Cлово "экскурсия" легко усваивается детьми с первого класса и любой школьник сумеет объяснить, что с этим словом связано познание чего-то нового, то ли в родном городе, то ли за его пределами, которое всегда бывает полезно в практической жизни
Если же спросить школьника-подростка, а что такое "паломничество", то навряд ли можно услышать вразумительный и четкий ответ. Пожалуй, даже взрослый человек смутно представляет, для чего существуют паломничества. В лучшем случае может прозвучать: " Паломничество - это поездка в монастырь". И сразу человек настораживается, вообразив людей в монашеском одеянии, строгих, серьезных и неизвестно для чего нужных в нашем современном цивилизованном обществе. Эта категория людей, как будто чудом уцелела со времен жесточайшей борьбы с Церковью, с Богом. И на них, как на диковинку, едут посмотреть в монастырь школьники, да полюбоваться на старинную архитектуру храмовых ансамблей. Едва ли найдется духовно-образованный учитель, который сможет донести до ребенка смысл человеческой жизни за стенами монастыря.
Зарождение веры в душе всегда происходит таинственно. Можно родиться в семье священника, знать всю теорию церковной жизни, но так и не обрести веры, которая делает человека отличным от обычных людей, с которыми мы общаемся в повседневной жизни. И в то же время в семье родителей-атеистов у ребенка вдруг проявляются духовные понятия о себе самом, о жизни. Чуткая детская душа, приведенная заботливой бабушкой или мамой в церковь, надолго запоминает чувство радости от соприкосновения с чем-то, отчего становится легко и хорошо. Это и есть благодать, которая подается каждому человеку даром и невидимым образом. Знаю пример, когда девочка-подросток рьяно сопротивлялась матери, не желая идти креститься в храм, вплоть до слез. Мать всеже настояла и дочка, смирившись, вошла в храм, недовольная, что попирается её свободная воля. Таинство крещения заняло каких-нибудь 40 минут и что же случилось с новокрещенным ребенком? Его было не узнать!!! Глаза сияли неземной радостью, она улыбалась, благодарила гостей, которые пришли поддержать ее в такой памятный навсегда день и, не отдавая себе отчета, призвала своего брата, как бы маленькой первоей своей проповедью: "Не бойся! Ничего страшного нет! Покрестись и ты!" Вот как способна преобразить благодать в один момент душу бесчувственную в милующую и благодарную. Недаром в моменты тяжелых жизненных испытаний, человек вспоминает, как хорошо ему было когда-то в церкви... и спешит снова окунуться в эту некогда потерянную благодать, чтобы забыть хоть на время свои неурядицы.
Если же человек решает для себя, что жизнь вне церкви - неполноценна, то пытливо старается всё больше и больше узнать, а что же такое благодать, как её можно получить, как не потерять впоследствии, как объяснить другим людям то, что невозможно увидеть, потрогать... И вот тут как раз и может пригодиться такое понятие, как "паломничество". Настоящие паломники до революции ходили пешком вплоть до Иерусалима. Нам, современным людям, порой и на автобусе бывает лень принять участие в паломничестве. Сколько сил и нервов приходится потратить, чтобы уговорить близкого человека съездить в паломничество. Иногда приходится слегка лукавить и представлять паломничество, как обычную эксурсию, цель которой увидеть новые города, например, включенные в известный маршрут "Золотого кольца". О, да! Посмотреть - можно! И вот, человек нехотя, поддавшись уговорам, отправляется паломничать.
Обычно христиане спешат посетить такие известные на весь мир святые места, как Новгород, Дивеево, Оптина пустынь, Киев и конечно, центр православной культуры - Троице-Сергиеву Лавру. По заранее разработанному маршруту обычно на 10 дней, следует автобус с 50-ю паломниками. Как живется этим людям в течение этих десяти дней, отказавшимся от городского комфорта и уюта собственных квартир, и согласившимся почувствовать себя совсем неимущими практически ничего? Посмотрим на происходящее, например, в Троице-Сергиевой Лавре, глазами новичка-паломника, для которого всё еще закрыт пока истинный смысл предстоящей поездки.
После многочасовой езды, вдруг перед нашими взорами открывается панорама Троице-Сергиевой Лавры. Кто хоть раз побывал там, не сможет забыть всего благолепия, созданного за многие века руками наших предков. Через главные ворота идет густой поток разноязычных людей с фото- и киноаппаратами. Да, красивы наши храмы снаружи, но еще красивее они изнутри, собственной жизнью, которая порой для туристов недоступна и которую мы готовы показать нашему новичку-паломнику, оставшись пожить в этом городе церквей на два-три дня. График жизни на эти дни расписан буквально по часам и минутам. Ночлег обычно предлагается для организованных паломников внутри какого-нибудь храма. Доводилось ли кому в своей жизни провести ночь около святого алтаря, под неусыпные взгляды ликов святых с иконостаса? Да, жестко спать на полу и неудобно... Но утром все просыпаются бодренькими, свеженькими и ни тени ропота, как будто лучше и быть никак не могло. К 6.00 утра надо успеть на братский молебен в Троицом храме, где покоятся мощи св. Прп. Сергия Радонежского, всю жизнь положившего на служение Богу. И Господь не посрамил его, исполнив обещанное: "В память вечную будет праведник!". Внешне храм обычен, но внутренне убранство действует на человека отрезвляюще. Представьте: полумрак, лишь лампадки горят, красным светом освещая иконы, написанные прп. Андреем Рублевым и его современниками, тихое монашеское молитвенное пение, обращенное к святому, невидимо пребывающему в храме, толпа народу и невероятная тишина... После молебна всем дозволяется благоговейно поклониться и помолиться перед серебряной красивой ракой с мощами святого. Чинно народ выходит из храма, унося в себе частичку невидимого мира, в надежде, что и его молитвы будут услышаны и исполнены в ближайшем будущем. Вот и наш новичок взволнован, как будто начинает понимать, что "не хлебом единым жив человек". Он видит, насколько жива вера русского народа в своего Создателя. Да и прп. Сергий не бездействует! Сколько чудес произошло на глазах всех людей, сколько молитв исполнено - об этом идут постоянные разговоры среди паломников, рассказывают экскурсоводы и невольно новичок-паломник впитывает в себя крупицы духовного знания, обогащая этим свою уставшую душу.
Впереди литургия, исповедь у лаврских иеромонахов, способных по своей чистой жизни, увидеть душу грешника, уврачевать ее советом, помочь найти причину неустроенности в жизни. Вот тут-то и становится понятным нашему новичку, что грех существует и способен реально влиять на судьбу человека.
За 10 дней паломничества удается обогатить себя знаниями по истории Русской Православной Церкви, увидеть труд современных христиан, за короткий срок сумевших восстановить из руин древние храмы и наладить высокую молитвенную жизнь. В каждом святом месте предлагается потрудиться во славу Божию. И как прекрасно после исполненного послушания придти на общую трапезу, чувствуя себя уже не просто паломником, а почти насельником монастыря. За время паломничества группа в 50 человек, некогда незнакомых, становится одним целым. Вера имеет способность объединять людей. 10 дней жизни по образу монашеской - много это или мало? Каждый решает для себя сам. Но замечено, что в момент расставания, у всех на глазах блестят слезы. И никто уже не помнит, что кто-то был новичком, который теперь сумеет ответить любому, для чего нужно паломничество.