Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Негодовать, негодование - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Господь высказывает Адаму своё негодование:
  "Кто сказал (ивр. Н.Г.Д.) тебе, что ты наг? не ел
  ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?"
  Бытие 3:11
  
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  * Негодовать. Корень: -негодова-; глагольное окончание: -ть. Значение испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо. Этимология - нет.
  * Негодование. Корень: -негодова-; суффикс: -ниj; окончание: -е. Значение: крайнее недовольство. Этимология - нет.
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. языка, с. 95-96 (см. История слов); http://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/470
  "Слово негодование не отмечено в "Словаре древнеславянского языка" Миклошича. В. М. Истрин признал это слово принадлежностью "руссофицированного" литературного языка древнерусской письменности, когда встретил его в церковнославянском переводе Хроники Георгия Амартола: негодование 275, 27 προσόχθισμα prosóchthisma (Истрин, Хроника Георгия Амартола, 2, с. 241). По словам В. М. Истрина, "часть слов, неизвестных Миклошичу, находит себе соответствие в русских древнейших памятниках, и без привлечения последних такие, например, слова, как замыслъ, земьць, негодование, ... могли бы счесть за изобретение переводчика хроники, но наличность их в других памятниках заставляет воздержаться от такого заключения" (там же, с. 249-250)". (???)
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1986, вып. 11; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_11.pdf
  * Негодование. 1. Гнев, недовольство. От вина и шума негодование нарече,... Псалт. Чуд. XIв. 2. Мерзость... Амарт. XIв. 3. Неуважение, пренебрежение. XIV в.
  * Негодовати. 1. Быть недовольным, досадовать, сердится. "неции негодующе", Марк. 14:4 ...
  
  в) Национальный корпус русского языка
  
  * Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "И тако сразившеся, многа телеса падааху, и Богу помогшу великому побѣдоносному Дмитрею, и побѣждени быша погании татарове и конѣчнѣй пагубѣ предани быша: видѣвше бо окааннии на себѣ богопустный гнѣвъ и Божие негодование, вси на бѣжание устремишася".
  * Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 1 октября. Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия (1530-1554): "Егда бо правда одолѣваеть безаконию, тогда бо милосердие Божие к себѣ привлачим, а егда ли грѣхъ―тогда и негодование Божие".
  * Екатерина II. Полемика Новикова с Екатериной II в 1769 г. (1769): "Из листков ваших не приметил я, чтоб вы нисходящему роду своему, теперь уже до пятого колена простирающемуся, такое преподавали где-либо учение, однако некоторые из пишущих и издающих недельные сочинения показывают в сем ремесле удивительные успехи и нас оными забавляти стараются, не ведая того, что благоразумный человек и в детях сию шалость с крайним слышит сожалением; кольми паче негодовать он должен на сочинителей, в храм вечности и славы продирающихся, видя вместо полезных поучений рассеваемые ими и примером их одобряемые такие плевелы".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  В общем "негодовать" - эмоциональная реакция человека на факты общественной жизни, оказывать сопротивление, противится, выступать против, выказывать вражду к какому-либо предмету или явлению действительности; термин связан с системой общественной морали. Исходя из историко-литературного материала приведенного выше ясно, что явление негодования рассматривалось древнерусской литературой в области морали и нравственности, как выражение неудовольствия чем-либо, против кого-либо. Бог выступал как судья и мерило, по которому строилась жизнедеятельность людей и общества.
  Теоретической основой морали в средневековом русском мире была доктрина ветхозаветного иудаизма, общество и человек обучались и воспитывались социальным отношениям в системе иудеохристианской Церкви (конкретно в церковном приходе). Других идеологических организаций влияющих на сознание и мышление человека, и организацию общества история не находит.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой сакрального языка иудеохристианства и библейскими образами. Если мы найдем подобные образы и лексику в иврите, то можно будет утверждать, что термин (корень слова) является заимствованием.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корень - НЕГОДОВАТЬ = НЕГОД+ОВАТЬ, у нас моментально выявляется соответствующий по содержанию термин иврита - Н.Г.Д., НАГАД, НЕГЕД.
  
  Общий вид
  НЕГОДОВАТЬ = НЕГОД+ОВАТЬ = ивр. Н.Г.Д., НАГАД, формы НЕГЕД (против, напротив), НОГЕД נָגַד противится, противоречить. НЕГАД נְגַד сопротивление.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H5046. Оригинал: נגד. Произношение: нагад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - E(hi): доносить, докладывать, извещать, сообщать, рассказывать. F(ho): быть донесённым, быть сообщённым или рассказанным.
  * Википедия, Н.Г.Д.; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://en.wiktionary.org/wiki/%25D7%25A0%25D7%2592%25D7%2593&prev=search
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_293.htm
  
  б) Библейский образ
  * Екклесиаст 4:12 (оригинальный текст): "И если станет преодолевать (ивр. НЕГЕД, противоречить, противится) кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется".
  * Второзаконие 28:66: "жизнь твоя будет висеть пред (ивр. НЕГЕД, против, напротив) тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей".
  * Иисус Навин 5:13: "Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред (ивр. НЕГЕД) ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?".
  Таким образом, очевидно, что русский термин НЕГОД+ОВАТЬ образован от соответствующего корня иврита Н.Г.Д. Термины тождественны по содержанию и включают один набор букв (с учетом транслитерации, передача слова другим алфавитом).
  
  Кишинев, 30.9.2016 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"