Он пишет ОСТОРОЖНО, ЖИВО и С ЮМОРОМ. Он задается целью не только увлечь читателя, но и развлечь, поскольку человек приходит к Богу не сразу.
* Книга 1 ДОБРО И ЗЛО КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ВСЕЛЕННОЙ *
ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
В этой главе Льюис немного пространно распространяется на тему "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Пространно - для современных читателей, ведь книга была написана в 40-х годах прошлого века. Но лично мне очень импонирует эта старая добротная манера изложения. Я чувствую безграничное доверие к авторам, лексика которых ещё не засорена новоязом и словесными экспериментами. И необходимость продираться по тексту странице эдак к пятой превращается в смакование авторской манеры.
Итак, Льюис уже сейчас проявляет свою изобретательность в поиске доходчивых метафор и убедительно объясняет то, над чем мы редко задумываемся: "Мы подыскиваем объяснения только нашему плохому поведению. Только наше плохое поведение мы объясняем тем, что были усталыми, или обеспокоенными, или голодными. Свое хорошее поведение мы не объясняем внешними причинами: мы ставим его исключительно в заслугу себе. Итак, - говорит автор, - я хочу обратить ваше внимание на два пункта. Первое: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА во всех частях земного шара РАЗДЕЛЯЮТ ЛЮБОПЫТНУЮ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ. ОНИ НЕ МОГУТ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ ЭТОЙ ИДЕИ. Второе: В ДЕЙСВИТЕЛЬНОСТИ ОНИ НЕ ВЕДУТ СЕБЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ".
"Человек, негодуя по поводу чужого поступка, не просто заявляет, что ему не нравится поведение другого человека. Он взывает при этом к какому-то стандарту поведения, о котором, по его мнению, знает другой человек. И тот, другой, очень редко отвечает: "К черту ваши стандарты!"
Фактически выглядит так, что обе стороны имели в виду какого-то рода Закон или Правило честной игры, или порядочного поведения, относительно чего они оба согласны. И это действительно так. Если бы они не имели в виду этого Закона, они могли бы, конечно, драться, как дерутся животные, но не могли бы ссориться и спорить по-человечески. Ссориться - значит стараться показать, что другой человек не прав. И в этом старании не было бы смысла, если бы между вами и им не существовало какого-то рода согласия в том, что такое добро и что такое зло".
Честно говоря, я грустно улыбнулась, прочтя эти строки. Не кажется ли Вам, что мы сейчас живём в том времени, когда нам чаще приходится слышать: "К чёрту ваши стандарты!"? Но в остальном автор прав.
"Этот закон добра и зла раньше называли "естественным", то есть законом природы.
Идея мыслителей древности состояла в том, что, как все физические тела подчиняются закону тяготения, как все организмы подчиняются биологическим законам, так и существо по имени человек имеет свой закон - с той великой разницей что физическое тело не может выбирать, подчиняться ли ему закону тяготения или нет, тогда как человек имеет право выбора - подчиняться ли ему закону человеческой природы или нарушать его.
Отсюда следует, что мы вынуждены верить в подлинное существование добра
и зла. Временами люди могут ошибаться в определении их, как ошибаются,
скажем, при сложении чисел, НО ПОНЯТИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ НЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧЬЕГО-ТО ВКУСА И МНЕНИЯ, ЧЕМ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ.
Правда состоит в том, что мы верим в порядочность настолько
глубоко - мы испытываем на себе такое сильное давление этого закона или
правила, - что не в состоянии вынести того факта, что нарушаем его, и в
результате пытаемся списать свою ответственность за нарушение на кого-то или
на что-то другое.
На этих двух фактах основаны наше понимание самих себя и той Вселенной,
в которой мы живем".
НЕКОТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ
Я совершенно не поняла, почему глава названа так, потому что Льюис двигает нас в сторону обоснования ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА (см. конспект предыдущей главы)
"К какой категории правил относится естественный закон? ВСЁ ГОВОРИТ ЗА ТО, ЧТО ОН ПРИНАДЛЕЖИТ К ТОЙ ЖЕ КАТЕГОРИИ, ЧТО И ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ".
А теперь, надеясь на то, что кто-то из авторов, извлекающих из себя всё новые и новые замысловатые сюжеты, сейчас читает эти строки, хочу сказать: все наши литературные сюжеты Клайв Стейплз Льюис выразил в примере борьбы инстинктов и третьего, постороннего побуждения, стоящего над инстинктами.
