Вы знаете историю Пигмалиона и Галатеи? Это очень старая и красивая сказка о любви. Я сам её не читал, только слышал. Знаю, что искуссный скульптор Пигмалион, всегда сторонившийся женщин, создал прекрасную статую, которую назвал Галатеей и полюбил изваяние. В своих молитвах он взывал к богине любви Афродите с просьбой помочь ему найти такую же. Великая Афродита сжалилась над скульптором, который всегда приносил ей щедрые жертвоприношения, и сделала даже больше, чем он просил - чудо. Она оживила статую и Галатея стала живой женщиной. Женой скульптора Пигмалиона... Давно это было, если было вообще. В Древней Греции, одна только легенда осталась с тех пор.
Я не знаю, как кончается эта легенда. Не знаю подробностей. Потому, я попробую пересказать эту историю заново. Ещё раз придумать и да поможет мне великая Афродита. Вот только не обещаю, что получится красивая сказка. Это только древние греки умели смотреть на мир и видеть в нём чудеса, восхищаться и видеть прекрасное. Они называли такой мир Космосом - живой и прекрасной сущностью, воплощением вселенской гармонии и красоты. Мы сейчас называем космосом чёрную мёртвую и холодную бездну. Лишь в нашем слове "косметика"осталось воспоминание о том, что когда-то означало "космео", но пользуемся мы им, когда говорим совсем не о настоящей красоте...
Как должны начинаться сказки? Жил-был Художник один... Нет, так нельзя. Во-первых, со слов "жил-был" только очень старые сказки начинаются. А во-вторых, это вообще слова из песни. Песня, конечно, хорошая, но попробую по-другому.
Все ведь знают, что люди не появляются ниоткуда. Они рождаются. Вот и наш Художник в один прекрасный день взял и родился. Почему я называю его сразу Художником, да ещё и с большой буквы? Да потому что только настоящий художник мог, едва родившись, ожидать увидеть над собой голубое небо с тучками. А что увидел - голубой потолок родильного отделения! Вместо тучек - трещины в штукатурке. Обидно, конечно, вот он взял и заплакал. Вы скажете, что все дети плачут? Может быть, только они просто так плачут. А Художник - потому что это было его первое в жизни разочарование. Первый раз увидел несовершенство мира. Вот мама - это совершенство. Только почему от неё так быстро забрали? Вот и ещё повод заплакать. Правда, по тому же поводу разом заорал и ещё десяток младенцев по соседству, хором и очень громко. Художник подумал, что его в таком шуме всё равно никто не услышит и замолчал. Заснул, и снилось ему голубое небо, которое он никогда ещё в этой жизни не видел...
Потом его отдали маме. Потом мама показала ему и небо, и тучки. И ещё много-много чего интересного и красивого. Художник не мог дождаться, когда же он научится говорить, ведь у него было так много вопросов. Но мама и так была очень хорошая, и отвечала на вопросы просто так, будто знала, что он хочет спросить. Художник не мог дождаться, когда же он научится держать в руках карандаш, ведь ему так многое надо было нарисовать. Мама подарила ему фломастеры и хвалила за каждый его рисунок ещё тогда, когда у него ничего не получалось. С мамой было очень хорошо...
А потом мамы не стало. Это было так давно, что Художник и не помнил, была ли она на самом деле или он её придумал, чтобы не чувствовать себя таким одиноким. Когда он спрашивал об этом, окружающие только смеялись в ответ, мол, родители у всех есть. Маленький Художник спрашивал - а может, у меня нету, может, меня просто кто-то придумал, как сказочного героя? А взрослые говорили, что у ребёнка богатая фантазия и ему нужно заниматься чем-то творческим.
С другими детьми ему было неинтересно. Одни били его как всегда бьют маленьких и слабых, другие - не любили, потому что завидовали - он учился лучше их всех, да ещё и умел рисовать так, как никто из них не умел. Третьи - хотели с ним подружиться, но им было с ним скучно - он предлагал вместе порисовать или позаниматься уроками, но какой смысл, если он всё равно всё делает лучше? Они приглашали его играть на улицу, он стоял, смотрел на то, как бесятся дети, пожимал плечами и уходил домой - рисовать или читать, особенно перечитывать свою любимую книжку - "Мифы Древней Греции"...
