Во сне человек проводит около трети своей жизни, путешествуя по лабиринтам подсознания. Но не все места там приятно посещать. Было бы здорово научиться избегать встречи с кошмарами, правда? Но у американцев есть устройство, которое может в этом помочь. Придумали его индейцы, мастера по части подсознания, если вспомнить Карлоса Кастанеду. Называется это устройство "дримкэтчер" (dream catcher), или ловушка для снов. Дримкэтчеры легко найти в сувенирных магазинчиках вдоль дорог в таких штатах как Нью-Мексико, Аризона, Колорадо, Юта и Оклахома. Сюда, в малопригодную для жизни местность, где преобладают жаркие каменистые пустыни, были согнаны коренные жители континента в позапрошлом столетии. Сейчас туристы останавливаются на дорогах, примыкающих к резервациям, чтобы купить сувениры - остатки культурного наследия тех, кто шел по Тропе Слез, теряя родных и надежду.
Ловушки для снов - одни из самых популярных и доступных по цене сувениров в индейском стиле. Существует множество дизайнов, но по сути это маленький обруч (кольцо), плотно обмотанный тонкой полоской из кожи. Внутри кольца - сетка, сплетенная из сухожилий или нити. Именно в этой сети запутываются сны, витающие в ночном воздухе, и хорошие, и плохие. Плохие - сгорают в первых лучах восходящего солнца. Хорошие же сны спускаются по перьям, подвешенным снизу к дримкэтчеру. Там они хранятся до следующей ночи. Вот такой получается фильтр. Если вспомнить, как выглядит настоящая паутинка, украшенная бисером росинок, в лучах рассвета, то легко согласиться, что в ней есть какая-то магия света, которую, очевидно, и хотели воспроизвести те, кто впервые начал плести для своих чад ловушки для снов. Круглая форма дримкэтчера символизирует путь солнца на небосводе.
У индейцев племени лакота есть легенда о том, как появились ловушки для снов. Случилось это давным-давно, когда мир был молод. Между прочим, именно так начинается большинство индейских легенд. Дух Иктоми, ловкач и учитель мудрости, явился старейшине племени в виде паука. Он начал говорить на языке, который понимали лишь духовные лидеры. В ходе разговора Иктоми взял обруч из прутиков ивы и стал плести в нем паутину, рассказывая старейшине о цикле жизни, в ходе которого люди из младенцев превращаются во взрослых, а затем в стариков, за которыми нужен такой же уход, как и за младенцами. В каждом периоде нашей жизни мы встречаемся с добрыми и злыми силами. Очень важно не поддаться плохому влиянию и не продолжить путь в неправильном направлении. "Смотри", - сказал дух старейшине, закончив плетение, - "Этот круг - цикл жизни. Паутина в нем предназначена для того, чтобы просеивать мысли и сны, оставляя лишь хорошие".
Дримкэтчер, сплетенный индейской скво из племени Навахо, висит сейчас в моем "вигваме" у окна, напоминая о просторах аризонских пустынь. Маленький кусочек бирюзы, помещенный между переплетениями тонкой нити, символизирует паучка. Я всегда полагал, что хороший сувенир должен приносить не только эстетическое удовольствие, но и какую-то пользу. Надеюсь, гармония сновидений, привнесенная ловушкой для снов, поможет мне острее чувствовать радость каждого нового дня.
Нужно отметить, что засилье китайских товаров в Америке распространяется и на сувениры в индейском стиле. Так что, приобретая понравившуюся вещицу, убедитесь в том, что она аутентична. Согласно закону, все импортные товары, продаваемые в США, подлежат маркировке с указанием страны-производителя. Однако, зачастую эти метки закрываются какой-нибудь другой наклейкой, например, ценником. Один раз я попался на эту хитрость и был расстроен, поскольку, думая, что покупаю вещь, сделанную индейцем, стремился поддержать древнюю культуру, а получилось, что помог китайской промышленности. Зато получился неплохой пример исторической иронии - если раньше европейцы завлекали заморскими безделушками (бусинами и зеркалами) "американских дикарей", то сейчас, благодаря глобализации экономики, пришла очередь индейцев, которые предлагают бледнолицым туристам поделки китайского производства, причем зачастую стоят эти поделки недешево.