"Если человек попал в беду и нуждается в вашей помощи, Вы, скорее всего, почувствуете при этом два желания: одно - помочь ему (в силу своего стадного инстинкта) и другое желание - держаться подальше от опасности (в силу инстинкта самосохранения). Однако в дополнение к этим двум импульсам вы обнаружите в себе третий, который говорит вам, что вы должны следовать тому импульсу, который толкает вас помочь, и должны подавить в себе желание убежать. Это побуждение, которое судит между двумя инстинктами, которое решает, какому инстинкту надо следовать, а какой подавишь, само не может быть ни одним из них. Вы могли бы, с таким же основанием сказать, что нотная страница, которая указывает, по какой клавише вам надо ударить в данный момент, сама - одна из клавиш. Нравственный закон говорит нам, какую мелодию нам следует играть; а вот наши инстинкты - только клавиши".
"Нравственный закон не есть некий отдельный инстинкт или какой-то набор инстинктов. Это нечто, направляющее наши инстинкты, приводящее их в соответствие с окружающей жизнью.
Между прочим, это имеет серьезное практическое значение. Самая опасная вещь, на которую способен человек, - это избрать какой-то из присущих ему природных импульсов и следовать ему всегда, любой ценой. Нет у нас ни одного инстинкта, который не превратил бы нас в дьяволов, если бы мы стали следовать ему как некоему абсолютному ориентиру".
***
Кстати, с высоты своего XXI века оглядываясь назад, во тьму веков, мы считаем себя гораздо более гуманным обществом. Да мы - просто молодцы! И дружно удивляемся и негодуем, как непомерно жестоки были люди средневековья, отправляющие на мученическую смерть других людей из-за религиозных убеждений. Льюис умело наводит на мысль, что не всегда то, что человечество считает своим достижением, действительно является заслугой: "То обстоятельство, что мы не верим в ведьм, возможно, свидетельствует о большом прогрессе в области человеческого ЗНАНИЯ; но прекращение судов над ведьмами, в существование которых мы перестали верить, нельзя рассматривать как прогресс в области МОРАЛИ. Вы не называли бы человека, который перестал расставлять мышеловки, гуманным, если бы знали: он просто убедился, что в его доме нет мышей".
РЕАЛЬНОСТЬ ЗАКОНА
"Первая причина состоит в том, что людям свойственно думать, что они должны соблюдать определенные правила поведения, иначе говоря, правила честной игры, или порядочности, или морали, или естественного закона.
Вторая заключается в том, что на деле люди эти правила не соблюдают.
Когда мы говорим, что падающие камни всегда подчиняются закону тяготения, мы подразумеваем, что "камни делают так всегда". Законы природы, применительно к камням и деревьям, констатируют то, что в природе фактически происходит. Но когда вы обращаетесь к естественному закону, к закону порядочного поведения, вы сталкиваетесь с чем-то совсем иным. Как только вы имеете дело с людьми, то, помимо простых фактов, подлежащих констатации, сталкиваетесь с чем-то еще, с какой-то привходящей движущей силой, стоящей над фактами.
Во всем, что касается остальной Вселенной (помимо человека), нет необходимости ни в чем другом, кроме фактов. Однако люди ведут себя определенным образом, между тем, как вы знаете, что они должны вести себя иначе.
Именно здесь я хочу остановиться. Люди должны быть бескорыстными, должны быть справедливыми. Это не значит, что они бескорыстны или что им нравится быть бескорыстными; это значит, что они должны быть такими. Нравственный закон, или естественный закон, не просто констатирует факт человеческого поведения, подобно тому как закон тяготения констатирует факт поведения тяжелых объектов при падении. Но этот естественный закон и не выдумка, потому что мы не можем забыть о нем и постоянно возвращаемся к понятиям "СПРАВЕДЛИВО" или "НЕСПРАВЕДЛИВО", взываем к ним, поворачиваем других к ним лицом. А если бы мы забыли о справедливости и несправедливости, то большая часть из того, что мы говорим и думаем о людях, обратилась бы в бессмыслицу. И это не просто заявление о том, как хотелось бы нам, чтобы другие вели себя ради нашего удобства. Так называемое плохое или нечестное, "неспортивное" поведение не совсем и не всегда соответствует поведению, неудобному для нас. Иногда оно, наоборот, нам удобно. И это наводит нас на мысль о некоей иной реальности, о том, что за обычными фактами человеческого поведения скрывается нечто вполне определенное, царящее над людьми, - некий ЗАКОН, КОТОРЫЙ НИКТО ИЗ НАС НЕ СОСТАВЛЯЛ, И КОТОРЫЙ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА КАЖДОГО ИЗ НАС.
