Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Ахтырка - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Хочется мне вам сказать, панове,
  что такое есть наше товарищество
  Н.В. Гоголь. Тарас Бульба
  
  
  
  Ахтырка, укр. Охтирка, город в Сумской обл. Украина, расположен на малой реке Ахтырке, в 1,5 км от места впадения её в реку Ворскла, к городу примыкают лесные массивы.
  
  
  1) Поиск смысла топонима, существующая этимология
  
  а) Википедия
  
  "В переводе с тюркских языков название города означает "Белый яр" - на этом месте был раньше большой пустырь. По другой версии, город назван по имени реки Ахтырка, что переводится как "стоячая вода". В краеведческой литературе сохранился миф о восклицании Екатерины Второй: "Ах, тырка!", когда она ехала в карете, при проезде в Крым и с её пальца соскользнуло кольцо и упало в дырку в полу. Екатерина была немкой, отсюда такое произношение"". Википедия установила шаблон постижения смысла топонима, используя данные архиепископа и историка Филарета (1805-1866), добавив немного мифологии, и все повторяют эту легенду. Отметим, что некоторые авторы выражают сомнение в правильности истолкования имени Ахтырка.
  
  б) Филарет (Д.Г.Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. М., 1857
  
  "Татарское имя Ахтырки, означающее белый яр, само указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт, иначе притон кочевья татарского со стадами.
  Население Ахтырки казаками относят к 1641 г. На этот год населения указывает записка об Ахтырском монастыре 1724 года. Сочинителю географического словаря известна была грамота царя Алексея 1669 г., в которой сказано было, что город построен в августе 1641 г. под надзором королевского урядника Кульчевского и в нем первым урядником был пан Якубовский. В акте размежевания границ 1647 г. сказано, что Ахтырский город передан Польшей московскому царю вследствие бывшего пред тем договора. По Чугуевской переписке Ахтырка является черкасским новопостроенным городом в 1654 г.".
  
  в) Сайт; http://nado.znate.ru/%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B0
  
  Ахтырка
  "Несколько версий происхождения названия города... его название происходит от названия одноименной реки... По мнению некоторых краеведов, в переводе с тюркской, она означает "ленивая река". По мнению других, название города по той же тюркской, переводится как "место, где устраивают закрома", "белая крепость". Но известный лингвист Олег Трубачев считал, что серьезных оснований принимать тюркскую этимологию нет, и что название реки "недостаточно ясна по происхождению". Ученый-языковед Константин Тищенко указывает на готское происхождение названия Ахтырка.
  
  г) Дискуссия на Лингвофоруме http://lingvoforum.net/index.php?topic=5060.0
  
  Автор yt
  "Название города Ахтырка, июль 25, 2006. Самая распространенная версия происхождения названия - тюркская: "белая вода", "белая скала", "белая гора", "белое черт-знает-что" :) ... Если бы название было типа "Ак Су", то сомнений бы у меня не было. А так есть. :). Я заметил, что чаще всего подобные топонимы (Ахтыр, Ахтырский...) распространены на Северном Кавказе. Поэтому прямой вопрос знатокам северокавказских языков: что значит "ахтыр"?
  
  Речка Ахтырка впадает в реку Ворскла по левому берегу ее течения. Как раз напротив этого места, на правом берегу Ворсклы возвышается гора Ахтыр, ... Собственно на этой горе и был изначально "Ахтырский острожек", который обозначен на карте Гийома де Боплана средины XVII века (там он обозначен как Achyr, вероятно, ошибочно)".
  
  Автор Ion Bors. июнь 29, 2009. "Охтирка - тир. Мне кажется, что ТИР для поселения на берегу реки подходит. Но вопросов появится больше чем для тюркской версии".
  
  2) Доступные документы о Слободской Украине
  
  а) Заселение Сумской области
  
  Сумская область Украины в кон. XVI- XVII века - восточная окраина Польши, часть исторической области Слобожанщины (Слободская Украина), в XV−XVII веках эта территория повторно заселялась (после монгольского нашествия) русскими поселенцами и переселенцами из Русского, Киевского, Брацлавского воеводств Речи Посполитой.
  Основную массу переселенцев составляли казаки, крестьяне, духовенство, мещане и различный "беглый" элемент: разорившиеся дворяне и купцы, всевозможные авантюристы, преступный и мятежный элемент, которые укрывались на "украинах" от преследования властей.
  Причиной массового переселения в середине XVII века явилась политическая обстановка на правобережной Украине, в 1651 г. Богдан Хмельницкий потерпел поражение под Берестечком, последствием которого стало усиление национального гнета православного населения польскими магнатами.
  
