Корман Владимир Михайлович :
другие произведения.
706 Владимир Ягличич Оскома и другое
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 1, последний от 06/05/2016.
© Copyright
Корман Владимир Михайлович
(
kormanvm@yandex.ru
)
Размещен: 06/05/2016, изменен: 19/06/2017. 33k.
Статистика.
Стихотворение
:
Поэзия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Публикуется цикл переводов стихотворений сербского поэта Владимира Ягличича: Оскома и другое
Владимир Ягличич Оскома
(С сербского).
Бывает, что на улице девица,
проходит мимо в горе и слезах.
Мне даже ночью начинает сниться:
идёт, и влага копится в глазах.
Что ж с ней за казус или непорядок ?
Неужто встретилась с большой бедой ?
Быть может, лишь оскомистый осадок,
и он уйдёт с солёною водой ?
Вот зимний вечер был уж недалече.
Я шёл своим, она другим путём.
К чему мне было вспоминать о встрече ?
Я - стар; спешил вернуться в тёплый дом.
Ко всем суровый - и в большом и в малом -
видавший слёзы, кровь, жару и лёд,
с чего же снится мне под одеялом,
как мимо та, несчастная, идёт ?
Душа гадает, что там за причина -
как птица мчит над пропастью без дна:
не то от хворей родичей кручина;
не то девица зря оскорблена.
Скандал в семье ? Любовное крушенье ?
Как знать, что может молодость смутить ?
Пусть случай прост, но ей принять решенье -
почти что выбор: быть или не быть.
Лежал в постели высохшим скелетом.
Не спал и мучился почти всю ночь:
увидел слёзы - и смолчал при этом.
Сумел ли в жизни хоть кому помочь ?
Любя себя, даём ли что-то людям ?
И есть ли в наших душах благодать ?
Неужто на своём пути забудем
всех тех, кому приходится страдать ?
А что мы можем ? - Добрый мир не руша,
знать твёрдо, где достойная стезя
и чистить от оскомы наши души,
поскольку для себя лишь жить нельзя.
----------------------------------------
Талог
Кад продже, тако, улицом девоjче
очиjу пуних суза, покраj мене.,
и кад у ноh се сузе не преточе -
не лину, мада дупке наливене,
то, дакле ниjе плач, веh нешто теже,
што тек за дане будуhе навире,
и сад се као талог тешки слеже,
крене па стане, букне па замире.
То трен jе био. Свак на путу свом,
кад се ноh зимска пред починак гусне,
кад старчиh ко jа, чезне згреjан дом -
не мисли много на случаjни сусрет.
Тврд према себи и сваком - не плачем.
Зноj, крв и сузе - све веh давно видех.
Па зашто онда и под прекривачем,
зурим - краj мене, неутешна, иде?
Ко птице коjе над безданом лебде
бескорисна су крила наше грижнье:
да ли jе льуди увредише негде,
ил jавише jоj о болести ближньег?
Несреhна льубав? Ил куhа несложна?
Ко зна за младо биhе шта jе мучно?
Баналност само за остале, можда,
а за ньу - бити ил не бити: кльучно.
Ле"и ко проштац - старачки посао,
ал ево пред сан мучи, до поноhи:
и jа сам, глуво, краj нье тек прошао:
jесам ли иком био од помоhи?
Шта учинисмо себи, шта за друге?
Зар смо лешеви живи, льуди бивши?
Идемо, слепи, низ улице дуге
свет патнье льудске и не приметивши.
А шта можемо? Слушали смо налог
сопственог пута, среhно ил зловольно.
Ал откуд души накупдльен таj талог?
Зашто човеку то ниjе довольно?
Владимир Ягличич Сходство
(С сербского).
Танцуют под гитару, играют в домино.
В кофейнях - тары-бары, про спорт, про курсы йоги.
Здесь верят картам таро да бесам заодно.
Красавицы кокетливы, мужчины - козероги.
В почёте золотой телец. У всех в чести вино,
подружки да дружки, футбольные итоги;
и ценит каждый швец и жнец свой бизнес, казино,
партийные дела и средства от изжоги.
О важном лишь шепнут. (Вдруг слушает шпион !).
Все схожи тут. Над ними кнут. Все в вечном опасенье.
Таков статут всех тех дельцов, кто духом не силён.
А смельчаки, чья речь вольна, всегда в уединенье.
---------------------------------------------
Похожества
Они играjу домине, а ови уче плесове,
жене су лепе кокоте, мушки личе на jарчеве,
отвараjу тароте призиваjуhи бесове,
одлазе на курс jоге, на кафицу и трачеве.
Кланьаjу златном телету, имаjу своjе странке,
своjе биртиjе, пиhа, драге и льубезнике,
свjе мале фудбале, партиjске састанке,
коцкарнице, уносне послиhе и државне празнике,
истине у пола гласа (плаше се, чуhе уходе),
прате спорт, кадровске промене нова друштвена правила...