Вы не можете определить поведение других людей как порядочное, руководствуясь лишь критерием полезности этого поведения для вас лично.
Порядочное поведение не обязательно приносит выгоду данному человеку в данный момент, оно в конечном счете приносит выгоду человечеству в целом.
Люди, в конце концов, обладают здравым смыслом. Они понимают, что МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ИЛИ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В ПОДЛИННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИШЬ В ТАКОМ ОБЩЕСТВЕ, ГДЕ КАЖДЫЙ ВЕДЁТ ЧЕСТНУЮ ИГРУ".
ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ЗАКОНОМ
"Закон человеческой природы или закон добра и зла должен быть чем-то таким, что стоит над фактами человеческого поведения. И в этом случае, помимо фактов, мы имеем дело с чем-то еще - с законом, который мы не изобретали, но которому, мы знаем, должны следовать.
А сейчас я хочу разобраться, что говорит нам это открытие о Вселенной, в которой мы живем. С того момента, когда люди научились мыслить, они стали
задумываться о том, что представляет из себя Вселенная и как она произошла.
В самых общих чертах на этот счет существуют две точки зрения.
Первая - это так называемая материалистическая точка зрения.
Люди, которые разделяют ее, считают, что материя и пространство просто существуют, они существовали всегда и никто не знает почему; что материя, которая ведет себя определенным, раз и навсегда установленным образом, случайно ухитрилась произвести такие создания, как мы с вами, способные думать. По какому-то счастливому случаю, вероятность которого ничтожно мала, что-то ударило по нашему солнцу, и от него отделились планеты, и в силу другой такой же случайности, вероятность которой не выше, чем вероятность предыдущей, на одной из этих планет возникли химические элементы, необходимые для жизни, плюс необходимая температура и, таким образом, часть материи на этой планете ожила, а затем, пройдя через длинную серию случайностей, живые существа развились в такие высокоорганизованные, как мы с вами.
Вторая точка зрения - религиозная.
Согласно ей, источник происхождения видимой Вселенной следует искать в каком-то разуме (скорее, чем в чем-либо другом). Этот разум обладает сознанием, имеет свои цели и отдает предпочтение одним вещам перед другими. С религиозной точки зрения именно этот разум и создал Вселенную, частично ради каких-то целей, о которых мы не знаем, а частично и для того, чтобы произвести существа, подобные себе самому, я имею в виду - наделенные, подобно ему, разумом.
Пожалуйста, не подумайте, что одна из этих точек зрения бытовала давным-давно, а другая постепенно вытеснила ее. Всюду, где когда-либо жили мыслящие люди, существовали они обе.
Но почему все эти объекты, которые изучает наука, существуют вообще и стоит ли за этими объектами нечто совершенно от них отличное - вовсе не вопрос науки. Если за всей обозреваемой нами действительностью "нечто" существует, то оно либо останется неизвестным для людей, либо даст им знать о себе каким-то особым путем. Заявления же о том, что это "нечто" существует, либо, наоборот, не существует, в компетенцию науки не входят. И настоящие ученые обычно подобных заявлений не делают. Чаще с ними выступают журналисты и авторы популярных романов, нахватавшиеся непроверенных научных данных из учебников.
В конечном счете простой здравый смысл говорит нам: предположим, когда-нибудь наука станет настолько совершенной, что постигнет каждую частицу Вселенной; не ясно ли, что на вопросы "Почему существует Вселенная?", "Почему она ведет себя так, а не иначе?" и "Есть ли какой-нибудь смысл в ее существовании?" тогда, как и теперь, ответа не будет.
Положение было бы совершенно безнадежным, если бы не одно обстоятельство. Во Вселенной есть одно существо, о котором мы знаем больше, чем могли бы узнать о нем только благодаря наблюдениям извне. Это существо - человек. Мы не просто наблюдаем за людьми, мы сами - люди. В данном случае мы располагаем так называемой внутренней информацией.
