Дон - крупная река в России, длина - 1870 км. В VIII-X вв. нижнее и среднее течение реки находилось под контролем Хазарского каганата. С XI в. в нижнем течении реки располагались кочевья половцев, в XIII в. - территория Золотой Орды.
С присоединением Рязани к Московскому княжеству в 1521 г. замкнулась Окская южная оборонительная линия, началась правительственная и церковно-монастырская колонизация территорий южнее реки Ока. В XVI -XVII вв. русское государство закрепилось в бассейне реки Дон. Татары-кочевники не освоили эти территории, их пребывание на них носило временный характер летних кочевий.
В XV-XVI вв. водный торговый путь по Дону, периодически связывал Русское государство с Крымом. Однако наладить постоянные торговые связи не удавалось из-за политического противостояния, постоянных грабежей и убийств купцов, в котором стороны обвиняли друг друга. В кон. XV в. на Дону возникли поселения казаков, в XVI в. образовалось Донское казачье войско. Ожесточенное военное противостояние России с Крымским ханством и положение военной границы продолжалось до конца XVIII в., в 1783 г. Крым был присоединен к России.
2) Википедия. Этимология
Название Дон происходит от арийского корня *dānu-: авест. dānu "река", др.-инд. dānu "капель, роса, сочащаяся жидкость". Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова dānu того же корня. Осетинский язык, наследник скифо-сарматского, содержит однокоренное слово дон ("река, вода"). В. И. Абаев считает, что "переход dān → don произошёл не ранее XIII-XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. Поэтому русскую форму Дон нельзя связывать непосредственно с современным осетинским don". ... (???)
* Этимологический словарь Макса Фасмера
род. п. Дона, отсюда уменьш. Донец, укр. Дiн, род. п. Дону, др.-русск. Донъ, тур. Tän "Дон", также "большая река" (...), также Tun (Радлов З, 1439), Tin (...), калм. Teŋ (из тюрк., см. Рамстедт). Древнее название Τάναϊς Tánaïs (Геродот, Страбон), первоисточником которого является авест. dānu- ж. "река", осет. don "река, вода", др.-инд. dā́nu ср. р. "сочащаяся жидкость"... (???).
Клавдий Птолемей (100-170), жил и работал в Александрии Египетской. "На основе обширных и тщательно собранных сведений Клавдий Птолемей также выполнил 27 карт земной поверхности (150 г.), которые до настоящего времени не обнаружены и, возможно, утеряны навсегда. Птолемеевы карты стали известны лишь по более поздним описаниям".
"Его перевод на арабский язык в IX веке и на латынь в 1406 году оказал большое влияние на географические знания и картографические традиции средневекового Халифата и Европы эпохи Возрождения: https://ru.qaz.wiki/wiki/Geography_(Ptolemy)".
Показан небольшой участок реки Дон с г. Азов: "Ten abo Don R." и приток Донец (Doniec). Местность по Донцу не заселена, лишь в верховьях, на территории Magnus Ducatus Moscoviae (Великое княжество Московское) показаны на притоках Донца города Oskul и Biellogorod.
4) Дон-Танаис в средневековых письменных источниках
а) Гильом де Рубрук ( 1220-1293). Путешествие в восточные страны (1253-1255); https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/puteshestvie-v-vostochnye-strany
Мы прибыли в область Газарию, или Кассарию, которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона (Херсон)... В восточной же части этой области есть город, именуемый Матрика (Тмутаракань), где река Танаид (Танаис) впадает в море Понта, имея в устье 12 миль в ширину. Именно эта река, прежде чем впасть в море Понта, образует на севере как бы некое море (Азовское), имеющее в ширину и длину семьсот миль, но нигде не имеющее глубины свыше шести шагов (passus); поэтому большие корабли не входят в него...
О татарах и их жилищах
Они не имеют нигде постоянного местожительства (civitatem) и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между coбою Скифию (Cithiam), которая тянется от Дуная до восхода солнца; и всякий начальник (capitaneus) знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью.
б) "Хождение Игнатия Смолянинова в Царьград", 1389-1393
"В неделю Фомину проводили с нами три струга и один насад на колесах, в четверг спустили их на Дон, а на второй день доплыли до Чур Михайловых (так называется место, где когда-то город был). ... В неделю же святых жен-мироносиц вошли все с митрополитом на корабли и пошли рекою Доном... Места были очень пустынные, не было видно ни села, ни человека, только звери, лоси, медведи и другие звери.
В неделю Самарянину минули реку Медведицу, горы высокие и Белый Яр; в понедельник - горы каменные красивые, во вторник - Теркли, городище и перевоз. Здесь впервые встретили татар. В среду минули Великую Луку и Сарыхочзин улус. Здесь нас охватил страх, так как вступили в землю народа измаильского. В четверг минули Бекбулатов улус, в пятницу Червленые горы, в воскресенье минули Акбусин улус. В понедельник прошли Бузун-реку, в канун Вознесения добрались до моря".
в) С. Герберштейн. Записки о московицкийх делах, 1549 г.; http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein_3/frametext3.htm
Знаменитейшая река Танаид, которая отделяет Европу от Азии, начинается приблизительно в восьми милях к Югу от Тулы, с незначительным уклоном к Востоку, ...из огромного Иванова озера, то есть озера Иоанна, которое простирается в длину и ширину приблизительно на 1500 верст и начинается в лесу, который одни называют Оконицким лесом, а другие Епифановым лесом. ... Танаид же сперва течет прямо на Восток и между царствами Казанским и Астраханским проходит в шести или семи Нем. милях от реки Волги; затем, заворотив к Югу, он образует болота, которые называются Меотидскими... приблизительно в трех милях выше устья, на берегу, находится город Азов, который прежде назывался Танас. На расстоянии четырехдневного пути выше его находится город Ахас, расположенный при той же реке, которую Русские называют Дон.
*** Прим. Важнейшие прибавки в тексте "Записок" суть следующия: 1) Стр. 1 ориг. (= 1 стр. перев.) о происхождении русских; объяснение их имени из языков халдейского, греческого, арамейского, галльского, умбрского и еврейского.
5) Дон в русском летописании
* Галицкая летопись (1201-1260, список XV в.) // Полное собрание русских летописей. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 2001. С. 715-848: "и Мономахъ. пилъ золото(м̑) шоломомъ Донъ. и приемшю землю ихъ всю. и загнавшю оканьнꙑя Агарянꙑ. по смрти же Володимерѣ оставъшю. ѹ Сꙑрьчана".
* Киевская летопись // Ипатьевский список (БАН 16.4.4), лл. 106об.-245. Опубликована в изд.: Полное собрание русских летописей. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 2001. С. 285-715: "посла загна половци за донъ. и за волгѹ за гиикъ и тако избави бъ҃ (Бог) рѹскѹю землю ѿ (от) поганꙑхъ и ѹпорозьнѧсѧ".
* Летописная повесть о Куликовской битве (1380-1400): "Князю же перешедшу за Донъ в поле чисто, в Мамаеву землю, на усть Непрядвы, Господь Богъ единъ вожаше его, и не бѣ с ним Богъ чюждь".
6) Средневековое население бассейна реки Дон
а) Хазарский каганат
Хазария (650-969) - первое средневековое государство в междуречье Днепр-Волга. Контролировало территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Государственная религия иудаизм, гос. язык - иврит, источники отмечают веротерпимость в обществе иудеев, христиан и мусульман.
После падения каганата причерноморские и прикаспийские степи попали в безраздельное господство кочевников, а затем Золотой Орды. Позднее сформировался термин обозначавшие эту историческую область - Дикое поле.
* См. карту в статье Хазарский каганат; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82
Фортификации и городища хазарского времени в Волго-Донском междуречье.
* См. ст. В. Флерова. Донские крепости Хазарии: былое и настоящее http://sarkel.ru/istoriya/donskie_kreposti_hazarii_byloe_i_nastoyawee_valerij_flyorov/
б) Казачество
Примерно на рубеже XV-XVI в., практически одновременно на р. Днепр (за порогами) и на р. Дон, на неконтролируемые никакой властью территории, устремился поток преследуемых беглых людей различных сословий, преимущественно христиан, в поисках вольной жизни. Их стали называть козаками (термин XIII в.), вольными или гулящими людьми, а также степными разбойниками, изгнанниками, авантюристами. Объединившись в группы они строили укрепленные городки на Дону и его притоках, а позже сформировалось военное служивое сословие.
* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551-1556 гг (1551-1556): "Уж деи мне от нево обида великая: поле деи все да и реки у меня поотымал, да и Дон у меня отнел, да и Озов город упуст у меня доспел, поотымал всю волю в Азове, казаки ево с Озова оброк емлют и воды из Дону пить не дадут".
7) Обобщение и вывод
а) Летописание - исторические произведения XI-XVIII вв., повествование велось по "летам" (годам). В нем кратко изложены сведения, которые летописец (заказчик рукописи, обычно князь) считал важными, в тексте упоминаются имена населенных пунктов и природных объектов (рек, лесов, озер и т.д.). Считают, что летописание на Руси началось примерно в XII вв., однако подлинные летописи не сохранились. Информация о раннем периоде русского государства до нас дошла через "списки", своды летописей XIII-XV вв., куда были включены сведения ранних летописей. Естественно, что при составлении свода (списка) первоначальные сведения редактировались, уточнялись и дополнялись новыми (поздними) именами и терминами.
б) Первым государственным образованием в бассейне реки Дон был Хазарский каганат, гос. язык иврит, гос. религия - иудаизм, археология подтверждает наличие на Дону хазарских поселений и крепостей. Хазар вытеснили печенеги, а печенегов затем половцы. Возникла пограничная незаселенная территория между русским земледельческим населением в верховьях реки и кочевыми племенами в среднем и нижнем течении Дона, которую стали называть - Диким полем. Противостояние русских княжеств и кочевников длилось с IX по кон. XVIII в.
Вывод
Европейские географические карты XVI века обозначают реку Дон термином Tanais или река Don url Tanais. В русском летописании река однозначно называется Доном. Примерное появление гидронима Дон мы можем отнести к периоду XI-XII вв., времени русско-половецких войн. Скорее всего в термине "сливаются" понятие о территории на которой поселились кочевники ("пришельцы" половцы, печенеги), изгнанные со своей земли и собственно название реки.
Целесообразно рассмотреть гидроним в связи с библейскими образами и терминологией.
Есть историческое и языковое основание - Дон территория Хазарского каганата, а затем ее освоили христиане. Необходимо искать в библейских текстах указание на территории "изгнания".
8) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ
* Бытие 4:8-15: "И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его".
* Бытие 4:16: "И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле НОД, на восток от Едема".
* Иов 15:23: "Он скитается (НОДЕД) за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы".
б) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем слово наоборот (как в иврите). ДОН = НОД, у нас сразу же появляется образ изгнанного из рая Господом - Каина.
Общий вид
русск. ДОН = наоборот НОД = ивр. НОД נוֹד земля в которую убежал и где скитался Каин после убийства Авеля; блуждающий, бегство, изгнание.
См. стронг иврита 5113 НОД; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5113.html
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1876 г., с. 299.
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому;
Hомер Стронга: H5113. Оригинал: נוֹד. Произношение: нод. Часть речи: Имя собственное и Географическое название. Этимология: так же, как H5112 - Нод.
Таким образом, изучив историю развития бассейна реки Дон мы нашли образ Дикого поля, территорию, куда изгоняется отверженная обществом, по каким-либо причинам часть населения. Местность неподконтрольную государственным структурам и где не действовали принятые в средневековом мире Законы общежития людей различных национальностей и религиозных убеждений.
Подобный образ страны НОД мы находим в Библии - "Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня". Понятия ДОН и НОД тождественны, а следовательно русск. Дон позаимствован из книги Бытия.
Предложенные этимологии "от арийского корня *dānu-: авест. danu "река", др.-инд. dānu "капель, роса, сочащаяся жидкость"" и прочие не соответствуют историческому развитию территории, социальной и религиозной действительности. Механизм распространения имен и терминов, согласно нашим этимологам, носит фантастический характер (по воздуху?). Совершенно не учитывается религиозное обучение масс христианству, влияние Церкви на сознание, мышление человека и общества в целом.