Корнилов Вячеслав Александрович ( kornilov1982@mail.ru )
СТРАННЫЕ ЛЮДИ
или
БОГ-ПЕРЧАТОЧНИК
Когда я пришел в эту деревню, ничто не показалось мне необычным. Хорошо
возделанные поля, аккуратные жилища, приветливые жители. Что-то подозревать я
начал позже. Да, они делают все то же, что и обычные люди. Вопрос в том, КАК
они это делают. Начну с того, что я заметил первым. Как они работают в поле.
Они совершают не просто похожие, а абсолютно одинаковые движения. Каждый
держит свою лопату в одном и том же месте рукоятки, нажимает левой ногой,
всаживая в землю на одну и ту же глубину и так далее...
Таким ученикам рад был бы (?) любой учитель. Они усваивают новые
знания и умения одинаково хорошо. Такое впечтеление, что их умения совершенно
не зависят от индивидуальных особенностей. Они и физически-то развиты почти
одинаково. Удивительно, при этом, что они все же отличаются друг от друга.
Именами, возрастом, опытом. Но, если скажем, в деревне есть три кузнеца,
которые умеют делать разные вещи, но все трое умеют ковать мечи, то все трое
делают обсолютно одинаковые мечи. При этом, применяют одни и те же способы его
ковки. Причина тому - у них был один учитель, но ведь обычно ученики усваивают
уроки по разному, одни лучше, другие хуже.
Я посетил их школу. Обучение выглядит почти также, как и у нас. Тот же
кузнец учит нескольких подмастерьев - показывает ему, что как надо делает.
Рассказывает поучительную историю, о том, что есть бог кузнецов, который
научил их кузнечному делу. И сам он, бог этот и был первым кузнецом. Насколько
я понял, это был реальный человек, живший когда-то давно, который первым узнал
секреты этого дела и донес их до народа. После его обожествили, и до сих пор
делают все по завещанной им технике. Дети учатся как все дети - порой
стрательно, порой - безолаберно. Они должны многое учить про своего бога - не
только его кузнечные умения, а и другие человеческие качества - характер,
нравы, и стараться походить на него. Но последнее, кажется, не обязательно, а
только помогает ПОНЯТЬ бога. Понять - значит научиться все делать так, как он
это делал когда-то. И в конце обучения ученики проходят обряд посвящения в
кузнецы. После этого все различия в их уровне мастерства стираются. Если ты
прошел обряд - значит ты удовлетворяешь всем требованиям. Бог принял тебя, ты
принял бога. Теперь ты - его служитель и ОБЯЗАН делать все в точности, как он
завещал. За тем, выполняются ли заветы, строго следят коллеги, и указывают на
огрехи.
Кузнец имеет однако право и пройти обратный обряд - отлучение от бога.
Иногда его проводят коллеги, считающие, что он недостоин быть служителем бога,
а иногда - по собственной инициативе. После этого отлученный может продолжать
заниматься своим делом, но теряет право называться кузнецом. Потому, люди к
нему не пойдут с заказами, потому что непонятно, что он умеет, в то время, как
хорошо знают, что умеют служители бога кузнецов. Поэтому, такие отщепенцы -
редкость. Но, рассказывают историю, что один такой "авантюрист" по своей воле
прошел обряд отлучения, изобрел новый способ переплавки металла, ушел с ним в
другие края, поведал тамошним кузнецам - и создал "орден" последователей этого
нового способа. Когда он умер, его стали называть богом. Теперь в этих краях у
кузнецов стало два разных бога, и им долго приходилось делать нелегкий выбор,
пока кому-то в голову не пришла здравая мысль, что можно быть служителем обоих
одновременно. А почему бы и нет, если ты умеешь делать все то, чему учат они
оба. Таких кузнецов мало, но они считаются большими профессионалами, и когда
приходишь к ним делать заказ, нужно специально оговорить, по правилам какого из
богов ты желаешь, чтобы его выполнили.
