Копман Пиня Юрьевич : другие произведения.

Сказ О Моисее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сегодня первый вечер еврейской пасхи. В этот вечер по традиции следует читать историю Исхода (евреев из Египта) Вот мой вариант этой истории.
  
  РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
  
  В битвах ли, в тиши библиотек,
  в царских ли хоромах на пирушках
  Много ли ты стоишь, человек,
  если ты в руках Судьбы - игрушка?
  У Судьбы беспечный, вздорный нрав,
  И не внемлет ни мольбам ни матам.
  От нее не спрячешься, удрав.
  Не подкупишь кровью или златом.
  Может слыть любимчиком любой:
  полной чашей дом, веселье, счастье
  но потом, обманутый судьбой,
  все, что есть, утратит в одночасье.
  А иного вознесет Судьба
  из конюшни, или из сортира,
  и посадит подлого раба,
  чтобы правил с трона целым миром...
  Бьемся ли, сдаемся без борьбы.
  Счастья ждем - кто годы, кто минуты.
  Крутит миром колесо Судьбы
  судьбы перемешивая круто.
  
  ПРОЛОГ. ЗА 4 ВЕКА ДО ИСХОДА
  СТАРИК-СКАЗИТЕЛЬ:
  Из калитки царского дворца
  скороходы мчаться в храм Амона,
  вызывают главного жреца:
  странный сон приснился фараону.
  Сын богов как будто нездоров,
  на жену и слуг кричит со злостью:
  'Семь коров съедают семь коров!
  Семь колосьев съели семь колосьев!'
  Фараон ложится на кровать,
  снова просыпается со стоном...
  Нет, не могут сон истолковать
  мудрые служители Амона.
  И зовут уже других жрецов,
  и сидят гадатели уныло.
  Видно мало стало мудрецов
  на земле живительного Нила.
  Шепчут фараону: Есть семит,
  Ключник-раб известного вельможи.
  На беду был честным и пригожим,
  вот в темнице царской и сидит.
  Раб с хозяйкой не пошел в кровать
  та велела наказать злодея...
  И умеет сны он толковать,
  как когда-то древние халдеи.
  И в темницу послан скороход,
  и ведут раба к резному трону,
  потому, что в горести народ,
  если плохо спится фараону.
  Фараон спросил: 'Поможешь мне?
  Странный сон про семь коров мне снится
  жрут худые тучных в этом сне,
  то же и с колосьями пшеницы.
  Я слыхал, что ваш семитский бог
  дарит ваших мудростью в достатке.
  Ты молись, чтоб он тебе помог
  снов моих быстрей найти разгадку.
  Раб - парнишка, нет и двадцати,
  (шепоток пошел средь дам: 'Прекрасный'),
  вежливо сказал царю: 'Прости,
  все во сне твоем предельно ясно.
  Здесь премудрости великой нет.
  Сон о том, что царству угрожает:
  Ждут Египет семь голодных лет,
  за семью годами урожая'.
  Фараон воскликнул: 'Слава Ра!
  Ты его подарок благосклонный!
  Ты сегодня выйдешь со двора
  с золотой печатью фараона!
  Ты проник в таинственную суть
  данных мне во сне священных знаков.
  Как, по-вашему, скажи, тебя зовут?'
  Раб сказал: 'Иосиф бен Иаков'
  
  РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ
  
  Вот Иосиф, отпрыск пастуха
  продан в рабство братьями родными.
  Возлягло же бремя их греха
  на народ оковами стальными:
  Круг Судьбы закончит поворот
  И, когда ярмо Египет сбросит,
  в рабство обратится весь народ
  как рабом когда-то стал Иосиф
  Но потом, в борьбе с Судьбой самой
  вольный дух родится у народа,
  и сорвет он рабское ярмо,
  вдалеке увидев свет свободы!
  Вольный дух надежды и борьбы
  что назло и бедам и потерям
  говорит нам гордо: нет судьбы!
  ЕСЛИ ТОЛЬКО МЫ В СЕБЯ ПОВЕРИМ!
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  (В ЕГИПТЕ)
  
