По накатанной колее из пьянства в алкоголизм едут, как правило, только в одном направлении. Но мы, однако, вовсе не собираемся огульно проклинать спиртосодержащие удовольствия, т.к., во-первых, сами не безгрешны, а во-вторых - ну нет у нас уверенности, что алкоголь такое уж абсолютное зло. А если на эту проблему попытаться посмотреть с некоей дилетански исторической позиции, то можно придти к выводу, что история нашей цивилизации просто немыслима без биохимического воздействия на мозг при помощи возлияний различной степени тяжести.
Существует мнение, что алкоголизм и тяга к спиртному сидят в каждом из нас с самого момента рождения. И действительно, существует ли хоть одна семья, хоть один человек, которые могли бы с гордостью заявить, что в их роду "выпивающих", пьяниц и алкоголиков никогда не было?
Впрочем, ребёнка-дауна, рождённого в результате пьяного зачатия вряд ли волнуют психологические, исторические или философские аспекты алкоголизма. Его родители, по всей вероятности, тоже мало озабочены теорией. Скорее, их больше волнует не то, "зачем" или "почему" они пили (пьют и будут пить), а то, "где достать" или "кто похмелит"...
В результате получается целый ряд парадоксов: теоретизирования о вреде алкоголя могут заинтересовать, по большому счёту, лишь людей достаточно трезвых и трезвомыслящих, т.е. находящихся очень далеко от понимания "практикующего пьяницы". И, вместе с тем, море популярной и специальной литературы по данному вопросу печатается, по сути, в никуда. Тот, кто с нахмуренным челом обличает сей порок, вряд ли будет изучать трактаты о способах выхода из алкоголизма. Следующий парадокс заключается во взглядах на суть человека-алкоголика. Кто он - больной или грешник? Большинство врачей (однако, не все!) рассматривают абстрактного алкоголика с позиции медицины. Предлагаются всевозможные медикаментозные и немедикаментозные способы борьбы с болезнью, всяческие кодирования, гипноз, "торпеда" и прочие. И тут же (не выходя, допустим, из наркологического центра) можно послушать родственников пациента, которые больше озабоченны "распущенностью и низостью" своего сына-брата-мужа, чем попыткой вникнуть в пафосные речи лечащего врача о необходимости воспринимать алкоголиков просто больными людьми...
Ну да бог с ними, с родственниками, давайте поглядим, что говорит обо всём этом современная психиатрия, а она, с присущим ей желанием систематизировать всё, что можно, заявляет следующее: "Алкоголизм - хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками с патологическим влечением к ним, обусловленным психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя". (1) Далее рассматриваются три стадии алкоголизма: стадия психической зависимости, стадия физической зависимости и стадия алкогольной деградации. Авторы скурпулёзно разглядывают всевозможные симптомы и синдромы, достаточно подробно обговаривают различные виды опьянения и чётко классифицируют и систематизируют всех, кто прикладывается к бутылке. В результате бедные алкаши получаются настолько обезличенными, что можно смело перестать их считать живыми людьми и рассматривать как, скажем, какую-нибудь сводную таблицу минералов, где у каждой группы существует своё (и только одно!) чётко отведённое место.
Однако с врачами (особенно с "теоретиками") спорить, в принципе, глупо. Да мы, в общем-то, ни с кем спорить не собираемся, наши изыски на тему "пьянства и алкоголизма", по сути, всего лишь монолог в духе господина Обломова. Хочется, конечно, чтобы потенциальный врач относился к потенциальному больному не как к элементу из какой-то абстрактной системы, но...
Но тогда приходится становиться на позиции тех, кто видит в алкоголике всего лишь порочное человеческое существо!
Впрочем, есть надежда справиться со всеми реальными и продуманными парадоксами, если попытаться отыскать некую золотую середину. По нашему слабому разумению, это может выглядеть примерно так: в каждом алкоголике, пьянице и даже "изредка выпивающем" восприятие смысла любого возлияния настолько индивидуально, что и классификации, и обличения, по меньшей мере, неуместны. Сколько людей - столько мнений. Сколько людей - столько стадий алкоголизма. И столько же степеней "греховности".