Когда я разобрался с тонкостями "профессиональных" богов, я понял, что
у этих ребят обожествлено вообще все, что только можно. Если ты умеешь печь
хлеб - тебя должны посвятить в пекари, косить траву - в косари и так далее. И
для каждого из этих дел есть бог - обычно, обожествеленный человек, которым
первым придумал делать это именно так, а не иначе. Богов забывают - как забыли
богиню-грибницу. Было это после того, как многие люди отравились грибами,
ополчились на нее и отлучили всех грибников от богини. Так, знания перестали
передаваться и были забыты. Хотя память о самой богине жива - в сказках. Теперь,
когда до людей стали доходить слухи, что не все грибы ядовиты, у богини есть
шанс "воскреснуть". Нужно, только, чтобы кто-то заново научил людей ей служить.
Так что, пока ищут чудом сохранившихся служителей старого культа. Или "пророка",
который в состоянии будет лично с ней пообщаться, чтобы она сама передала
знания.
Так что, теперь я понял, почему эти люди во многом так похожи. Потому
что за долгие века у них выделились наиболее уважаемые и почитаемые боги. Их
заветам они следуют строго и боятся перемен. Новому богу вжиться в их тесную
компанию достаточно легко - учиться люди умеют - но только в том случае, если
новый бог не претендует занять место старого. Тогда могут начаться проблемы -
новичку нужно будет делом доказать свою пользу, через своих служителей, и эти
самые служители должны быть очень смелыми людьми, чтобы в одиночку отстаивать
новые идеи...
Можно было бы относиться ко всему, что они делают, как к забавной игре
слов. То, что мы называем просто умением, они называют служенем какому-то богу.
То, что мы называем экзаменом, который ученик сдает учителю, доказывая, что он
все выучил - посвящением. Я тоже было так подумал. Но появились обстоятельства,
которые заставили меня это мнение изменить.
Занимаются в этой деревне казалось бы, нехитрым искусством - плетением
перчаток для орудования мечом. Их особое устройство делает перчатку не только
красивой, нанесением узоров, но и удобной - специальные бугорки как-то
фиксируют рукоятку, помогают ею управлять. Я попросил научить меня этому. На
вид - ничего сложного - что-то среднее между вязанием и плетением корзин. Мне
быстренько обьснили приемы, я быстро ими овладел. Но вот беда - законченной
перчатки мне сделать все никак не удавалось. То она сама распускалась, то
рвалась, то из нее выпадал меч. Я удивился - как же так, мне все обьясняли, а
ничего не получается? А учившая меня бабка только рассмеялась - ты ж, мол, не
прошел посвящения!
Ну, я так понял, что наверно, мне просто чего-то недосказали, а на
самом посвящении - как раз и расскажут. Что-то вроде того, как делать
последнюю петельку. Ну, чего-то такого и ждал. Ничего подобного! Все проходило
в полной тишине. Мы вошли в хижину, где собралось еще несколько таких
искусниц, кроме этой бабки, они сели в круг, меня посадили в центр, и вручили
материал. Вяжи, мол, перчатку. Только зачем-то они еще жгли какие-то травки, их
запах только от дела отлвекал, даже голову вскружил. До того, что я и не помню,
как дело завершил - сознание потерял. А когда очнулся - в руках уже была
готовая пара перчаток. Идеальных! Я было подумал, что это мне бабки подкинули,
а они только рассмеялись и разошлись. А моя "учительница" говорит - ну что
стоишь, теперь ты посвященный и все умеешь.
Я не поверил, пошел спать - дело к ночи было. Снились мне всякие
непонятности - какая-та древняя старушенция, вместо волос - нитки, связанные в
косы, вместо пальцев - спицы. Кошмар какой-то. Видать, травкой той обкурился.
На утро я снова взялся за работу. И что вы думаете - пошла. Я и сам
не заметил, как за полчаса управился, хотя раньше возился больше часа и все
равно не получалась. Более того - получилось совершенно идеально - и не
отличить от бабкиного "фирменного" продукта. Руки как-то сами все сделали.
Пошел к бабке требовать обьяснений. Она удивляется - посвященный ты,
вот и умеешь теперь. Как же так, еще вчера не умел? Что, травка ваша помогла.
