Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область,
к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево
вкладывается в стены (ивр. КОТЕЛЬ); и работа сия производится
быстро и с успехом идет в руках их
Ездра 5:8
Котельва - п.г.т. в Полтавской обл., находится на левом берегу реки Ворскла, в месте впадения в неё рек Котельва и Котелевка; напротив (5 км), через реку Ворсклу (на западе) находится село Бельск. Впервые упомянуто в 1582 г. в донесении гетману Скалозубу о нападении на неё крымчаков, новую крепость построили в 1653 году. Поселение Котельва возникло вокруг деревоземляной крепости, укрепление было с трех сторон окруженное речкой Котельва, состояло из земляного вала и рва (внутри 200 дворов и 2 церкви (1610, 1620)). В разные годы Котельва было сотенным местечком Гадячского, Полтавского, Зеньковского и Ахтырского полков.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь. Этимологии нет.
б) http://pravoslavie.poltava.ua, Полтавская епархия украинской православной церкви. Свято-Троицкая церковь в Котельве: "В 30-х годах XVII века сюда переместились казаки и крестьяне из захваченных Польшей украинских земель. По преданию, одним из первых поселенцев был казак по имени Котель - от него, якобы, и произошло название поселения. Исследователи же связывают название села с речкой Котельвой". (???)
2) Историческое и лингвистическое основание
а) Собственно ситуация с топонимом Котельва - явление обычное в европейской светской лингвистике, миллионы имен не дешифрованы. Условием развития истории и языкознания (как любой науки) является точность и однозначность терминологии, а также последовательное историческое понимание терминов и имен (кто здесь жил раньше). Современная ономастика и историческая география не могут представить надежных материалов для научного поиска, т.е. дешифровать термины средневекового мира. Из-за множества отдельных фактов истории и различного (национального) толкования языковых явлений не видно общего процесса развития европейского общества.
Первичное знание ("термин" лат. граница, предел) - не имеет границ во времени и пространстве, мы оперируем в научной деятельности и быту мифологическими терминами, не имеющими смысла и связи с действительностью (религиозным мировоззрением человека) - какое знание можно получить из понятия, в котором нет смысла?
В центре любого поселения (церковного прихода) стоит церковь, маловероятно, чтобы священник, освящавший (дача имени) начальное поселение, дал ему имя от мифического "казака Котель". Грубое нарушение Второй Заповеди: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой".
б) Известно, что местом паломничества евреев издавна (традиция сложилась к XI в.) является Западная Стена в Иерусалиме - ха-Котель ха-Маарави или А-Котель (ивр. הַמַעֲרָבִי הַכֹּתֶל). Часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Значение этой стены для евреев, заключается в том, что она - единственное, что осталось от Храма. В мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие)... Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту (Википедия).
Мы имеем лингвистическое, пока не объясненное логически основание, украинский топоним Котель+ва и символ еврейского народа - Котель הַכֹּתֶל (Западная Стена, имеют одинаковый корень. Нам осталось найти "стену" на местности вокруг пгт. Котельва и связать историю, религию и лингвистику в единое целое - религиозное мировоззрение, а оно невозможно без сакральной терминологии человека, жившего в этих местах в условиях военной границы.
2) Исторические описания местности - поиски "стены"
а) http://www.doroga.ua. Бельское городище "Бельское городище под Котельвой - крупнейшее в Европе скифское поселение (4 тыс. га). Ученые отождествляют Бельское городище с легендарным городом Гелон - описанной Геродотом "скифской столицей". Система окружавших город оборонных валов и рвов общей протяженностью около 34 км находится на берегу р. Ворскла вокруг нынешнего с. Бельск. Первоначально были сооружены Западное и Восточное укрепления, затем они были соединены общим валом овальной формы, который получил название Большое городище".
б) Топография
На карте-трехверстке Шуберта 1869 г. указан вал между селом Бельск (запад) и Котыльва (восток), расстояние между поселениями 5 км через реку. Гигантские оборонительные валы протянулись по периметру на 36 км, их высота в наше время достигает 8-9 метров, согласно археологическим данным сверху вала находилась деревянная стена из бревен толщиной в 20 см, ров был глубиной до 6 м.
