Коржунова Евгения Тимофеевна : другие произведения.

От Раскольникова до дон Жуана. Гл 13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В первой главе ( раздел Радуга Зодиака) мы писали о том. как троица тонкого плана - голубой, жёлтый, красный цвета, отразившись в плотный план создали радугу Зодиака. Памятуя о том, что пространство, состоит из сфер, условимся, что и пространство каждого знака - тоже сфера. Нас интересуют в данной главе четыре знака Стрелец- Близнецы, и Водолей -Лев. Как видно из рис 1. [] каждый из этих знаков вмещает совокупность двух цветов - голубого и жёлтого, причём один из них проявлен, а другой нет. В Стрельце проявлен жёлтый цвет, а Близнецах -голубой. В другой паре, наоборот. Согласно цветовой символике, не проявленные цвета - суть тонкий план каждого знака, например, голубой цвет - это тонкий план Стрельца и Льва, а жёлтый - это тонкий план Близнецов и Водолея. Но к трактовке цветового кода Зодиака мы вернёмся позже, а пока нас интересует Ось зодиака Близнецы-Стрелец.
  В Близнецах, как известно, правит Меркурий, в Стрельце - Юпитер. Это разные уровни логического сознания человека. Мы уже говорили о том, что вибрации Лилит ( и Селены) влияют на человеческое сознание фатальным образом. Мы уже познакомились с чёрным и белым Овном, с чёрным Тельцом.
  Обратимся к двум новым примерам.
  
  1. МАГИЯ ЧЁРНОГО МЕРКУРИЯ . Реквием по дон Жуану
  Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными? благодаря участию в них близкого друга короля, дона Педро (1350-1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока наконец небесное правосудие не покарало его. Существует предположения, что с ним просто расправились монахи, которые и придумали "месть командора" []
  С течением времени тип жестокого и бесчестного повесы изменяется, и в образе облагороженного героя народной поэзии, дон-Хуан начинает своё шествие по странам Европы... пока, наконец, ни становится легендой.
  В общей сложности о дон Хуане написано около 140 выдающихся и даже гениальных творений.
  От Тирсо де Молина, где дон Хуан - соблазнитель ("всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть её"), Хищник и завоеватель, авантюрист и дуэлянт, он наделен всеми свойствами идеального дворянина: красотой, храбростью, чувством чести. Кровь бурно клокочет в его жилах.... До гениального творения Байрона, вставшего в один ряд с лучшими пьесами Шекспира, "Дон-Кихотом" Сервантеса, "Фаустом" Гёте
  О похождениях дон Гуана в разное время писали Мольер и Корнель - во Франции, Гольдоне - в Италии
  В XIX веке появились многочисленные Дон Гуаны - романтики, скептики, пессимисты и даже идеалисты..
  Его сравнивают с Фаустом Гёте,. оба героя - одинаковые представители эгоизма и неверия, оба бросают вызов судьбе.
  Россия тоже не осталась в стороне от этой темы. (А.К.Толстой, А.С.Пушкин)
  В 20 веке Апокрифическое парадоксальное толкование истории Хуана дал Карел Чапек. К этому образу в XX веке обращались и русские (советские) драматурги - Алёшин, Леонид Жуховицкий и др.
  При всём бесконечном многообразии трактовок этого образа мировой литературы, некоторые вопросы всё же остаются без ответа И главный вопрос - настолько ли чудовищна вина дон Хуана, чтобы финал его жизни был столь трагическим?! Соблазнял женщин? - а кто, будучи молодым красивым и, как бы сейчас сказали сексуальным, их не соблазнял! Замужних, и даже, о, ужас! - монашек?!- так ведь он их не насиловал... Если вспомнить, что исторический прототип дон Хуана, испанский аристократ, гордый и своевольный, ищущий наслаждений в жизни, причём, одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути, (то есть женщины - только средство утвердить и выразить свою самость), то многое в поведении героя становится понятно и даже оправдано, принимая во внимание его происхождение и воспитание.
  И хотя с христианскими добродетелями его поведение вряд ли согласовано, но ведь никого за это прямиком в ад не отправляли, человеку давали возможность покаяться - Бог милостив, может и простить.
  Да, он пренебрегал моральными условностями, и нарушал табу! Так Казанова тоже нарушал, ещё как нарушал, а маркиз де Сад - вот уж кто хулитель добродетели. Но подобного литературного, культурологического осуждения они избежали. Почему же человечество отвернулось именно от дон Хуана, как от исчадия ада и обрекло его на такую ужасную гибель? И даже байроновский дон Хуан, которого с юных лет сами дамы, от испанской донны, до русской императрицы, упорно атаковали, как Суворов Измаил (где наш герой, кстати сказать, отважно сражался, на стороне русских), даже этот дон Хуан, который был невинен как ягнёнок и иногда отваживался (с риском для жизни!) говорить некоторым высокопоставленным соискательницам - НЕТ, даже его, автор планировал казнить в Париже?!
