на остров Валаам честной крест, черти перепугались,
в воду побросались; а камни, как они играли, так и остались
П. И. Мельников-Печерский. На горах. (1875-1881)
На Ладожском озере 660 островов площадью более 1 га, около 500 из них сосредоточено в северной части озера в шхерном районе и образуют несколько архипелагов. Архипелаг Валаам находится в северной части Ладоги, в 42 км от ближайшего города на побережье - Сортавалы (Республика Карелия). Главный остров - Валаам, дал имя группе островов (всего 50), береговая линия его извилиста и образует множество бухт, заливов, проливов и фиордов, есть несколько бухт удобных для стоянки кораблей в шторм, 11 внутренних озер, рельеф тектонический, расчлененный, наибольшая высота 58, 2 метра.
На архипелаге сохранились мегалитические памятники неизвестного возраста и происхождения: каменные кладки и каменные дороги длиной по нескольку десятков метров, начинающиеся в лесу у берега и уходящие в воду - все они находятся в дальней части архипелага.
Через Ладожское озеро по южной его части, из Скандинавии в Византию (по Днепру) с IX века проходил водный путь "Из варяг в греки", остров в это время, находился в стороне от главного водного пути. В VIII веке на реке Волхов неподалёку от впадения в Ладожское озеро был основан город Ладога, не позднее XII века на северо-западном берегу возник город Корела, в 1323 году у истоков Невы - крепость Орешек.
В конце XIV века (одна из версий 1407 г.) на Валааме возник Спасо-Преображенский монастырь, а на острове Коневец - Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь (с 1393).
Остров Валаам длительное время занимал пограничное положение на стыке Шведского государства с Новгородской Русью, далее Московским великим княжеством, царством и, наконец, Российской империей. Противостояние со шведами длилось с переменным успехом в продолжение нескольких столетий, о. Валаам, в силу его духовного значения и географического положения, был постоянным объектом для нападения. В 1611 г. архипелаг был захвачен шведами, монастырь был разрушен, в состав России о. Валаам был возвращен в 1715 году и по указу Петра I монастырь был восстановлен.
1) Краткая история
Почти все свидетельства ранней истории архипелага и монастыря утрачены, исследователи часто опираются на церковно-легендарную (предания) информацию.
а) Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы http://vysokovo.prihod.ru/zhitija_svjatykh/view/i... "Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли "честной и великой лаврой". Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья". Надо отметить, что уже в XVI веке Церкви принадлежала треть земель России (государство в государстве) с правом суда над местным населением, хозяйствования, сбора налогов и поставки рекрутов для армии. Каждый монастырь - феодальный правитель, административно-хозяйственный и политико-религиозный центр района или области.
б) Церковная версия основания монастыря; http://krotov.info/history/19/56/rodch_02.html "Валаамской Монастырь устроенъ былъ Первым Епископомъ Новгородскимъ Иакимом, и при первом освящении пределов Новгородских, что последовало въ 992-мъ Году, О чем Согласно рукописи Монастырския пишутъ и летописцы печатныя: 1-й по Кенигсберскому Списку. 2-й по Никонову Списку. 3-й по Церковнымъ Преосвященного Митроп. Платона и 4-й въ истории отъ Библейскихъ времянъ". Так сообщает об основании монастыря? Краткое описание Валаамского общежительного монастыря...? составленное в 1820 году".
в) Археологические данные
* Крещение Руси в Киеве произошло в 988 году, а Новгород (несколько близлежащих поселений) силой крестили в 991 году, основание же Валаамского монастыря по церковным преданиям относят к 992 году, что исторически противоречит периоду распространения иудеохристианства в регионе (общая традиция - удревнение истории монастыря). "Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович "послав кристи множество Корел, мало не все люди"" (Википедия, Карелы)
* Археология, опираясь на обряд захоронений, относит преобладание христианства в Карелии к концу XIV века. Проведенные в советское время разведочные археологические раскопки на Валааме дали артефакты не ранее 1450 года, отмечено своё металлургическое производство (много шлака), работы по бронзе, некоторые предметы указывают на присутствие женщин на острове
* Новгородцы вышли на южное побережье Ладоги в 1116 году (заложена крепость Ладога, отдельные экспедиции предпринимались и ранее), с этого времени в военном противостоянии со шведами видимо и начинается длительная история хозяйственного освоения островов на северной Ладоге. Первоначально острова (архипелаги) в северной части озера осваивались в сугубо материальном, хозяйственном плане - судоходство, рыболовство, меховой промысел. Валаам - богатейшие рыбные ловли и крупные лежки нерпы, сегодня одновременно 200-300 животных, вблизи островов 600-700 голов; поголовье нерпы в прошлом доходило до 20 000 особей. Валаам находится посередине северной части озера, здесь есть несколько бухт, самой природой приспособленных для безопасной стоянки судов в штормы (в октябре штормы, высота волны до 6 м).
