Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Выбор, выборы, выбирать - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Итак, братия, выберите (ивр. БЕРУ) из среды себя
  семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа
  и мудрости; их поставим на эту службу
  Деяния 6:3 (на иврите)
  
  Философия термина "выбор, выборы", как общественного явления разработана слабо (общие термины), или недоступна для рядового гражданина. Обычно рассматривают "выбор индивида"; "выбор можно рассматривать как осознанный, когда мы полностью уверены в своем владении информацией об объектах выбора и отдаем себе отчет о возможных последствиях, а также как неосознанный, когда мы не владеем достаточной информацией и не можем предвидеть последствия".
  
  
  1) Существующая этимология. Викисловарь, ВЫБОР, ВЫБОРЫ
  
  Приставка: вы-; корень: -бор-. Значение: действие по значению гл. выбирать; определение предпочтительного варианта из нескольких имеющихся; возможность выбирать; наличие нескольких вариантов для выбора; результат выбора; вариант, выбранный из нескольких возможных.
  
  Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка Викисловаря)
  Происходит от гл. выбирать (выбрать), из вы- + брать, далее от праслав. формы *bьrati, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. бер; бьрати, русск. беру, брать, укр. беру, брати, болг. бера, сербохорв. берем, брати, словенск. berem, brati, чешск. beru, brat, польск. biore, brac, в.-луж. bjeru, brac, н.-луж. bjeru, bras. Древнее знач. сохранилось в слове беремя.
  Исконнородственны др.-инд. bharati, bibharti, bibharti "несет, приносит, ведет, отнимает", авест. baraiti "несет", греч. fero "несу" (получать?), арм. berem - то же, алб. bie "веду, приношу", лат. fero "несу", готск. baira "несу", ирл. biru "несу" (в соединении с to- "приношу, даю"). Возм., сюда же лит. beriu, beriau, bereti "сыпать", латышск. beru, bert "сыпать". Другая ступень чередования представлена в др.-инд. bhrtis "несение, содержание, вознаграждение", лат. fors "случай", ирл. brith "рождение", готск. baur;ei, нем. Burde "ноша", Geburt "рождение"; ст.-слав. бьранъ, прич. прош. страд.: др.-инд. bibhranas и др. (???)
  
  2) Применение термина в старорусских актах и литературе
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1976
  
  * ВЫБРАТИ. 1. Собрать, взыскать, 1499. 2. Отобрать, выбрать. "Да по твоему великого государя указу, мы, холопы твои, ВЫБРАЛИ в учение к каменному делу охотников, Архангельского города и Колмогорских стрельцов, тридцать девять человек", 1671. 3. Набрать на военную службу. 1676. 4. Избрать, назначить, "и выбрали его дети боярские всем городом", 1585 г.
  * ВЫБОР. 4. Избрание. "По вашему ВЫБОРУ велел есми у вас бытии... Ульянку Михайлову сыну в прежнего губного целовальника место", 1565 г.
  * Разряд, на который делилось дворянство XVI-XVIII вв.: "И ныне родители наши по городовому списку не служат, а служат тебе государь по ВЫБОРУ и по дворовому списку", 1629 г., и т.д.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Устройная и отдельная книга яма Вышнего Волочка (1573): "на Московской дорогѣ, на яму, на Вышнемъ Волочкѣ, сыскавъ старыхъ бѣглыхъ охотниковъ и новыхъ, которыхъ выбрали въ волостѣхъ и въ погостѣхъ старосты и волостные люди...".
  * Наказ, данный из Устюжской чети вяземскому воеводе С. И. Воейкову и дьяку Д. Прокофьеву, о дозоре Вязьмы (1644.12.26): "39} Да посадцким старостам и целовальником и всем посадцким людем для сыску и окладу велели ВЫБРАТИ лутчих людей, сколько человек пригож, которые б про торговых людей и про землю, и про всякие угодья ведали подлинно, и выбор на тех людей взяли посадцких людей за руками".
  
  * И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "И егда лучитца тебе из того монастыря выбрать во архимандриты, или во игумны, или и во иные службы, то ты посмотри в тое опись, кто достоин таковаго сана или правления, ― то и без свидетелей можеши разуметь, ево ли то дело, или не ево?".
  
  * М. М. Сперанский. Введение к уложению государственных законов (1809)
  С тех пор как основалась в европейских государствах система выборов, или народного представления, участие народа в силах государственных разделилось на два главные действия: право избирания и право представления. ...
  Но если вместе с ними допустить к сему участию и людей, собственности не имеющих, тогда голос и суждение сих последних по числу их, без сомнения, возьмет перевес, и, следовательно, все избирательные силы народа перейдут в руки тех самых, кои наименее в доброте сих выборов имеют участие и наименее способов к правильному их усмотрению. ... На сем-то основано то важное правило, по коему во всех государствах, в самой Франции среди революции, право выборов ограничено было только теми людьми, кои имеют собственность. ...
  
