Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Боязнь - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Когда стражники станут трястись (ивр. ЙАЗУ),
  и сильные скрючатся, и те, что мелют, не смогут молоть - слишком
   мало их будет, а те, что глядят в окна, уже ничего не увидят
  Екклезиаст 12:3
  
  Психология относит "боязнь" к эмоциональной сфере, к проявлению страха, который затрагивает организм человека, даже едва выраженная эмоция изменяет физиологическое состояние человека.
  Организм учится реагировать на агрессивные проявления внешней среды, сохраняет память о предыдущих состояниях (архивная память, личный опыт); при развитии фобии (навязчивый страх) человек избегает определенных объектов, деятельности или ситуаций.
  Начало страха - появления внешнего раздражителя-стимула, человека беспокоят тревожные мысли; на нейронных путях закрепляются сопутствующие эмоции и способы реагирования организма на них.
  Согласно общей теме исследования, мы попытаемся связать это древнерусское слово-понятие с библейской терминологией и образами.
  
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  Корень: -бо-; суффиксы: -я-знь. Значение: робость, страх или беспокойство.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от праслав. *bojaznь, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. боiазнь, русск. боязнь, укр. боязнь, белор. боязь, чешск. bazen, польск. bojazn. Связано с бояться, от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. боiати с (др.-греч. foveisthai), укр. боятися, болг. боя се, сербохорв. бо?ати се, словенск. bojati s;, batl se, чешск. bati se, польск. bac sie, в.-луж. bojec so, н.-луж. bojas. (???)
  
  2) Применение в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975
  http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
  
  Боязнь. Страх, опасение. "Сидяшту ти в зиму в тепле в храмине и без боязни...", Изб. Свят., 1076 г. "Есть бо пусто место то близь есть Асколон град (Ашкелон, Израиль), выходят бо оттуду сарацины... да ту есть боязнь велика от места...", Х. Дн. иг., 1496-1316., и т.д.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (1300-1400): "Тогда наглость, ни гневъ, ни ярость приидет ти, но ниже вражда будеть в тобе, ни памятозлобие, ни боязнь же, ни страх; ни потреба тогда мужьству; ревность и зависть престанеть от тебе, госпоже; похоть бесловесная и сласть такоже".
  
  * Из Тактикона Никона Черногорца (1300-1400): "Паче же и всем многа боязнь есть и беда пакости ради искреняго, и съблазнъ предлежит от речения, якоже пишет въ Еуангельих яко "уне есть жерновный камень привязати ему" и проча".
  * Часослов. Час шестой: "Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя".
  
  * Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768)
  - Противная надежде боязнь называется печаль о предожидаемом зле.
  - Другие писатели определяют надежду радостью о предбудущем добре, и боязнь; печалью о предбудущем зле; но мы можем надеяться и бояться и того, что нам и не случится.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Проявление эмоции страха (связь внутреннего состояния организма с внешней средой) проявляется в мимике и жестах: меняется цвет лица (кровь отливает), человек плохо владеет руками и ногами (ноги подкашиваются); возникает мышечное напряжение, что приводит к ДРОЖАНИЮ всего организма и к тремору конечностей и т.д. В то же время психология рассматривает ДРОЖАНИЕ как эмоциональное возбуждение - последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания.
  
  Вывод
  Термин применялся в церковно-служебной,переводной русской литературе и в светских актах, очевидно должен иметь логико-лексическую связь с библейскими образами и терминами.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведём термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - БОЯЗНЬ = БОЯ+ЗНЬ. Выявляются два соответствующих содержанию слова корня иврита, БО происходить + ЗАИИН дрожать, трепетать.
  
  * БО = ивр. БО בּוא совершаться, происходить, быть, приходить (в состояние).
  
  * ЗНЬ = ивр. ЗАИИН זָיְעִין трепетать; исходный термин З.В.аин. = ЗУА זוע трепетать; стронга H2112, форма ЙАЗУУ יָּזֻעוּ.
  
  Общий вид
  
  БОЯЗНЬ = БОЯ+ЗНЬ = ивр. БО בּוא совершаться, происходить, быть (конечная буква иврита АЛЕФ א = Я) + ЗАИИН זָיְעִין трепетать, дрожать; форма ЙАЗУУ יָּזֻעוּ.
  
  В общем смысле БОЯЗНЬ - визуально наблюдаемое психофизиологическое состояние человека: дрожание, трепет, тремор (от лат. tremor, дрожание), неадекватное поведение. Переживание предстоящего бедствия; беспокойство за свою жизнь, близких людей и имущество.
  
  б) Источник
  
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H935. Оригинал: בּוא. Произношение: бо′. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - I(pael): входить, приходить. E(hi): 1. впускать; 2. вводить, вносить, приводить, приносить. F(ho): быть принесённым, быть приведенным.
  
  + Hомер Стронга: H2112; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Оригинал: זוע. Произношение: зуа‛. Часть речи: Глагол. Этимология: соответствует H2111 - H(peal): трепетать.
  Форма ЗУА זוּעַ привести в дрожь, дрожать; ЗАИИН זָיְעִין трепетать.
  
  + Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 57, БО; с. 122, ЗУА.
  
  в) Библейский образ
  
  * Даниил 5:19: "Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали (ивр. ЗАИИН ЗАИИН, оба слова - трепетать) и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал". Речь идет о вавилонском царе Навуходоносоре.
  
  * Даниил 6:27: "Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали (ивр. ЗАИИН ЗАИИН) и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".
  
  В данных стихах, согласно Вестминстерскому Ленинградскому кодексу (датируют 1008 г., обнаружен в Крыму Авраамом Фирковичем), применены термины в форме ЗАИИН ЗАИИН זָיְעִין זאעין - трепетать.
  
  Таким образом, русское слово-понятие составлено из терминов иврита (транслитерация, передача слова другим алфавитом), основание - библейский образ. Жизнь - беспрерывный поиск смысла, который постоянно проходит по краю бессмысленности; используя библейскую терминологию и образы мы, очевидно, можем понять мысль древнего человека.
  
  Евгений Ковалёв. Поэма Сократия
  http://www.ndkplaneta.ru/poezija-evoljucii/
  ...
  Но с человечеством что-то не так,
  Промышленность есть, а в мире бардак.
  Войны, болезни, террор и коррупция,
  Как-то не ладится эволюция.
  ...
  Храмы возводятся, как на дрожжах,
  Молятся люди пред богом, дрожа,
  Льётся кругом колокольный звон,
  В средневековье уводит он.
  ...
  Где вектор развития? Где же путь?
  Без направления, где же суть!
  Меж тем, очевидно, взамен демократии,
  Восходит эпоха народной сократии.
  Что есть сократия? Cпросишь ты,
  Это идея Великой Мечты,
  Жизнь человечества будет иной,
  Не путать с анархией новый строй!
  
  Кишинев, 2016 г.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"