  СОСЕДКА:
  Что неймется Фараону?
  Нас, евреев, словно лев,
  он терзает беззаконно,
  Как от крови захмелев!
  Строим склады, два канала,
  целый город под горой.
  А ему все: 'Мало! Мало!',
  А ему все: 'Строй!' да 'Строй'!
  Он боится нас сильнее
  ассирийцев и воров.
  Запретил рожать евреям!
  Сжить со свету нас готов!
  Как у насмерть осужденных,
  дикарей или зверей,
  Приказал новорожденных
  Отбирать у матерей!
  Не к добру осели предки
  В этих землях на века.
  Тут как раз моя соседка
  К ночи родила сынка.
  Я не знаю, что бы было,
  Но пришел ее отец
  'Подари ребенка Нилу'
  посоветовал, хитрец.
  Мы в смоленую корзину
  положили малыша
  и следила мать за сыном,
  тихо прячась в камышах
  План у деда - гениальный!:
  Ровно четверть дня спустя,
  К царской заводи-купальне
  волны вынесут дитя.
  Египтяне суеверны,
  Нил для них, - сама судьба.
  Для ребенка - способ верный
  Избежать судьбы раба.
  Старый пень - а стрельнул метко!
  Нынче слышно из дворца:
  В фаворитах сын соседки,
  Учат славно: на писца.
  И, (такое лишь приснится!)
  Слух идет между людьми:
  Выезжают в колеснице
  Он, с царевичем, одни!
  Нам легка любая ноша,
  Если сын всего достиг.
  Мы зовем парнишку Моша*
  (но, конечно, меж своих)
  
  
  * - (ивр.,- Моше;, 'взятый (спасённый) из воды'
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. НАКАНУНЕ
  РАБ:
  Говорил отец со вздохом:
  'Так я прожил до седин...
  Быть рабом не так уж плохо,
  Если добрый господин.
  Ты накормлен, и напоен.
  Есть и крыша над тобой.
  Будь же счастлив и спокоен.
  И не спорь! Не спорь с судьбой!
  Не жалей ни сил, ни пота,
  Не гневись и не греши.
  И хозяин за работу
  Наградит от всей души.
  Так, поверь, уже случалось:
  лет четыреста тому
  доля славная досталась
  пра- пра- предку твоему.
  Был рабом, но из бараков
  вознесен за труд не зря.
  Стал Иосиф бен Иаков
  Управителем царя!.
  Ну, Иосиф - случай редкий.
  Но не верь наветам всем.
  Славно жили наши предки
  Много лет в земле Гесем.
  Щедрых Гиксосов* правленье
  оборвалось вдруг само.
  Египтянам - избавленье,
  нам же - рабское ярмо.
  Хоть под дланью фараона
  здесь, в Египте, все рабы.
  Так что исполняй законы,
  Не испытывай судьбы!
  Разве будешь есть свободу?
  Разве палка часто бьет?
  Это Моша мутит воду,
  жить спокойно не дает.
  В молодых разброд он сеет,
  и туда же - старики.
  Как услышат Моисея,
  собираются в кружки,
  и, пока похлебка стынет,
  чертят планы на столе,
  как пройти через пустыню
  к обетованной земле.
  Как пойти на корм воронам!!!
  Там ни пищи, ни воды.
  Моша с братиком Ароном
  Доведут нас до беды...
  Делай свой урок с охотой,
  Не воруй, не спорь, не плачь!
  Раб - такая же работа
  Как солдат, или палач...
  Было душно мне под крышей.
  Я не спорил - проку нет!
  из барака тихо вышел,
  и пошел встречать рассвет.
  Там, где с неба солнца алость,
  кровь роняла на поля,
  где - то в далях нас заждалась
  Та, заветная, земля.
  Та земля, к которой вскоре,
  пусть назло природе всей,
  через степи, горы, море
  поведет нас Моисей.
  Пусть в дороге ждут невзгоды,
  солнца жар и пыль столбом.
  Пусть пройдут недели, годы!
  НАДОЕЛО БЫТЬ РАБОМ!
  
  *Гиксосы - племена кочевников-скотоводов, захватившие власть в Нижнем Египте XVII в. до н. э и изгнанные в 1550 г. до н. э.
  
  ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. НАЧАЛО ПУТИ
  ЖЕНЩИНА:
  Муж сказал: "Послушай, Хана!
  Бог позвал, и мы должны.
  Как ни страшно, как ни странно,
  Мы уходим из страны."
  Муж сказал: 'Иди к соседям,
  Одолжи у них осла.
  Мы с тобой в пустыню едем!'
  Что же делать? Я пошла.
  Мы из дома уходили
  Все добро свое забрав.
  Странно все происходило.
  Муж мой был, конечно, прав!
  На ослах и на повозках,
  Или просто так, пешком,
  Кто в парче, а кто в обносках
  Шли в пустыню прямиком
  Сотни, тысячи евреев!
  Бесконечное число!
  Как река, или скорее,
  Как десяток рек текло!
  Мы идем в чужие страны.
  Страшно. Душно. Скот вопит.
  Я себе сказала:'Хана,
  Будет легче, ты терпи!
  Я пройду сквозь муки эти.
  Я сойду хоть в царство тьмы,
  Если только наши дети
  Станут лучше жить, чем мы'
  
