Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Закадычный, закадышный - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Всё равно: мне двери в рай открыты,
  Мне Христос ― приятель закадышный!
  Максим Горький. Стихи дьякона (1925-1928)
  
  
  1) Мнения читателей, варианты этимологий
  
  а) См. дискуссию на ресурсе "Ответы mail.ru.? https://otvet.mail.ru/question/13664571
  
  "Душа за кадыком?. "Что льют за кадык? Правильно, водку?. "Так вот, когда надо было утвердить ДАВНОСТЬ дружбы, говорили "ЗАКАДЫШНЫЙ ДРУГ", т. е. дружба длится с незапамятных времён! Со временем это слово изменилось в разговорной речи и стало "закадычный" и самобытные "мудрецы" стали подыскивать ему объяснение, порой вызывающее насмешку над здравым смыслом...?.
  Часто встречающееся высказывание: "Выражение "закадычный друг? означает не "давний и преданный товарищ?, а "собутыльник?, поскольку происходит от выражения "заложить за кадык? - напиться?.
  
  б) Анатомия, "кадык? (термин сер. XIX в.)
  Собственно "кадык? (Адамово яблоко, "Адам подавился яблоком????) есть и у женщин, только менее заметен. Жесткий хрящ, передняя стенка гортани, которая автоматически перекрывает дыхательное горло при еде и направляет пищу в желудок, выполняет защитные функции, участвует в образовании голоса.
  
  1) Существующая этимология
  Викисловарь
  Корень: -закадычн-; окончание: -ый. Значение: разг., о друге, приятеле, о дружеских, приятельских отношениях близкий, задушевный.
  Этимологию декларируют по М. Фасмеру (также и у А.Г. Преображенского, 1914 г.): "От неустановленной формы. Обычно связывают с кадык (ср. задушевный)?.
  
  2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка
  
  * А. С. Пушкин. Мансурову (1819)
  Мансуров, закадышный друг,
  Надень венок терновый!
  Вздохни ― и рюмку выпей вдруг
  За здравие Крыловой.
  
  * К. А. Бахтурин (1809-1841, поэт, драматург). Хор разбойников (1836)
  Родились мы врозь, породнились вдруг,
  Ночкой темною!
  Съединил друзей закадышный друг
  Свахой острою!
  Мы реку пронырнем, сквозь огонь мы пройдем
  Шайкой целою,
  Что ножом не возьмем, то огнем доберем
  Рукой смелою!
  
  * Н. П. Вагнер (1829-1907, профессор, зоолог, детский писатель). Сказки Кота-Мурлыки (1872): "И если бы другое время случилась такая оказия, что Ипат Исаич обидел отказом в подарке, на который друг закадышный напрашивался, то все бы обошлось смехом да шуткой ― а тут, на-поди, и разошлось, и расстроилось?.
  * Н. П. Вагнер. Сказки Кота-Мурлыки (1872): "Был у нее друг закадычный, злой колдун, который жил на высокой горе в крепком замке, за семью стенами?.
  * И. Н. Скобелев (1782-1849, генерал-лейтенант, писатель). Рассказы русского инвалида (1838-1844): Бывший в военное время ротным моим командиром подполковник Сорокин и другие офицеры из поношенной своей амуниции экипировали меня, прицепили даже и шпажонку под девятое ребро, которую в пути променял я жиду за полпуда хлеба, промолвя любимую старых солдат поговорку: Эх ты гой еси, закадычный друг, молодецкий штык!
  
  3) Обобщение и вывод
  В древнерусских текстах и в поздних словарях не удалось найти термин "закадышный - закадычный?, варианты произношения (Ч-Ш) сосуществовали одновременно. Впервые отмечен у А.С. Пушкина (1819 г.), далее появляется у других поэтов и писателей начала XIX века, а затем фиксируется в Словаре церковно-славянского и русского языка 1847 года (как и термин кадык).
  Скорее всего, оформился в дворянской военной и литературной среде конца XVIII века, как характеристика товарища по совместной военной или гражданской службе, который разделял с человеком тяготы деятельности на определённом этапе жизни; наиболее ярко выражен в понятии войскового товарищества или братства.
  
  а) Товарищество
  В любой социальной группе устанавливаются кроме официальных, деловых отношений и взаимные дружеские, товарищеские связи. Особенно крепки взаимоотношения людей в условиях ведения боевых действий, когда воин находится в ситуации постоянного психического стресса, связанного с реальной угрозой здоровью и жизни (сохраняется в памяти надолго). Каждый понимает, что его жизнь в бою зависит от действий его товарища, отсюда и возникает войсковое братство, товарищество.
  
  б) Войсковое товарищество в литературе XIX века; "нет уз святее товарищества?
  В конце XIX века и в первой половине XIX века Россия вела частые войны с Турцией, Ираном, Швецией, Францией (1805-07, 1812-14), на Кавказе (1830-64), офицерский состав русской армии - дворянство (ок. 75%), в любой дворянской семье один из её членов служил в армии. В каждом полку армии были установленные традиции вхождения молодых офицеров в полковую семью, получения офицером очередного звания, должности и наград. Кроме официально-торжественного объявления офицеру изменения его служебного положения предполагалось и дружеское застолье. Своеобразный ритуал входа в полковое товарищество, "посвящение, освящение?, фиксирующий факт перехода офицера в новое качество.
  
  в) А. В. Суворов сформулировал основные принципы войскового товарищества: сам погибай, а товарища выручай; товарищ товарища обороняй; "зри в части - семью, в начальнике - отца, в товарище - родного брата; искренность отношений, правда в общении - вот дружба.
  
  г) Н.В. Гоголя, Тарас Бульба (1835)
  "Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи; меньше их или больше - все равно, все товарищи, все нам дороги?.
  "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! ... Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей?.
  
  Вывод
  Термин "закадычный" не объяснён, существующая "этимология неудовлетворительна. Логико-лексическая связь термина "кадык" (анатомический орган) и понятия "закадышный друг" необъяснима, разные явления действительности. Маловероятно, чтобы классики русской литературы сводили суждение (законченную мысль) "закадычный друг" к примитивному пьянству. Понятие однозначно должно содержать представление о святости дружбы, об особом благородном духовном родстве, возникшем в результате пережитых совместно лишений, тягот и опасностей.
  
  Мы выделили философию термина - святость, святое, освященное, т.е. то, над чем шутить или насмехаться нельзя, в отличие от мирского явления. "Закадычный? - святое братство, высшая степень благородства и нравственной чистоты в делах и мыслях по отношению к другу, явление близкое к Божественному проявлению.
  Так как средствами русского языка не удаётся объяснить понятие, целесообразно рассмотреть его в связи с терминологией иврита и библейскими образами. Искать в библейском лексиконе надо терминологию святости, святого.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Исторические обстоятельства
  В результате трёх разделов Польши в 1772, 1793, 1795 гг., Россия получила значительные западные территории с миллионным еврейским населением. Русские военные и гражданские чиновники, создававшие там администрацию, на практике познакомились с жизнью еврейских общин и с обычаями иудаизма. Еврейское население (в отличие от польского) относилось к русской армии доброжелательно, во время Отечественной войны 1812 г. оказывало значительную помощь и содействие русской армии.
  
  Одна из еврейских незыблемых традиций - "обряд освящения?, молитвенная формула КИДДУШ, (бук. освящение), производимый над бокалом вина во время утренней и вечерней трапезы в Субботу и на праздники (прославление субботы); "Помни день субботний, чтобы святить его? (Исх. 20:8). Окончив чтение Киддуша (выслушивается стоя), глава семейства отпивает несколько глотков и передает бокал с вином членам семьи и гостям.
  
  б) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - ЗАКАДЫШНЫЙ (ЗАКАДЫЧНЫЙ) = ЗА (приставка) + КАДЫШ (корень) + НЫЙ (окончание).
  Уберем гласные знаки, иврит язык гласных букв, они принадлежат Богу, такова письменная традиция - КАДЫШ = К.Д.Ш. У нас ясно выявляется термин иврита К.Д.Ш., или с огласовками КАДАШ, КАДЕШ освящаться, стать святым; КОДЕШ святыня, святое, святость.
  Корень иврита К.Д.Ш. даёт группу слов, которые имеют отношение к святости или сакральному, может означать такое понятие, как "святые люди?.
  
  Общий вид
  ЗАКАДЫШНЫЙ = ЗА+КАДЫШ+НЫЙ = КАДЫШ = ивр. К.Д.Ш. קדשׁ, КАДАШ קָדַשׁ освящаться, быть святым.
  
  в) Источники
  
  * См. стронг ивр.6942, К.Д.Ш.
  https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://studybible.info/strongs/H6942&prev=search
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6942&k=Iz...
  Hомер Стронга: H6942. Оригинал: קדשׂ. Произношение: кадаш. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): быть святым. B(ni): 1. освящаться, святиться, (про)являть святость; 2. быть посвящённым или освящённым. C(pi): святить, освящать, почитать святым, посвящать. D(pu): быть освящённым, быть посвящённым. E(hi): святить, освящать, почитать святым, посвящать. G(hith): святиться, освящаться, (про)являть святость, посвящаться, вести себя свято.
  LXX:G37 (αγιαζω). Син. H2596 (חנךְ‎), H5144 (נזר‎).
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
  http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_416.htm
  
  г) Библейский образ
  
  * Исход 30:29: "и освяти (К.Д.Ш.) их, и будет святыня (К.Д.Ш.) великая: все, прикасающееся к ним, освятится (К.Д.Ш.)?.
  * Исход 22:31: "И будете у Меня людьми святыми (КОДЕШ); и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его?.
  
  Таким образом, выделив корень иврита в русском термине ЗА+КАДЫШ+НЫЙ, мы получили его содержание - святой друг, дружба людей, освященная совместно пережитыми военными испытаниями и лишениями. Высшая степень благородства и чистоты в помыслах и делах по отношению к бывшему сослуживцу.
  
  Кишинев, 31.1. 2017 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"