  Создаётся такое впечатление, что подавляющее большинство историй о дон Хуане писали исключительно рогоносцы, только они с довольствием могли ТАК расправиться с ним.
  Прежде чем ответит на этот вопрос, нам следует задать себе ещё один - а в чём собственно секрет неотразимости нашего героя?Не задумываясь многие (дамы) скажут - он был красив!
  Из разговора Высоцкого с Тумановым (другом).
  "Высоцкий (внезапно вспоминает, очень довольный): - Да, меня вчера утвердили на роль Дон Жуана. В Каменном госте, по Пушкину.
  Туманов: - Дон Жуана? Какой из тебя Дон Жуан? Он же высокий, красивый. А ты?
  Третий собеседник - нигде не сказано, что Дон Жуан очень красивый. Он просто неотразим для женщин.
  Высоцкий: Да, точно, он не был красивым. Не в красоте дело! ...
  
  Итак, он мог быть и НЕ красивым.
  Но, скажут многие - он был брутален, - настоящий мужчина и в этом смысле неотразим для женщин.
   Вот, Кафка, например, брутален не был, а женщин просто боялся, и тем не менее женщины, при близком знакомстве с ним, начинали испытывать некую странную зависимость и искали близости с ним, что в юности казалось ему даже отвратительным
  Значит, и это доказано, существует некий дар (не сексуального) но некоего влияния на окружающих. И человек, этим даром обладающий может располагать к себе людей, в определённом смысле он обречён на успех. Помните Парфюмера с его универсальным ароматом - вот это нечто похожее, правда, не столь тотального воздействия.
  . Представим себе молодого человека, обладающего таким даром. Пока он юн, его это забавляет. Если он глуп, то с годами он полностью уверуется, что "восхитителен, очарователен и изумителен", то есть превратится в самодовольного павлина. А если нет? А если он умён, решителен и при всех прочих достоинствах мужчины? Тогда очень скоро этот дар начнёт его тяготить, он захочет понять, почему женщины падают в его объятия, едва он взглянет в их сторону- результат постоянно опережает его намерения. Всё это не настолько забавно и приятно по одной причине - потому что непонятно. Со стороны, кажется., все победы - это плоды его усилий, но он-то знает, что это не совсем так, более того - это совсем не так. И у человека растёт раздражение, внутреннее беспокойство. Он не может быть счастлив и доволен собой ещё по одной причине, все его победы не приносят ему удовлетворения, создаётся такое ощущение, что энергия женского влечения достаётся не ему, а уходит куда-то в пустоту, а он только "обслуживает" свой непонятный дар.
  Говорят, желание разрушить этот мир приходит из-за невозможности быть в нём счастливым. Все хулы и циничные эскапады дон Хуана имеют именно эту причину.
  Он начинает испытывать свой дар, подействует- не подействует Результат предрешён. Раздражение перерастает в злость и глумление - ничто так не развращает личность, как вседозволенность. Однако в безнаказанность он не верит - на дне сознания зреет беспокойство и ужас
  И человек начинает подспудно искать выход, надеяться на избавление от дара, что его тяготит. Идеальную женщину? Да некоторые так и считали, что до Хуан искал идеальную женщину
  В его случае, это та женщину, которая смогла бы сказать ему - нет. Очевидно, он не стал в последствии домогаться её близости, но сам факт, что его дар действует не на всех, мог бы стать надеждой на избавление. Такой женщины не нашлось. Даже донна-Анна оказалась "слаба сердцем"
  В начале 20 века Артур Мачен дал определение Абсолютного Зла, как понятия не социального и даже не нравственного, а трансцендентного. Нет, - это не дьявол, и не демоны, и никакая иная картинка, придуманная людьми для объяснения непонятных явлений. Можно сказать, что это - некие энергоинформационные потоки, происходящие из глубин Космоса, (или, если угодно из иных пространств,) которые угрожают уничтожением генетического кода человечества ( или образно говоря, - уничтожением души человека) .Дар дон Хуана имеет именно это происхождение. В определенном смысле его энергоструктура - проводник минус энергий, энергий Абсолютного Зла. Отсюда и наказание. Такова воля рока, как сказал бы поэт.
  Миф о Дон Жуане переживет века, и годы над ним не властны.