Всякий, кто стал бы изучать человека со стороны, как мы изучаем электричество или капусту, не зная нашего языка и, следовательно, не имея возможности получить от нас внутреннюю информацию, - из простого наблюдения за нашим поведением никогда не пришел бы к выводу, что у нас есть нравственный закон. (Вот здесь я согласна с Льюисом! Очень забавное и точное предположение!). Да и как он мог бы прийти к нему? Ведь его наблюдения показывали бы ему только то, что мы делаем, а нравственный закон говорит о том, что мы должны делать.
Если бы за пределами Вселенной существовала какая-то контролирующая сила, она не могла бы показать себя нам в виде одного из внутренних элементов, присущих Вселенной, как архитектор, по проекту которого сооружен дом, не мог бы быть стеной, лестницей или камином в этом доме. (Очень своебразная и наглядная аналогия! Кстати, таких иллюстраций авторской мысли в полном тексте множество, и это здорово облегчает восприятие книги, а иногда просто веселит).
Все, что я выразил до сих пор, сводится к следующему: существует нечто, руководящее Вселенной и проявляющееся во мне в виде закона, который побуждает меня творить добро и испытывать угрызения совести за содеянное мною зло. Я думаю, нам следует предположить, что эта сила скорее подобна разуму, чем чему-нибудь иному, потому что в конечном счете, единственное, что мы знаем помимо разума, - это материя. Но едва ли можно вообразить себе кусок материи, дающий указания. Впрочем, ВРЯД ЛИ ЭТА СИЛА ТОЧНО СООТВЕТСТВУЕТ РАЗУМУ В НАШЕМ ПОНИМАНИИ; ПОЖАЛУЙ, ЕЩЁ МЕНЬШЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
У НАС ЕСТЬ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА
"С помощью нравственного Закона, - пишет Льюис, - кто-то или что-то за пределами материальной Вселенной наступает на нас. И я подозреваю, что когда я дошел до этого пункта, некоторые из вас почувствовали определенное беспокойство.
Два факта свидетельствуют об этом "Некто".
Первый -созданная Им Вселенная. Если бы Вселенная была единственным свидетельством о Нем, то из наблюдения за ней мы должны были бы сделать вывод, что Он, этот загадочный "Некто" - великий художник, потому что Вселенная воистину прекрасна. Но в то же время мы вынуждены были бы признать, что Он безжалостен и враждебен к людям, потому что Вселенная - очень опасное место, внушающее неподдельный ужас.
Второй факт, указывающий на Его существование, - это нравственный закон, который Он вложил в наш разум. И это второе свидетельство более ценно, чем первое, поскольку оно дает нам информацию внутреннего характера. Из нравственного закона вы больше узнаете о Боге, чем из наблюдения за Вселенной, точно так же как вы больше узнаете о человеке, слушая, как и что он говорит, нежели созерцая построенный им дом.
На основании этого второго факта мы делаем заключение, что Существо, пребывающее за видимой Вселенной, горячо заинтересовано в правильном поведении людей, в их "честной игре", в бескорыстии их, храбрости, искренней вере, честности и правдивости. В свете этого нам приходится согласиться с утверждением христианства и некоторых других религий, что Бог добр. Но не будем спешить. Нравственный закон не дает нам никаких оснований считать, что Бог добр в том смысле, что Он снисходителен, мягок, благожелателен.
В нравственном законе не чувствуется никакой снисходительности. Он тверд как алмаз. Он приказывает идти прямыми путями и, кажется, вовсе не заботится о том, насколько болезненно, опасно или трудно следовать этому приказу. Если Бог таков же, как этот нравственный закон, то Он едва ли мягок.
Кстати, совсем не значит, что сила, создавшая нравственный закон, должна быть ЛИЧНОСТЬЮ. Если это просто безличный, бесчувственный РАЗУМ, то, вероятно, нет смысла просить его о помощи или о поблажке, как не имело бы смысла просить таблицу умножения простить вас за неправильный счет.
Вот в каком ужасном, безвыходном положении оказываемся мы с вами. Если Вселенной не правит абсолютное добро, то все наши усилия в конечном счете напрасны. Если же абсолютное добро все-таки правит Вселенной, то мы ежедневно бросаем ему враждебный вызов, и непохоже на то, чтобы завтра мы стали сколько-нибудь лучше, чем сегодня. Таким образом, и в этом случае наша ситуация безнадежна. Мы не можем жить без этого добра, и не можем жить в согласии с ним.
