Коган Александр Рафаилович : другие произведения.

День рождения сионизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ћРусскиеЋ евреи построили Израиль. А про них - забыли...

  "Мы собрались здесь, чтобы заложить краеугольный камень дома, который должен стать убежищем для евреев". Это были самые первые слова Теодора Герцля 29 августа 1897 года на Первом Сионистском конгрессе в Базеле (Швейцария).
  
  
  с 29 по 31 августа в Израиле празднуют день рождения сионизма. В эти дни в Базеле в 1897 году состоялся Первый Сионистский конгресс - первое национальное собранием еврейского народа нового времени. Этот конгресс был весьма представительным - на него прибыли 208 делегатов из 16 стран и сотни наблюдателей. Дискуссии проходили в деловой обстановке, а атмосфера напоминала парламентские прения нормального европейского государства тех дней. Герцль ревностно следил за тем, чтобы не дать возможности утверждать, что речь идет о неком тайном союзе, разрабатывающем планы по "захвату мира". Именно поэтому он пригласил на конгресс представителей как еврейской, так и нееврейской прессы. На заседаниях присутствовало 26 корреспондентов от наиболее авторитетных европейских газет. Если судить по стандартам сегодняшних дней - там был цвет всемирных СМИ. Основное решение, принятое конгрессом в результате длительных споров, вошедшее в историю под названием "Базельская программа", стало официальной основой идеологии сионистского движения. Основополагающий тезис программы - "Сионизм стремится к созданию родины для еврейского народа в стране Израиля". В результате работы базельского конгресса была основана также Всемирная Сионистская организация во главе с исполнительным комитетом под руководством самого Теодора Герцля. Эта организация была с тех пор своего рода "правительством" еврейского народа на протяжении 50 лет, - вплоть до создания независимого государства. Покидая Базель, Герцль записал в своем дневнике: "Если бы нужно было подвести краткий итог конгрессу, я бы сказал: "В Базеле я создал еврейское государство". Если бы я сказал это сегодня во весь голос, меня подвергли бы осмеянию. Но может быть лет через пять или наверняка - через пятьдесят - это признают все. Государство уже основано. Сущность его - в стремлении народа к национальной независимости".
  
  Ровно столетие спустя после этих событий - в конце августа 1997 года, Израиль помпезно отпраздновал день рождения своей государственной доктрины. Автор этих строк, отдававший в это время свой гражданский долг в частях ЦАХАЛа, как закаленный гомосоветикус, может, и не обратил бы особого внимания на эти торжества, если бы не два момента. Во-первых: обилие бородатых Герцлей на улицах - на плакатах, в газетах, и даже картонных, в несколько натуральных величин, на зданиях. Во-вторых: лекция в части на эту тему, на которую меня насильно загнали. Образовательный отдел армии заботится о поддержании высокого уровня общих знаний у солдат, как минимум во всем, что касается государственного исторического наследия. Но когда на лекции 18-летняя посланница просотдела начала вещать про бородатого провозвестника сионизма, меня прорвало. Хронология сионистского движения, начинавшаяся с 1896 года - года написания Герцлем книги "Еврейское государство" просто вывела из себя.
  Ведь когда Теодор, со своими приятелями - Максом Нордау, Давидом Вольфсоном, Максом Боденхеймером и т. д., попивая кофе из маленьких чашечек или лакомясь швейцарским шоколадом, обсуждали, как же будет выглядеть государство, "российские" еврейские парни уже вот как ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ адским трудом превращали малярийные болота и пустыни будущего Израиля в райский оазис.
  Почему никто не помнит о них? О тридцати тысячах харьковчан и одесситов, ешиботников и студентов, которые с 1882 года рыли канавы? Может у них просто плохо обстояло дело с пиаром? Ведь журналистов того времени, как, впрочем, и сегодня, больше интересовали конференции с кейтерингом, а не копания канав под палящим солнцем. Лекцию я, можно сказать сорвал. Просто смел в сторону лавиной вопросов лекторшу, а потом и сам стал рассказывать, что знал.
  В 1882 году началась так называемая Первая алия. По 1903 год приезжают около 30 тысяч евреев. Причина начала "алии" - волна погромов на юге России, в "черте оседлости", после убийства Александра II "народовольцами", среди которых была одна еврейка. В этих районах проживало около 4 миллионов иудеев. Волна насилия, подкрепленная новыми законами и уложениями, запрещавшими евреям покупать или арендовать землю и приобретать недвижимость, очень многих подтолкнула к решению покинуть Россию. Фраза министра внутренних дел Игнатьева "Западная граница для евреев открыта" передавалась из уст в уста... Вот евреи и потянулись на запад.
  
