Венцеслав Лыков трясся на своем стареньком мотороллере по грунтовой дороге, проклиная в душе свою слабохарактерность, которой в очередной раз воспользовался его друг и напарник Степан Козлов, для друзей просто - Степа.
- Ну что тебе стоит, - проникновенно глядя на Венцеслава, говорил Степа, дыша на друга свежвыпитым пивом и таранью.- Приедешь, посмотришь, чего там этому буржую надо...Я бы сам поехал, да Зинка моя, ты же знаешь. - Вздохнул он, почему-то нервно оглянувшись, и с пристрастием подслеповатого человека, подозрительно оглядел сидящих вокруг людей. Просканировав горизонт, и не узрев знакомый силуэт жены, он опять повернулся к Вене.- В конце концов, ты друг мне или нет? Я заканчивал архитектурный или ты? Всего-то прошу приехать и прикинуть навскидку смету...С учетом маржи, конечно. Не могу я, хоть режь... Приспичило моей благоверной к мамаше ехать.
Веня с тоской посмотрел на Степана и безнадежно кивнул, понимая, что не отвяжется от друга. Из всей компании, только он еще не обзавелся семейным счастьем, чему втайне, он животом чуял, завидовали его друзья, - кореша еще со школьной скамьи.
-Ладно, черт с тобой, поеду. Хотел в выходные порыбалить,..- уныло начал он.
-Ну, Венька, я твой должник! - прервал его обрадованный Степан и, повернувшись к бармену, гаркнул:
-Паша, еще пару кружек!
И вот теперь Веня вместо того, чтобы сидеть в лодке, меланхолично наблюдая за поплавком и сооружая в голове очередной рассказ о местной фауне, ехал к местному буржую - Антону Чебуркову. Казалось, еще совсем недавно, Чебурек воровал мелочь из карманов своих одноклассников, и вот он уже предприниматель, сделавший на волне перестройки свои первые деньги, продавая ворованный спирт.
Венцеслав слышал, что он прикупил развалюху-дом на побережье. Снес его, построил двухэтажный особняк, и теперь возжелал построить беседку с видом на море.
Подъехав к высокому забору из просмоленной корабельной сосны, Веня заглушил мотор и стал искать звонок. За забором послышался грубый лай собак, громыханье тяжелой, видимо якорной, цепи. Не найдя незаменимый предмет общения между людьми, Веня поднял руку и хотел уже постучать, как дверь в воротах распахнулась, и в проеме возник Чебурек.
- А я уже жду!
Крупное лицо с мясистым носовым хрящём, перебитом в недалеком прошлом на спиртовом караванном пути, расплылось в широкой ухмылке.
Венцеслав раздвинул губы в ответной улыбке и, подхваченный под руку Чебуреком, поплелся вглубь двора, провожаемый злобным лаем, рвущихся с цепи церберов.
Откуда-то показался неказистый мужичонка. Быстро перебирая кривыми ногами, он подбежал к Чебуреку и, чуть согнувшись, заглядывая ему в глаза, сиплым голосом доложил:
-Машину помыл.
Веня заметил, что, несмотря на жару, он был в шерстяных носках. Нервно подергивая плечами и периодически оглядываясь, мужичонка непроизвольно подтягивал брюки локтями - привычка людей из мест не столь отдаленных, где ремни к брюкам не входили в гардероб.
- Ладно, иди,- барским жестом Чебурек отослал мужичка от себя.
- Вот и мои хоромы, - с гордостью произнес местный олигарх, раздвинув широко руки.
Веня смотрел на двухэтажный особняк, и в его душе эстета засвербило. Дом был помпезным, с колоннами, лепниной. В нем, как в миксере, смешались модерн, античный стиль и готика. Чувствовалось, что хозяин основательно проштудировав каталоги, решил собрать во едино все стили, воплотив свою мечту о шикарной жизни.
Они как раз обогнули фасад и тут у Вени сдали нервы. Вздрогнув всем телом, он с тупым удивлением смотрел на фигуры кариатид, поддерживающих балкон. Упираясь массивными столбами ног в мраморные плиты пола, эти мясистые изваяния с отвислыми животами и огромными грудями, вздымались вверх, точно мастодонты.
Скульптор явно не пожалел гипса и алебастра. В голове Вени пронеслось, что если Микеланджело отсекал от мрамора ненужные куски, то здесь к материалу отнеслись очень бережно.
С трудом отведя взгляд от кариатид, Веня посмотрел на светящееся самодовольством лицо Чебурека и невнятно промямлил:
-Да...Впечатляет...
-Я вот, что хочу...Мне беседка нужна. Понимаешь, сижу, пью пиво и смотрю на море...
-Ясно, - покорно согласился Венцеслав. Он уже предчувствовал, что беседка наверняка будет представлять собой гибрид пагоды с дорическими колонами и барочными арками.
- Я тут нарисовал, что хочу. Подсмотрел в одном каталоге. И вот еще что, - Чебурек причмокнул губами, мечтательно прищурившись.- Сад камней...Понимаешь, японцы выдумали полянку такую, где камни лежат. Мне тут по дешевке ребята из карьера камни привезли, ты только положи, как там надо. А песочек грабельками мой жмурик прочешет...
Веня протянул руку и, взяв листок с нарисованной беседкой, удивился своей прозорливости. Она была точь-в-точь, как он и предполагал: с крышей от пагоды, дорическими колоннами и смакованием прозаических деталей декора в стиле барокко. На крыше был еще нарисован петушок.
-А петушок зачем? - спросил он недоуменно.
Местный олигарх жирно хохотнул.
- Святая простота. И чему вас только в институтах учат. Это же - флюгер!
- Ну, да... Я как-то и не понял.
Веня поднял глаза на море, уходящее в горизонт. Проследил взглядом за парящим альбатросом, в свободном полете уверенно рассекающим могучими крыльями сопротивление воздушного океана, и вздохнул.
- Чебурек!
Чебурков с удивлением посмотрел на Веню. Он уже и забыл, какая кличка была у него в школе.
- А ведь ребята знали, что ты тырил мелочь. Но никогда не закладывали тебя. Как ты думаешь, почему?
-Почему? - хрящ носа Чебурека задвигался, он шмыгнул носом, все равно как в далеком детстве.
-Потому что ты был добрым.
Мясистое лицо местного буржуя покрылось краской. Бросив обиженный взгляд на Веню, он взял из его рук листок и недовольно пробурчал:
-Так бы и сказал, что не хочешь делать.
Повисло неприязненное молчание. Внизу с глухим рокотом ворочалось море, со стоном обрушиваясь на камни утеса. Внезапно налетевший порыв ветра, вырвал из рук Чебурека листок и, взметнув на краткий миг вверх, швырнул в яростные объятья морской стихии.
-Ладно, я пошел, скажи своему рабу, что мой мопед мыть не надо.
Венцеслав повернулся и направился к воротам, бросив прощальный взгляд на кариатид.
Они провожали архитектора суровым взглядом алебастровых глаз, держа на своих могучих гипсовых руках символ богатства местного помещика.
Всю обратную дорогу, трясясь на мотороллере по колдобинам, Венцеслав смеялся, вспоминая кариатид, похожих на женщин, занимающихся борьбой сумо, и петушка на крыше пагоды.....
***
КАРИАТИДА (греч. karyatis) - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).