В России более 15 населенных пунктов носят имя Колодезь, 3 деревни - Колодезная, 3 - Колодезное, 7 деревень и урочищ - Колодезный. Имя Колодезь входит в примерно 20 составных имен, например: Белоколодезь, Гремучий Колодец, Добрый Колодезь и др.; известны также несколько малых рек - Колодезная.
1) Топонимы и гидронимы
а) Топонимы
* Колодези - деревня в Боровском районе Калужской обл., расположена в верховьях водного потока (приток ручья Сушка, р. Лужа) в лесном массиве, пруд (не связан с водным потоком). Показана на карте Шуберта 1832 г. - Колодези (Зубцовская). На Карте РККА N-37 (А) 1 км. Московская, Калужская, Тульская обл. 1935-41 гг.
* Колодези - деревня в Износковском районе Калужской обл., расположена в лесном и болотистом массиве на речке Черныш. Показана на карте Шуберта 1832 г., 20 дворов. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топографической карте 1868 г., речка полноводная. На Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг., речка пересыхающая.
* Колодези - деревня в Медынском районе Калужской обл., расположена в лесном массиве у речки Месида (ран. Мяседа), на притоке-ручье, пруд. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. - Колодезъ; на Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 г. - пересыхающий ручей.
* Колодези - деревня в Мещовском районе Калужской обл., расположена на речке Теплая, притоке реки Серена. Показано как село на ПГМ Мещовского уезда Калужской губ. 1782 г. на речке Теплая, пруд, церковь. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топографической карте 1868 г., полноводный поток. На Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл., водный поток отмечен как пересыхающий к югу от поселения.
* Колодези - деревня в Спас-Деменском районе Калужской обл., расположена в лесном и болотистом массиве у водного потока (болото), пруд. Показана на карте Шуберта 1832 г., 73 двора. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топографической карте 1868 г. у болота с водным источником. На Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. у водного источника (приток р. Грохот).
* Колодези - деревня в Гатчинском районе Ленинградской обл., расположена в лесном массиве, водные источники не указаны. Показана на Топографической карте окрестностей Санкт-Петербурга Шуберта 1832 г.; на Карте РККА Ленинградской области 1 км. 1939-41 гг.
* Колодези - поселок Данковском районе Липецкой обл., расположен на местности без поверхностных водных потоков, на современных картах 8 прудов. Показан на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений 1801-16 гг. На карте Шуберта 1832 г., 55 дворов. На Карте РККА N-37 (В) 1 км. Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935-41 гг. на восточной окраине указан пересыхающий водный поток, 200 дворов, три пруда.
* Колодези - деревня в Наро-Фоминском районе Московской обл., расположена у реки Протва в лесном массиве, водные потоки не указаны. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губернии в XVIII в., 1770 г. На карте Шуберта 1860 г. и Стрельбицкого 1871 г. - Колодевка, водные потоки не указаны. На Карте РККА N-37 (А) 1 км. Московская, Калужская, Тульская обл. 1935-41 гг. на северной окраине указан ручей - Колодези.
* Колодези - слобода в Миллеровском районе Ростовской обл., расположена на реке Колодезная при слиянии с пересыхающим источником. Показана на Генеральной карте Земли Войска Донского из атласа Теврюнникова 1797 г. - Дячкино, река Бирючий Колодезъ; на карте Шуберта 1832 г. - Колодезянской, 91 двор. На Карте РККА юга России 2 км. 1932-41 гг.
* Колодези - деревня в Глинковском районе Смоленской обл., расположена в лесном и болотистом массиве у реки Днепр. Показана на ПГМ Дорогобужского уезда Смоленской губ. 1780 г.; на карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-36 (А) 0.5 - 1 км. Смоленская обл. Витебская обл. у водного потока, болота.
* Колодези - деревня в Рославльском районе Смоленской обл., расположено в лесной и болотистой местности у реки Десна, у деревни осушительные каналы, ранее болото. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. в лесном массиве. На Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг. у болота.
