Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Варнава, Варнавино - имя и топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  1) Современная топонимика
  
  * Варнава - река в Нижегородской области России, правый приток Мокши (бассейн Волги); длина 54 км.
  * Варнаево - деревня, Вознесенского р-она Нижегородской обл., расположена на реке Варнава. Мнение краеведов: "Варнаево образовалось примерно 300 лет назад. В середине XVIII века оно упоминается в документах. На месте нынешней деревни стояли когда-то две: Мостовка и Варнаево. Считается, что Мостовка заселилась несколько раньше, получив свое название от моста, брошенного через речку. В прибрежном лесу далеко от людей жил в отшельничестве монах Варнава, после смерти, которого и река, и место его жительства стали зваться его именем, правда, название поселения потом трансформировалось в Варнаево. Первыми жителями его стали выходцы из расположенной поблизости Мостовки".
  * Варнавино - деревня в Котласском районе Архангельской области. * Варнавино - деревня в Бабушкинском районе Вологодской области.
  * Варнавино - бывшая деревня в Междуреченском районе Вологодской области, на территории Сухонского сельского поселения.
  * Варнавино (Варнавина слобода до 1797 г, Варнавин - уездный город в XIX в.) - рабочий посёлок, расположен на реке Ветлуга (дл. 889 км, приток Волги), административный центр Варнавинского района Нижегородской области. В 1417 году монах из Великого Устюга преподобный Варнава Ветлужский основал пустынь, ставшую позднее монастырем, вокруг которого сложилось торговое село.
  См. историю; http://kostromka.ru/zontikov/varnava/1.php См. Географический атлас Российской Империи В.П. Пядышева, 1820 г. http://www.etomesto.ru/map-atlas_pyadyshev/
  * Варнавино - деревня в Демидовском районе Смоленской области.
  
  2) Топонимика XIX века
  * Варнавино - Перемышльский уезд Калужская губ. Список населенных мест по сведениям 1859.
  * Варнавино - Поречский уезд Смоленская губ. Списки населенных мест по сведениям 1859.
  * Варнавино малое - Поречский уезд Смоленская губ. Списки населенных мест по сведениям 1859.
  * Варнавка (2) - Пошехонский уезд Ярославская губ., по сведениям 1859.
  
  3) Существующая этимология
  
  а) Википедия/Варнава "Варнава - мужское имя, заимствованное из греческого языка (греч. Βαρνάβας), арамейского происхождения; предположительное значение - "сын утешения". В России используется как монашеское. ... Варнава христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви".
  * Варнава происходил из колена Левия, родился на острове Кипр, куда переселились его родители. До своего апостольства называли Иосию или Иосифом, а от апостолов был назван Варнава - "сыном утешения" или "сыном пророчества". Так назвали его потому, что он имел дар, по словам святителя Иоанна Златоуста, утешать скорбящих. По свидетельству Александра Кипрского, род апостола Варнавы происходил от пророка Самуила.
  * В юношеские годы Варнаву послали родители в Иерусалим, где вместе с Савлом (в будущем апостолом Павлом) он учился у известного законоучителя Гамалиила.
  * Деяния 4:36: "Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов". По мнению большинства исследователей "Деяния..." написаны на койне, разговорном греческом языке I века.
  Википедия: "Находящаяся в значительном меньшинстве часть учёных рассматривает арамейскую версию Нового Завета в качестве оригинальной, а греческие тексты считает переводами. В частности, некоторые ученые-сирологи считают, что Новый Завет был первоначально написан на галилейском диалекте арамейского языка (которому близок сирийский язык)".
  
  б) ЭСБЕ: "Варнавиты или барнабиты - римско-католический монашеский орден, образовавшийся в Милане около 1530 г. и получивший свое название от отданной ему во владение церкви св. Варнавы в том же городе".
  
  4) Пророческие сыны или сыны пророков
  
  а) Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, 1891, ст. Пророческие сыны https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-en...
  Пророческие сыны (IV Цар. II, 3, 5) - так назывались, вероятно, ученики пророков, воспитанные ими в знании истинной религии, в благочестии и набожности. Школы пророческие, по-видимому, впервые были учреждены Самуилом, и из них Господь от времени до времени избирал нужные орудия для исполнения святой Своей воли.
  
  б) ЕЭБЕ, Пророки и пророчества (сыны пророков) Пророки и пророчество (НАВИМ נביאים‎, נבואה‎). - Одним из замечательных явлений в истории человечества, имевшим огромное значение в культурном развитии его, было еврейское пророчество. Благодаря ему иудаизм сыграл крупную роль в мировой цивилизации и оказал сильное влияние на человечество. ...
  Тип П., рисующегося нам по библейской истории, известен под именем "nabi" (נביא‎). Этимология этого слова неясна; древние еврейские лексикографы производили его от корня נוב‎, откуда происходит слово ניב‎ (= речь), т. е. nabi есть оратор (но в действительности слово ניב‎ значит не "речь", а "произведение", "продукт").
  В настоящее время его сближают с арабским корнем "naba", т. е. "сообщать", и с ассирийским "nabû", т. е. призывать, объявлять, называть, и со многими другими подобными корнями прочих семитских наречий...
  Своеобразна история "пророческой школы" (להקת הנביאים‎, ib., 19,20); ученики, или "сыны пророков" (בני הנביאים‎), часто составляли многолюдные собрания (חבל הנביאים‎, ib., 10, 5, 10), усердно занимавшиеся музыкой, вероятно и пением (ib.; см. Музыка). Они занимались также поэзией и сопровождали великого П., почему и могли психически воздействовать на более восприимчивых людей, которые под влиянием известного настроения следовали за ними и вступали в их братство (ib., 19, 20-24). Эти П.-ученики, конечно, не составляли отдельной замкнутой касты, напротив, члены братства вербовались из всех слоев населения. (ib., 10, 12). По-видимому, из этих кружков и вышли впоследствии П., сыгравшие известную роль в царствование Давида, напр. "провидец" Гад и Натан. Последний является уже типичным П. известного социально-политического направления.
  