Когда он вырос, ему стало ещё труднее. Сначала он гордился собой - пусть он одинок, пусть его не любят, зато он умеет рисовать лучше, чем все остальные. А потом обнаружил - что и картин его никто не понимает. Но он утешал себя тем, что многих великих художников долго не понимали. А пугало то, что некоторых - так и не поняли при жизни. Пугало одиночество и потому, он искал тех, кто сможет его понять.
Он не нашёл себе по-настоящему близких друзей. Но нашёл тех, кто был в чём-то на него похож. Таких же - странных и непонятых. Писателей, которых никтоне читал, поэтов, в стихах которых не было рифмы, художников, которые рисовали абстрактные картины. И более удивительных людей - астрологов и ясновидящих, которые говорили, что могут предсказывать будущее ("но кто же поверит Кассандре?"- говорил им начитанный Художник). Магов и экстрасенсов, которые говорили, что этот мир - не единственный и далеко не лучший из миров... С ними было полезно проводить время, можно было узнать много нового и интересного - но они не были настоящими друзьями. Они все были одиночками, уеденившимися в своём творчестве и понимавшими чувства, но не душу друг-друга.
Художник был ещё молод, амбициозен. Ему хотелось признания, славы и, как, наверное, и всем в его возрасте, любви. Он искал много, а находил малое. Он хотел ездить по миру с выставками - а зарабатывал, рисуя карикатуры в газетах и портреты прохожих в парке. Хотел, чтобы люди видели в его картинах мир, таким, как хочет видеть его он - более совершенным, а нравились они только искусствоведам, которые говорили, что "в этом что-то есть, но нужно ещё много работать". В поиске любви он ожидал увидеть совершенную красоту - внешнюю, подобную той, которой обладали греческие богини, точнее, их статуи, и внутреннюю - душу, способную его понять. А женщины, которых он встречал, могли предложить только вполне земную любовь - одни, просто за вполне умеренную плату, другие - за ужином в дорогом ресторане могли даже сказать пару лестных словечек в адрес его картин, хотя и в глаза их не видели.
Художнику не нравилась такая жизнь - приходилось терпеть, и искать утешение в своём творчестве. Может быть, не нравились ему женщины потому, что они не были похожи на его идеал. Он давно уже придумал, какой она должна быть -черты её портрета то и дело проскальзывали то в одной, то в другой картине,будто, она сама просилась на полотно. Он внял её желанию и стал рисовать её. Эту картину он рисовал долго - это был не просто портрет, а изображение в полный рост. Он рисовал её не только красками. И не только изображение. День за днём, он добавлял новые штрихи к её образу - как к тому, что был на полотне, так и к тому, какой он себе представлял её в жизни, если бы она существовала в реальности. Он придумал её характер, привычки и увлечения, поведение и даже биографию. Вообщем, всё это были почти несущественные детали, главное - он придумывал для себя идеальную пару, главное, чтобы она смогла его полностью понимать. А красота - да, он сделал её не просто соблазнительной, а действительно красивой, и она вобрала в себе черты всего того, что когда-либо люди представляли о прекрасном. Он называл её своей Галатеей, и молил судьбу послать ему такую женщину.
Особой благосклонностью судьба его никогда не баловала, но и никогда не оставляла. Иногда, Художнику казалось, что судьба играет с ним - исполняя его желания, но совсем не так, как он того хотел. Он ждал, что в дверях появится ОНА, а появился... он. Один из его знакомых, называющий себя Магом. Художник всегда рад был гостям и пригласил Мага на чашку чая. Маг приглашение принял. Рассматривая картины Художника он обратил внимание на ту самую. "Галатею". Сказал, что чувствует в ней огромную жизненную силу, будто это не просто картина, а живой человек, проклятием загнанный в рамки холста. Художник поведал Магу о том, что он вложил в эту картину свою душу, о своих мечтах, и миф о Пигмалионе и Галатее. Маг рассмеялся и сказал, что это не просто миф, и Великая Афродита действительно существует, более того, он может с ней познакомить. Но так как он не настолько хороший друг, чтобы дарить подарки просто так, он попросил плату у Художника. Одну из его картин. Художник не задумываясь отдал названное полотно, а Маг хитро улыбнулся (он ведь умел немного видеть будущее и понимал, какую цену когда-то приобретёт это картина) и стал погружать Художника в транс...