   Некоторые населённые пункты (согласно историческим представлениям) были основаны должностными лицами Речи Посполитой (в т.ч. Ахтырка), и по Поляновскому миру в 1635−1648 годах были переданы Русскому государству. В 1653−1654 гг. переселенцы из Правобережной и Левобережной Украины заселили Ахтырку, а в 1655-58 гг. местными жителями был организован Ахтырский слободской казачий полк.
  
  Казачий полк в то время - военная единица (основных полков было 5) и конкретная территория со всеми городами, местечками, слободами, сёлами, деревнями и хуторами и их населением, за счет которого шло формирование полка. Полк (полковник и его канцелярия (старшина)) осуществлял на территории практически никем не ограниченную военную, административную, судебную и гражданскую власть; церковь (в каждом полку свой монастырь) - власть духовную, обычно полк имел знамя с ликом святого. Основным населением были казаки, которые делились на две группы - выборных казаков (ранговые, реестровые или компанейцы), несли военную службу и подпомощники, которые снаряжали реестровых казаков, на одного выборного казака приходилось от двух до восьми подпомощников.
  
  б) Д. И. Багалей. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства, М, 1887 г.
  
  Историк Д.И. Багалей пишет, что к 1679 г. в правобережную Украины переселялись семьями и поселениями (сотнями) в связи с татарскими набегами, жестоким отношением польских войск к местному православному населению и междоусобицей; часть беглецов поселилась на речке Ахтырке. Крупные партии переселенцев основывали новый город или село, в Острогожск, Ахтырку и Суджу явилось на поселение одновременно более 1000 человек (с. 442); по обеспечению имуществом автор называет население Ахтырки (переселенцев) как средне состоятельное, по 9 голов крупного и мелкого скота на каждого человека, на 3-х человек лошадь и бык.
  
  "В Бобрик, Ахтыркѣ, Алешинѣ... были русские служилые люди. Все эти города расположены на границе с Польшей и служили постоянно яблоком раздора между обоими государствами. До 1647 г. все они принадлежали Польше и были заселены малороссиянами, и только по межевому акту 1647 г., отошли к Алексею Михайловичу, причем всё прежнее население оставило их..." (с. 243).
  
  "К 1651 г. относится рассказ всех малороссийских летописей о выходе значительного количества малороссиян из Польши в степную окраину Московского государства", с. 391.
  "Сотником в Ахтырке в 1657 г. был Аристовъ. Но этот же самый Аристов является сотником Ахтырского товариства еще в 1654 г. В это время Ахтырка называется "новым ахтырским городком. В 1660 г. в Ахтырке опять упоминаются черкасы со своим сотником, несущие сторожевую службу", с. 430. ... Из Ахтырки в 1668 году посылалось по 20 и 30 человек на те дороги, откуда ждали неприятеля, на расстоянии 5 и более верст от города", с . 494.
  
  "В Ахтырском слободском полку, южнорусскими монахами, вышедшими из Польши, был основан Ахтырский Троицкий монастырь", с. 522. Далее автор описывает природу, где находился монастырь: "гора круглая в 4 верстах от Ахтырки... высота 15 сажень (ок. 33 м.)", "при подошве вьётся Ворскла", "на северо-западе ... горы по берегу", "берега Ворсклы покрыты лесом, на юго-восток - луга". Основан этот монастырь в 1654 г., монахов 40, им была отведена под монастырь гора Ахтырь с пахотными полями и угодьями.
  
  в) Существующие храмы Харьковской епархии на 1857 г.
  
  Список монастырей и храмов Ахтырки. Составлен по текстам Филарета "Историко-статистическое описание Харьковской епархии" Татьяной Павловой.
  
  * Монастыри
  
  "В 4 верстах к северу от Ахтырки, Ахтырский Троицкий монастырь 1654".
  
  Справка. Филарет (Д.Г.Гумилевский) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. М., 1857
  
  "В Истории иерархии указывается 1670 г., но, не зная источника, откуда взято это показание, доверяем игумену, писавшему донесение и просьбу в 1762 г. на основании монастырских актов... он писал: "Монастырь по указу благочестивейшаго Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по челобитью игумена с братьею, устроен 1654 г. а оный игумен от унеи бежал с Подпольской области, из-за Днепра, с Лебединскаго монастыря, под державу предков ваших, с братиею 40 человек монахами и с подданными тамошними вольными черкасами, церковными утварьми... и сему игумену по указу Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешни всякаго чина и звания людей, та гора Ахтирь с пахатным полем и сенными покосы лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь".
  
  * Храмы
  г. Ахтырка, Покровский храм, существовал уже в 1677 г.
  г. Ахтырка, Успенский храм, основан около 1641 г.
  г. Ахтырка, Храм Св. Николая, известен с 1665 г.
  г. Ахтырка, Преображенский, известен с 1681 г.
  г. Ахтырка, Петропавловский, существовал уже в 1661 г.
  г. Ахтырка, Храм Победоносца Георгия, не позже 1660 г.
  г. Ахтырка, Михайловский храм, не позже 1670 г.
  
