Марино - 13 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьевка - 53 населенных пункта в центральных областях России.
Марьинка - 17 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьино - 110 населенных пунктов в центральных областях России.
Марьинская/кое - 20 населенных пунктов в центральных областях России.
Всего: более 200 деревень, сел, поселков; кроме этого составные термины Марьино/а Роща, Заречное, Колодцы, Хутора, Гора, Горка и т.д.
* Марьино - село в Ковровском районе Владимирской области, первое упоминание 1714 г. В новопоселенном сельце помещик Языков в 1715 году построил церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Указ из патриаршего казенного приказа о строении церкви дан был в 1714 году 14 августа, об освящении церкви указ - в 1715 году 6 октября.
* Марьино (фин. Hartikaisi) - деревня в Гатчинском районе Ленинградской обл. На "Топографической карте окрестностей Санкт-Петербурга" Военно-топографического депо Главного штаба 1817 года, обозначена как деревня Марьина из 12 дворов.
* Марьино - бывшая деревня, вошедшая в состав Москвы (Марьина Роща), изв. с XVII в.
* Марьино - деревня Одинцовского района Московской обл., изв. с 1624 г.
* Марьино (Никольское)- деревня в Михайловском районе Рязанской области, изв. с 1614 г.
* Марино - деревня Сланцевского района Ленинградской области. Впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как деревня Морино (Марьина у Марьинского болота) в Сумерском погосте Новгородского уезда.
* Марьино - Москва, показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Марьино/а - Рузский район Московской обл., показана на Карте Шуберта 1832 г., и т.д.
2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи по спискам 1857-1914 гг.
Марьина/о - более 50 населенных пунктов.
Марьевка - 17 населенных пунктов.
Марьинское/ская - 16 деревень.
Марьинка - 13 деревень; и т.д.
3) Применение имени в древнерусских и старорусских текстах
* Изборник (1076 г., болгарские тексты X века): "даи юмѹ: акы елисаветь и мария: мьньшя тебе малыя вьрстою".
* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): "В послѣдняя бо лѣта Господь нашь Исус Христос, Слово Божие, родися от пречистыя девы Мария Богородица, и приятъ страсть, исправляя падения рода нашего, и въскресе в третий день, и възнесеся на небеса".
* Московская повесть о походе Ивана III на Новгород (1472): "В соборную же церковь пречистыя владычще нашеа Богородица приснодѣвы Мария князьвелики, вшед къ чюдотворнѣй икони пречистыя Богородица Владимерьския и многа моления съверши и слезы доволнии излия, такоже и пред образом Пречистыа чюдотворныя, юже сам чюдотворець Петръ написал".
* Митрополит Симон. Послание митрополита Симона великокняжескому наместнику Великой Перми князю Матвею Михайловичу, всем мирянам и духовенству Великой Перми с предписанием строго соблюдать христианскую обрядность, не поклоняться языческому идолу Войпелю и прекратить заключение браков по татарскому обычаю левирата (1501)
"Благодать и мир вам, и милость от господа бога вседръжителя и его пречистыя матери владычица нашея богородица и приснодевыя Мария, еже есть прибежище всем християном и пристанище тихое обуреваемым во гресех, и всем спасительное упокоение".
* Иван Грозный. Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу (1550-1584): "И от всякоя притчи, и от диявола, Господи Исусе Христе, избави и, великий Михаиле Архангеле, соблюди раба Божия, имярек, от очию злых человѣкъ и от напрасныя смерти, и от всякого зла, молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария и святаго пророка и предотечи, крестителя Господня Иоанна, ...".
* Гермоген, патриарх. Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы (1594): "- явися чюдотворная икона Владычицы нашия Богородицы и Приснодѣвы Мария, честнаго ея Одигитрия, купно с Превѣчным Младенцем, Господемъ и Богом нашим Исусомъ Христом!".
* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): "Освящена же бысть церкви в горѣ во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария...".
* Заговоры от вражеского оружия (1650-1700): "Пресвятая госпоже Пречистая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, обрати ко мне, к рабу Божию имрек, всякую стрелу ушима, защити, государины Пречистая Богородица".
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "А в которое время в той пещере болные сидят, в то время все болящие поют своим языком "Санта Мария, ора при нобис", то есть "Святая Мария, молися за нас", призывают в помощь себе Пресвятую Богородицу; также и ко иным святым приносят молитвы".
* Данная кн. Андрея Александровича (Алешина) Сп.-Яр. монастырю на дд. Покровское, Жерновниково, Пешнево и др. с пожнями в Ярославском у (1555.12.10): "Да дал есми деревню к Покровскому ж Марьино с рощею, да деревню Мандаково, да деревня Семендяево".
* Запись грамоты п. Иова в Переяславль-Залесский у. Т. Потапову об отделе Б. Косагову и др. поместья в пус. Марине, в Слободском ст., Переяславль-Залесского у (1598.05.03): "И Тимофею Потапову, взяв с собою патриарших дворцовых сел попов, и дияконов, и старост, и целовалников, и околних людеи добрых старожилцов, да ехав в пустошь, что была деревня Марино, измерив пашню паханую, и перелог, и заросль, и сена, и лес, и всякое угодье, что в тои деревни исстари".