* Колодези - деревня в Арсеньевском районе Тульской обл., расположена на берегу речки Иста, лесной массив. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. - Колодезъ; на Трехверстовке Тульской обл. Военно-топографической карте. На Карте РККА N-37 (В) 1 км. Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935-41 гг.
* Колодези - деревня в Богородицком районе Тульской обл., расположена у речки Городянка на притоке-ручье, пруд с плотиной. Показана на Плане Генерального Межевания уездов Тульской губ. 1976-97 гг., на речке Колодязь (неразборчиво), пруд, 2 церкви, 2 участка церковной земли. На Трехверстовке Тульской обл. Военно-топографической карте 1874 г., церковь, пруд. На Карте РККА N-37 (В) 1 км. Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935-41 гг.
* Колодези - деревня в Сухиничском районе Калужской обл. расположена на речке Голевка, притоке речки Гольча, лесной массив, два пруда. Показана на ПГМ Мещовского уезда Калужской губ. - Воскресенское, церковь, речка, два пруда с плотинами и мельницами. На Трехверстовке Калужской обл. 1868 г. - Колодези (Воскресенское), два пруда, церковь. На Военно-топографическая карта. Карте РККА N-36 (Б) 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. - Колодези, водный поток, два пруда.
* Колодези - деревня в Ефремовском районе Тульской обл., расположена на местности без наземных водных потоков, пруд с дамбой. Показана на Плане Генерального Межевания уездов Тульской губ. 1776-97 гг. в верховьях речки, ручьи, пруд с дамбой. На карте Шуберта 1832 г., церковь, 37 дворов, верховье водного потока. На Трехверстовке Тульской обл. Военно-топографической карте 1874 г. указано только половина водного потока (верховья пересохли?). На последующих картах водный поток не указан.
б) Гидронимы
* Колодезная - река, приток Лесного Воронежа, Мичуринский района Тамбовской обл., дл. 14 км.
* Колодезная (приток Калитвы) - река, приток Калитвы, истекает по Миллеровскому району Ростовской обл., дл. 17 км.
Названия деревень Колодези и подобные получены вследствие разных природных и климатических причин. В одних водные потоки (ручьи) были непригодны как питьевые источники (истекали из болот), у других водные источники пересохли в результате климатических колебаний (влажный-сухой период), третьи были основаны на местности без наземных водных источников и изначально использовали колодезную систему водоснабжения.
2) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Происходит от др.-русск. колодязь (Лаврентьевск. летоп.), укр. колодязь, блр. колодзезь, ст.-слав. кладяЎь (Еuсh. Sin.), болг. кладенец, сербохорв. кладенац, словен. kladenec. Преобразовано из др.-герм. (гот.) *kalding- от *kaldion (откуда фин. kaltio - "источник"), др.-исл. kelda - "источник" - к гот. kalds - "холодный", с помощью суф. -ец (-ьсь) или под влиянием цслав. студеньць. Ср. шв. местн. н. Kallingе от kalla, датск. kildе - "источник", фин.-шв. Kaldinge. (???)
Неубедительно возведение слова колодязь к колода (см.) у Брюкнера ... (перечень авторов) считает исходной совершенно невероятную праформу *хoldedzь (от холод), преобразованную по колода. Ср. знач. норв.-датск. verma, vermsl "источник, не замерзающий зимой" (Фальк-Торп 507), а также лит. saltinis "родник"; saaltas "холодный", цслав. студеньць. Кипарский (ВЯ, 1956, No 5, стр. 134) выступил в защиту исконно слав. происхождения слова колодец (от колода). Я считаю эту этимологию неубедительной ввиду наличия суф. -edzь и обилия названий рек с колодец. Последнее говорит скорее о первоначальности знач. "источник", а не "колодец с деревянным срубом". (???)
б) Историко-этимологический словарь современного русского языка Черных, М.. 1999, с. 413; "Колодец - "значение не совсем ясное...Р. Джемс ...записал это слово в 1618-1619 гг. Вероятно следствие переделки или переосмысления др.-русск. "колодязъ"... (???)
в) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 1212-13;
* Кладезь (кладязь). Колодец: Ио. 4:6, Юр. Ев. П. 1139 г.; Бытие 29:2; Исх. 21:33; Изборник 1073 г. "Кладязи яже суть за тобою от востока...", ПВЛ, 6496 г. "Вода изъиде, яко до пол кладязя исплънитися", Пат. Син. XI в.
* Колодязъ. В документах с XIV века.
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVIIвв., АН СССР, М., 1980, вып. 7; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
* Кладенецъ. Обложенный камнем источник, колодец. "Послежде от дуба Мамврииского преселися Аврам, у кладенца...", Георг. Ам, 1389. Среде же монастыря кладенецъ Моисеовъ, что Моисей овца паивалъ". Х. Вас. Позднякова, 1561.
* Кладязь (кладезь). 1. Источник, родник; "от кладезя воды живоносьныя ицеления", Мин. ноябрь. 1097. 2. Колодец (а также умывальник в церкви для священника (1551)). (997): "И приведеша я к кладязю и де же цежь, и почерпоша ведром и льяша в лотки", Лавр. лет.
* Колодезь (колодязь). 1. Источник, ключ, родник. 852: "...жряху идолом в колодезех", Арх. лет. 19. 2. Колодец. (997): "в друзем колодязи", Лавр. лет.
* Колодец (ранние с XVI в.): "... по утру рано на колодецъ по воду", 1624 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Хождение Стефана Новгородца (1348-1349): "Имать же святый Софеи множьство кладязъ съ сладкими водами, оприч тех, иже въ стенах церковных и промежу стенъ, и не познати их равно со дном, рекше, помостом церковным".
* Повесть о житии Михаила Клопского (1477-1480): "Пойде понамарь по водицу къ церкви, ажь Михайла пише на песку: "Чашю спасениа прииму, имя Господне призову. Ту будет кладяз неисчерпаемый"".
* Д. И. Фонвизин. Иосиф [перевод поэмы П. Ж. Битобе с французского] (1769): "сии оба источника стекаются в единый пространный кладезь".
* И. С. Шмелев. Богомолье (1930-1931): "Преподобный кладезь тот копал, где Успенский собор; и выбило струю, под небо!".
4) Обобщение и вывод
а) Водные источники в древнем мире
Человеку для поддержания жизни и различных бытовых и хозяйственных нужд необходимо до 50 литров чистой воды в день, крупные домашние животные потребляют до 35 литров вод в день. С древнейших времен люди селились на берегах рек, речушек, ручьев, от качества питьевой воды зависело состояние здоровья местных жителей.
С ростом населения или с освоением новых земельных участков естественных (поверхностных) питьевых источников стало не хватать или их не было вообще. Начали возводить искусственные гидротехнические сооружения для добывания воды из подземных водных источников (водоносных слоев) - колодцы, а также пруды.
В древнем мире передвижение (ориентирование) людей в военных или торгово-хозяйственных целях было связано с водными источниками, караваны ходили по (вдоль) рекам, от одного питьевого колодца (источника) до другого. Термин "колодец" обозначал два предмета действительности: источник (родник, естественный выход вод на поверхность) и выкопанный колодец, где вода собиралась в деревянном срубе (цистерна) за счет грунтовых (подземных) вод.
* См. Книга Большому чертежу (ок. 1600 г.), с. 65
"А от Плосково колодезя ехать к Росходецкои дубраве; а та дубрава по обе стороны Муравскои дороги; а в Росходецкои дубраве 2 озера; ′1 а от Плоскова до Озеров, 2 верст с 30. А от Росходецкия дубравы и от озерок ||**ехать к Савинскому колодезю; а Савинскои колодезь на праве Муравскои дороге, а пал тот колодезь в Тим. ...
А налево, с Муравские дороги, для воды итти, ино поворотить от Конских Вод на Молочныя Воды, где кочуют наган, и в тех местех воды копаные колодези".