  Но некоторые решили все-таки попытать счастья на востоке. В основном еврейские "пионеры", прибывшие в Эрец Исраэль были представителями молодежных движений "Ховевей Цион" ("Любящие Сион") и БИЛУ (аббревиатура фразы из книги Исайи 2:5 "Дом Якова (сыны Израиля), придите и пойдем"). Основаны оба движения были в Харькове еврейскими студентами. Одними из наиболее активных первых сионистов были одесситы. Своего рода праотцом движений был одесский еврей, врач и писатель Лео Пинскер. Он опубликовал в начале 1882 года анонимную брошюру на немецком языке "Автоэмансипация". В ней он обращается к соплеменникам с призывом создать в Эрец Исраэль свою страну: "Другие народы не считают нас нацией и нашего голоса не слышно в собрании народов даже в вопросах, которые касаются только нас одних! Наша родина - чужбина, наше единство - рассеяние, наша солидарность - ненависть к нам, наше оружие - покорность, наша защита - бегство, наш талант - приспособление, наше будущее - один завтрашний день! Что за презренная роль для народа бывшего когда-то Маккавеями?"
  Самые первые поселенцы прибывают в количестве 14 человек в порт Яффо. За ними приезжают все новые и новые молодые евреи. Никто из них не имеет ни малейшего опыта работы на земле, тем более, на настолько ужасной. Побывавший в Эрец Исраэль за несколько лет до них Марк Твен писал: "С трудом можно отыскать кое-где деревце или чахлый кустик. Даже оливы и кактусы, эти верные друзья бесхозной земли, почти полностью покинули страну... Земля "сидит", посыпав голову пеплом. Будто проказа и проклятье лежат на ее полях". И вот, молодые еврейские парни за несколько лет страшных ошибок и нечеловеческих трудов создают поселения Ришон ле-Цион, Гедера, Зихрон Яков, Нес-Циона и Реховот. Десятки умирают от голода и малярии, стычек с бандами бедуинов, но покидают эту землю единицы.
  В Израиле любят вспоминать барона Эдмона Ротшильда - миллионера, скупавшего земли для еврейских "пионеров", финансировавшего покупки нужного оборудования.
  Но при этом практически забывают еще целый ряд филантропов, не владевших деньгами, которые имел барон, но внесших не меньший вклад в развитие первых еврейских городов. И большинство из этих филантропов, отдавших все свое состояние для покупки новых земель, имели русские корни.
  Как, например, доктор Йеошуа Ханкин. Приехав в 1882 году в Эрец Исраэль в Ришон Ле - Цион он работал в сельском хозяйстве, а с 1890 года скупил земли Реховота и Хадеры для активистов "Ховевей Цион". Великолепно зная земельное право и будучи весьма харизматической личностью, он собирал деньги по всему еврейскому миру, чтобы выкупать солончаки и болотца Эрец Исраэль. Арабские шейхи очень уважали его как личность, и радостно продавали свои наделы, впрочем, считая их абсолютно ненужной, мертвой пустыней. Ханкина называют "Искупителем Шаронской долины" - прибрежного района Израиля. За время своей деятельности он скупил в общей сложности 600.000 дунамов (дунам - 1/4 акра - 1000 кв. м.). Кстати, если Ханкин стремился скупать земли в прибрежной зоне, Ротшильд предпочитал покупать их где попало, зачастую, как истинный бизнесмен, покупая там, где дешевле. Но среди его покупок оказались... земли в южных пригородах Дамаска и территория, на которой стоит в данный момент дворец династии Хашимитов. Документы на эти земли хранятся в сейфах израильского МИДа, но польза от этого невелика...
  О еврейских "пионерах" можно рассказывать очень долго. Но по настоящему интересно то, как, все-таки, о них умудрились забыть. Ведь о первой "алие" учат в израильских школах, но если спросить, кто был первым сионистом - вам назовут имя Герцля.
  Я долго искал ответ на этот вопрос: беседовал с историками и политиками, выслушал десятки версий, каждая из которых достойна книги. Но сильнее всего меня задела фраза внука одного из "пионеров" Первой алии: "Наверное, в качестве символа сионизма, пропотевший бородач в русской косоворотке, с револьвером за поясом и лопатой в мозолистой лапе, смотрелся гораздо менее импозантно, чем венский салонный журналист..."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"