Но поступают так далеко не все, многие по настоящему гордятся своим искусством. Дримкэтчеры, сплетенные индейскими мастерами, поражают своей ажурностью и правильностью рисунка "паутины", сохраняя при этом шарм ручной работы. Однажды мне повезло, и я смог увидеть процесс изготовления дримкэтчера. Случилось это в одной из резерваций в штате Нью-Мексико во время специальной демонстрации, устраиваемой индейской ассоциацией с целью популяризации культуры коренных жителей Америки. Как оказалось, сделать дримкэтчер самому не так уж и сложно. Поэтому я решил, что по приезду домой обязательно попробую сотворить собственную ловушку для снов.
Обстоятельства сложились благоприятно для реализации моего плана - ночью был ветер, который сорвал несколько веток с плакучих ив, растущих в ближайшем парке. Свежие ивовые прутики, обладающие достаточной гибкостью, нужны для того, чтобы сплести кольцо - основу дримкэтчера. Для кольца можно использовать и проволоку, которую обматывают (маскируют) полоской из кожи. Но я предпочел использовать дерево. Может быть, это не так эстетично, но зато более аутентично. Прутик изгибают по середине так, чтобы получить кольцо. Вокруг этого кольца навстречу друг другу спирально заплетаются свободные концы прутика, формируя "веночек". Если остаются торчащие кончики, их лучше обрезать в самом конце, когда дримкэтчер полностью готов, иначе кольцо может расплестись. Размер кольца может варьировать, но традиционно его делают примерно таким, чтобы он поместился на ладони взрослого человека (наиболее распространенный диаметр - 9 сантиметров). Интересно, что в Канаде и на севере США существует традиция делать дримкэтчеры в форме капель или снегоходов, специальных устройств, прикрепляемых к обуви и позволяющим удерживаться на поверхности глубокого снега.
К кольцу привязывают бечевку или нить с петлей для подвешивания готового дримкэтчера. Из сухожилий дримкэтчеры уже давно никто не делает. Даже индейцы используют специальный имитатор, который, тем не менее, очень трудно отличить от натурального материала. Например, для изготовления одного из первых описаных в литературе дримкэтчеров использовалась нить, окрашенная в красный цвет с помошью сока из корня растения с народным названием "кровяной корень" (Sanguinaria canadensis) или краски, добытой из внутреннего слоя коры дикой сливы. Длина бечевки для плетения "паутины" зависит от того, насколько густая предполагается сеть. Желательно, чтобы бечевка была минимум раз в пять-шесть длиннее диаметра кольца; лучше иметь запас.
По окружности кольца делают от 7 до 13 петель. Чем гуще расположены эти петли, тем более ажурной получится паутина. Представители некоторых северо-американскиих племен считают, что наиболее правильным является дримкэтчер, в котором паутина касается кольца в восьми точках, что соответствует числу лапок паука. Бечевка обводится вокруг кольца и с тыльной стороны продевается в пространство между ободом и той частью бечевки, что осталась внутри кольца. Делая петли, желательно туго натягивать нить, тогда ячейки внешнего ряда получатся мельче и будут смотреться лучше. Второй ряд петель делается точно также, только конец нити обводится петлей не вокруг прутика, а вокруг участка бечевки между ближайшими петлями предыдущего ряда (примерно в середине этого отрезка). Для тех, кто хоть немного занимался вязанием или макрамэ - сущие пустяки! Такой вид плетения использовался индейцами и для других целей. Например, у многих племен была популярна древняя игра с обручем и палкой. Один участник игры запускал катиться по земле обруч с сеткой, подобной той, что на дримкэтчере. Другой игрок старался попасть в обруч палкой или стрелой. Если стрела застревала в сетке, то можно было оценить меткость игрока.