  
  
  2.ЧЁРНЫЙ СТРЕЛЕЦ. Распятая гордыня. Родион Раскольников
   []
  Дуальность нашего мира определяет и смысловое содержание понятий - верх-низ, запад- восток, мужчина-женщина, хорошо-плохо..."Что такое хорошо и что такое плохо", помните у Маковского( он, кстати приводит конкретные примеры, так чтобы даже ребёнку было ясно, что вот это -хорошо, а вот это -плохо
  И получается, что понятие хорошо - это набор одних качеств человека, а плохо - совсем других, то есть как бы существует некая совокупность проявлений человеческой натуры со знаком плюс, и другая, "оборотная сторона медали", со знаком минус. Добро и Зло этого мира, которые никак не соприкасаются. Однако, это утверждение не совсем справедливо, потому что точно так же, как горячее может превратиться в холодное, а двигаясь на восток, мы может прийти в конкретное место с запада, так и " на дне любой добродетели лежит порок", а любое положительное явление , развиваясь, может дать отрицательный результат
   Вот, чтобы казалось лучше, - в России в позапрошлом веке юноши, а потом и девушки ( речь идёт о бестужевских курсах) выходцы из неблагородных сословий, получили доступ к высшему образованию - разночинцы ( дети разных чинов).
  Молодые, энергичные, они жаждут деятельности, признания, надеются обрести известность, прославиться, наконец. Им образование нужно не для того чтобы блистать в гостиных, они хотят дело делать, приносить пользу, положение народа облегчить, нужды которого им отлично известны. Менять, перестраивать, дерзать, и с размахом, смело, дерзко... "по наполеоновские"....
  Но энтузиазм их подавлен, бедностью, отсутствием связей протекции... Им уготована участь Акакия Акакиевича, из Гоголевской "Шинели", в то время, как они мечтают о славе Наполеона. И, прав Порфирий Петрович (следователь по делу Раскольникова)- "опасен этот подавленный энтузиазм юности, очень опасен!" Они будут настойчиво, исступленно искать применение своим силам, и многие, не имея возможность созидать, начнут разрушать это общество, его устои, его властные структуры - идея политического террора родилась в среде народовольцев. И, если А.И.Герцен звал "к топору" угнетённый народ, то народовольцы возьмутся "за топор" сами - родится и станет действующий программой идея политического террора. И проводить в жизнь эту идею, станут не отморозки, убийцы, тёмные, неграмотные злодеи, а образованные, мыслящие, решительные, молодые люди, бескорыстное самопожертвование которых судьба и историческая закономерность направит по ложному руслу.
  В России всегда было сложное отношение к закону и традиционно -сочувственное - к бунтарям (борцам с несправедливыми, "бессовестными" законами)
  Ф.М.Достоевский как-то признавался, что случись коллизия, когда революционера надо предать в руки закона, то есть выдать жандармам, то он, как и большинство честных людей в России, революционера бы не выдал, и это не смотря на то, что тот - преступник! Общественное мнение России не было на стороне закона, и эта ментальность сохранилась в нас до сего дня, (вспомним, к примеру, шумный успех фильма "Бригада", в котором молодые люди убивают, присваивают себе чужое, и не ради блага Отечества, или помощи угнетённым, а элементарно, чтобы выжить и преуспеть - и ничего больше, а тем не менее немалое число молодых людей нашего общества относится к ним с сочувствием и пониманием.
  Если жить не по закону, а "по совести", то понятие совести надо как минимум иметь, иметь в качестве неоспоримого эталона, инстинктивного убеждения, веры, наконец, то есть Бога, ибо высшая справедливость в массовом сознании эти понятия не разделяет. Пожалуй никогда раньше, как в то историческое время, когда формировались идеологические предпосылки будущей безбожной власти ( большевиков) Россия так истово не искала бы Бога. Об этом замечательно пишет Н.Бердяев. в своей "Исповеди" Богоискатели, стихийные философы, с оригинальнейшими концепциями мира возникали из среды, из гущи самого народа. Интеллегенция дала Н.Бердяева, П.Флоренского, И.Ильина, свой путь к богу ищет Л.НТолстой и, конечно Ф.М.Достоевский. Это путь мучительный, длиною в жизнь.
  Мир Достоевского окрашен в красное и чёрное, в нём нет полутонов: чувства стремительно превращаются в страсти, мысли - в навязчивые идеи, имеющие над человеком странную и порабощающую власть, любовь - в мучительное проклятие, а ненависть - в тягостное наслаждение. Действительность сгущается и становиться почти зримой, осязаемой, она пульсирует, корчится и истекает энергией как на полотнах Ван Гога. Вступив в этом мир, мы остаёмся в его власти до развязки сюжета. Достоевского можно не любить, можно даже ненавидеть, но быть равнодушным к его миру - проблематично.
  Обретение Бога немыслимо без покаяние. В чём это покаяние ? В гордыне.
  Гордость, которая стала гордыней, ослепляет, лишает здравого смысла и душевного равновесия, становится источником страданий, и непримиримого противостоянии- В судьбах героев Достоевского опыт гордыни присутствует в полной мере.