Афродита оказалась такой, как Художник себе и представлял её. Беспорно прекрасной, немного холодной, не подпускающей слишком близко но и не позволяющей отвести от себя глаз. Прогневить её - означало накликать на себя страшную беду. Но её мягкий голос выражал удивительную благосклонность. Она, конечно же, знала, чего хочет Художник и сказала, что готова исполнить его просьбу. Она даже ничего за это не попросит взамен - ведь Художник практически всё уже сделал. Своими мечтами и фантазией он уже почти создал эту женщину. Осталось только вдохнуть в неё жизнь. А для чего же ещё нужна богиня любви, если не для того, чтобы дарить жизнь? Верь и жди, сказала Афродита, только от тебя зависит, сможешь ли ты провести её в мир...
Художник "вернулся" и рассказал о своей беседе с богиней Магу. Тот удивился её бескорыстию, но пожав плечами, предположил, что бывают на свете чудеса, нужно только в них верить. Но он лично чудесам особо не доверяет, предпочитая самостоятельно делать маленькие чудеса, для чего он магией и занялся. Маг взял с Художника обещание познакомить его с "Галатеей", как только она оживёт и ушёл.
Чудо произошло. Художник даже почему-то знал, как именно это будет. Он зайдёт в свою мастерскую, бросит привычный взгляд на картину, и обнаружит, что образ с неё исчез. Потому что материализовался. Сидит рядом и с улыбкой смотрит на создавшего её Художника. Ждёт, пока он поверит, что она настоящаяя. Потрогает. Обнимет. Расцелует, а дальше... Художник только лишь поцеловал ей руку. Спросил, действительно ли она - та, о ком он мечтал? Она ответила, что им стоит лучше познакомиться, чтобы он в этом убедился и... попросила какой-то одежды посовременнее, потому что то, что он ей нарисовал, конечно, очень мило, но было модно где-то два-три века назад. И в этот момент Художник поверил, что она настоящая (что же это за женщина, которая ничего не просит ей купить?)...
Стоит ли рассказавать, что было дальше? Легенда о Пигмалионе и Галатее заканчивается на этом месте. Сказку можно было бы закончить словами "и жили они долго и счастливо", как кончаются многие сказки. В них никто не говорит, насколько долго, и действительно ли счастливо. Я вот попробую рассказать, пусть даже меня за это и назовут плохим сказочником. Но это - моя сказка.
Счастье действительно пришло к Художнику. Галатея оправдывала все его надежды - ведь именно такой он себе её и представлял. Иногда ему даже казалось, что она во многом превосходит тот идеал, котоый он для себя создал. Она была умнее, чем он мог себе вообразить. Красивее, чем он мог нарисовать. Но разве же это плохо? Может быть, потому, что сама недавно была всего лишь изображением, она понимала все картины Художника - что на них нарисовано, и что он хотел на них показать. Советовала и вдохновляла его на всё новые и новые работы - и ещё никогда раньше не рисовал Художник так много, потому что теперь знал - есть человек, который его творчество оценит.
Галатея даже самостоятельно устроила выставку его картин в местной галерее и сделала ей такую рекламу, что на неё сьехались не только искусствоведы со всей страны, но приходили даже те люди, которые никогда раньше искусством не интересовались. Художник почувствовал себя триумфатором. А Галатея была королевой вечера. Знакомилась с именитыми гостями, непринуждённо с ними беседовала, показывала картины. Художнику вдруг показалось, что о нём забыли. Что это ЕЁ выставка, и ЕЁ вечер. Ушёл домой, снова рисовать новые её портреты. Журналисты, которые хотели взять у него интервью, передумали его догонять и пошли снимать более фотогеничную Галатею... Вернувшись домой она поругала Художника, что он бросил её одну, но увидев новые эскизы "растаяла" и всё ему простила.