Паутинку внутри ловушки для снов плетут до тех пор, пока она не приблизится к центру. Здесь на нить нанизывают бусину из бирюзы, цепляя таким образом "паучка", и продолжают плести дальше. Когда сеть заполнит все внутреннее пространство кольца, бечевку фиксируют узелком, и к свободному концу прикрепляют перышко, которое украшают бусинами или полоской из кожи. Перья имеют защитную силу. В изготовлении ловушек для снов используются перья разных птиц. Перо совы символизирует мудрость. Его желательно прикреплять к дримкэтчеру, предназначенному для девочки. Для мальчиков лучше всего годится перо орла, отображающее храбрость. Продажа перьев священных птиц, орлов, запрещена законом, поэтому к ловушкам для снов, чаще всего прикрепляют куриные перья. В этом мне, мило улыбнувшись, призналась одна коренная американка, продавец индейских сувениров. На некоторых дримкэтчерах можно обнаружить пучки конских волос вместе с перьям или гильзы вместо бусин. Есть мнение, что для взрослых следует делать дримкэтчер вообще без перьев. Ребенок же, наблюдая за движениями перьев, с которыми играет ветерок, не только отвлекается, но и учится понимать важность такой стихии, как воздух.
По моему мнению, при изготовлении ловушки для снов можно и нужно проявить фантазию, и попытаться найти свой вариант, который будет сиволизировать что-то личное. В этом дримкэтчер похож на любой другой амулет (оберег). Например, можно выбрать бусинку из того камня, который более всего подходит по гороскопу. Или остановиться на варианте минерала, предположительно обладающего какими-то целительными свойствами. Я выбрал бусину из светлого нефрита, поскольку она гармонировала с зеленью свежей ивовой коры. Оливковый цвет - один из моих любимых, а нефрит, к тому же, говорят, укрепляет силы и меняет человека к лучшему. В том, что касается материалов, неважно из чего делать ловушку для снов. Главное - вкладывать душу в плетение паутинки. Может тогда она поймает ваше настроение и передаст его тому, для кого предназначен дримкэтчер. Ведь ловушка для снов - хороший подарок именно в том случае, когда важна не затраченная сумма, а отношение к человеку.
Следуя традиции, готовую ловушку желательно подвергнуть процедуре окуривания дымом лекарственных трав, в частности - полыни. В церемонии "очищения" используют глиняный горшок или ракушку с тлеющей щепотью сухой полыни. Не стоит дуть на траву для поддержания огня, поскольку некоторые индейские шаманы считают это неуважительным. Легкие движения рукой или подача воздуха с помощью пера сделают свое дело. Тонкости процедуры отличаются у разных племен, но они схожи в том, что при этом обязательно произносятся благодарственные молитвы предкам Востока, Юга, Запада и Севера (в порядке, в котором солнце проходит по небу), Матери Земле, Отцу Солнцу и Великой Тайне в сердце человека. Между прочим, окуривание широко распространено в религиозных ритуалах по всему миру, так что вряд ли этот обряд можно считать присущим исключительно язычеству. Ведь каждому из нас знаком запах ладана в православной церкви. Я, впрочем, из соображений пожарной безопасности свой дримкэтчер не окуривал. Важно также помнить, что ловушка для снов, долгое время висевшая в слабо освещенной комнате, становится переполненной магической энергией, поэтому ее периодически нужно вывешивать под прямые лучи солнца.
Дримкэтчеры занимают важное место среди других атрибутов так называемого индейского стиля, популярного в южной части США. К тому же стилю относятся мокасины, вышитые бисером кожаные куртки, чокеры (ожерелья из кожи и продолговатых костяных бусин, плотно обхватывающие шею), манделлы (разрисованные диски удачи, щедро украшенные драпировкой из меха и перьев). Ловушки для снов вешают не только в домах, но и в автомобилях (на зеркалах заднего вида). Узнаваемый дизайн используют ювелиры, изготавливая сережки, кулоны и подвески в виде дримкэтчеров. Почему люди приобретают и создают эти изделия? Наверное потому, что им хочется прикоснуться к миру древней магии, восстановить, хотя бы частично, утеряные связи, которые существовали между человеком и Матерью Природой в те полузабытые времена, когда мир был молод.