Бог - наше единственное утешение. Но ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он: в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться. Он - наш единственный возможный союзник, а мы сделали себя Его врагами. Послушать некоторых людей, так встреча лицом к лицу с абсолютным добром - одно удовольствие.
***(А вот здесь я хочу признаться, что как-то по другому стала понимать, какие чувства направляли кисть старинных мастеров... Люди средневековья лучше нас чувствовали то, о чём прямо заявляет Льюис: "Если абсолютное добро все-таки правит Вселенной, то мы ежедневно бросаем ему враждебный вызов, и непохоже на то, чтобы завтра мы стали сколько-нибудь лучше, чем сегодня. Таким образом, и в этом случае наша ситуация безнадежна". Не отсюда ли грандиозная патетика фрески "Страшный суд" - этого бессмертного творения гения Микеланджело?!)***
"Только после того, как вы осознаете, что нравственный закон действительно существует, как существует и сила, стоящая за ним, и что вы нарушили этот закон и повели себя неверно в отношении этой силы, - только тогда, и ни секундой раньше, христианство станет обретать для вас смысл".
(Обратите внимание: автор аккуратно отодвигается от ситуации посредничества в поисках пути к богу. Мысль о самостоятельности выбора будет повторяться им неоднократно).
"Когда вы осознаете всю безысходность вашего положения, вы начнете понимать, о чем говорит христианство, потому что оно предлагает объяснение: как случилось, что мы одновременно ненавидим добро и любим его. Оно предлагает объяснение того, каким образом Бог может быть безличным разумом, стоящим за нравственным законом, и в то же самое время Личностью.
Я, конечно, целиком согласен с тем, что христианская религия, в конечном счете, когда опробованы все средства, - источник несказанного утешения. Но начинается она не с утешения. Она начинается с тревоги и смятения, которые я описал выше, и попытка прийти к этому утешению, минуя стадию тревоги, не имела бы смысла. В религии - как на войне, как в других ситуациях: покой (утешение) нельзя обрести, если искать только его. Вот если вы будете искать истину, то, возможно, в конце концов обретете и покой; а если все ваши поиски направлены на покой, вы не найдете ни его, ни истины. Все, что вы найдете, - это пустые речи да помышления, которые будут вам казаться истиной в начале пути, в конце же его вас ждет безнадежное отчаяние"
"Если вы задумаетесь над современным состоянием мира, вам станет совершенно ясно, что человечество совершает великую ошибку. Мы все - на неверном пути. А если это так, то всем нам необходимо вернуться назад. Возвращение назад - это скорейший путь вперед. Прогрессом в этом случае был бы поворот на 180 градусов и возвращение на правильную дорогу; а самым прогрессивным человеком окажется тот, который скорее повернет назад".
(Думаю, большинство читающих эти конспекты активно творят свои собственные сценарии действительности. Постапокалипсическое общество - тема достаточно разработанная. Но, может быть, авторы фантазий о будущем мира забыли что-то главное?)
Книга II ВО ЧТО ВЕРЯТ ХРИСТИАНЕ
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГЕ
***(Наконец-то нашёлся тот, кто объяснил мне разницу между христианством и пантеизмом!)***
"Меня попросили рассказать вам, во что верят христиане. Я начну с рассказа о том, во что им не нужно верить. Если вы христианин, вы не обязаны верить, что все остальные религии неверны от начала до конца. (*облегчённо улыбаюсь* Прим. Автора.) Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины. Когда я был атеистом, я пытался убедить себя, что человечество в большинстве своем всегда заблуждалось в вопросе, который имеет для него наиважнейшее значение; став христианином, я обрел способность взглянуть на вещи с более либеральной точки зрения. Но безусловно, быть христианином - значит не сомневаться, что всюду, где христианство расходится во взглядах с другими религиями, христианство право, а другие религии ошибаются. Как в арифметике: возможен лишь один правильный ответ на задачу, все остальные - неверны; но некоторые из неверных ответов ближе к верному, чем другие.
Человечество делится на две основные группы: на большинство, которое верит в какого-то Бога или богов, и на меньшинство, которое не верит в Бога вообще. Христианство, естественно, относится к большинству - оно в одном лагере с древними римлянами, современными дикарями, стоиками, платониками, индусами, магометанами и т.п., против современного западноевропейского материализма.
Но существует разделение между людьми, верующими в Бога.