* Матти Саарнисто. Образование Валаама и история землепользования; http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/skaz_kr/saarnist... "Земледелие, а именно, выращивание ржи, установилось в районе Монастырского залива примерно в XI в., а в других исследованных местах - примерно в 1250 г. после Р.Х. О времени основания Валаамского монастыря существуют различные мнения. Профессор Киркинен считает годом основания 1160 г. после Р.Х., Д. Линд (1986) - 1329 г. после Р.Х. ...
Более совершенные методы сельского хозяйства стали применяться в районе Монастырской бухты сразу же после 1000 г. по Р.Х, а в других частях острова - в 1150-1250 гг. по Р.Х. В этот период и в других районах на севере Ладожского озера, а также в Пегреме, Заонежье и на севере Онежского озера начало развиваться сельское хозяйство на постоянной основе. Период значительного роста поселений и свидетельств ведения сельского хозяйства совпадает с периодом крестовых походов в Карелии, богатым на археологические находки. Очевидно, что Валаамский монастырь был основан на острове с постоянным населением".
* Википедия. Валаамский монастырь: "Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В "Сказании о Валаамском монастыре" годом основания называется 1407 год".
2) Существующая этимология
а) Википедия. Валаа́м - возможно, карел. Valamoi, фин. Valamo "высокая, горная земля" (наибольшая высота на острове 58 м.).
б) Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря; http://valaam.ru/ru/smi/113/ "История Валаама, название которого с финского означает "земля света", восходит к дохристианской эпохе, когда Валаам был местом языческого культа".
в) О происхождении некоторых русских географических названий. Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография", Демин В., Зеленцов С. Издательство "Вече". http://slovnik.narod.ru/etim_gidronim.htm Валаам. "Однако в названии острова не менее явственно слышится имя и более древнего бога, известного из Библии как Ваал. Так в грецизированном переиначивании звучит имя древнесемитского Баала (Балу)".
г) Загадочные святилища Карелии; http://artmystica.ru/theory/3/travel14/ "Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала (ивр."בעל"). Вообще, словом "Ваал" семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще... Какова подлинная история Валаама узнать уже не представляется возможным, однако на связь с Палестиной косвенно указывает тот факт, что Ладожское озеро раньше назвалось Нево, так же как и знаменитая гора Нево (ивр. ""הַר נְבוֹ"; араб."جبل نيبو") в Иордании, на которой умер пророк Моисей...".
"ВАЛАА́М (בִּלְעָם, Бил"ам), прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царем Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю обетованную. По библейскому рассказу, когда Валаам выехал к Балаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом, и заговорила с Валаамом, после чего и сам он увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их и предсказал им победу над врагами (Чис. 22-25). Профессиональный прорицатель Валаам напоминает вавилонских жрецов - бару, предсказывавших исход сражений; с этой целью один или несколько таких прорицателей обычно сопровождали войско". Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. 2:15, Иуд. 1:11, Откр. 2:14).
* Его имя понималось как "bloiiam " (без народа), "balaiiam" (пожиратель или губитель народа) (Вавилон. Талмуд, Санхедрин 105a; Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 22. 5).
б) Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора; http://superbook.org/DICTIONARY/NIK/v.htm "ВААЛ или ВАЛ (господин; 3Цар 18.9, Ис 46.1, Иер 9.14) - название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и притом в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как например Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар 18.18)".
в) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона * Баал, Бел ( בעל, בל) - имя ханаанейского (финикийского, а может быть, филистейского или др.) бога, часто упоминаемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях, у греческих и римских писателей (Βάαλ, Baal, Bal), в Септуагинте и у Иосифа Флавия. Термин "Баал", обычно переводимый через "владыка", в сущности, означает "владелец" или "собственник", в этом смысле он употребляется даже у нынешних евреев. В Библии Б. означает только собственника или владельца животных (Исайя, 1, 3; Исх., 21, 28 и сл.) или же в смысле мужа, супруга (Притч., 31, 11).
4) Применение термина в русском языке.
Национальный корпус русского языка (НКРЯ) Согласно статистике НКРЯ в русской литературе 1800-2013 гг. имя Валаам регистрировалось с 1812 года, пик применения в 1823 г., в дальнейшем падение применения термина до минимальных значений 1814 года. Иногда десятилетиями термин в литературе не фиксировался, в настоящее время употребляется редко
* Послание Иуды: синодальный перевод (1816-1862): "Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей". * Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 9 (1816-1820): "Объявив неприятелей великодушного иерарха Филиппа наглыми клеветниками, он заточил соловецкого игумена, лукавого Паисия на дикий остров Валаам".
5) Обобщение и вывод
Найти какую-либо этимологию карел. Valamoi, фин. Valamo не удалось; библейские и талмудические толкования термина Валаам - противоречивы. Предположить, что монахи назвали остров и монастырь по имени языческого прорицателя Валаама (Билеам) мы не можем, т.к. христианство вело преследование языческих культов и их не прославляло
Вывод
Скорее всего, имя острова связано с его выдающимся географическим и хозяйственным положением в северном, шхерном (500 островов) регионе Ладожского озера. При основании монастыря (хозяйственный субъект: ремесло, торговля, сбор налогов, суд и духовный деятель) надо было выделить владельца островной территории. Географически остров расположен почти посередине северной части озера, до материковой части на З, С и В, примерно 40-60 км, день пути на парусно-весельном боте.
Обнаружение археологами остатков металлургического производства указывает на его ремесленное значение, важное для местного островного населения, занимающегося преимущественно охотой (меха) и рыболовством. В таком случае в имени острова должно содержаться указание на его властные полномочия - монастырь (соответственно остров) рассматривался как хозяин, властелин на этой территории. Крупный субъект иудеохристианства мог быть назван только на базе терминологии сакрального языка - освящение территории, введение её в культ Бога Яхве.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология Выделим корни в исследуемом имени - ВАЛААМ (БАЛААМ) = ВАЛ+ААМ, у нас моментально проявляются соответствующие корни иврита.
* ЕЭБЕ. "Баал, понятие (בעל...) - еврейское обозначение владельца или собственника предмета. В связи с различными другими терминами Б. выражает всевозможные отношения человека к предмету. Некоторые подобные сочетания встречаются в библейской фразеологии и употребляются и поныне, преимущественно у польско-немецких евреев (ср., напр., "Baal ha-Baith", исказившееся в "Baalboos"). В талмудической письменности слова, сложные с Б., служат, главным образом, для обозначения различных разрядов ученых, напр. "Baale Gemara" или "Baale Talmud" - талмудисты; "Baale Mikrah" - ученые исследователи Библии; "Baale Mischnah" - специалисты по Мишне. До сих пор еще употребительны некоторые другие сочетания слова Б., заимствованные из Талмуда. Сюда относятся, напр., "Baale Chajim" - животные; "Baal Din" - тяжущаяся сторона; "Baal Teschubah" - кающийся; "Baal Jessurim" - страдалец; "Baal Mum" - калека; "Baal Ezah" - советчик".
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H3220. Оригинал: יָם. Произношение: йам. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего roar - 1. море, озеро; 2. запад.
в) Библейский образ
* Исход 22:8: "а если не найдется вор, пусть хозяин (БААЛ) дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего". * Бытие 14:3: Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море (ЙАМ) Соленое (Мертвое море, собственно озеро).
Таким образом, составное имя острова Вал+аам - транслитерация (передача понятий другим алфавитом) двух терминов иврита на русский язык. Топоним отражает сложившуюся социально-политическую обстановку в северном, шхерном районе Ладожского озера в XIV-XV вв., в момент основания Свято-Преображенского монастыря (монастырь имеет своё имя) - владелец, хозяин озера.