См. видео; http://www.infobg.ru/zarevez_krepost.htm
См. карту (реконструкция); https://chrontime.com/sobytiya/gosudarstvo_imperi...
1) Общие сведения
В середине VII века Великая Болгария хана Кубрата (Причерноморье) трансформировалась в два новых государства - в Волжскую Болгарию (подвассальная территория Хазарского каганата) и в Дунайскую Болгарию, болгары заняли стратегические территории на международных военно-торговых путях того времени. Город Велико-Тырново, болг. Велико Търново - символ болгарской государственности, центр Великотырновской области в Болгарии. Расположен на трёх скалистых холмах в долине реки Янтра, важный перекрёсток дорог, от переправы через Дунай (Свиштове и Русе), на Шипкинский перевал и на Сливен. Византийский укрепленный город с V в., болгарские поселения с VII-X вв., древняя столица Болгарии в XII-XIV вв.
Дата основания города неизвестна, в истории топоним фиксируется с 1185 года, когда произошло восстание болгар против византийского господства (потеряли суверенитет в 1018 году). Болгарские бояре, братья Петр и Асен свергли византийское владычество и создали Второе Болгарское царство (Тырновское царство), предполагают, что Тырново (Тернов) - родовое имение Асеней. Одновременно болгарская Церковь восстановила церковную независимость от Константинополя, в 1186-1393 гг. город Тырново столица Второго болгарского царства (до вторжения турок), место коронования болгарских царей и резиденция архиепископа, а с 1235 - болгарских патриархов.
Старый город (в Болгарии его называют "Город царей") находится за толстыми стенами (3,5 м.) на трех холмах: Царевец, Трапезица и Света-Гора. На холме Царевец располагался дворец болгарских царей, Патриархата и Патриарший собор, ряд административных и жилых зданий, а на холме Трапезица были расположены многочисленные церкви и резиденции знати.
В окрестностях Тырнова: в 7 км от города Преображенский монастырь (XI век), в 12 км - Килифаревский монастырь 1350 г. * См. вид города от 1885 г. https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e... * См. вид холма Трапезица - каменный ряд https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e... На холме Трапезица, в ходе раскопок были найдены остатки каменных укреплений и 17 церквей, построенных в XII-XIV вв., в которых сохранились следы росписей и мозаик, керамические детали.
2) Википедия. Существующая этимология топонима
Наиболее распространенная теория происхождения названия состоит в том, что его первоначальные названия Тарновград и Тырново происходят от древнеболгарского тръневъ (транев) или тръновъ ( tranov), что означает " тернистый". Суффикс "grad" означает "город" на болгарском языке и во многих славянских языках. В 1965 году слово велико (veliko), что означает "великий", было добавлено к первоначальному названию в честь статуса города как старой столицы Болгарии.
3) Идея третьего Рима на Балканах
В XIV веке сербский царь Стефан Урош IV Душан (1308-1355) и болгарский царь Иоанн-Александр (?-1371, вторая жена еврейка Сара - Феодора в крещении), имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской письменности развивается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства.
В 1390 г. болгарин Киприан принёс на Русь Тырновскую религиозно-литературную традицию (XIV-XV вв.), которая выражалась в реформе церковнославянской письменности, в более точных переводах Писания и исправлении богослужебных книг. Московский митрополит Киприан, начал свой монашеский путь в Килифаревский монастыре, который находился в 12 км от Тырново и был важнейшим центром средневекового болгарского образования и литературы, известен в истории как Килифаревская школа литературы. В монастыре переписывались и переводились богослужебные книги, писались хроники и составлялись сборники житий святых.
* Википедия Митрополит Киприан (ок. 1330-1406) - митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375-1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380-1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389-1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец.
4) Евреи в Болгарии
* "Быть может, в Болгарии высшие классы общества, до принятия христианства, придерживались, как и у хазар иудейства, лишь медленно, уступавшего место новой религии; дальше эти следы выражались в большом количестве ветхозаветных апокрифов, ведущих иногда прямо к еврейскому источнику, ... Еврейство держалось в Болгарии очень устойчиво". Шахматов А.А. Толковая Палея и Русская летопись. - В кн.: Преславска книжовна школа. т.1. София, 1995, с. 142.