  5) Применение имени в русском языке. Национальный корпус русского языка
  
  * Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (1390-1450): "И яко Павлу Варнава на проповѣдь подвизашеся, и аз убо, худоумный, на похваление предобляго господина ми слово изнести въсхотѣ".
  * Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): "Ап[о]ст[о]ли Павел и Варнава на соборѣ сказывали ж во Еросалимѣ пред всѣми, елика сотвори б[о]гъ знамения и чюдеса во языцех с нима".
  * Благословенная грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского, иеромонаху Ионе на служение в Никольской церкви Маркушевского монастыря (1695.05.30): "Смиренный Варнава, Божиею милостию архиепископ Холмогорский и Важеский".
  * Н. Э. Гейнце. Людоедка (1898): "В Соловецком монастыре в двадцатых годах нынешнего столетия умер, в глубокой старости, схимник Варнава, проживший в монастыре более шестидесяти лет и удивлявший братию и богомольцев своею подвижническою жизнью".
  
  6) Терминология иврита (арам.) и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведём имя в форму близкую к грамматике иврита (арам.) и выделим корни - ВАРНАВА = ВАР+НАВА. У нас сразу же появляются соответствующие корни иврита - БАР сын + НАВА, НАВИ, НАВЕ пророчествовать, пророк, оратор (красноречивый).
  
  Общий вид
  ВАРНАВА = ВАР+НАВА = ивр., арам. БАР בַּר сын, наследник + НАВИ נָבִיא пророк, прорицатель, оратор, вития (красноречивый).
  В еврейском тексте Деяний 4:36: стоит арамейское БАР НАВА (БАР НАВЕ, נַבֶא). См. Общесемитский корневой словарь; http://slovar-axaz.org/component/content/article/...
  
  б) Источник
  * См. стронг ивр.- арам. 1248, переход с 1249, БАР сын, наследник https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=e...
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 72; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43...
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H5030&k=1S...
  Hомер Стронга: H5030. Оригинал: נָבִיא. Произношение: наби′. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5012 - пророк, прорицатель.
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, 1878, Вильно, с. 291, 292, НАВА, НАВИ изливаться вдохновенной речью, прорицать; пророк, вития, оратор. https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43...
  
  в) Библейский образ
  
  * Амос 7:14: "И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын (ивр. БЕН (в арам. БАР)) пророка (НАВИ); я был пастух и собирал сикоморы".
  * 4 Царств 2:5: "И подошли сыны (БЕН) пророков (НАВИ), которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите".
  * Даниил 7: 13: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын (БАР) человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему". Также, 3:25.
  * Притчи 31:2: "что, сын (БАР) мой? что, сын (БАР) чрева моего? что, сын (БАР) обетов моих?".
  
  Таким образом, мы приходим к выводу, что "греческое" имя Варнава является транслитерацией арамейских (евр.) терминов БАР сын и НАВА пророк, пророчествовать, оратор. Сочетание двух терминов (понятие) с I века стало мужским именем и благодаря деятельности иудеохристианской Церкви, вошло в лексикон народов Европы.
  
  Греческие переписчики "Деяний...", пытаясь объяснить евр.-арам. сочетание БАР НАВА, сделали еврейского левита Иосифа (служители Храма: стража, певчие, музыканты и т.д.) - "сыном утешения".
  Библейский БАР НАВА (ВАРНАВА) не "утешитель", а миссионер, пропагандист и агитатор; для своего времени хорошо подготовленный теологически (учился в школе при иудейском Храме) идейный революционер, обладавший кроме теолого-философских знаний и даром красноречия, внушения.
  Так видимо и воспринимали имя и в русской монашеской среде, преподобный Варнава родился в городе Великий Устюг (1207?), где Михайло-Архангельский монастырь был основан в 1212 г.; город являлся опорным пунктом ростово-суздальских князей, центром монастырской колонизации и миссионерской деятельности Церкви на севере. Был священником, после набега в 1417 г. черемисов принял монашеский постриг и получил имя Варнава в честь апостола. Скорее всего, был направлен на реку Ветлугу Церковью для ведения миссионерской работы среди черемисов (язычников в то время), его миссия была удачной, после его смерти в поселении был построен Троицкий мужской монастырь (Варнавина пустынь). В 1639 году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию, в бассейне реки Ветлуга появился местный святой.
  
  Кишинев, 20.4.2018 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"