За этим различием в представлениях о Боге между пантеизмом и христианством следует обычно другое. Пантеисты, как правило, верят, что Бог, так сказать, одушевляет Вселенную, как вы одушевляете свое тело; что Вселенная и есть почти то же самое, что Бог, и поэтому, если бы она не существовала, Он бы тоже не существовал, и все, что находится во Вселенной, - часть Бога. Христианство придерживается совершенно другой идеи. Христиане считают, что Бог задумал и создал Вселенную, как человек создает картину или мелодию. Картина - не то же самое, что художник, и художник не умрет, если его картины уничтожить. Вы можете сказать: "Он вложил часть самого себя в эту картину", но, говоря так, вы лишь подразумеваете, что вся красота и смысл этого произведения зародились у него в голове. Его мастерство, отразившееся в картине, не принадлежит ей в той же степени, в какой оно присуще его голове и рукам.
Я надеюсь, вы теперь видите, как одно различие между пантеизмом и христианством неизбежно влечет за собой другое. Если вы не принимаете всерьез различия между добром и злом, то очень легко придете к выводу, что все во Вселенной - часть Бога. Если же вы считаете, что некоторые дела и вещи действительно плохи, между тем как Бог плохим быть не может, подобная точка зрения неприемлема для вас. В таком случае вы должны верить, что Бог и мир - не одно и то же. Некоторые вещи, наблюдаемые нами в мире, противоречат Его воле. По поводу рака или трущоб пантеист может сказать: "Если бы вы могли видеть с Божественной точки зрения, вы бы поняли, что и это - Бог". Христианин ответит: "Что за мерзкая чушь!". Ведь христианство - религия воинствующая. Христианство считает, что Бог сотворил мир - пространство и время, жар и холод, все цвета и все вкусовые ощущения, всех животных и все растения - и все это Бог придумал, как писатель придумывает сюжет. Но христианство, кроме того, считает: очень многое из того, что Бог сотворил, свернуло с пути, Богом предназначенного, и Бог настаивает, и настаивает очень решительно, чтобы именно мы вернули "сошедшее с рельсов" на правильный путь.
Конечно, это влечет за собой очень серьезный вопрос. Если мир действительно сотворен добрым, справедливым Богом, почему он свернул на неправильный путь? Много лет я просто отказывался слушать, что отвечали христиане, потому что рассуждал так: "Что бы вы ни говорили, к каким бы аргументам ни прибегали, не проще и не легче ли просто признать, что мир не создан разумной силой? А может, все ваши аргументы - просто сложная попытка уйти от очевидного?" (Честно говоря, Льюис озвучил точку зрения, которую до недавнего времени я разделяла. Прим. автора.) И тут я столкнулся с другой трудностью.
МОЙ АРГУМЕНТ ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА СВОДИЛСЯ К ТОМУ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ МНЕ КАЗАЛАСЬ СЛИШКОМ ЖЕСТОКОЙ И НЕСПРАВЕДЛИВОЙ. НО КАК ПРИШЛА МНЕ В ГОЛОВУ САМА ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ? ЧЕЛОВЕК НЕ СТАНЕТ НАЗЫВАТЬ ЛИНИЮ КРИВОЙ, ЕСЛИ НЕ ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЯМОЙ ЛИНИИ. С чем сравнивал я Вселенную, когда называл ее несправедливой? Если все на свете, от "А" до "Я", плохо и бессмысленно, то почему я сам, частица этого "всего", с такой страстью возмущаюсь? Человек чувствует себя мокрым, когда падает в воду, потому что человек не водяное животное: рыба не чувствует себя мокрой. Я, конечно, мог бы отказаться от объективной значимости моего чувства справедливости, сказав себе, что это - лишь мое чувство. Но если бы я сделал так, рухнул бы и мой аргумент против Бога, потому что аргумент этот зиждется на том, что мир на самом деле несправедлив, а не с моей точки зрения.
Таким образом, сама попытка доказать, что Бога нет - иными словами, что вся объективная реальность лишена смысла,- вынуждала меня допустить, что, по крайней мере, какая-то часть объективной реальности, моя идея справедливости, смысл имеет. Следовательно, атеизм оборачивается крайне примитивной идеей. Ведь если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли обнаружить, что она не имеет смысла; точно так, как если бы во Вселенной не было света и, следовательно, не было бы существ с глазами, мы бы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма".
ВТОРЖЕНИЕ
"Искать простую религию - бессмысленно. В конце концов, реальных вещей, которые были бы просты, нет.
