Речь - неотъемлемая часть нашего социального, интеллектуального и общего развития. Говоря, мы делимся новостями, вовлекаем себя и других в беседу ради налаживания связей, заставляем других смеяться, рыдать и чувствовать. Слово - наиглавнейший инструмент внушения, отстаивания интересов, возбудитель разнообразных эмоций в нашей жизни. Конечно, есть достаточно способов выразить свои соображения и ощущения, используя иные, безмолвные, методы, но, право, едва ли они сравнятся с чувственной речью, возжигающей искры в сердцах и умах людей любого поколения. Этим методам трудно тягаться с силой, которую можно вложить в, казалось бы, самые обычные звуки, произносимые нами ранее бесконечное количество раз. И уж тем более безмолвие не сможет выразить всю ту полноту сути, которую мы выражаем в нашей речи под аккомпанемент жестикуляции и мимики.
Задумывались ли вы, в чём успех многих политических деятелей и актёров театра и кино?
В умении мыслить и красиво держаться на публике? В таланте играть эмоцию? Но как можно мыслить, не умея говорить? Даже те видные личности, которые по своей природе говорят крайне мало, но при этом снискали славу умных людей, должны были её заслужить. Как? Да очень просто - в письменности и словесности, правильно и чётко выражая свои мысли. Письменность - это хорошо продуманная словесность. Некий её подвид, если угодно. Умение правильно и грамотно, логически последовательно излагать свои мысли на письме обязательно выливается в способность так же рассуждать и вслух. А что говорить об актёрах, если невозможно сыграть эмоцию, не объяснив её самому себе или, не будучи введённым в курс дела режиссёром, касательно того, как он хочет, чтобы ты сыграл свою роль и свои чувства. Всё имеет в своих корнях слово, и лишь потом на нём строятся чувства, мысли, дела.
И всё же, как и везде в нашей жизни, тут тоже есть своя подоплёка. Слово - величайший и влиятельнейший инструмент воздействия на людей, это так. Не будем рассматривать его с точки зрения того, какую пользу или вред может оно принести, об этом было уже не раз сказано в многочисленных книгах и даже пословицах, и яркий тому пример это всем известная поговорка: "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь". Лучше давайте констатировать факт, что наша речь - крайне податливый материал, в руках - или в устах, если быть точным - разных людей могущий принимать бесчисленное количество форм и оттенков. Тут может быть доброта и любовь, горечь и страдание, зависть и ложь, скрытность и пикантность, смех, и прочее, прочее, прочее. Однако что, если один и тот же оттенок, одна и та же эмоция будет всегда звучать из уст одного и того же человека? Что вы будете чувствовать, когда спустя годы некий ваш знакомый ни капли не изменится, повторяя те же банальные слова, тем же монотонным голосом, который всегда у него был? Не всегда, но в большинстве случаев вы просто перестанете обращать на этот тон внимание. Это станет нормой, обычным делом, серостью. И на контрасте будут играть те, чья речь и письменность звучат совершенно иначе.
Конечно, в контексте наших дней речь постоянно меняется в зависимости от настроения, меняются стили и смысловые нагрузки, но вышеописанная подоплёка тем и интересна, что применима к любой составляющей речи, и главное - непосредственно не к мимике или тону, а именно к самому слову.
Есть в обиходе русской речи слова, крайне редко использующиеся в разговорной речи. К ним относятся как некоторые старые обороты, так и академические описания и даже пошлости. Эти слова, а также многие другие им подобные, существуют в нашем языке не просто как речевая единица, а как своего рода увеличители смысловой нагрузки. Русский язык богат на синонимы, и есть огромная разница между тем, чтобы сказать: "Это всё дурацкая клевета!" и "Это прямо какая-то инсинуация!". Но согласитесь, несмотря на то, что второе звучит более эстетично и необычно, подобные обороты в нашей повседневной речи давно растаяли, как лёд с приходом тёплых дней. И всё же если человек захочет привлечь внимание к сути сказанного им, он скорее использует второй вариант, дабы оппонент волей-неволей отметил изящность и интеллигентность оборота и действительно принял его во внимание, даже если изначально и не хотел.
Это будет иметь толк, если подобные случаи будут довольно редки. А что же происходит, когда человек от случая к случаю с всё тем же оппонентом повторяет фразу про инсинуации? Происходит то, что, соглашаясь с писателем Валентином Пикулем в одном из его романов, я называю амортизацией слов. Чем больше мы используем необычные слова и обороты, звучащие поначалу красиво и заставляющие собеседника обращать на них внимание, тем больше эти самые слова становятся полностью обычными и непримечательными, не неся более той смысловой нагрузки, которая изначально была в них вложена. Результат произношения таких слов становится более мягким, привыкший к ним собеседник может даже его и не заметить, отчего и возникло сравнение с амортизацией. Эта же причина делает таким интересным и жарким спор или диспут двух умных людей, ставящих за цель не унизить другого, а доказать свою точку зрения, апеллируя реальными фактами и современными теориями. Оба умных человека будут не раз применять фразы, довольно редко использующиеся в современном обиходе, а это, несомненно, добавляет колорита и эстетичности подобному общению. Эта же причина также зачастую делает книги классиков более интересными и изящными, нежели произведения некоторых современников.
Из всего вышесказанного хотелось бы заключить одно, ради чего всё и писалось, дорогой Читатель. Всем нам нужно помнить о силе слова, чтобы использовать его там, где нужно и так, как нужно. Слово может убить, а может возвысить. Оно может привлечь внимание, а может и вовсе не иметь эффекта. Оно вдохновляет и вызывает апатию. И оно лежит в основе любого поступка, любой мысли, любого чувства. Тут всё зависит лишь от нас и наших желаний. Даже книга Нового Завета начинается с важного вступления: "В начале было Слово".
Спроста ли всё это? Стоит ли задуматься о том, какой силой в лице речи и слова мы обладаем, чтобы поставить её к себе в услужение? Я считаю, что стоит.