- Надо написать статью, - мы сидим на кухне и разговариваем.
- Снова?- уточняет моя жена, - или это другая тема?
Она понимает, что время придётся выкраивать за счёт семьи и домашних дел.
- Другая. - говорю я, - Надо описать сильное эмоциональное переживание. Любое. Передать эмоции.
Я с сомнением качаю головой
- Ты это можешь, - говорит супруга.
- Не всегда. Впечатление яркое пока свежее. Если сразу его описать получится убедительно. Только кто ж этим занимается? - я усмехнулся.
- Думаю, тебе надо вспомнить ту ситуацию. Которую ты хочешь описать.
- Я тоже об этом подумал, - говорю, - Только, боюсь, это будет банально и никому не интересно. Ну, скажем, масса впечатлений от ребёнка, детей. Но кому это интересно кроме нас?
Она молчит
- Скукотища. - продолжаю я, - Хотя можно описать любой уикэнд. Я боюсь критики. Я напишу, вложу душу, а мне скажут - на кой нам это читать? У нас свои дети и свои уикэнды - для чего это написано?
- Но люди в любом случае скажут. Критика всегда есть и будет, - моя жена пожала плечами, - мне кажется, этого не надо бояться. Всем не угодишь. И не стоит думать именно о негативе - негативной реакции какой то. Может, у кого то возникнет позитив.
Мне становится смешно. Негатив, позитив, - такое ощущение, что стоит задача развлечь публику. Хотя, что в этом плохого?
- Короче, о чём написать? - я недоумённо пожал плечами и посмотрел на свою жену.
Она так же задумчиво пожала плечами:
- Думаю, идея сама придёт. Надо подождать. Там какой срок на всё даётся?
- 9 дней
- Ну вот и хорошо. За это время что-нибудь придумается или вспомнится.
Мы молча пьём чай
- И ещё знаешь... - она потянула в продолжении разговора, - одна актриса, когда её спросили как она выражает чувства, сказала: "Максимум внутри, минимум снаружи". Мне кажется, это правильно. Молчание может передать больше чувств, чем набор слов.
Она увлекается и продолжает:
Легче всего передать сильные эмоции - гнев, раздражение, страсть. Но это крайние состояния, они не могут длиться долго. Мне кажется, интереснее как раз пограничные состояния, тонкие переживания. Когда одно чувство перетекает в другое, влечёт третье и потом неожиданная развязка, финал. Сильные эмоции, конечно, легче изобразить, они как театральная маска - гротескны и узнаваемы. Но мне кажется это штамп во многом. Это не плохо. Просто жизнь немного многограннее. И сам посмотри, какие нам нравятся фильмы? Легко снять про дно, скажем, асоциальные группы или неблагополучные семьи. Но мы предпочитаем средний класс и их проблемы. Конфликт в семье алкоголиков ярок, там сильные эмоции и жуткие страсти. Но почему то интереснее исследовать конфликт во внешне благополучной, нормальной семье. Там тоже драмы, трагедии, страсти и сторилав.
- А как же боевики? - спрашиваю я недоумённо
- Там другое совсем. - она ничуть не смущается и у неё, как часто бывает, готов ответ на любой вопрос. - Боевики или фантастика, это немного другое. Хотя в качественных лентах мы видим ту же глубину и живые души героев.. И всё же боевики, исторические какие то картины, фентези это суррогат. Это вариант лайт. Моря крови, жуткое насилие. Кстати, думаю, сейчас потому такая мода на зомби. Это это уже как бы и не люди - их не жалко. Подумаешь, какие то монстры?
Так вот в реале столкнись мы хоть с тысячной долей той жестокости и насилия, что происходят в боевиках, никакая человеческая психика не выдержит. Потому что в реале мы не отстранённые зрители и всё не "понарошку". Но мы спокойно смотрим как на экране кромсают друг друга в клочья и чувствуем даже что-то вроде прилива бодрости...
Я смотрю на неё. "Люблю её чувство юмора" думаю про себя, а вслух добавляю:
- Кстати, в нашем кино как раз минимум реализма, а страсти и крики вполне натуральны
- А это единственно, что натурально, - говорит она, - это легче всего изобразить и это, видимо, нам ближе. Тонкие эмоции на то и тонкие. Что их передать сложнее - надо внутри себя что-то чувствовать.
- Ясно, - итожу я, - хорошо. Мне надо показать сильные эмоции. Я могу взять любую реальную историю и описать. Ведь нет условия, чтобы это был мой личный опыт?
- А нет такого условия? - спрашивает она
- По-моему нет. Но даже если есть, задание творческое, границы нечётки. Я могу их расширить или сузить по желанию. В любом случае формальная сторона не главное
- Смотри сам, - говорит она, - если что, можно будет переделать
-Да, - соглашаюсь я, - так и сделаю: дам свой вариант, если вдруг он не устроит, всегда могу переделать... И ещё... Как ты сказала про чувства?
- Ты хочешь это включить?
- Да, хочу. Только не знаю - вдруг это лишнее?
- Поступай, как сам хочешь, - говорит моя жена
- А вдруг перебор? Вдруг это перегрузит текст?
- Ты же не для публикации его готовишь? Это пробная работа. Ошибки это нормально. В крайнем случае, переделаешь. Зато будешь знать точно. А так гадать перегрузил или нет? Бессмысленно.
- Ты так думаешь?
- В любом случае поступай, как тебе видится лучше.
- А вдруг скажут, что картинка нечёткая, что я тебя неправдоподобно описал? Или что не складывается образ?
- Скажут так скажут, - говорит моя жена, - ничего страшного
- Ну как же - я ведь должен передавать реалистично...
- Так куда же ещё реалистичнее?
- Ну вдруг тебя кто-то не увидит?
- Не увидит, так не увидит, не понимаю, что ты переживаешь?
- Хорошо. Знаешь, как я поступлю? Помнишь, где мы раньше жили, сосед через дом жил? Помнишь, что с ним случилось?
- Да, ужасная история
- Тогда я опишу этот случай со своей авторской реконструкцией. А потом покажу тебе. Как ты думаешь, нормальная идея?
- Думаю, да
- Отлично. Тогда так и сделаю. Правильно?
- Очень хорошо
- Ок!
* * *
- Ну как? - я задаю вопрос
Она прочла и отвернулась от монитора
- Нормально. - отвечает она, - Только не совсем понятно, что же с ним произошло - почему он так изменился?
- Да. Согласен. Не раскрыто. Но просто там он пить начал, но это в двух словах не покажешь? Пусть он пить начал, когда сыну было 2 года, а потерял его в 4 - это целых два года жизни. Это описывать всё - по объёму повесть выйдет, даже не миниатюра. Мне кажется.
Просто как человек опускается. И даже пьянка - любая это следствие. Там надо показывать всё "до" - вот он теряет работу и переходит в другой социальный круг. А там другие правила. Законы. Он пытается адаптироваться, но личность незаметно меняется. Глазами ребёнка это трагедия. Это микрокосм - душа человека. Взрослого. Ребёнка особенно. Кстати это интересно было бы показать, но рассказ этот выйдет за рамки работы. Если уже не вышел.
- Тогда оставляй всё как есть
- А сам текст? Там вылизывать надо, наверное?
- Лучшее - враг хорошего. Пусть так остаётся. Должны ведь его за что-то критиковать - ты же этого хочешь?
- Да, конечно
- Тогда послушай меня и оставляй как есть. В любом случае, всё предусмотреть невозможно. Пусть будет что улучшать.
- Всё, отлично. Тогда так и поступаю. И ещё. Синопсис лучше в начале дать или в конце?