См. Карта РККА М-36(Б) Курская, Белгородская, Сумская и Полтавская обл. 1935 г.
в) П.П. Семенов, академик В.И. Ламанский, том 7, "Малороссия. Полное географическое описание нашего отечества", 1903 г.
"Между селами Куземиным и Бельском находится самое обширное в пределах Полтавской губернии городище, известное под именем Бельского, время основания которого должно быть отнесено к глубокой древности. У Шафонского мы находим следующее описание этого городища.
"Под селом Бельском - два земляных древних укрепления; между этими земляными укреплениями - вал, соединяющий их. Длина вала города - 11/2 версты, а ширина - 2,3 сажен, толщина вала - 4 сажени у подошвы и сажень вверху, вышина вала - 8 саж. (17 метров). Ров - шириною 2 и 4 сажени.
Видно, что по углам стояла каменная стена с башнями, развалы которых еще сохранились в XVIII веке. Попадаются железные наконечники стрел. Вторая земляная крепость к северо-востоку от первой в 5 верстах, на высоком берегу Ворсклы. Вся ее поверхность равна 399 саженям. Вал и внутренняя поверхность заросла большим черным лесом и садами. От первой крепости далее идет высокий вал через с. Куземин; вал - длиной вал, поменьше первого, идущий параллельно последнему...".
г) Филарет (Д.Г. Гумилевский, 1805-1866, архиепископ Черниговский, историк). Историко-статистическое описание Харьковской епархии: "два других Городища, еще более замечательные, особенно по огромному валу, соединяющему их между собой... В 5 верстах от сего городища на северо-западе расположено другое, более обширное городище, оно имеет вид параллелограмма с круглыми углами, длина внутри крепости от севера к югу полторы версты, ширина 450 саж. По валу его 1450 саж., вышина вала до дна рва 10 саж. (21,6 метр) В версте от сего городища на севере с. Бельское Полтавской губернии. От рва сей крепости идет к северу высокий вал, в Куземине поднимается на гору и горой по правому берегу Ворсклы идет к востоку, достигая первой крепости, поворачивает на юг и южной линией проходит вблизи с. Зайчинцев, Глинска и Лавков, оставляя их слева. Сей вал тянется всего на 26 верст, с. Бельск и несколько хуторов находятся внутри сего вала. Рядом с валом идет ров, от подошвы сего рва до вершины вала до 10 саж. Это Бельское городище".
д) На карте Боплана середины XVII века поселения Котельва - нет, указаны: Бельск (рядом стоит знак "ruina", руины, разрушенное место) и речки Котельва и Котелевка. Вероятно, поселение в этот период было разрушено или было незначительным - сторожевой пост, маленький острожек, какие высылались от более крупных поселений на день пути, для обнаружения выдвижения татар.
3) Обобщение и выводМы нашли "стену" - это гигантские валы (до 20 м. высотой в XVIII веке), которые проходят к западу от пгт. Котельва в 5 км, видимы издалека (возвышаются на 94 метра над рекой), река Котельва впадает в Ворсклу в южной точке этого вала. Очевидно, в данном случае, поселение получило имя от гидронима Котельва, который в свою очередь связан с выдающимся местным ориентиром - валами (стенами, река выходит на них). Вывод Целесообразно рассмотреть топоним в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень - КОТЕЛЬВА = КОТЕЛЬ+ВА.
Общий вид
КОТЕЛЬ+ВА = КОТЕЛЬ כֹּתֶל стена + ВА отвечает на вопрос - где?; или "ав" (ва прочитано наоборот) אָב прародитель; т.е. вал (стена) предков; вал, который построили предки.
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H3796. Оригинал: כֹּתֶל. Произношение: кхотэль (КОТЕЛ). Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего compact - стена.
в) Библейские образы
* Песн. 2:9: "Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною (котель), заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку".
* Даниил 5:5: "В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены (котель) чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала".
Таким образом, исследовав местность и сравнив топоним КОТЕЛЬВА с библейским термином и образом, мы приходим к выводу, что они тождественны и описывают реальную действительность - древний оборонительный вал (стену). Еврейская пословица: "Биться головой о стену" - "метиах эт рошо ба котель בַּכּותֶל רֹאשׁוֹ אֶת מֵטִיחַ".