Помогла, отвечают мне, наладить контакт с богом. Он тебе все умение в руки и
вложил. Но если так, зачем было учиться? Отвечает - а чтобы умение в голову
вложить, чтобы понимал, что делаешь.
Я же все таки не верил, упорно ища логические обьяснения. Если все, как
вы говорите, то получается, что можно и не учить вовсе. А просто провести
посвящение - и человек будет все уметь! Не бывает такого, чтоб только экзамен
сдал, и уже считалось, что все умеешь. А по вашему получается, что бог может в
любого умение вложить? В любого, ответила бабка, но если захочет. Обычно он не
будет давать своих умений тем, кто его совсем не знает. Такое бывает только в
исключительных случаях. Но бывает.
Полвека назад была война. Почти всех воинов перебили, а враг все
наступал и наступал. Срочно нужны были новые воины, а учить их - не было
времени. Ветераны посовещались с богом и он согласился вложить свое искусство
в руки неопытных юнцов. Ребята, которые в жизни ничего опаснее лопаты в руках
не держали, после посвящения враз научились стрелять из лука и владеть мечом.
Но было в них что-то странное. Не понимали они, как они все это делали. И даже
не всегда помнили. Рассказывают, что как противник подходил, помнят, как
топором замахнулся - помнят, а потом раз - и он уже на земле валяется, мечом в
серце проткнутый, а меч - в своей руке... Искуссные это были бойцы, сильные. Но
командовать ими было трудно - пока они в бессознательном состоянии мечом
махали, они приказов не слышали. Потому, полегло много их них в боях. А от тех
кто выжил - пользы никакой. Потому что повозвращались ранеными, воевать
больше не могут, и передать свое искусство - тоже не могут. Потому как не
понимают, как они это делали. А учиться после посвящения - дело очень трудное.
Немногие на такое способны.
Я не особо поверил в эту историю, пока не познакомился сам с одним из
тех ребят. Был он уже немолод, но оружием владел великолепно. И действительно,
становился глухим, пока мечом махал, в этом я уверен полностью - я в это время
называл его одни очень обидным словом, за что обычно получал от него по ребрам.
А тут - никакой реакции - он просто не слышал моих слов. Нашел я и еще один
способ проверки - если бог его научил владеть железным мечом, что будет, если
вложить ему в руки деревянный? Сначала все шло как обычно - покрутил,
размахнулся, ударил - но когда от удара полено не разлетелось в щепки, меч
выпал из рук, вернулся слух, а я получил по ребрам - так как не заметил вовремя
момент,когда к старичку вернулась ясность ума.
Так что, я теперь понемногу начинаю в здешних богов верить. Хотя умом
все это принять трудно, но чувствую - все так и должно быть, как они говорят.
Как то это естественно, правильно, внутренний голос подсказывает. Долго еще
пытался найти логическое обьснение - думал, может дело в той самой травке?
Может и так, но травка оказалась самым обычным дурманом, каким и у нас иногда
балуются, вроде табака или водки. Понюхал я ее - но ни в какой контакт с богом
не вошел. Только потом еще и голова на следующий день болела. Перебрал, видать.
И все таки, что-то делают с посвящаемыми, когда их травкой-то. Я думал,
что-то делают те, кто посвящают - как-то кодируют, информацию в подсознание
записывают (и не спрашивайте, где я таких умных слов набрался). Рассказал в
доступных терминах бабке о своем подозрении. А та все смеется, откуда ж ты
взялся, такой неверующий. И предложила мне самому провести обряд над кем-нибудь.