* Купчая грамота на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и езами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря И. И. Пополутову (1453.03.29): "а на сей стороне Мяксы Марьинское селищо, Шилово селищо, а от Шилова селища по Непотягов ручай, а к реце к Шексне".
* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича арх. Чудова монастыря Левкию на села в Вышегородском у., с подтверждениями 1566 г (1564.09.13): "Били ми челом, что за ними их монастырские села и деревни в Вышегородцком уезде село Марьинское слобода з деревнями да сельцо Федоринское, да село Въскресенское з деревнями, да сельцо Ахматовское".
4) Обобщение и вывод
а) Википедия/Богородица
Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Пресвятая Дева, Мадонна ...; арам., др.-евр. מרים - "Мирьям", обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа - в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. ... Личное имя матери Иисуса - Мария - восходит через греч. Μαρία к еврейскому личному имени Миръям, др.-евр. מרים (предпол. - "горечь, возмущение"). В Пятикнижии это имя носит старшая сестра пророка Моисея. ... В православии известны и почитаются многие сотни икон Божией Матери. В России более других известны Иверская, Владимирская и Казанская иконы Пресвятой Богородицы.
* В Ветхом и Новом Завете несколько женщин носили имя Мириам (в русск. традиции Мария).
Святые
Богородица, Богоматерь, Дева Мария (Мариам) - мать Иисуса.
Пророчица Мариам (сестра пророка Моисея).
Равноапостольная Мария Магдалина (I век).
Мария, сестра апостола Филиппа (I век).
Преподобная Мария Египетская (сер. V - нач. VI вв.).
б) Объекты Церкви
* Монастыри: Покровский монастырь, Москва, 1635 г.; Покровский Хотьков монастырь, Сергеево-Посадский р-он Московской обл., ок. 1308 г. Покровский монастырь, Суздаль, 1364 г.
* В России более 500 храмов, церквей, часовен и пределов "Введения во храм Пресвятой Богородицы".
* Также: Церкви и Храмы Иконы Божьей Матери; Похвалы Пресвятой Богородицы; Храмы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы (124) и т.д.
* Монастыри, храмы, церкви, приделы, часовни Марии Магдалины - более 100 объектов Церкви на территории только современной России. Магдалина - по происхождению из галилейского города Мигдал-Эль (ивр. башня Бога).
в) Православная иконография Богородицы; см. ст. в Википедии.
Вывод
В современной топонимике часты необоснованные выводы о происхождении имен населенных пунктов от владельца земли, первого поселенца или основателя поселения. Эта традиция связывать имена с жившими в данный период людьми разных сословий не имеет под собой идеологического (религиозного) основания. Всё как бы происходит случайно, звали якобы хозяйку земли Марией - отсюда и название деревни Марьино.
Однако практика исследования топонимов показывает, что вся наша дореволюционная топонимика непосредственно связана с организаторской и культурно-религиозной деятельностью Русской Православной Церкви. Священник освящал вновь основанный населенный пункт (местность), вводил его в культ Бога, включал в приход (церковный район с храмом) и часто деревня получала имя по названию Церкви.
5) Древнееврейское имя Мариам
а) Библейский образ в Синодальном переводе и в церковнославянской Библии
* Исход 15:20, 21: "И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием". И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море".
Церковно-славянская Библия. Исход 15:20: "Взя же мариaмъ пророчица, сестра ааронова, тимпaнъ въ рyцэ свои, и изыдоша вся жены вследъ ея со тимпаны и лики".
* Михей 6:4: "Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам".
* От Луки 1:30: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога".
Церковно-славянская Библия. И рече агглъ (ангел) ей: не бойся, мрiaмь: обрелa бо еси блгть у Бга (Бога).
б) Терминология иврита
русск. МАРИЯ = ивр. МАРИАМ, МИРЬЯМ מִרְיָם имя сестры Аарона и Моисея, пророчицы.
Это еврейское ветхозаветное имя пока однозначно не истолковано (давно дело было, в языке утеряны связи). Существуют несколько версий объяснения, от корней: ивр. МАР горький, плохой, грустный; арам., ивр. МАР, МАРАТ господин, госпожа; ивр. МЕРИ (МАРА) бунтарство, сопротивление (согласно Библии, Мирьям выступила против Моисея (Числа 12:1), за что была наказано Богом проказой) и др.
в) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4813&k=N...
Hомер Стронга: H4813. Оригинал: מִרְיָם. Произношение: мирйам. Часть речи: Имя собственное женского рода. Этимология: от H4805 - Мариам.
* См. Православная энциклопедия/Богородица; http://www.pravenc.ru/text/149527.html
"В г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец по прошествии 50 лет их супружества молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с евр.- "госпожа" или "надежда").
Таким образом, абсолютное большинство населенных пунктов России, носящие имена Марьино/а и производные, названы в честь Богородицы, Девы Марии или святой Марии Магдалины - имя-оберег.
Только Церковь вела с народом ежедневную образовательную, культурную и идеологическую работу (молитва, проповедь, праздники), имела средства и аппарат (монахи, священники) для тиражирования имени и термина в пространстве и времени.