(Маленькое отступление от темы: примерно так же, на наш взгляд, неразумно пытаться систематизировать психические болезни. Раскладывать их по полочкам и лечить, в результате, не больного, а его диагноз...)
Пожалуй, лучше всего индивидуальность алкоголизма видна на примере различной зависимости людей от Зелёного Змия. Ниже мы приводим слегка отредактированный рассказ одного музыканта-пьяницы, который хотел "завязать".
...На четвёртый день трезвой жизни начались первые по-настоящему серьёзные испытания. Желание выпить родилось сначала обыкновенной ненавязчивой мыслью, но чуть ли не впервые за всю жизнь не было удовлетворено. Желание стало шириться и занимать собою всё пространство моего маленького мира. Через час я уже не мог думать ни о чём другом. Я представил себе липкий пластмассовый стаканчик в разливухе, в котором плещется заветная жидкость. Я думал о несравненном вкусе холодного пива, которое можно жадно выпить из "горла", сдать бутылку и тут же купить ещё. Мой организм настойчиво требовал дозы: кололо в сердце, болела голова, сводило желудок. Я почти сдался, почти рванул на улицу, но в последний момент схватился за мысль ликвидировать бешеное желание выпить при помощи какой-либо работы. И я сел играть гаммы и упражнения. На нормальное музицирование не было ни физических, ни психических сил, и я, тупо глядя в никуда, гонял спотыкающиеся пальцы по некогда ровным ладам. Я играл ужасно. Я играл упрямо. Я обливался потом и где-то через двадцать минут сумел себя заставить кое-как следить за руками. Относительно сносно протащив до-мажорную гамму, я понял, что выиграл. Я заварил себе крепкий кофе и улёгся на диван с книгой в руках. Какой-то бульварный писака карманного формата начал свой роман со сцены обильного застолья. Я отложил книгу и почти заплакал. Я снова начал чувствовать на языке вкус холодного пива...
Пить он так и не бросил. С момента его попытки вырваться из цепких ручек алкогольной зависимости прошло около года. Всё это время он, в общем-то, умеренно попивает и видит в каждой капле алкоголя заклятого врага, который его победил.
И ешё одна история: Тот поэт, чьё четверостишие мы взяли эпиграфом в своей писанине, говорил примерно так: "Самое кайфовое изобретение человечества - водка. Лично во мне она открывает какой-то клапан, и из меня начинают литься стихи. Я пробовал писать по-трезвому, но получается откровенная лажа. Какие-то, мягко говоря, надуманные строчки, рифмы на уровне олигофрена и совершенно тупые сюжеты. А коньячку махнёшь - и полетела душа к солнцу, к небу, к Богу, к Дьяволу или просто к знакомой бабе. И там, между солнцем и раздвинутыми ногами очередной подруги, ты догоняешься чем-то типа джин-тоника и начинаешь писать..."
Оба этих мнения об алкоголе и зависимости от него кажутся противоположными только на первый взгляд. И тот, кто видит в рюмке врага, и тот, кто видит в ней друга, одинаковы в своей оценке, если смотреть на это дело с психологической точки зрения. Ведь различает их только знак плюса или минуса... А значит получается вот такая картина (2): "Социально он (алкоголик) хочет войти без подготовительного контакта в непосредственное слияние с другим человеком. Минутный знакомый становиться другом, которому он готов "открыть сердце". Он обходит те части его личности, где необходимо различение; а потом, на основе этого якобы глубокого и искреннего, а в действительности весьма поверхностного контакта, он начинает выдвигать нетерпеливые и экстравагантные требования".
(2) Мы заканчиваем говорить об алкоголе цитатой из книги американского психолога Фредерика Перлза "Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальттерапии."