Аннотация: Наглядное пособие по квантовой теории для детского сада...
КВАНТОВЫЕ КРЕСТИКИ-НОЛИКИ. Суть в том, что а) у каждого противника крестики и нолики могут появляться на игровом поле с некоторой вероятностью, зависящей от номера клетки (соответствует чистому состоянию в квантовой механике, которое описывается волновой функцией; т.о., у каждого игрока - своя волновая функция ); б) игровой символ игрока может иногда находиться в состоянии суперпозиции: с некоторой вероятностью - крестик, с некоторой - нолик, редукция происходит в момент хода; в) смешивание состояний в суперпозицию происходит благодаря квантовому взаимодействию символов на поле (например, типа модели Изинга 2-мерной спиновой решетки). То есть, существует гамильтониан системы "крестики-нолики", который определяет стационарные состояния системы в каждый момент, характеризующиеся собственными значениями энергии. Энергии (точнее их разности) характеризуют игровые вероятности перехода в другие состояния. Выигрывает тот, кто первый завершает какую-либо линию на поле. Особенность этой игры заключается в том, что ее нельзя реализовать в виде программы на обычном компьютере - суперпозиция состояний и редукция не имитируются классической стохастической системой (следствие теоремы Белла). А квантовые компьютеры пока еще не научились реализовывать такие сложные алгоритмы. То есть, сыграть можно было бы пока только на реальной системе типа электронной спиновой сети на ферромагнитной пленке с помощью наноробота... :) И еще. Поскольку крестики и нолики по сути неразличимы между собой (крестики от крестиков, нолики от ноликов) и не могут накапливаться в одной клетке, существенно, чтобы символы реализовывались фермионными частицами. Возникает интересная версия бозонных крестиков-ноликов (обычные, стало быть, в силу правил следует назвать фермионными), в которых в одной клетке может быть любое число тех и других...