Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Ведать - библейский термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится;
  неужели вы и этого не хотите знать (ЙАДА)?
  Исаия 43:19
   ***
  Да ведают потомки православных
  Земли родной минувшую судьбу,
  Своих царей великих поминают
  За их труды, за славу, за добро -
  А за грехи, за темные деянья
  Спасителя смиренно умоляют
  А.С. Пушкин, Борис Годунов (1825)
  
  Хазары почти три века осуществляли политическое, административное и духовное руководство в регионе Днепр - Волга, но это явление установленное археологией игнорируется - Русь сама по себе, хазары сами по себе. В результате в хронологии развития Киевской Руси образовалось "белое пятно", ничего не было до IX века (археологический слой Киева с IX в.), и вдруг возникает русская народность, а в начале Х в. появляются и зачатки государственности. Откуда, почему и как произошел этот взрывной процесс?
  Археология эту проблему разрешить не может, так как наука эта существует в материальной области: "Но в силу специфики своей источниковой базы археология самостоятельно изучает опять-таки не целостный этногенез, а лишь его важную часть - культурогенез. ... надо иметь в виду, что на вопрос о соотношении археологических культур с этносами не может быть прямолинейного ответа. В древности этническая история была весьма сложной и мозаичной, что обусловлено различными миграциями, процессами метисации, ассимиляции и интеграции этносов" (Седов В. В. Этногенез ранних славян. - В жур. "Русины", 2006, No1 (3) с. 189).
  Следовательно, начала русской народности надо искать не в племенной общности, а в области духовной, соответственно и критерии (отличительный признак, мерило) необходимо подбирать из области духовного - РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК, ИМЯ, ТЕРМИН, ТОПОНИМ. Мы не сможем постигнуть русскую модель отображения действительности (мышление и язык) без соизмерения её с базовой идеологией средневековья - иудаизмом, греческие, латинские и др. переводы Библии только вносят хаос и путаницу в действительность.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь: "Корень: -вед-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение - книжн. устар. знать, иметь сведения о чём-либо; что, устар. и чем, офиц. управлять, заведовать, распоряжаться чем-либо; наблюдать за чем-либо.
  Этимология по Максу Фасмеру
  ве́дать, ве́даю, укр. вíдати, др.-русск., ст.-слав. вѣдѣти, словен. védeti, чеш. věděti, слвц. vedet', польск. wiedzieć, в.-луж. wjedźeć, н.-луж. wjeźeś "знать". Отсюда наст. вр. ст.-слав. вѣмь, вѣси, вѣстъ / вѣ и т. д., чеш. vím, víš и т. д., далее, др.-русск., ст.-слав. вѣдѣ "я знаю". Чередование гласных представлено в ви́деть. || Древний пф. ст.-слав. вѣдѣ с и.-е. окончанием ср. з. -ai, как в лат. vīdī, соответствует греч. οἶδα oída "я знаю", др.-инд. vḗda - то же, авест. vaēda, гот. wait "я знаю", арм. gitem - то же. Ср., далее, вѣдѣти с др.-прусск. waidimai "мы знаем", лит. véiʒdmi "я вижу". Другая ступень гласного представлена в д.-в.-н. wiʒʒan "знать", гот. witan, др.-инд. vidā́ "знание", vidvā́n "знающий", авест. viδvā̊, греч. εἰδώς eidós; (перечень авторов...). Согласно Остен-Сакену (IF 33, 231 и сл.), ѣ в вѣдѣти происходит из прош. вр.
  
  б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
  Ведать (знать). Итератив к общеслав. вести (е из "ять") "знать", возникшему из *vedti после изменения dt > tt > ст и "ять" > е (ср. брести, плести и т. п.). См. ведомость.
  
  в) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1976
  
  Вѣдание. 1. Совокупность сведений о чем-л., знания, (986): (Моисей) научися от аггла (ангела) Гавриила о бытии всего мира ..., и звЪздное течение и число, и земное мЪры ВЪДАНИЕ, и всякую мудрос(ть). Переясл. лет. 2. Осведомление, уведомление. 3. Управление, заведывание.
  
  Вѣдати. Знать, иметь сведения. Вѣдѣние. Знание, познание. Вѣдѣти. Знать, ведать и др.
  
  г) Обобщение и выводы
  
  Термин применяется в русской церковной и светской литературе в самом раннем периоде письменности, имеет много значений имеющих отношения к "знанию, познанию"; очевидна связь с греческим "oida" (я знаю), которое часто употребляется в Септуагинте (перевод закончен прим. в 130 г. до н.э.).
  
  Вывод
  Скорее всего, общий (фоновый) термин Средиземноморской цивилизации, сформирован в семитском мире и был заимствован греками и римлянами, необходимо проверить на связь с сакральным языком иудеохристианства - иврит и образным миром иудаизма.
  
  2) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем терминологию в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
  ВЕДАНИЕ, ВЕДАТИ, ВЕДЕ - В+ЕДА+НИЕ, В+ЕДА+ТИ, В+ЕДЕ, очевиден общий корень ВЕД или В+ЕД.
  
  Общий вид
  В+ЕД = ивр. Б-В в, в виде, как; читается "Б", пишется "В" + корень ЙД, ЙАДА יָדַע воспринимать чувствами или умом, знать, познавать; образует понятия: устанавливать, определять, информировать, стать известным, заявлять, извещать, умение, знание дела, сознание и т.д.
  
  б) Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H3045
  
  Hомер Стронга: H3045. Оригинал: ידע. Произношение: йада‛. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): знать, узнавать, познавать. B(ni): 1. дать себя знать, открыться; 2. быть познанным; 3. быть вразумляемым или наученным. C(pi): давать знать, научить. D(pu): прич. знакомый, познанный. E(hi): давать знать, показывать, научать. F(ho): быть познанным. G(hith): дать себя познать, являться, показываться. (распространенный термин применяется в Библии в 941 стихе)
  
  * Штейнберг О. М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 175-176.
  
  в) Библейский образ
  
  * Книга Судей 18:5: "Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать (ЙАДА) нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем".
  * Екклесиаст 1:17: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать (ЙАДА) мудрость и познать (ЙАДА) безумие и глупость: узнал (ЙАДА), что и это - томление духа".
  * Екклесиаст 7:25: "Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать (ЙАДА), исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия".
  * Михей 3:1: "И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать (ЙАДА) правду?".
  
  Таким образом, русский термин В+ЕДА+ТЬ (знать) является транслитерацией (перевод термина с одной алфавитной системы в другую) библейского понятия ЙАДА (знать, познавать); совпадает фонетика и значение (ОБРАЗ) термина.
  
  Есть логическое и историческое ОСНОВАНИЕ - евреи, носители языка иврит, присутствовали постоянно в междуречье Днепр-Волга ещё до возникновения русского государства (Хазарский каганат, в Крыму с I в. н.э.), идеология русского народа - иудеохристианство, все церковные документы являются переводами Ветхого и Нового Завета.
  
  Кишинев, 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"