Вот это уже было интересно. Я отыскал в деревне самого бездарного
мальчугана, провел с ним пару уроков, и говорю, давай посвящать тебя буду. Бабка
мне все приготовила, травку зажгла, а сама ушла. Сел я напротив ученика и
говорю, вяжи, мол. Он говорит - не хочу, я забыл. Я ему кулаком погрозил, к
нему сразу память вернулась. Сидит, вяжет, я смотрю. Вроде все как всегда -
бездарем был, бездарем и остался. Да и чему он научится то, за два урока? Но
надо все доводить до конца, я сижу, и терпеливо жду. Я все жду, он все вяжет,
в глазах уже рябит от этих петелек, а травка все дымит и дымит... А потом -
не помню. Отключился я. Когда очнулся, ученик мой сидит с недовязанной
перчаткой, в носу ковыряет. Ты чего, говорю, бездельничаешь? А он - так сам же
сказал, все мол, испытание окончено. Получается, что пока я без сознания был,
я ему сказал, что обряд закончен - экзамен провален, не приняли его, в
"рукавичники". Я, конечно, не помню, как я это говорил, но оснований не верить
пацану у меня не было - он хоть и лентяй, но честный.
Мне потом бабка обьяснила, что в это время моими устами бог говорил. Ну
что ж, остается только верить. Но мой логичный ум все упирался - я и так знал,
что он ничего не умеет, вот тоже самое и брякнул, когда обкурился. Вот если бы
он чудом научился после этого - тогда бы я поверил. Если бы произошло, как в
той истории с вояками, что оглохнув, мечами махали. Нет, я понимаю, то был
исключительный случай, и вообще так лучше не делать. Но какая же может быть
опасность в том, если пацан научится хоть чему-то путному, пусть даже и глохнуть
будет на время работы, ну так, не война ведь, тут никто не командует. Давайте
так сделаем, может, я и поверю! Давай, соглашается бабка, только нужно, чтобы
бог тоже согласился, для этого надо разрешения спрашивать. А я не знаю, как
это делать. Да как, сиди и проси, хоть своими словами, отвечают мне, но только
вряд-ли тебя бог-рукавичник послушает, недавно ты ему служишь, не убедят его
твои слова. Да и мои не убедят, тут нужно, чтобы много старых, проверенных
служителей просили. То есть, все те бабки, что меня посвящали (я ведь тоже был
"нелегкий" случай, потому их тогда столько и собралось).
Убедил я их как-то, побрякушек подарил, они в них, "красавицы", на
обряд и явились. Сели мы в круг, беднягу моего, недоучку, в центр усадили. Он
потянулся было к травке, но ему по рукам дали. Рано, пока еще нужно прошение
организовать. Пока дымок только еле-еле шел, все бабки, а особенно рьяно - и я,
шептали своими словами что-то вроде "вложи ты талант в руки этого идиота". А
дальше, как и положено, я снова отключился. Пацанчик и тот дольше выдерджал,
тут, видать, все наркоманы, к зельям привычные...
И что вы думаете? Научился таки. Перчатки его были ничем не хуже моих.
Правда, на время работы он становился не только глухим, но и немым, и вообще,
почти неподвижным. Только пальцы спицами шевелят и зрачки бегают. И так - почти
двадцать минут. Жуткое зрелище. Я хоть и дольше все это делаю, но я хоть
разговаривать могу, и вообще, паралельно еще облака на небе считать. Но это
потому, обьяснили мне, что я понимаю, что делаю. Ум мой знает и понимает, что
происходит, потому и работает, как обычно. А у пацана - ум не понимает, что же
происходит - руки сами все делают, вот и отключается, от "перегрузки".
Но все таки, не давало мне покоя то, что не знаю я, что происходит
после того, как на обряде травка всех одурманивает. Нужно как-то посмотреть на
него, но так, чтобы самому не нюхать. Я прослышал о том, что нынче ночью
собираются в пекари посвящать кого-то. Изготовил себе повязку, так чтоб воздух
едва-едва проходил, куда уж там, запахам. И пробрался туда...
Я, конечно слышал, что все это - священное действо, лишним туда нельзя.
Но не думал, что ребята настолько серьезно это говорили. Оказалось, не шутят.
Повязка моя оказалась такой хорошей, что и воздух перестала пропускать.
Я начал задыхаться, сорвал ее, кашлянул, а пекари, только начавшие в транс
входить, подорвались с мест, вытащили меня из укрытия, а один, особо рьяный,
той жаровней, что ученику собирался давать на экзамен, меня по голове огрел. Ну
а дальше, как и положено, не помню...
