Сейчас вспомню "самые ранние в моей жизни события, переживания и так далее", относящиеся к этим словам.
Колодец
Это был сказ Бажова "Синюшкин колодец", который я прочитала в 4 года в книге "Уральские сказы". И всё мне в нём понравилось: тема встречи человека с мистическом существом, иллюстрации, слог, вплетающийся паутинкой в уже пробудившийся тогда интерес к речи в её устном и письменном вариантах.
А впридачу к книжке дедушка и диафильм такой купил, мы с ним любили вместе фильмоскоп включать.
До сих пор у меня есть этот "домашний кинотеатр" из детства и сказки в нему.
В 70-х вторая версия диафильма вышла. Но у меня была та, первая, старше меня которая.
Когда я пошла в школу, у нас появился телевизор. И уже тогда посмотрела фильм "Варвара-краса, длинная коса" из передачи "В гостях у сказки". Там дорога к подводному царю вела через колодец. И именно из колодца Чудо-Юдо царя Еремея за бороду-то и ухватил. И говорит ему голосом Георгия Милляра: "Без откупа не отпущу!.. Поклянись своим царским словом, что отдашь мне то, чего ты в своём царстве не знаешь!" Ууу!..
Так что первые мои сведения о колодце были как о месте исключительно иррациональном, волшебными существами населённом и для людей, в общем-то, подходящем.
Карнавал
Об этом варианте коллективного празднования я узнала лет в шесть.
У мамы было несколько выпущенных в конце 50-х книг о том, как проводить карнавалы в школах и Домах культуры, где было принято совместно праздновать. В первую очередь, конечно, Новый год. После фильма "Карнавальная ночь" это было очень популярно. Но не только: по словам мамы, в старших классах школы у них каждый год проходили осенние и весенние балы, там тоже были уместны карнавальные элементы.
Книга с маской и конфетти на чёрной обложке называлась "Карнавал. Советы организаторам и художникам-оформителям". Там было много рекомендаций, как сделать маски и костюмы, какие игры, конкурсы и аттракционы выбрать. Очень она мне нравилась. Уж я её перешерстила вдоль и поперёк. И мне как ответственной за культмассовый сектор в школьные годы она тоже пригодилась, хоть и для других мероприятий.
Моя бабушка шила на "Зингере" маме (своей дочке) по немецким журналам мод из немецких же тканей дивные платья с нижними юбками в модном тогда диоровском стиле нью-лук (его называли стилем "осиная талия") для карнавалов, которые проводились в школе. Такие наряды были и у сверстниц мамы.
Поэтому теперь, читая в Интернете об убожестве в одежде наших людей того времени, я точно знаю, что это лишь часть правды. Поскольку очень и очень многие (по крайней мере, горожане) и в 50-х, и в 60-х одевались стильно, красиво, элегантно и качественно. Да, многие женщины шили сами, но по хорошим (в том числе появившимся позже рижским и ленинградским) журналам и из отличного материала. Знаю по частым рассказам близких и их друзей.
Для меня, карнавалы не заставшей, на всю дальнейшую жизнь эта часть бытия моих предков так и осталась чем-то светлым и добрым, совершенно настоящим и сохранившимся в воспоминаниях. В том числе и в этих книгах как методических пособиях, спящих у мамы где-то во втором ряду книжных полок. Надо бы найти, наверное. Как и журналы с выкройками.
"Карнавальную ночь" я посмотрела потом, сначала, опять же, были книги и сопровождающие их рассказы бабушки и мамы.
Кошка
Самое первое воспоминание, пришедшее к этому слову, - синее тёплое платьице, которое сшила мне бабушка. На нём была аппликация из ткани: белая кошка с зелёными глазами. Маленькое такое, совсем детское...
Примерно тогда же - много кошек, нарисованных для меня бабушкой. Она часто рисовала.
И стихи Маршака: "Усатый-полосатый", "Сказка о глупом мышонке"...
И "Котёнок по имени Гав" с рисунками Сутеева.
И кошки в "Мурзилке" и "Весёлых картинках".
Ещё тоненькие книжки из серии "Фильм-сказка" по разным мультикам.
И другие книги, книги, книги...
"Вот так они и жили". (с)
Время и пространство вывело меня на книжно-семейное. Такой день.
Да и тема, связанная с первыми воспоминаниями о чём-то.
Первые - они ведь многие из детства, из семьи...
Королёва Карина Артуровна (Рина Ольховка)
При распространении текста в любом формате указание автора и ссылка на эту страницу обязательны.
Голосовое воспроизведение (озвучивание), в том числе с использованием видеозаставки, запрещено.