  г) Д.И. Багалей. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губерний. Харков, 1890 г.
  
  Осмотр и постройка укреплений по рр. Мерлу и Ворсклу в 1647 г. (донесение)
  "А ниже Ахтырского до Скельских гор до литовского рубежа по реке Ворскле леса, а дорог и стежек через те леса и реку Ворсклу нет". По указу царя Алексея Михайловича, воевода Семен Болховской послал стрельцов и казаков вниз по Ворскле от города Волнова, для устройства засек и завалов на татарских тропах и дорогах (3) и разрушения мостов (3) о чем и докладывает.
  
  д) История городов и сел Украины http://ukrssr.ru/Sumskaja.obl/Ahtyrskij.rajon/Ahtyrka.html
  
  По имеющимся официальным сведениям в описании, составленном во время передачи Ахтырки России, значатся острог окружностью в 354 сажени и посад, в котором насчитывалось 48 дворов. Русское правительство сразу же разместило здесь гарнизон в 49 человек, в 1648 г. прислали дополнительно 20 служилых людей, в 1650 г., в гарнизон в Ахтырском острожке был сокращен до 20 человек (ожидали нападения татар).
  В 1651 г. здесь проживало несколько десятков жителей, через два года здесь жило уже 700 человек. В конце 1653 или в начале 1654 г. в Ахтырку прибыло несколько сот переселенцев с Правобережной Украины. Они во главе с атаманом Д. Ивановым сразу же принялись возводить укрепления, в январе 1655 г. вольновский воевода писал, что "на речке Ахтырке черкасы острог поставили".
  
  3) Обобщение и выводы
  
  а) Карта Боплана
  
  * Боплан (1595-1685), французский инженер и картограф с 1630-х до 1648 года находился на польской службе, в своей работе "Описание Украины" сообщает о Киеве: "Население греко-российской церкви имеет около десяти храмов, которые они называют церквями; одна из них, при которой находится университет или академия, близ ратуши, называется Братской церковью".
  
  * На Генеральной карте Боплана 1650 года (сведения видимо относятся к 1640-ым гг.) по реке Воскле указано восемь поселений, среди них выделено знаком и шрифтом как Urbs Antiqua (лат. старинный город) поселение с названием "Achyr. y. H."; оно находится на правом берегу Ворсклы.
  
  На "Специальном и подробном плане Украины..." Боплана указана река "Achyr" впадающая в Восклу - левый приток, а крепость "Achyr. y. H." (самая большая на Ворскле, согласно плану), находится на правом берегу Ворсклы; современный город Ахтырка находится на левом берегу.
  
  Итак, польская крепость "Achyr. y. H." и поселение "Ахтырка" два разные по времени (10-14 лет) и месту поселения, их основали, враждовавшие между собой этнические и религиозные группы, крепость (острог) - поляки (католики), город Ахтырку малороссияне и русские (православные), в процессе ожесточенного противостояния.
  
  * Гидроним "Achyr" не удалось найти ни в одном словаре, нам остаётся предположить, что слово искусственное (тайное, не принадлежит естественным языкам), попробуем прочитать его наоборот - Achyr = ryhca, или на русском - река.
  
  А если весь термин (аббревиатуру) "Achyr. y. H." прочитать наоборот?
  Achyr. y. H = наоборот - H.y.ryhca = H+yryhca = ивр. Иерихо (Иерихон) יְרִיחוֹ, латынь - Jericho, араб. Ариха; греч. Ίεριχώ (Ierichó̱, Ерихо).
  
  Таким образом, в топониме "Achyr. y. H." прослеживается библейское заимствование - образ города Иерехон; город был окружен двойными стенами и считался неприступным для врагов, евреи его могли взять только с помощью Бога. Эта мысль видимо и была заложена французским инженером Бопланом в топоним при проектировании польской крепости "Achyr. y. H."; возможно только проект, который не удалось полностью воплотить, в связи с уходом поляков с этой территории.
  
  б) Братства - религиозно-политическая организация на Украине XV-XVII вв.
  