Жили они вообщем-то, достаточно счастливо. Про это и рассказывать совсем неинтересно. Вместе жили, вместе работали. Продавали картины. Устраивали выставки, знакомились с важными и знаменитыми людьми. Художнику, правда, скучна была вся эта светская жизнь, но Галатея с радостью всё делала сама. Его иногда пугало, что она слишком много времени проводит вне дома, но те часы, которые он проводил в её ожидании он отводил на работу. Потому что ничего другого он делать не мог - все мысли были только о ней, а за работой эти мысли рождали всё новые и новые идеи. А когда она возвращалась, они вместе ужинали, рассказывали друг-другу о проведённом дне, делились мыслями и мечтами. Галатея была идеальным собеседником - умела внимательно слушать, хоть весь вечер, запоминая каждое слово, а могла говорить без умолку о чём угодно - от совсем пустяшных бытовых забот до истории искусства, поражая своими знаниями и образованностью. Художник только поражался - неужели это он создал такое чудо? И если это действительно он её придумал, то почему получается так, что он каждый день открывает в ней что-то новое?..
Однажды Художник, как и обещал, пригласил домой Мага, познакомил его с Галатеей. Маг, казалось, был очарован её красотой, умом и обоянием. А когда она ушла по своим делам, снял свой защитный барьер, который всегда ставил, общаясь с женщинами, и спросил у Художника, не колдунья ли она и не страшно ли ему с ней. Художник ответил, что с ему с ней хорошо, как ни с кем другим. Маг пожелал ему счастья, но уходя предупредил, что чувствует что-то неладное. А Маг почти никогда не ошибался (в этом убеждал хотя бы тот факт, что картина, которую он в своё время взял у Художника уже возрасла в цене на несколько порядков). Художник удивился - как такая женщина может кого-то испугать или обидеть?
А Галатея стала исчезать. Проводила дома всё меньше и меньше времени, часто забывала об ужина, а иногда - даже возвращалась под утро, говоря, что засидалась с друзьями. Художник ей во всём верил и всё прощал - а разве мог он не простить своё творение, ту, которая даёт ему смысл в жизни и вдохновение в работе?
Но однажды Галатея ушла и не вернулась. Художник ждал её день, другой, потом стал искать у её друзей. Нашёл, но поговорить с ней ему так и не удалось. Она оставила ему записку, в которой просила не искать её, и отпустить. Это больно, говорила она в записке, но она - его создание, как ребёнок, который вырос и теперь хочет, чтобы его отпустили. Она благодарна ему за всё, но больше не хочет его видеть. Всё, что она могла сделать из благодарности ему, она уже сделала - дала вдохновение, славу, успех, но теперь считает себя свободной.
Художник ничего не понимал, но вспомнив слова Мага, пошёл к нему, в надежде, что тот обьяснит ему, что на самом деле произошло. Как могло получится, что та, кого он создал для себя ушла от него? Как могло получится, что та, которую он придумал, чтобы она его понимала и любила, призналась в том, что не только не любит его, а и никогда не любила? Маг знал ответ. И обьяснил.
Галатея не могла быть творением Художника. Во время их встречи Маг понял, что у неё очень старая душа. Что она прожила десятки жизней и первые из них - в далёкой древности. Она воплощалась в самых красивых и великих женщин разных эпох, воспоминания о которых остались в истории - в стихах и портретах, дополняя образ идеальной женщины, который во все века создавали все творцы. И сейчас эта душа искала способ для нового воплощения. И нашла того Художника у которого хватит веры, таланта и вдохновения заново создать его. Она сама просилась на портрет - и он внял её желанию. Она заставила себя полюбить - иначе он бы никогда не обратился к Афродите. Но Художник не был её создателем - не более, чем проводником. Она расплатилась за услуги и ушла...
Художник не хотел в это верить. Ведь он создавал её образ чуть ли не всю жизнь! А теперь, без неё - в чём смысл этой жизни? Кто будет его вдохновлять? Для кого он будет рисовать свои картины? Для искусствоведов? На продажу? Для себя? Он пробовал делать так, пробовал её забыть. Продал все свои старые картины, пробовал рисовать без вдохновения - не получалось. Не верил он в то, что Галатея была случайностью в его жизни, и что она просто использовала его. Что-то было большее, чем говорила она, и большее чем поведал и вообще большее, чем мог знать Маг. Знать могла только Великая Афродита. Он не знал, как с ней встретиться, не знал, какие жертвы нужно ей приносить. Но молил её ответить...