б) Главный элемент колодца
Колодец - защищённая от обвалов почвы деревянным срубом (собственно цистерна), узкая и глубокая яма (шахта) для поднятия воды из водоносных слоёв земли. В колодец на деревянном шесте (журавль) или на веревке, цепи (ворот) опускается ведро, которым зачерпывается вода и вытягивается на поверхность. Черпать - захватывая чем-либо, набирать, доставать (обычно снизу, из глубины) что-либо жидкое или сыпучее.
На территории России исторически сложились два вида подземных гидротехнических сооружений. Из глубоких колодцев вода поднималась наверх при помощи ведра (деревянной бадьи) и ворота с веревкой. Там, где грунтовые воды находились близко к поверхности, применялся подъемный механизм - "журавль". Журавль - толстая жердь, закрепленная на раздвоенном конце вертикальной опоры (бревна), с бадьёй на одном конце и грузом на другом.
Сосудами для ЧЕРПАНИЯ воды из колодца вплоть до XX века, служили деревянные ведра (10-12 л. воды) или бадьи (более 20 л. воды), окованные железными полосами для прочности. См. в Википедии; ст. Колодец-журавль.
Вывод
Мы определили главный предмет, без которого зачерпнуть и поднять воду из шахты выкопанного в земле колодца (сред. глубина 5-10 м.) - невозможно. Это - ведро или бадья, в ручьях или ключах (любых водных источниках) воду черпали, набирали и переносили также ведром.
Следовательно, в графике термина "колодец" нам необходимо выделить корень (главный элемент), который бы указывал на ВЕДРО или на метод извлечения воды - ЧЕРПАТЬ.
Средствами русского языка это сделать невозможно, остаётся обратиться к сакральному языку - ивриту. Применение термина "колодец" в древнерусских текстах связано с библейскими сюжетами - сравним, какими терминами иврита обозначался процесс извлечения воды из колодца.
5) Библейский образ
* Исход 2:16: "У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали (ТИДЛЕНА, форма от глагола ДАЛА) воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего".
* Исход 2:19: "Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал (ивр. ДАЛО ДАЛА) нам воды и напоил овец".
В оригинальном тексте на иврите процесс подъёма воды из колодца выражен терминами ДАЛО ДАЛА черпать (воду), вытягивать, вытаскивать.
* Притчи 20:5: "Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает (ЙАДЛЕНА, форма от глагола ДАЛА) их".
* Числа 24:7: "польется вода из ведр (ДЕЛИ) его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его".
* Исаия 40:15: "Вот народы - как капля из ведра (ДЕЛИ), и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он".
* Бытие 1:9: "И сказал Бог: да соберется (КАВУ, форма от глагола КАВА) вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так".
* Исаия 22:11: "и устрояете между двумя стенами хранилище (МИКВА, форма от КАВА) для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это".
Источник
* См. стронг иврита 1802, ДАЛА черпать ведром; https://biblehub.com/hebrew/strongs_1802.htm
* См. стронг иврита 1805, ДЕЛИ ведро; https://biblehub.com/hebrew/strongs_1805.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Очевидно, что термин библейского иврита ДАЛА имеет логико-лексическую связь с русским термином "кЛАДязь, кЛАДенец".
русск. ЛАД = наоборот, иврит Д.Л., с огласовками ДАЛА черпать (воду), вытаскивать, вытягивать. Это основная функция гидротехнического устройства "колодец" - зачерпнуть и вытащить воду из шахты (цистерны), поднять её на поверхность.
6) Аббревиатуры
В лексиконе любого языка есть аббревиатуры (сокращения), в русском летописании, сокращали в текстах хорошо знакомые всем слова, например ДРВ - деревня; ГСДР - государь. Скорее всего и "колодезная" терминология составлена подобным образом - аббревиатура.
Е. Э. ГРАНСТРЕМ Сокращения древнейших славяно-русских рукописей; http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TO...