* Древние сведения о проживании евреев на территории Болгарии (КЕЭ, с. 483) относят к периоду правления Калигулы (37-41 гг.), в Филиппополе (ныне Пловдив) обнаружена античная синагога, которую относят к IV веку. Староболгарским периодом датируют высеченные на камне кирилловские и староеврейские надписи, рунические знаки и рисунки, в скальном монастыре у с. Крепча на реке Черный Лом (Ен.Болг., т. 3, с. 604).
* Приток еврейского населения осуществлялся и позднее: "Иконоборцы, во главе с Львом III Исавром провели в 723 г. тотальное насильственное крещение евреев; часть евреев бежало в Хазарию, в Крым и на Кавказ, часть в Болгарию" (КЕЭ, т. 6, с.728). В Софии (Средец) еврейская община была основана в конце X в. византийскими выходцами. Есть данные о существовании еврейского поселения в Никополе (967 г.), в это время произошло значительное переселение евреев из Византии в Силистрию, Видин, Софию - их называли романскими евреями (ЕЭ, т.4, с.774).
* "През XIV в. в Тырново се распространява ерес на "жидовствувищате". "В южная склон на хълма Трапезица имало отделен квартал за евреите.... В старите планове на средновековния град тук е нанесено и еврейско гробище" (Евреите по българските земи. София, 1999, с. 407). Христианство, по данным археологии, фиксируется на этой территории примерно с IV века, в 865 г. происходит крещение болгар. В Болгарском царстве в X веке появляются государственные деятели с характерными еврейскими именами-символами: Аарон, Давид, Моисей и Самуил (царь), что говорит о распространении библейской терминологии.
5) Обобщение и выводы
а) Стратегическое положение города-крепости
Известно, что Тырново с V в. - византийский укрепленный город, примерно с X века укрепленное поселение болгар, в пределах современного города археологи фиксируют различные поселения и монастыри. Эта местность заселена издавна и была военно-экономическим центром округи, истолкование от основы "древнеболгарского тръневъ (транев) или тръновъ (tranov), что означает "тернистый"" не соответствует выдающемуся положению города как центра региона и историческим событиям его возвышения. Терн или Терновник, или Слива колючая - небольшой колючий кустарник, в общем негодное в хозяйственной жизни растение не может быть связано с именем религиозно-культурного центра Тырнов (Тернов), разные явления действительности, не имеющие между собой логического общего.
б) Церковная история
На время восстания 1186 года, Тырнов, предположительно замок местного феодала (с гарнизоном до 100 чел., по современным представлениям), крупная застройка холмов собственно началась с XII века (по археологическим данным), хотя отдельные поселения в округе существовали. Здесь не было своего значимого духовного лидера - епископа, церкви фиксируются с XII в., монастырь с XI в., как назывался этот замок и поселение вокруг него неизвестно.
* Православная энциклопедия/Болгарская православная церковь http://www.pravenc.ru/text/149675.html
"По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 г. норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших (Nicetae Choniatae. Historia. 1975. S. 371).
Воссоздание болг. государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митр. Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) г. (Pitra. Analecta Sacra. Vol. 7. Col. 43-44, 563-570).
Осенью 1186 (или 1187) г. в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болг. вожди заставили 3 визант. иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, к-рый венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая, независимая епархия.
Вслед за учреждением епископии последовало расширение ее канонических полномочий; в 1203 г. она стала Тырновской архиепископией. В период 1186-1203 гг. в подчинение Тырновскому предстоятелю перешли 8 епархий, отпавших от Охридской архиепископии: Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская".