Итак, атеизм слишком примитивен. Но я укажу вам на другую примитивную идею. Я называю ее "христианством, разведенным в водичке". Согласно этой идее, на небе живет хороший, добрый Бог и все идет как надо. Очень часто, в такие глупые рассуждения пускаются совсем неглупые люди. Обычно они берут одну из версий христианства, рассчитанную на шестилетнего ребенка, и нападают на нее. Когда же вы стараетесь разъяснить им христианскую доктрину в том ее виде, в каком исповедуют ее образованные взрослые люди, они начинают жаловаться, что от вас голова идет кругом, что все это слишком сложно и, если бы Бог действительно существовал, Он сделал бы религию "простой", потому что простота так прекрасна.
С такими людьми следует быть настороже, они каждую минуту меняют тему и лишь отнимают у вас время. Обратите внимание на идею, что "Бог сделал бы религию простой", КАК БУДТО РЕЛИГИЯ - ЭТО ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧТО БОГ ИЗОБРЁЛ, А НЕ ЕГО ОТКРОВЕНИЕ НАМ О СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕННЫХ ФАКТАХ И О ЕГО СОБСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ.
(На этой последней фразе мне захотелось остановиться и какое-то время не двигаться дальше по тексту. А.В.)
Итак, объективная реальность таит в себе загадки, разгадать которые мы не в силах. Вот одна из причин, почему я пришел к христианству. Это религия, которую вы не могли бы придумать. Если бы христианство предлагало вам такое объяснение Вселенной, какого мы всегда ожидали, я бы посчитал, что мы сами изобрели его. Но, право же, непохожа эта религия на чье-то изобретение. Христианству свойствен тот странный изгиб, который характерен для реальных, объективно существующих вещей. (Льюис опять убедителен! А.В.) Так что отрешимся от детской философии, от этого пристрастия к слишком простым ответам. Проблема, с которой мы имеем дело, непроста, и ждать простого ответа не приходится.
В чем же состоит эта проблема?
Известны лишь две точки зрения на совокупность этих
фактов. Одна из них - христианская - говорит, что это хороший мир,
сбившийся на неверный путь, однако сохраняющий в памяти тот путь, каким он
должен был идти. Вторая точка зрения - так называемый дуализм -
предполагает, что за всем происходящим в мире стоят две равноценные и
независимые силы - добро и зло, и наша Вселенная - поле битвы, на котором
они ведут нескончаемую войну. Я лично считаю, что, после христианства,
дуализм - наиболее человечная и разумная гипотеза. Но в ней есть одно
слабое место.
***(После всего вышесказанного мне стала понятна и теория дуалистической Вселенной. Ну как же не быть признательной автору? А.В.)***
Эти две силы, или два духа, или два бога - добрый и злой - абсолютно независимы. Оба они существуют в вечности. Ни один из них не создавал другого, ни один не имеет преимущественного права называться Богом. Каждый из них, очевидно, считает себя хорошим, а другого плохим. Один любит ненависть и жестокость, другой - любовь и милосердие, и каждый держится своей точки зрения. Что же имеем в виду мы, когда называем одного из них силою добра, а другого силою зла? Мы либо говорим этим, что почему-то предпочитаем одну из этих сил другой - как можем, например, предпочитать пиво сидру, либо подразумеваем, что, независимо от того, что эти силы думают о себе или что мы, люди, думаем о них, одна из них действительно неверна и несомненно ошибается, принимая себя за добро. Если мы имеем в виду, что первая сила нам просто больше по вкусу, то мы вообще должны отказаться от разговора о добре и зле. Ибо "добро" означает нечто такое, чему мы должны отдавать предпочтение, независимо от того, что нравится нам. Если бы "добро" было добром только потому, что нам вздумалось принять его сторону, оно не заслужило бы своего названия. Так что мы должны признать, что одна из этих двух сил - объективное "зло", а другая - объективное "добро".
Однако в тот самый момент, когда вы признаете это, вы добавляете к двум силам, действующим во Вселенной, третью - какой-то закон, или стандарт, или правило добра, с которым одна из них согласуется, а другая - нет. Но поскольку обе силы судятся им, то этот стандарт, или Существо, установившее его, оказывается вне наших двух сил и гораздо выше их обеих. Вот этот-то закон, или Существо, И БУДЕТ ИСТИННЫМ, НАСТОЯЩИМ БОГОМ.