Наиболее часто встречаются в древнейших рукописях сокращения "священных" слов - Nomina Sacra. Слова эти сокращаются по методу контракции (сжатия). Они возникли в древних греческих рукописях - именно в христианских текстах - под влиянием древнееврейской тетраграммы, означающей имя бога. Священное имя должно было быть скрытым от взора непосвященных ... (выпадение гласных)
7) Выделение корней (идеи, смысла) терминов
* КЛАДЕЬНЕЦ = К+ЛАД+ЕЬН+ЕЦ = ивр. К собираться, стекаться (о воде, сокращение термина КАВА) + ДАЛ (ЛАД) черпать, ведро + АЙИН источник , родник + ЕЦ дерево, бревно.
* КО+ЛОД+ЕЦ = КО (сокращение термина КАВА, КАВУ) собираться, стекаться + ДАЛ черпать, ведро + ЕЦ дерево, бревно.
8) Содержание (смысл) терминов и пояснение транслитерации (передача термина иврита русским алфавитом)
* К - аббревиатура, сокращение термина иврита КАВА, любой водный бассейн - собрание вод, вода в него стекает; ивр. КАВА, КАВУ קָוָה собирать, стекаться (в т.ч. воду в одно место); форма МИКВА מִקְוֶה собрание вод, водный бассейн (в т.ч. для религиозного омовения); т.е. СОБРАНИЕ ВОД, бассейн (цистерна).
* ЕЬН = ивр. АЙИН עַיִן ключ, родник, источник воды; применяется в ряде библейских топонимов.
* ЕЦ = ивр. ЕЦ עֵץ дерево, бревно, брус, лес для строений; см. стронг иврита ЕЦ; https://bibliaparalela.com/hebrew/6086.htm
8) Общий вид аббревиатур КЛАДЕЬНЕЦ, КЛАДЕЗЬ, КОЛОДЕЦ
* К+ЛАД+ЕЬН+ЕЦ = ивр. К ק собрание вод (сокращение от КАВА קָוָה) + ЛАД (ДАЛА) דָּלָה черпать, опуская черпальное ведро, ведро + ЕЬН (АЙИН) עַיִן ключ, родник, источник воды + ЕЦ עֵץ бревно, дерево; предметы сделанные из дерева.
Содержание термина: собрание воды + ведро + родник + деревянный сруб (цистерна из дерева) - собранная вода в деревянном срубе (емкости, цистерне) из подземного источника, извлекается ведром.
* К+ЛАД+ЕЗЬ = ивр. К ק собираться, стекаться (о воде, сокращение от КАВА) + ЛАД (ДАЛА) דָּלָה черпать, опуская черпальное ведро, ведро + ЕЗЬ (ЕЦЬ) עֵץ дерево, бревно. Сокращение термина КЛАДеньЕЦ (удалено ЕНЬ), конечная буква Ц передана как З, см. ниже.
ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный, буква иврита ЦАДИ (Ц)
ЦАДИ (буква Ц) - צ = С: Сидон, Сион, Исаак, Софония; это - обыкновенная транскрипция ЦАДИ צ; но есть случаи, где ЦАДИ צ передается при помощи русского З: Назарет (НаЦрат), или Т: Тир, или Ц: Бецер, Цемареи (הצמרי).
Содержание термина: собранная в деревянном срубе вода, извлекается ведром.
* КО+ЛОД+ЕЦ = ивр. К ק собираться, стекаться (о воде, сокращение от КАВА) + ЛАД (ДАЛА) דָּלָה черпать, опуская черпальное ведро, ведро + ЕЦЬ עֵץ дерево, бревно, предмет из дерева.
Содержание темина: собранная в деревянном срубе (цистерна) вода, извлекается ведром.
Таким образом, есть логико-лексическая, историческая и религиозная связь между русскими "колодезными" терминами и корнями иврита, слова-понятия "вращаются" в культурно-религиозном библейском пространстве.
В пространстве и времени над распространением Слова Бога в средневековом обществе (до каждого христианина), работали сотни тысяч монахов, священников, богословов и переводчиков; другой такой мощной идеологической организации в Европе история не усматривает, письменность изначально - церковнославянская. Исследователи XIX-XX вв. исключили сакральный язык иудеохристианства иврит из своих объяснений "национальной" терминологии, в результате возникает парадоксальное явление - национальным языком нельзя объяснить национальный термин или имя.