Слична судбина зближи несавршене духове,
да би оне наjjаче самотним оставила.
Владимир Ягличич Неореализм
(С сербского).
Киноискусство проторило путь к народу.
Пятидесятые года, двадцатый век.
Отец мой, неженатый парень, покинув кинозал,
был очарован тем искусством,
а взор был переполнен Сильваною Мангано.
(Частенько мне, десятилетия спустя,
в деньки, когда, к примеру, ждал меня экзамен, он говорил:
"Что ж не идёшь в кино развеять напряженье ?"
В том, между прочим, он видел назначение искусства).
В семидесятых, как-то раз, отец сказал мне с удивленьем:
"Там некто отыскал для денег тайник в клозете, среди фекалий !" -
речь шла про фильм "Уродливые, грязные и злые".
Отец не смог постичь метафору о том, что деньги нечисты,
что надлежащее им место там - в клозете.
Хотя, возможно, эта мысль трудна и выше
пределов понимания людей.
Однако же отец был очарован тем искусством,
нашедшим путь к народу
и показавшим, что деньги - просто грязь.
Должно быть, неореализм мне люб
от убеждения, что вклад его в киноискусство
в двадцатом веке был огромным.
Впрямь, для меня "Дорога", фильм Феллини - прекраснейший из всех,
а итальянцы - лучше прочих голливудских мастеров;
могу их сопоставить с художниками Ренессанса.
Неужто фильмы - лишь подвижные картины ?
Они идут от визуальных церковных образцов;
они в себя вобрали весь трагизм людских страданий,
всю горечь приземлённой правды,
от чьей невыносимости не скрыться.
Когда я вижу люд, живущий в бедности,
среди верёвок с сохнущим бельём и в тесноте;
людей в полях,
страдающих вседневно в борьбе, чтоб выжить,
когда вся грусть из сердца льётся в песнях,
среди всегдашней гонки,
я вспоминаю мать с отцом, что вышли в жизнь с пустою ложкой
и в памяти храня умерших предков,
простых полунагих крестьян.
Я вижу юношу на выходе из кинозала,
чей взор был переполнен Сильваною Мангано.
И парень вдруг забыл все страхи и волненье -
вот то и стало пониманьем и оценкою искусства
в канун грядущих неизбежных битв.
Так, беспокойные в начале жизни,
каким-то чудом обретали силу, все-все:
юнец (мой будущий отец), Витторио, Сильвана и Джульетта -
и сбрасывали напряженье, непостижимо как -
как будто то искусство в себе таило волшебство.
У наших близких было мало того, что на земле в цене,
но иногда они придавленность смиряли
и ждали, что наступит новый день;
и верили, что не умрут,
хотя дышала смерть в загривок.
Была ли связь меж тем искусством и судьбой ?
Не бью в литавры, но теснее связи я не знаю.
----------------------------------------------------------------
Неореализам
Уметност покретних слика, допрла до народа.
Године педесете, двадесетога века.
Моj отац, jош младиh неоженьен, излази из биоскопске сале,
очаран уметношhу таквом,
очиjу
пуних Силване Мангано.
(Често ми jе, децениjама касниjе,
Ну нарочито тешке дане, пред испите рецимо, говорио:
"Зашто не одеш у биоскоп, заборавиш моранье"?
И то jе, схватих, ньегова дефинициjа уметности).
Jедном ми jе, средином седамдесетих, отац рекао, задивльен:
"А чича сакрио паре у клозету, медж фекалиjе!" -
мислеhи на филм "Ружни, прльави, зли".
Можда ниjе разумео метафору нечистости новца
коjи у клозету право место тражи,
ал jесте - да има нешто више од оног
што човек схватити може.
И то беше сва Rегова очараност уметношhу,
оном, допрлом до народа
дочаралом колика jе новац гадост.
Да ли зато волим неорелизам
до увереньа да jе у уметности филмскоj
двадесетога века наjвише дао?
Да ли зато Фелиниjеву "Улицу" за филм над филмовима држим?
Па и нjвеhи холивудски маjстори су Талиjани -
доводим то у везу с умеhима Ренесансе:
нису ли филм тек слике - покретне слике,
поникле на визуелно? божанско? култури,
обогаhене сиротиньством льудског постраданьа,
суровошhу истине земальске
од чиjе нетрпельивости узмака нема?
Кад видим прост пук коjи, у немаштини,
медж вешом на конопима, у загушеним становима,
на польима,
у свакодневноj борби за голи живот,
запева тужну песму из срца
снагом читаве расе,
видим оца и маjку - с jедном су кашиком у живот кренули,
праhени брижним погледом помрлих предака,
сельака без игде ичега,
видим оног младиhа коjи излази из биоскопа,
с очима пуним Силване Мангано,
младиhа коjи моранье заборави -
што jе сва дефинициjа уметности