В предлагаемых лингвистикой сказочных "народно-индоевропейских-санскритских" этимологиях отсутствует идеологическое (религиозное) и историко-лингвистическое (как это было?) основание.
Как происходило объединение разных племенных диалектов в язык территории, что послужило объединяющей основой государств? По версиям этимологов терминология возникает и тиражируется в пространстве и времени из ничего и никем соответственно, что невозможно, алогично (по воздуху, Святым Духом???).
* П. И. Пестель. Русская правда (1825): "Сей вопрос будучи решен ВОЗНИК новый вопрос".
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/возникнуть
Корень: -возник-; суффикс: -ну; глагольное окончание: -ть. Значение. Общее прототипическое значение - появиться, начать существовать, зарождаться; стать видимым, показаться, предстать перед глазами; проявить инициативу или возражение, начать действовать или говорить.
Этимология по Максу Фасмеру
Образовано из воз- + никнуть, от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. никнути "вырастать", ст.-слав. възникнѫти (др.-греч. ἀνανεύειν, ἀνανήφεινan anévein, ananífein), болг. никна "прорастать, давать ростки", ... (см. ниже) (???)
* Викисловарь/никнуть
Корень: -ник-; суффикс: -ну; глагольное окончание: -ть. Значение: склоняться, опускаться, пригибаться, вянуть; становиться менее сильным, менее энергичным; ослабевать. Этимология - нет.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
* Возникнуть, заимств. из цслав.; см. никнуть. (???)
* Никнуть I -ни́кнуть I: вникнуть, проникнуть, ст.-слав. възникнѫти ἀνανεύειν, ἀνανήφειν (Супр.), русск.-цслав. никнути "вырастать", болг. никна "прорастать, давать ростки" (Младенов 357), сербохорв. ни̏ħи, ни̏кнути "выступать наружу", словен. níkniti, nȋknem "прорастать", vzníkniti "дать ростки", чеш. vzniknouti "возникнуть", слвц. vzniknút᾽ - то же, польск. wniknąć "вникнуть", przeniknąć "проникнуть". Сближают с лит. ninkù, nikaũ, nìkti "браться с жаром", įnìkti į̃ dárbą "окунуться с головой в работу", apnìkti "напасть", др.-прусск. neikaut "ходить, бродить", лтш. niktiês "навязываться, одолевать просьбами", nikns "яростный, злой", др. ступень вокализма: лтш. nàiks "злой, яростный, гневный,... (???)
в) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древне-русского языка... Санкт-Петербург, 1893, с. 366; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf
* ВЪЗНИКАТИ, "Св. Акакии имея брадицу то перво възникающю. Жит. Андр. Юрод.
* ВЪЗНИКНУТИ=ВОЗНИКНУТИ=ВЪЗНИКНУ. "Ежи само взникнет", Лев. 25:11, по списку XIV в. "Кто может исповедати язже оттоль възникноуша", Жит. Ник. Студ. Мин. Чет. февр.
* НИКНУТИ, НИКНУ. Возникать, появлятся, произрастать: "Древо никнуше и-земли", Исх. 10:5, по списку XIV в. В Синодальном переводе Исх. 10:5 (о саранче): "она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие (?) у вас в поле".
+++ Логически противоречивые термины, нарушение второго закона логики - непротиворечия (как пользоваться терминами, если один отрицает другой?).
2) Применение термина в старорусском языке
а) Национальный корпус русского языка
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725)
И аще начисто будеши очищати, то и по тебе уже то терние возникнути не возможет, и расколники мало бы по малу вси бы изчезли, понеже расколников ни от чего так не умножается, яко от потачки поповской.
* Степенная книга ("Книга Степенная царского родословия"). 14-я степень [Василий II Тёмный] (1560-1563)
Нѣкiй человѣкъ, именемъ Иванъ, нѣмъ бысть и не могiй проглаголати ничьто же и прiиде къ рацѣ святаго святителя Iоны и знаменася у цѣльбоносныхъ его мощей и, поцеловавъ руку его, начатъ вопити, елико можаше, не могiй возникнути отъ мощей святаго.
* Иван Тимофеев. Временник (1610-1617)
И по всей земли яко огнь ненависти скоро возжеся о немъ, и грады многи егова крестопреступна повелѣнiя и отписашася имени и повелѣнiя, и начаша по мѣстахъ многи, яко елико градъ, студныя и лжеименныя ВОЗНИЦАТИ цари отъ мелчайшихъ и безъименныхъ людiй, паче же отъ послѣднихъ страдническiя четы, градцкою въ безумнѣ шумѣ бяху поставляеми чадiю земли всей, и законнымъ досаждающе царемъ; сими всеа земли и развращаху люди, взирающе на иже предъ ними бывшая наскакателе.
* Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 26 апреля. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием (1530-1554)
И сотвориша двѣ велицѣ пролуби, - едину выше, а другую вдале, близъ, ова убо, яже есть врьхняа, а удуже понрети има обѣма вкупѣ, имшася за руцѣ; ова же нижняя, ею же низшедше по подледью и паки выспрь (вверх) ВОЗНИЦАТИ.
* А. Н. Радищев. Опыт о законодавстве (1782-1789)
К блаженству ея возник в сердцах ея сограждан дух вольности от стеснения меры превосходящего.
* Максим Горький. Исповедь (1908)
Христос, первый истинно народный бог, возник из духа народа, яко птица феникс из пламени. ... И когда все эти мысли были сплочены ― возник из них живой бог, любезное дитя народа ― Иисус Христос!
б) Словарь церковнославянского и русского языка 1847 г. (в Словаре Академии Российской 1789 г. терминов нет)
* Никнуть - склонятся лицом книзу, понижаться, упадать. Поникать - клонить голову или глаза к низу.
3) Обобщение и вывод
а) Логика
Второй закон логики (непротиворечия): два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.
Возникати (появляться) и никнути (опускаться, склонятся) несовместимые понятия. Возникати - появление, это рост чего-либо (до конкретного предела), стать видимым; ОНО никак не может одновременно опускаться. Оба понятия зарегистрированы в источнике XIV века, видимо тогда и произошла логико-лингвистическая ошибка, которую добросовестно повторили лингвисты XIX в., и закрепили в словарях. Скорее всего это два разных слова, два разных корня.
б) Возник вопрос
В русской литературе XVI-XIX в. терминология "возник" и производные распространенны в любой сфере жизнедеятельности. Возникают: события, погодные явления, народы, страны, люди, проблемы, споры, конфликты, пожары и т.д.; наиболее часто употребляется выражение - "возник вопрос".
Связать этот абстрактный термин с каким-либо конкретным предметом или явлением материальной жизни невозможно, он присуствует везде.
Следовательно поиск идеи (содержания) надо искать в сфере духовного, в организации мышления и сознания человека, именно там все - возникает.
в) Ухо, слух и слухи
Иврит - восточный язык, в нем много метафор (красноречие, сравнение по общему признаку), например: "нашел милость в глазах (кого-то)", т.е. благосклонность; или ивр. "Ма нишма?" - Как дела?, в дословном переводе - Что слышно?
Сегодня мы воспринимаем информацию о мире одновременно органами зрения, слуха и языка (система передачи), и участвуем в мировых событиях используя СМИ, высказывая свою точку зрения на проблему. В Древнем мире и вплоть до середины XIX века основная масса населения страны не имела доступа к информации о событиях далее района проживания в связи с неразвитости или отсуствия: письменности, дорожных систем, транспорта, почты, систем связи, периодических изданий и т.д.
Основными источниками информации на местах были государственные органы до сельского старосты включительно и Церковь. Население извещалось о происходящем событии в волости, губернии, стране в устной форме, со значительным опозданием зачитывался манифест или распоряжение власти. Информацию дублировал священник в проповедях (о здравии или за упокой монарха, победы в войне и т.п.), далее она расходилась в народной среде в УСТНОЙ форме, на слух.
Считают, что через орган зрения человек получает 90% информации, познает мир.
* ПОЗНАНИЕ = П+ОЗН+АНИ+Е = ивр. ПЕ פֶּה рот, уста + ОЗЕН אֹזֶן ухо, орган слуха + АИН עַיִן глаз,орган зрения. В познание участвуют: мысль (передача информации посредством языка), орган слуха и зрения.
Мы получили логическое основание, вплоть до середины XIX века (промышленная революция), информация о событях в губернии, стране и мире распространялась преимущественно в устной форме. Следовательно термин старорусского языка "возникати" (появление, видимость чего-либо) мы можем отнести к духовной жизни, процессу мышления и сознания человека.
Образ чего-либо (картинка) возникает в сознании человека в результате мыслительной деятельности по переработке поступающей информации из внешнего мира, первоначально в семье, затем в процессе обучения и воспитания в обществе. Для запуска процесса обработки информации сознанием досточно УСЛЫШАТЬ. "Слухом земля полнится", т.е. распространяется повсюду. Слух (слухи) в информации ничем не ограничен, в то же время Зрение, всегда ограничено пространством (растоянием, не все видно) и временем (события появляются и исчезают).