  * Справочник по истории Украины. И. Подкова и Р. Шуст.- К.: Генезис, 1993; http://history.franko.lviv.ua/Ib.htm
  
  "Братства. Религиозные и культурно-просветительские организации украинских мещан, которые возникли при церковных приходах в Украине в 15-17 вв... В 16 в. Б. получили большое общественно-политического и национально-культурного значения...
  Со временем Б. набирали все большее влияние, среди всех слоев украинского населения: ремесленников, цеховых мастеров, купцов, православной шляхты. Б. поддерживали немногочисленные украинские магнаты, такие как Острожский. А. Кисиль и др. С кон. 16 в. Б. развернули широкую культурно-образовательную деятельность.
  Они создавали братские школы, типографии, собирали библиотеки. Древнейшим и самым известным было Львовское братство, основанное ок. 1453. В конце 16-нач. -17 ст. Б. действовали в Киеве, Луцке, Остроге, Перемышле, Рогатине, Тернополе, Судовой Вишне и других городах Украины.
  
  В 17 в. большую роль в национально-культурной жизни Украины сыграло Киевское братство, основанное в 1615 при Богоявленском монастыре (о нем упоминает Боплан). В число его членов кроме киевских мещан и украинской шляхты вступило также и Запорожское Войско во главе с гетманом П. Сагайдачным.
  В 1632 Киевская братская школа была объединена с Лаврской школой и создана Киево-Могилянская Коллегия (см. Киево-Могилянская Академия). В числе ведущих деятелей Б. были выдающиеся ученые, писатели, политические деятели того времени: Ю.Рогатинець, И.Красовский, С.Зизаний, И. Борецкий, П. Беринды и др... Характер своей деятельности Б. сохранили до кон. 17 в.".
  
  * Н.В. Гоголь. Тарас Бульба, 1835
  "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей".
  
  Установление границ между Русским царством и Польшей проходило в период ожесточенного военного и идеологического противостояния, русско-польских войн: 1609-1618, 1632, 1654-1667 гг. В это время произошло территориально-религиозное размежевание католиков и православных, часть населения правобережной Украины переселилась на левобережье.
  Православное духовенство перемещалось вместе со своей паствой, а кое-где впереди неё формируя церковную организацию на пустовавших землях; Ахтырский Троицкий монастырь заложен в 1654 году, Успенский храм в 1641 г., основная масса переселенцев прибыла в 1653-54 годах. Казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры, церковь освящала все важнейшие этапы их жизни и деятельности.
  
  Вывод
  
  * Польский острожек "Achyr. y. H." и поселение "Ахтырка" два разные по времени и месту поселения, следовательно рассматривать их нужно раздельно.
  
  * Необъяснимый топоним (его нельзя помыслить на национальном языке) Ахтырка должен быть связан с религиозной и военной организацией общества в условиях военной границы, где члены одного прихода, сотни (полка) объединялись в религиозно-военное братство, товарищество. Нам осталось найти подобные термины в сакральном языке иудеохристианской идеологии - иврите.
  
  4) Терминология иврита и образы иудаизма
  
  а) Терминология
  
  Приведем топоним Ахтырка в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни - Ахтырка = Ах+тыр+ка.
  
  Общий вид
  
  АХ+ТЫР+КА = ивр. АХ אָח брат, товарищ, мужчина, член той же группы + ТИРА טִירָה замок, поселок, селение, огороженное для поселения место, укрепленный лагерь, крепость + КА כָּ подобно, подобие, как.
  
  б) Библейские образы
  
  * ивр. Ах - брат
  
  Бытие 27:29: "да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями (АХ) твоими".
  
  Второзаконие 1:16: "И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев (АХ) ваших и судите справедливо, как брата с братом (АХ), так и пришельца его".
  
  * ивр. Тира - селение
  Бытие 25:16: "Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях (ТИРА) их".
  
  Числа 31:10: "и все города их во владениях их и все селения (ТИРА) их сожгли огнем".
  
  1 Пар. 6:54: "И вот жилища их по селениям (ТИРА) их в пределах их: сыновьям Аарона из племени Каафова, так как жребий выпал им".
  
  Таким образом, топоним Ахтырка обозначает форму организации малороссийского общества на военной границе, сложившуюся в XV-XVII вв. в ходе военно-политического противостояния местного населения со шляхетской Польшей - казачье городское (куренное) военно-религиозное братство, место (город) где живут по Законам Бога.
  
  Сложный топоним Ахтырка составлен методом транслитерации, передача оригинальных библейских понятий (терминов) и образов средствами (знаками) другого алфавита. Подобные топонимические и терминологические явления (а их множество) указывают, что религиозное образование и воспитание населения, даже в условиях Военной границы не прекращалось. Оригинальное Слово Божье было доступно прихожанину, он мыслил его, понимал значение, и, манипулируя терминами, применял их в своей жизнедеятельности.
  
  Сегодня забыт смысл имен и терминов, нацязычество ставят выше Законов Бога, утеряны связи с сакральным языком и образом - человек не мыслит себя частичкой Божественного Творения, не отсюда ли все "злыдни" (беды)?
  
  Бытие 29:4: "Иаков сказал им: братья (АХ) мои! откуда вы?".
   Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"