  3) Обобщение и выводы
  
  В русских письменных актах термин ВЫБОР и его производные регистрируется с конца XV века, в значениях брать (выбирать налоги) и отбора-выбора кого, чего-либо (предметов, людей на должность).
  Маловероятна связь с ПРАСЛАВЯНСКОЙ формой предложенной Викисловарем, т.к. никаких письменных источников праславянского и славянского языков не существует, все письменные источники IX-X вв. - иудеохристианские.
  Нет никакой "исконнородственной связи" с предложенными значениями из древнеиндийского, авестийского, греческого и т.д. - "несет, ведет", "ноша", "сыпать" и прочих - разные понятия (лингвистические игры).
  Вывод
  Скорее всего, термин ВЫБОР и его производные является библейским заимствованием. Целесообразно рассмотреть термины "выбор, выборы" в связи с библейскими образами и терминологией.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Анализ
  
  Приведем термины ВЫБОР, ОТБОР, ВЫБОРЫ, ВЫБИРАТЬ, ИЗБИРАТЬ и подобные, в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
  ВЫБОР, ВЫБОРЫ, ОТБОР, ИЗБИРАТЬ = ВЫ+БОР, ВЫ+БОРЫ, ОТБОР, ИЗБИРАТЬ = корни Б.Р., БОР, БИР; общее - сочетание знаков Б.Р.
  
  * Термин БАРА (выберете), упомянут в хорошо знакомом всем христианам сюжете о бое между Давидом и Голиафом, 1 Цар. 17:8: "И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? ВЫБЕРЕТЕ (БАРУ форма от БАРА) у себя человека, и пусть сойдет ко мне".
  * Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что для выбора старшины кагала в Польше, Литве, Богемии, Моравии и на других территориях от каждой еврейской общины назначались от 5-9 лиц - выборщиков, их называли БОРЕР, БОРЕРИМ третейский судья, отборщик. Ивр. БОРЕР בּוֹרֵר - выборщик, третейский судья, арбитр.
  Талмуд, Трактат Синедрион, мишна 1: "Гражданские иски рассматриваются в суде из трех судей, каждая сторона выбирает одного судью, и оба затем выберете (БОРЕР) третьего".
  
  б) Термины иврита
  
  * БАР בָּר выбирать, отбирать; форма БЕРУ (стронг 1262)
  * Общий корень БАРАР (стронг1305). БАРАР בָּרַר избирать, отбирать, выбирать. Производные: БАРУР בָּרוּר избранный; БЕРАРА выбор, альтернатива, отбор, сортировка, разбирательство; БОРЕР בּוֹרֵר сортировщик, третейский судья, арбитр.
  
  в) Терминология
  а) ВЫ+БОР = ивр. слитный предлог В среди, в виде, как + ИИ (русск. Ы) ЙИА יְיָ распространенное в тестах краткое написание имени Бога - Господь + корень Б.Р., БАРА (БОРЭ) выбирать.
  Скорее всего, содержит смысл - Господом выбранный.
  В быстро меняющейся жизни человека сделать "правильный" ВЫБОР затруднительно, т.к. сведения об избираемом (на должность) известны только в малом населенном пункте - "по делам его". Всех, кто выше избирают по КАРТИНКЕ, представленной властью; для гражданина - случайный выбор, метод ТЫКА.
  
  б) ВЫ+БОР = ивр. В среди, как, в виде + ИИ (русск. Ы), ЙИА יְיָ распространенное в тестах краткое написание имени Бога - Господь + корень Б.Р.Р., БАРАР בָּרַר ИЗБИРАТЬ, ОТБИРАТЬ, ВЫБИРАТЬ; производное БОРЕР בּוֹרֵר сортировщик, третейский судья, арбитр (двойные согласные сокращались). Содержит смысл - Господом выбранный, отобранный.
  
  в) Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H1305. Оригинал: בּרר, בָּרַר. Произношение: барар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. чистить, очищать. 2. заострять, делать острым; 3. отбирать, выбирать. B(ni): хранить себя чистым. C(pi): очищать, просеивать. E(hi): 1. очищать, просеивать; 2. заострять, делать острым. G(hith): быть очищенным, просеянным.
  
  * Словарь Кляйна. Хартия Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
  * ЙИА יְיָ собственное имя Бога в Библии.
  * ЙАХ יָהּ сокращенная форма Тетраграмматона. No יָהּ ЙАХ н.пр.дей контр. от יהוה , впервые появляется в ранних стихах; Исх 15:2.
  
  г) Библейский образ
  * Неемия 5:18: "И вот что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных (ивр. БЕРУРОТ, от БАРА) овец и птицы приготовлялись у меня".
  * 1 Пар. 16:41: "и с ними Емана и Идифуна и прочих избранных (ивр. множ. БЕРУРИМ от БАРАР), которые назначены поименно, чтобы славить Господа, ибо навек милость Его".
  * Исайя 49:2: "и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною (БАРУР (отобранная)); в колчане Своем хранил Меня".
  * 1 Паралимоменон 9:22: "Всего в стражи ворот было отобрано (БЕРУРИМ множ. от БАРАР) двести двенадцать человек. Их родословие определено по месту жительства. Давид и провидец Самуил назначили их, доверив им это служение".
  
  Таким образом, русский термин ВЫБОР является транслитерацией библейского понятия ивр. БАРАР, БАР, БАРА, фонетика и смысл (ОБРАЗ) совпадают. Есть письменный источник (Библия) и главенствующая СИСТЕМА, в рамках которой распространялось понятие - идеология иудеохристианства.
  
  Кишинев, 2013 г.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"