Вывод
Целесообразно рассмотреть терминологию "возникати" в связи с библейскими образами и лексиконом сакрального иврита. Скорее всего, "возникати" содержит корень иврита: ухо, слух, в формах библейского красноречия.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведет термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни. ВОЗНИКАТИ = В+ОЗН+И+КА+ТИ, корнями слова-понятия являются сочетание знаков О.З.Н. и К.А.
* В = ивр. В בֽ внутри, как, в виде, на (слитный предлог).
* ОЗН = корень ивр. ОЗЕН אֹזֶן ухо, как часть тела; ухо, как орган слуха; ( субъективно ) раскрыть ухо; получатель божественного откровения.
Однокоренные понятия: АЗАН слышать, слушать, прислушиваться; быть послушным, внимать; слышать или слушать молитвы (Бога ). АЗНИ אָזְנִי; мужское имя Азания = "Иегова ( Яхве ) слышит", Неемия 10:10.
* И - связка слова.
* КА = ивр. КА כָּה се, вот, указание на предмет; здесь, пока, таким образом ; арам. КА сие время.
* ТИ - старорусское окончание.
Общий вид
русск. ВОЗНИКАТИ = В+ОЗН+И+КА+ТИ = ивр. В בֽ в виде, как, на + ОЗЕН אֹזֶן ухо, раскрытое ухо - слух + КА כָּה се, вот, указание на предмет; сие время. Т.е. слух се (это) или слух (и) сего времени.
* О. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета. Вильно, 1878 г., с. 13: "Открыть кому ухо значит: довести до слуха его, внушить ему", "будить мое ухо" - т.е. внимание".
б) Библейский образ
* Иов 4:12: "И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо (ОЗЕН) мое приняло нечто от него".
* Иов 13:1: "Вот, все это видело око мое, слышало ухо (ОЗЕН) мое и заметило для себя".
* Иов 42:5: "Я слышал о Тебе слухом уха (ОЗЕН); теперь же мои глаза видят Тебя".
* Притчи 20:12: "Ухо (ОЗЕН) слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь".
* Исаия 50:4: "Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо (ОЗЕН) Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся".
в) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H241&k=3J&...
Hомер Стронга: H241. Оригинал: אֹזֶן. Произношение: озэн. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H238 - ухо; перен. слух.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3542&k=Ef...
Hомер Стронга: H3542. Оригинал: כָּה. Произношение: кха. Часть речи: Этимология: соответствует H3541 - здесь, сюда.
5) Писменность
В ранней Церкви было мало библейской и богослужебной литературы, из 130 рукописных книг XI-XII вв. - 80 богослужебных, часть рукописных книг утеряна в войнах и пожарах. В крупном Соловецком монастыре в 1500 гг. в библиотеке было 175 книг, через век ок. 500, в основном рукописных. Большинство монастырей имели от 10 до 100 книг (согласно описей XVII в.). Служебные акты (деловая переписка) старорусского языка показывают, что письменность была в XV-XVII вв. распространенным явлением, церковное землевладение охватывало 1/3 всех земель русского государства.
Исследователи сообщают, что у царей, бояр и у высшего дворянства были свои библиотеки. В XVII в. начали формироваться светские библиотеки царских Приказов: Пушкарского (техническая), Аптекарского (медицинская), Посольского (география, внешняя политика).
* Как же распространялось христианство до изобретения печатного станка?
Первая печатная книга "Апостол" в России появилась в 1564 г., типографии с времени правления Петра I. Обучение христианству (вере) строилось в основном УСТНО, на запоминании текстов произнесенных священником в храме, монастырской или церковной школе; через проповедь, молитву, духовное пение, беседу, церковные праздники, художественного оформления храмов. Церковь организовала в приходах для прихожан систему недельных, месячных и годичных циклов обучения вере, священник давал объяснение (толкования) библейскому стиху (сюжету) - многократное повторение, основа памяти. С малых лет каждый прихожанин получал сведения об устройстве мира, библейской истории и географии, письменности и счету, о нормах жизни в обществе и т.д.
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы выяснили, что в Древнем мире для передачи информации главным образом использовали УСТНУЮ РЕЧЬ - из уст в уста, из уст в "ухо слышащее". На основании "слуха" (рассказа) ВОЗНИКАЛ в сознании человека ОБРАЗ предмета или явления, о чем и сообщает термин В+ОЗН+И+КАТИ.