  Сам Раскольников - это особый разговор. Авдотья Романовна поначалу тшится Свидригайлова спасти, уверенная ( самоуверенная точнее сказать) в своих силах добродетели , о чём он ей и напоминает - помните как глазки горели в пылу пропаганды... Понять бесполезность и опасность для себя подобного эксперимента, она поначалу не в силах, ей мешает гордость.
  Другой персонаж - Екатерина Ивановна - замученная нищетой и отчаяньем, в чахотке, полубезумная - казалось бы край, Но она горда, горда тем что она из "благородных", что какая-то там немка, квартирная хозяйка ( которая кстати и держит-то её в номерах только исключительно из жалости), знала своё место.
  Последние копейки, который отдал ей Раскольников на погребение Мармеладова, она тратит на что? - собирает всю шушеру - обитателей номеров на поминки, чтобы всё прилично было, как у людей.
  А сам Мармеладов - этот огрызок человека, незадолго до гибели, пьяный, рассказывает историю своей жизни, вроде бы кается. Но нет, не раскаяние движет его исповедью, а тайная гордость, которая смешна и ужасна одновременно - дочь моя на панель пошла, вот какая благородная и добрая дочь у меня... - На опохмелье последние тридцать копеек отдала, последние - вот какая дочь у меня, у вас такой нет!
  Поступок Раскольников тоже не поддаётся критике с позиций здравого смысла. Да. он беден, но ведь и Разумихин - не богач, а оптимистичен и деятелен. Может, его угнетает ... положение матери и сестры, нет не настолько, он со свойственным эгоизмом молодости собою занят, своими проблемами. Тогда может, обидел его кто сильно, гордость его уязвлена - это есть. Вот это точнее, ТАКАЯ жизнь, унижает его гордость. - вот где ключ. И вот в бессонные ночи, в ужасной конуре, похожей на гроб, в состоянии подавленности и угнетения духа, и рождается эта идея, подавленной, уязвлённой гордыни - А кто я собственно есть, может я как все- тварь дрожащая Тогда и поделом мне гнить и прозябать в нищете, а вдруг я "право имею", переступить, доказать себе, и всем и всему, что я могу всё изменить - сразу, быстро, решительно и выйти в иную жизнь, иные возможности...
  Как доказать и кому, он пока не знает, но мысль уже овладела его сознанием, она растёт, ширится и вытесняя всё, подавляя его естественные наклонности становиться единственной программой жизни. Наверное, будь у него возможность как-то иначе доказать себе свою избранность, он бы оставил в покое старушку-процентщицу. Но убогая действительность диктует убогие и уродливые средства - и замысел созревает именно в таком варианте - убить. Это главное, сможет или нет, это опыт над собственным сознанием, своего рода испытание, почти мания, но целиком идейная, то есть он - не убийца, он - жертва идеи. В каторге его не любили, и за своего не приняли, не настоящий убийца, не от жизни, от головы.
  А украсть и пустить деньги на карьеру, это уже оправдание перед самим собой, чтобы себе самому доказать "полезность" своего деяния, ведь и правда - не сумасшедший же он в самом деле?!. А разве нет? Взять чужое, украсть, у старухи?! - так ведь это же ТАК унизительно, так отвратительно и мерзко и так противно его природе. Он хотел возвыситься над людьми, жить какой-то иной, красивой и значимой жизнью, а тут такая же мерзость и скука, как эти деньги в оборот пускать, когда и прикоснуться к ним противно, В убийстве ещё не раскаялся ( идея мешает), а в воровстве - сразу же.
  Ну, вот убил. Что дальше?! Так разве ЭТОГО он хотел, он ведь хотел узнать для чего рождён, по плечу ли будут ему великие дела. А что получилось - не старуху он убил, а себя "прихлопнул". Раскаялся в убийстве?! Нет, он и в каторге е сразу раскаялся. Не раскаялся, а понял, что теория его неверна, что чтобы дальше жить как Наполеон, ему надо полностью отказаться от себя от своего естества. Ну. какой он делец, - в университете помогает бескорыстно товарищам, последние деньги, можно сказать гроши, раздаёт ( помните. как девушку, на улице встретил, над которой кто-то надругался, ведь последние копейки отдал городовому, чтобы тот о ней позаботился) Умом овладела больная теория, а натура благородна - ум с сердцем не в ладу. В таком состоянии не то, что великие дела продвигать, людей километрами измерять, как делают это все тираны, в таком состоянии жить невозможно.
  Идея ослепления гордыней, на протяжении всего романа "Преступление и наказание", развенчивается автором безжалостно и непреклонно, возможно в надежде, на то, что на этой Голгофе, распятая гордыня может воскреснуть любовью к жизни и человеку..
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"