|
|
||
С. Булгаков
Известный русский экономист, философ, богослов, церковный и общественный деятель Сергей Николаевич Булгаков (о. Сергий Булгаков) родился 16 июня 1871 г. в г. Ливны, Орловской губернии, в семье потомственного священника. Рос в церковной атмосфере, окончил четыре класса духовного училища, затем, в 13 лет, поступил в духовную семинарию. Но семинария не способствовала его духовному развитию - "принудительное благочестие" отвратило его от церковного пути, и он за год до окончания бросил семинарию и поступил в последний класс гимназии, а по окончании гимназии поступил (в 1890 г.) на юридический факультет Московского университета. Здесь он изучает политэкономию и становится одним из ведущих "легальных марксистов".
После защиты диплома в 1894 г. оставлен (по рекомендации проф. А.И. Чупрова) на кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1896 г. опубликована первая книга Булгакова - "О рынках при капиталистическом производстве", посвященная опровержению тезиса народников о невозможности построения капитализма в России при отсутствии внешних рынков.
В 1898 г. он женился на Елене Ивановне Токмаковой, и в том же году ему была предоставлена двухлетняя научная командировка за границу (Берлин, Лондон, Париж), куда он вместе с женой отправился для работы к диссертации. Тема работы - проверка основных положений марксизма в области земледелия. По ее результатам он написал и опубликовал (в 1900 г.) двухтомный труд "Капитализм и земледелие". В этой работе Булгаков доказал устойчивость и жизнеспособность мелкого сельскохозяйственного производства, его превосходство над крупным и показал, что положения марксизма не оправдываются на сельскохозяйственной эволюции. В Московском университете диссертацию Булгакова сочли недостаточной для докторской и присудили ему магистерскую степень, но этого вполне хватило, чтобы ему тут же дали кафедру политической экономии в Киевском Политехническом институте.
За границей он познакомился, по рекомендации Г. В. Плеханова, с Каутским, Бебелем, Либкнехтом, В. Адлером и др. Знакомство и общение с ними вызвало у Булгакова скорее разочарование в марксизме - из-за границы он вернулся "потерявшим почву и уже с надломленной верой в свои идеалы". После возвращения в нем начался поворот "от марксизма к идеализму". Некоторое влияние при этом на него оказал и Л. Н. Толстой, с которым он встречался и дискутировал в 1897 и 1902 гг. В 1902 г. он познакомился с Л. И. Шестовым и Н. А. Бердяевым.
В 1903 г. С. Булгаков участвует в нелегальном съезде в Шафгаузене (Швейцария), положившем начало "Союзу освобождения", где выступил с докладом по аграрному вопросу, в котором доказывал, что аграрному прогрессу в России препятствует самодержавие, и предлагал систему мер по передаче земли крестьянам, и в том же году выходит его книга "От марксизма к идеализму", отображение духовного перелома в нем и утверждение им смены своей ориентации.
В 1901-1906 гг. живет преимущественно в Киеве. В 1904 г. вместе с Н. А. Бердяевым пытается издавать собственный журнал - для этого они сначала приобрели "Новый путь", а затем основали "Вопросы жизни".
В марте 1905 г. по его инициативе в Москве было основано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, и в дальнейшем он принимал в работе этого общества активное участие. В этом же году он впервые за много лет пришел в церковь на исповедь.
В 1904-5 гг. выступал против русско-японской войны. Во время революции 1905 г. находился в Киеве. В 1906 г. участвовал в создании "Христианского братства борьбы" (вместе с В. П. Свенцицким, П. А. Флоренском, В. Ф. Эрном и др.). Вместе с В. В. Зеньковским занимался в том же году изданием печатного органа "Братства" - газеты "Народ" (после 7-го номера была закрыта цензурой).
В 1906 г. переехал в Москву. Получил кафедру в Коммерческом Институте, в 1907 г. стал депутатом 2-й Государственной Думы от конституционно-демократической партии, от Орловской губернии, после избрания в Думу печатно объявил, что не считает себя относящимся к кадетской партии и входит в Думу как беспартийный "христианский социалист".
В то же время Булгаков - приват-доцент юридического факультета Московского университета. В 1911 г. вместе с группой других профессоров и доцентов университета вышел в отставку в знак протеста против нарушения правительством университетской автономии.
Булгаков отказался от политической деятельности, полностью отстранился от деятельности революционной (в основном по нравственным соображениям), но продолжал вести религиозно-философские и литературно-культурные работы. Из выступлений в прессе этого периода самое известное - участие статьей "Героизм и подвижничество" в знаменитом сб. "Вехи". В 1910 г. принимает активное участие (вместе с Е. Трубецким, Н. Бердяевым и В. Эрном) в создании издательства "Путь". В этом издательстве выходят его книги: "Два града. Исследование о природе общественных идеалов" (1911, сборник статей, в 2-х книгах) и "Философия хозяйства" (1912) - за эту книгу он получает в Московском университете степень доктора политической экономии. В московском коммерческом институте читает он курсы лекций "История социальных учений XIX в." и "История экономических учений".