  Пыль стояла темной тучей
  Густо, хоть пшеницу сей!
  В ту страну, где будет лучше
  Вел евреев Моисей.
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.В ДОРОГЕ
  
  СТАРИК-СКАЗИТЕЛЬ:
  Рабство позади, а ныне,
  пешим ходом ( все при нем),
  Шли евреи по пустыне.
  Ночь за ночью, день за днем.
  И ругали Моисея
  на привале у костра,
  Что народ он не жалеет,
  что прийти давно пора,
  И зачем нужна свобода,
  если нету очага,
  и суровая природа
  хуже злобного врага?
  Но под утро, с новой силой
  поднимались, снова шли,
  Чтобы пусть хоть дети жили
  на клочке своей земли.
  Пусть сжигает солнца пламень,
  старый плащ истёрт до дыр.
  Впереди - песок и камень,
  а за ними - новый мир!
  На ноге мозоль кровавый,
  и к утру слеза в золе...
  Платят дорого за право
  жить на собственной земле.
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ. В КОНЦЕ ДОРОГИ
  МОЛОДОЙ ВОИН:
  Солнца пламень плавил лица
  И, распластана в пыли
  Впереди легла граница
  Обетованной земли.
  Небеса слюдой блестели
  и хрустели, как слюда.
  Моисей лежал в постели
  И не вел нас никуда
  Солнце жгло. Часы тянулись.
  Так, навытяжку, с утра
  Мы стояли в карауле
  У походного шатра.
  Тот, кто нас позвал в дорогу,
  Тот, кто нас от рабства спас,
  Тот, кто лично видел Бога
  К Богу уходил от нас.
  От болезней и от боли,
  От уже не важных дел.
  Нет предела силе воли.
  Но у тела есть предел.
  Нам сказали: Моисею
  не увидеть новый день.
  Мне казалось, - я лысею,
  я истаял. Я как тень.
  Жег песок, как углей куча,
  Пот спекался в щелях глаз.
  Я в душе молил хоть тучу,
  Не на день, хотя б на час.
  Может, Бог меня услышал:
  Громом грянуло в висок.
  И с барханов, словно мыши,
  Зашуршал, струясь, песок
  Ветер поднял тучи пыли,
  И завыл большой трубой.
  Стрелы молний в землю били,
  Будто шел смертельный бой.
  Бог, казалось, очень злится.
  Судный день! Конец земли!
  Сердце билось, словно птица,
  и молитвы в рот не шли.
  Вдруг улегся ветер шквальный,
  Черных туч пропал и след,
  И разнесся крик печальный:
  Моисея больше нет!
  Вождь, Пророк, любимец Бога
  чьи заветы мы блюли
  Так и умер, - у порога
  обетованной земли.
  
  ЭПИЛОГ
  РАЗМЫШЛЕНИЕ МОЖЕТ И НЕ ПОСЛЕДНЕЕ
  
  Божее творение - Земля
  Изумрудец в солнечной короне.
  Человек - микроб, песчинка, тля
  существует миг на этом фоне
  Тая льдинкой в сизой бездне лет
  Эта незаметная песчинка -
  человечек,- оставляет след.
  Из следов рождается тропинка.
  
  Вьется тропка между гор и рек,
  С каждым шагом ширясь понемногу
  И по ней шагает Человек,
  чтобы сделать из тропы дорогу.
  
  Пусть не всем дорогам суждено
  уцелеть в пространствах неоглядных.
  Время судит строго, и оно
  беспристрастно, но и беспощадно.
  
  Вспомним: Через слезы, кровь и пот
  по пустыне, что печет, как домна,
  Прочь из Дома рабства шел народ
  беспокойный, непокорный, темный.
  
  Несмотря на жажду, голод, зной,
  Шел народ, пропахший горьким дымом
  Как потоки вод с горы весной:
  Вдохновенно и неудержимо.
  
  И покуда светит солнца глаз
  Сохранится в памяти народа
  Та дорога по которой нас
  Моисей из рабства вел к свободе
  
  Если читатель все-таки дочитал до этих строк, пришла пора попросить прощения:
   за то, что название - обман (нет в Сказе героя- Моисея), за то, что Автор такой велеречивый и патетичный за длинные и нудные 'размышления', и за то, что настоящие герои такие мелкие и незначительные.
  Прости меня Читатель! Я хотел, чтобы ты полюбил этих людей, и даже занудного старика-сказителя. Потому что я их люблю, и вместе с ними верю: Пусть сейчас плохо, но если потерпеть еще немного, если постараться еще чуть-чуть, то дети и внуки будут жить лучше.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"