Илья (устар. Илия) - личное имя, русская версия библейского имени др.-евр. אֵלִיָּהוּ ... (Элийя́ху) - Яхве - мой Бог - Илии-пророка, о котором повествует Ветхий Завет, почитаемого в иудаизме, христианстве и исламе ...
В имени Элийя́ху: אלי - мой Бог; יהו - краткая форма Непроизносимого Имени Божия. Таким образом, имя Илья относится к теофорным именам (от Θεός, Theos, теос - Бог), включающим в себя само слово "Бог" или его имена. ...
Древнерусское, старославянское (?) Илия произошло от древнееврейского Элияху. На древнегреческом звучит как Hλiaς, Ilias. В силу несходства языков и несовершенства перевода библейские имена часто звучат по-гречески, а затем и по-русски не так, как в иврите. Звук "Х", передаваемый буквами "хет" и "хей" (последняя произносится как глоттальная [h]), в греко-русском варианте исчезает совсем или же (как иногда и в иврите) передается звуком "а" ("я"). Так, вместо пророка Элияху появляется Илия-пророк, который заменил в русской народной вере бога грома Перуна (верховного бога в древнерусской языческой мифологии, бог войны) и гром обычно воспринимается как грохот колесницы Ильи, ... (ПЕРУН, П.Р.Н. = ивр. П.Р.Н.Т., ПУРАНУТ бедствие, беда (божье наказание)
б) Источник и библейский образ
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H452. Оригинал: אלִיהוּ. Произношение: элиа ′элиаhу. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H410 и H3050 - Илия.
* 4 Царств 2:1: "Вот как Господь вознес Илию (ивр. ЭЛИЯХУ) на небо в ураганном вихре. Илия (ивр. Элияху) и Элисе́й шли вместе из Гилга́ла!".
2) Илья (Элийаху, Элийя) - пророк
Илия - религиозный деятель периода правления царя Ахава (873-852 гг. до н.э.), жена которого, финикиянка Иезавель, пыталась установить языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия выступил против культа Ваала, совершил много чудес для вразумления нечестивого царя; история его жизни и деятельности излагается в 3-4 Книгах Царств (3Цар. 17-20 и 4Цар. 1-3).
Во время жертвоприношения на горе Кармил, где проходило испытание и сравнение могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели поражение и были казнены.
* 3Цар. 18:40: "И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там".
* В иудаизме и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: "вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо" (4Цар. 2:11).
* В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня (Второе Пришествие), великого и страшного" (Мал. 4:5).
3) Существующая топонимика
* Ильино - более 36 населенных пунктов, деревень, сел, поселков; часть деревень основана в XVI-XVII вв.
* Илино - 8 населенных пунктов в России, Болгарии, Польше, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине.
* Ильинка - населенные пункты: Белоруссия - 4; Казахстан - 7, большая часть переименована после 1993 года; Россия - более 81; Украина - 8; гидронимы (малые реки) - 5.
* Ильина - деревня, река. Ильина Гора - 8 деревень в России.
* Ильинск - 4 населенных пункта в России. Ильинское - 119 населенных пунктов в России и на Украине. Ильинская - 9 населенных пунктов в России.
* Ильинская Слобода - 2 деревни, Россия. Ильинский - 14 населенных пунктов в России.
Всего, более 200 топонимов и гидронимов, данные не полные.
4) Топонимика XIX в. по Спискам населенных мест Российской империи 1857-1914 гг.
Всего, около 300 населенных пунктов, данные не полные.
5) Применение термина в русских актах и литературе. Национальный корпус русского языка
* Житие Андрея Юродивого (XII в., древнерусский перевод византийского Жития...): "нб(с̑)ныи же ѻгнь. то ми разумѣи сущь. ѥгоже илья".
* Повесть временных лет (XII в.): "видѣнья сподобися великаго. постився илья акы на нб҃о взятъ бы(с) и в пищю".
* Купчая Василия Юрьевича Поджогина на купленные у Федора Иванова с. Головина Ромейкова с детьми с. Луковниково с дер. в вол. Михнове Старицк. у (1500-1524): "деревня Ильино".
* Сотная с книг письма кн. Романа Даниловича Дашкова, Федора Григорьевича Адашева Ольгова и дьяка Третьяка Михайлова сына Дубровина на вотчины Ник.-Угр. монастыря сс. Копотня, Починок, Мисаиловское и Сьяново с сцц., дд. и сщщ. в Московском у (1542-1543): "Того же села деревни - деревня Дедова, деревня Лукошкова, деревня Брусье, деревня другое Брусье Елезовское, ... селцо Ильино...".
* Жалованная грамота, льготная, несудимая и с другими привилегиями, в. кн. Василия Васильевича митрополиту Ионе на владения в Юрьевском у (1448-1461)
"Что его села домовные церковные святыа Богородици в Юрьеве, Ильинское, да Пьяницино, да Афинеево, да Поелово, да Андреевское, да Богоявленское, ..., и ныне деи те села церковные опустели от татар да от потугов не по силе, люди деи из них розошлись по иным местом, а живущих деи людей осталося мало, и яз князь великий пожаловал его, что которые люди ныне остались в тех селех или которые будут старожильци из них розошлись по иным местом, а приедут в те села церковные жити опять на свои места, ино тем людем, которые ныне в тех селех живут, да и тем пришлым старожильцем не надобе моа никотораа дань на три годы".
6) Обобщение и вывод
* Имя Илья зафиксировано в древнерусской литературе с XI века, церкви во имя пророка Ильи имелись в каждом значительном русском городе, в Новгороде в XVII веке имелось 8 Ильинских храмов; первый христианский храм в Киеве был освящен в честь пророка Ильи.
До XVIII века в России известны 34 монастыря во имя пророка Илии и по одному на Украине и Беларуси, в среде духовенства распространена священническая фамилия Ильинский. В иконографии образ пророка Ильи и библейские сюжеты, связанные с ним, выделяются с XI века.
* В топонимике XIX века зафиксировано около 300 населенных пунктов в состав имен которых входит имя пророка Ильи.
Таким образом, заимствование и распространение древнееврейского имени Элийяху - Мой Бог Яхве (в русской интерпретации Илий, Илья) мы можем отнести к религиозно-просветительской деятельности русской православной Церкви.
Библейские имена и термины, с некоторыми фонетическими и графическими изменениями, в ходе церковного обучения и воспитания (проповедь, молитва, церковные праздники, музыка, искусство и т.д.) становились базовыми элементами русской культуры, основой мировоззрения, сознания и мышления русского человека.
См. подробно в Православной Энциклопедии/Илия; http://www.pravenc.ru/text/389301.html