Когда-то Платон выдвинул удивительную теорию познания, согласно которой познание - это воспоминание того, что мы уже знали изначально, но по каким-то причинам забыли. Эта его теория органически входила в его концепцию первичности мира идей (эйдосов), проекцией которого, по его мнению, был материальный мир. Например, в мире существуют миллионы различных конкретных столов, но идея стола - общая для них, она универсальна и является первичной основой, из которой потом получают материальное воплощение все конкретные столы. Впоследствии платоновская теория познания была отвергнута под натиском сенсуализма, эмпиризма и материализма. Подавляющее большинство существующих методик и теорий обучения рассматривают знания, как некий социальный продукт, полученный на практике в процессе ее ментального отражения, который просто переносится в сознание обучающегося так же, как учитель пишет на чистой доске предложения и формулы (tabula rasa - чистая доска, - термин, введенный английским эмпириком Джоном Локком в его труде "Опыт о человеческом разумении"). Позже Кант в некотором смысле реанимировал теорию познания Платона в виде априорных синтетических суждений и априорных форм познания. В качестве последних он рассматривал аристотелеву логику и евклидову геометрию. По его мнению, логика и евклидова геометрия существуют в сознании как априорные (доопытные или мета-опытные) гносеологические инструменты, встроенные в разум от рождения и раскрывающиеся в процессе обучения. Современная философия науки может легко возразить Канту, сославшись на существование неевклидовых геометрий и неаристотелевых логик. Проблема, однако, заключается в том, что математики, открывшие неевклидову геометрию и неаристотелевы логики, прошли полный курс обучения в школе и вузе, который включал в себя в качестве обязательных ступеней именно евклидову геометрию и аристотелеву логику. И вряд ли найдутся примеры ученых, которые смогли бы достичь каких-то результатов, миновав эти ступени. Это рассуждение, разумеется, не является доказательством теории познания Платона. Более того, даже если бы она оказалась верной, вряд ли на ее основе можно было бы построить СИСТЕМУ обучения, поскольку даже процесс обычного воспоминания в значительной степени индивидуален и субъективен. Но если, все же, Платон прав, то все наши самые совершенные системы обучения имеют дело лишь с вершиной айсберга, основная часть которого покоится в непреднамеренном забвении где-то в глубинах человеческой личности...
В связи с памятью вспомнился анекдот:
- Внучек, как фамилия того немца, от которого я без ума?
- Альцгеймер, бабушка!