"В 1-й пол. ХIII в. Тырново превратилось в неприступный город-крепость. Он состоял из 3 частей: внешнего города, холма Царевец с царским и патриаршим дворцами и холма Трапезица, где находились 17 церквей и кафедральный собор Вознесения. Болг. цари ставили себе задачей сделать Тырново не только церковно-адм., но и духовным центром Болгарии. Они активно проводили политику "собирания святынь". После победы болгар над визант. имп. Исааком II Ангелом среди трофеев был захвачен большой патриарший крест, к-рый, по словам Георгия Акрополита, "был сделан из золота и имел в середине частицу Честного Древа" (Там же. С. 153-154). Феодор Скутариот добавляет, что крест был сделан равноап. Константином (ГИБИ. Т. 8. С. 251-252). До кон. 70-х гг. XIII в. этот крест хранился в тырновской сокровищнице в ц. Вознесения".
Вывод
Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейской терминологией и образами, сознание и мышление средневековых болгар было религиозным. Скорее всего, появление топонима Тырнов связано с быстрым изменением значения поселения - местный безымянный замок за 10-15 лет превратился в столицу Второго Болгарского царства, резиденцию царей и патриархов (святое место).
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология Приведём топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни слова - ТЫРНОВО = ТЫР+НОВО, удалим гласные, иврит - язык согласных букв (принадлежат Богу) = Т.Й.Р. + Н.В. У нас сразу же выявляются соответствующие древней социальной действительности понятия иврита: Т.Й.Р. = ТИРА - в общем смысле дворец, замок, укрепленное селение, ставка; Н.В. = НАВА, НАВЕ жилище, о храме, жилище святыни (икона св. Дмитрия).
б) ТЫР, Т.Й.Р. = ивр. ТИРА טִירָה округ, кочевье (местность, становище), улус (военно-админ. организация у тюрок, ставка, резиденция хана, удел), чертог (богатое помещение, великолепное здание, дворец), палаты (по О. Н. Штейнбергу). В словарях: вилла, замок, дворец, небольшой посёлок, огороженное для поселения место; укрепленный лагерь, селение; крепость, форт.
+ Источники
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберга, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_168.h...
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H... Hомер Стронга: H2918. Оригинал: טִירָה. Произношение: тира. Этимология: от (эквивалента to) H2905 - 1. укреплённый лагерь, селение; 2. крепость, форт; 3. каменный ряд (вдоль стены).
в) НОВО, Н.В. = ивр. НАВА נָוָה жилище, пристанище; НАВЕ נָוֶה жилище, прибежище (о Боге), о Святой земле как о жилище Божьем, о храме; пастбище, пажить; загон, стойло, овчарня; жилище, обитель; прил. обитающий, живущий.
+ Источники
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_299.h...
* См. стронг иврита 5116, НАВЕ https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e...
++ Общий вид Болг. ТЫРНОВО = ТЫР+НОВО = иврит Т.Й.Р., ТИРА טִירָה округ, крепость, дворец, ставка + Н.В., НАВА נָוָה жилище, пристанище (Бога). Один из холмов Тырново называется Света-Гора (Святая гора); т.е. в топониме заложена информация о резиденции царя = крепость-дворец (царя) и пристанище Бога (патриархия, икона св. Дмитрия).
б) Библейский образ: ТИРА, НАВА, НАВЕ
* Бытие 25:16: "Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях (ТИРА) их. Это двенадцать князей племен их".
* Песнь песней 8:9: "Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты (ТИРА) из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками". * Числа 31:10: "и все города (ИР) их во владениях их и все селения (ТИРА) их сожгли огнем".
* Исход 15:13: "Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, - сопровождаешь силою Твоею в жилище (НАВЕ) святыни Твоей".
* Иеремия 31:23: "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: "да благословит тебя Господь, жилище (НАВЕ) правды, гора святая!".
Таким образом, применив библейскую терминологию, мы определили содержание топонима Тырнов, в общем смысле - резиденция царя и патриарха, крепость + пристанище Бога, крепость Бога (икона св. Дмитрия). Истолкование соответствует действительности, времени появления топонима, социально-духовным процессам, происходившим в Болгарии именно в этом месте и в это время, они сохранились в народной памяти болгар и литературных источниках.