Я не знаю, чем кончится эта сказка. Но расскажу о том, как побывал Маг в гостях у Афродиты и стал распрашивать её о Галатее. Афродита рассказала ему всю правду. Галатея действительно очень стара. В первое своё воплощение она была гетерой в Древней Греции. Потом ей удавалось переродиться ещё в нескольких достаточно известных женщин средневековья. Её воспевали художники эпохи возрождения, навеки оставив её образ в искусстве. Настоящий её расцвет был в викторианскую эпоху, когда она была королевой. Эталоном красоты и ума, образцом образованности и воспитания, идеалом мужчин и женщин, пленяющей сердца и вдохновляющей поэтов... А в современном мире её образ уже почти забыли. Красоту заменяют сексуальностью. Мораль - гражданским кодексом. Образованность - специализацией наук. Психологи пишут толстые книги, чтобы научить людей, как правильно обманывать друг-друга. Искусство становится технологией. Муза творцов - это не абстрактный идеал, а крупный гонорар... В таком мире просто не было человека, который способен был бы провести в новую жизнь Галатею. Но она нашла способ. Она придумала себе такого человека. Художник думал, что он создал Галатею. Но всё было наоборот. Это она создала его. Нашла родителей, способных родить его и вовремя исчезнуть. Изменяла его судьбу так, как нужно было ей. День за днём, шаг за шагом создавала Художника, который смог бы её нарисовать. Это было сложно - нужно было создать человека, чуждого этому миру, но и любящего его всем серцем. Одинокого и несчастного, но верящего в чудо и умеющего не просто замечать несовершенство, а видеть настоящую красоту. И ей это удалось. Художник провёл её в мир. И вообщем-то, теперь, больше ей не нужен.
Маг выслушал её и вдруг, первый раз в жизни, решил сделать что-то просто так. для друга Художника. Безо всякой выгоды для себя, рискуя навлечь на себя гнев богини. Но он попросил Афродиту передать Галатее его слова. И вот, что он говорил.
"Я не знаю, кто ты, на самом деле Галатея. Но кем бы ты ни была, ты не могла в своих делах обойтись без помощи Афродиты. Ты, или вы вдвоём - создали Художника. Всю его жизнь ты готовила его для встречи с тобой. Ожидание этой встречи стало смыслом его жизни. Скажи - как сможет он теперь жить без тебя? Пусть говорят, что любовь зла, но должны же в тебе быть хоть какие-то чувства к своему творению, если не любовь, то хотя бы ответственность? Разве может быть тебе женщине, природой предназначенной для рождения новых жизней, безразлична его судьба? И не ты ли была его придуманной матерью? Честно говоря, не знаю. Я - не глупый Художник, и особо не верю женщинам - ни Галатеям, ни Афродитам, ни в любовь, и потому не удивлюсь, если для тебя он - лишь средство попасть в этот мир.
Но у меня есть ещё один аргумент. Ты говоришь, что он тебе больше не нужен? А скажи тогда, зачем ты так хотела в этот мир? Уж не для того ли, чтобы тобой восхищались? Боготворили. Превозносили твой ум и красоту. Поздравляю, ты добилась своего и попала в этот мир. Но сможешь ли найти в нём то, чего ищешь, если даже Художника тебе пришлось самой для себя создавать? Кто кроме него увидит в тебе богиню? Кто, если не он способен показать миру красоту и совершенство, которые люди разучились видеть? И я не уверен, что без тебя он способен сделать всё это. Не только ты нужна ему. Но и тебе, считающей себя воплощением совершенства и красоты, тоже нужна если не его любовь, то его работа, в которой и есть смысл его жизни. Как ты думаешь, Галатея? Как ты думаешь, Афродита?.. Ты ведь передашь ей эти слова, Великая Афродита?"
"Она всё слышала" - отвернувшись ответила Афродита.
Но на этом моя сказка не кончается. Кончается она взглядом на Художника. Он сидит в своей мастерской и смотрит на пустой холст, с которого некогда сошла его Галатея. Он не знает, кто кого создал. Он её, или она его. Придумал ли Художник себе воплощение гармонии или, наоборот, воплощение гармонии придумало себе Художника, способного показать его миру. Его мучает более простой вопрос. Почему она ушла? Вернётся ли она, или для этого её прийдётся рисовать снова? А что делать, больше ничего он не умеет...
Такую вот я сказку придумал. А может быть сказка придумала для себя сказочника, который смог бы её рассказать?