В 1917 г. выходит вторая его крупная философская работа, "Свет Невечерний" - очерк системы его нового миросозерцания; эту книгу он писал пять лет.
После февральской революции на московском собрании писателей произнес речь "О даре свободы". Принимал активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора, посвященного обновлению церковного строя; вновь избран профессором университета; член "Лиги русской культуры". Октябрьскую революцию воспринял как трагедию. Свое отношение к революции он выразил в брошюре "Христианство и социализм" (1917).
В революционном движении С. Булгаков разочаровался уже давно и победа революции, вероятно, ускорила его уход из общественной деятельности в церковную - он стремился отстраниться, не приемля их, от социальных перемен, происходящих вокруг. В Троицын день 1917 г. посвящен в сан диакона, в Духов день - в сан пресвитера. В 1918 г. на Пятидесятницу (11 июня) был рукоположен патриархом Тихоном в священники. Из Университета за принятие священства был исключен. Избран членом Высшего церковного совета.
Выехал в Крым за своей семьей, но вернуться в Москву оттуда уже не смог, стал на время профессором Симферопольского университета, преподавал политэкономию и богословие. В Крыму им были написаны "Трагедия философии" (вышла в 1928 г. на немецком языке, "Die Tragödie der Philosophie", в 1993 г. - на русском), "Философия имени" (опубликована в 1953 г.), "У стен Херсониса" (не опубл.). За границей опубликована книга "На пиру богов. Pro и contra" (1921).
В 1920 г. после освобождения Крыма Красной армией остался. По причине священства исключен из профессоров Симферопольского университета, стал протоиереем в Ялтинском соборе. В октябре 1922 г. арестован и доставлен из Ялты в Симферополь, где был ознакомлен с решением о высылке его за границу и был вынужден подписать бумагу, согласно которой в случае его возвращения в РСФСР он будет расстрелян. 30 декабря вместе со всей семьей (кроме сына Федора, оставшегося в Москве) отбыл в Константинополь.
В марте 1923 г. он переезжает в Прагу, где читает лекции на Русском Юридическом Факультете (преподает церковное право и богословие), в 1925 г. переезжает в Париж, в связи с основанием там Богословского института.
За границей Булгаков уже не писал крупных философских работ, почти полностью перенеся свои интересы на богословие; когда в 1926 г. Ю.И. Айхенвальд попросил его написать статью на литературно-философскую тему, он ответил отказом, потому что "от этих тем совершенно отошел".
Он совершает ряд поездок по странам Европы и Америки (Англия, Швейцария, Греция, Югославия, США, Канада), организовывает Общество Святой Софии.
Новая трактовка роли Софии в Троице пришлась не по душе русской церкви. После выхода книги "Агнец Божий" митрополит Сергий, впоследствии патриарх Московский, подверг суровой критике учение С. Булгакова, после чего синод московской патриархии (7 сентября 1935 г.), а затем и Архиерейский Собор в Карловицах (30 октября 1935 г.) объявили его учение чуждым православной церкви - фактически до начала каких-либо обсуждений его в богословской литературе, что сделало невозможным дальнейшее обсуждение этой проблемы.
На эту критику С. Булгаков представил свои ответы-возра-жения ("Докладная записка митр. Евлогию по поводу определения Архиерейского собора в Карловицах относительно учения о Софии Премудрости Божией"), опубликованные в газете парижского митрополита Евлогия (ректора Богословского института и возглавляющего Западноевропейский Экзархат), Экзархат эти возражения принял и осуждения не поддержал, но митрополит Евлогий счел нужным создать особую комиссию по вопросу о "еретичестве" Булгакова, доклад комиссии был для Булгакова в целом благоприятен, он смог продолжить преподавание в Богословском институте. В ответ на эти возражения Владимиром Лосским была написана книга "Спор о Софии".
После невольной эмиграции он писал преимущественно богословские книги. В Праге им был написана книга "Петр и Иоанн, два первоапостола" (опубликована в 1926 г.). Затем им была опубликована так называемая "малая трилогия": "Купина Неопалимая" (1927, о православном культе Богоматери), "Друг Жениха" (1928, о православном почитании Предтечи), "Лествица Иаковля" (1929, об ангелах). Православию же посвящены книги "Икона и иконопочитание" (1931) и сборник статей "Православие" (1933). Главная же его работа, opus magnum, трилогия, озаглавленная автором "О Богочеловечестве", называемая также "большая трилогия": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Последняя часть этой трилогии была опубликована уже после смерти С. Булгакова, но эту работу ему удалось при жизни довести до завершения. Также после смерти были опубликованы "Автобиографические заметки" (1947, воспоминания об отдельных эпизодах собственной жизни), "Философия языка" (1948) и "Апокалипсис Иоанна" (1948) - последняя богословская работа, как бы послесловие к "Богочеловечеству".
Весной 1939 г. С. Булгаков перенес тяжелую операцию (у него был рак горла), но вскоре смог вернуться к преподаванию в институте. Умер 6 мая 1944 г., похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, возле Парижа.
ОК.