Вообщем, выгнали меня из деревни. Нравоучений прочитали столько, сколько
родители мне за всю жизнь не говорили. Мол, мы к тебе по-хорошему, все что
просил делали. А ты наши традиции не уважаешь! Я слушаю все этих бабок, а потом
надоело, огрызнулся - что вы мне сделаете, в угол поставите? Не маленький. Или,
может, отлупите чем-то тяжелым? Представив, как древние старушки с моими же
бусами на тощих шеях, будут гоняться за мной со сковородками, я просто
засмеялся. Зря. Они решили, что меня таки надо наказать. А самое страшное, что
они могли мне сделать это от бога-перчаточника отлучить. Отлучайте, говорю,
дело ваше. Они травку достали. Это зачем, опять меня "вырубать" будете? А
бабка, та самая, что меня учила, видать, от меня ехидству научилась. Говорит,
если хочешь, я пекаря попрошу, пускай он тебя еще раз жаровней вырубит, тогда
можно и без травки. Мне это не понравилось, знал, что она не шутит - за дверями
стояла охрана...
Держался я молодцом, старался поменьше дышать. И даже, вроде бы и
сознание не потерял. Бабок помню, как сидели, на ком какие бусы были. Помню,
как шептали они и в небо, и мне на ухо. А вот что шептали - не помню. Ну ничего,
это дело тренировки. Надо только к травке привыкнуть, тогда совсем ничего
отключаться и не будет - ни зрение, ни слух. Правда, так наркоманом можно
стать, ну так, "наука требует жертв". Становиться жертвой не очень хотелось.
Да, и случай теперь такой, вряд ли представится. Больше меня не то что на
обряды, в деревню вряд ли пустят.
В том что обряд отлучения сработает, я вообщем, особо и не сомневался.
Как и следовало ожидать, перчатки мои снова стали распускаться, рваться, а
руки - руки забыли, как держать спицы. Ум помнит, у руки - нет. Если много
тренироваться, может что-то и получится. Пока не получается...
Пацанчика - ученика моего, тоже из деревни выгнали. Сказали, еще
неизвестно, чему я его научил, а то станет еще, как я, ко всем с глупыми
вопросами приставать, да за обрядами подглядывать. Вот и послали, от греха
подальше. Я его с собой взял, вернусь домой - в нормальную школу отдам.
По пути мы остановились на ночлег в каком-то трактире. Комнатку нам
дали уютную, она мне напомнила те места, где в деревне обряды проводились. И
прокралась в голову хитрая мысль. Слушай, говорю, пацану, а ты же еще умеешь
перчатки вязать? А раз так, проведи мне обряд, посвяти меня снова. Дурак ты,
ответил мне мой ученик, как же я тебя могу учить, если и сам не знаю, как это
делаю? И обряда я не знаю, и с богом-перчаточником лично не знаком. И впрямь,
дурак, согласился я и лег спать.
Ночью мне опять приснилась старушенция с вязанными волосами. Только
теперь она была злая, и очень хотела ударить меня рукой по ребрам. А ведь у
нее кулачок - не шутка, вместо пальцев ведь - спицы. Вообщем, было много
крови. Хорошо, что это был только сон, но все равно было больно. А наутро -
тошнило, как вспомнишь, так сразу в горле...
Из всего произошедшего я сделал для себя два вывода. Первый - с травкой
надо завязывать. А второй - надо завязывать с изучением всяких языческих
культур. Лучше я поеду в одну древнюю долину. Говорят, там живут "колобки" -
шарообразные существа, чем-то похожие на мышей. Одного такого я видел, но
интересно изучить жизнь целой колонии. Надеюсь, изучение такого "народа"
менее опасно для моей драгоценной жизни. А жизнь мою ценить действительно
нужно - кто же вам такие рассказы писать будет, если не я - очевидец! А я ведь
все видел и все помню. Почти все.
15.03.2003 (23:48).