Команда Кочующие : другие произведения.

Марисола - Речка Она - Купсола (Сернурский Район)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   МАРИСОЛА - РЕЧКА ОНА - КУПСОЛА (СЕРНУРСКИЙ РАЙОН)
  ___________________________________________________________________________________
  
  
  Ещё одно интересное селение встретилось нам в путешествии по Сернурскому району, которое лежит на автотрассе Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар (старая Алатская дорога) - это село МАРИСОЛА (ОНО-МОРКО).
  Оно находится в 12 км к северу от центра муниципального образования, поселка Сернур, между реками Она и Шаба.
  Название села в переводе с марийского языка означает "марийское селение". Происхождение названия Оно-Морко местные жители связывают с марийским словом "оно" - священный. Она пу означает "священное дерево в языческом мольбище", Оно-Морко - "святые основные Морки".
  
  
   []
  
  
  Первое упоминание о селении встречается в 1699 году. Оно входило в волость Оно-Морку Алатской дороги Казанского уезда. В 1723 году в деревне Оно-Морко проживали 73 мужчины. В 1795 году в деревне Марисола числилось 8 дворов, 67 мужчин и 65 женщин. В 1836 году в 36 дворах проживали 100 мужчин и 134 женщины. В 1837 году в Марисоле по Высочайшему повелению был открыт приход, построена деревянная церковь и освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня приобрела статус села. В 1877-1883 годах насчитывалось 16 дворов, 19 домов. Имелись хлебный общественный магазин, фруктовая лавка, питейный дом. Два раза в году по вторникам проводились ярмарки: 1 октября и в Троицкое заговенье.
  В 1850 году произошел большой пожар, уничтоживший большие площади леса. В 1860 году из-за засухи погибли все посевы.
  
  
  (речка Она)
   []
  
  
  В 1879 году в Марисоле открыли школу. Преподавали в ней священник-законоучитель А. Верещагин и его сын К. Верещагин. В 1895 году в школе обучались 55 мальчиков и 9 девочек. Работали 2 учителя, на содержание которых направлялось 480 рублей. Школьная библиотека насчитывала 290 единиц. В 1901-1904 годах построили новое здание школы. В 1902 году рядом заложили сад, сохранившийся поныне, в народе его называют Школьным.
  
   []
  
  До 1893 года в Марисоле существовали две церкви: старая деревянная, 1855 года постройки, и каменная, построенная в 1888 году. 20 июня 1893 года здание деревянной церкви - с разрешения епархиального начальства - было продано в село Яраньмучаш Яранского уезда Вятской губернии. В этот день священники Михаил Федоров и Михаил Овчинников отслужили литургию и молебен в честь Покрова Божьей Матери, а затем Святой Престол был разобран. При колокольном звоне и большом стечении народа его, разобранный на части, перенесли к реке и сожгли на специально построенном плоту.
  
  Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вместо сгоревшего одноименного деревянного, был построен в 1880-1888 годах. Колокольня завершена к 1894 году. Сейчас ее нет, так как в советское время она была разобрана. По некоторым сведениям проект марисолинского храма был предназначен для города Уржума. Но один купец выкупил его в Вятском епархиальном управлении специально для Марисолы. Построенный храм оказался весьма оригинальным. На его архитектурные достоинства обратили внимание в 80-90-е годы XX в.
  
  (пруд на берегу речки Она)
   []
  
  
  Появилась точка зрения о том, что Покровская церковь построена по типовому (образцовому) проекту архитектора К. Тона, автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Однако, эта версия представляется мало убедительной. В храмах, построенных по проектам К. Тона, являвшегося одним из основоположников русско-византийского стиля в церковном зодчестве, гораздо больше древнерусских мотивов в декоративном убранстве, компоновке фасадов, чем в Покровской церкви. На наш взгляд, к проекту храма мог иметь отношение Санкт-Петербургский архитектор, академик архитектуры А.М. Горностаев, удачно сочетавший в своем творчестве древнерусские и готические мотивы и ставший основоположником национального стиля в храмовом зодчестве середины и второй половины XIX века.
  
   []
  
  Проведенный авторами этих строк сравнительно-сопоставительный анализ свидетельствует о возможном авторстве проекта в пользу А.М. Горностаева или архитекторов его школы. Достаточно сравнить его постройки на острове Валаам - храм Всех Святых в Белом скиту, Преображенский Собор и Покровский храм. Общего очень много. Это и граненые купола, стрельчатые окна, домообразные закомары, характер декоративного убранства. Все это делает Покровскую церковь оригинальным памятником архитектуры в нашем крае.
  Росписи интерьера выполняли владимирские живописцы. В 1895 г. архиепископ Вятский и Слободской на праздник Покрова Пресвятой Богородицы освятил церковь.
   []
  
  Кроме совершения церковных богослужений, местные священники занимались просветительской деятельностью. Они вели в школах прихода уроки Закона Божия, обучали детей правописанию, чтению и церковному пению. Эти учебные заведения являлись очагами культуры и просвещения в округе. В 1900 году в приходе Марисолинской церкви существовали три земские школы: Марисолинская (законоучитель - о. Вячеслав Веселицкий), Больше-Ключевская и Казаковская в деревне Лебедево (законоучитель - о. Михаил Федоров). Кроме того, существовали школы грамоты в деревнях Кугунуре и Митринере, которые, по постановлению Уржумского отделения Совета школ грамоты, в 1903 году были закрыты. Вновь была открыта школа грамоты в раскольнической деревне Онодур, в которой учителем был дьякон Георгий Опалев, законоучителем - священник Вячеслав Веселицкий, а попечителем - священник Михаил Федоров. Они содержали школу за свой счет и на личные сбережения приобретали письменные принадлежности, литературу, в том числе и противораскольнического характера.
  
  
  Божий храм в уржумской глубинке часто посещали высшие духовные лица. 24 июня 1901 г. Марисолинскую церковь посетил преосвященнейший Алексий (Опоцкий), епископ Вятский и Слободской. Он заночевал в селе, а на следующий день отслужил молебен и наградил набедренником священника Вячеслава Веселицкого. Спустя три года село посетил другой Вятский архиерей - преосвященный Никон (Софийский)11 . В 1910 г. сюда приезжал епископ Филарет (Никольский).
  
  
  Октябрьская революция 1917 г. изменила государственный и политический строй в России. Изменилось, в свою очередь, и отношение государства к Церкви и ее служителям. Началось повсеместное уничтожение храмов и монастырей. Подавляющее большинство священнослужителей были репрессированы. Более 150 храмов в Марийской автономной области (МАО) были закрыты или разрушены в течение двух десятилетий. Разрушались вековые традиции и устои Православия и культуры народов, населяющих Россию. Появлялись новые революционные праздники, запрещались старые. Духовное единение русских и марийцев, посещавших Божьи храмы, было нарушено.
  В начале 1922 года по всей стране началась массовая кампания по изъятию церковных ценностей из монастырей и храмов. Из Покровской церкви Марисолы было изъято 2 потира, 2 дискоса, 4 тарелочки, 2 лжицы, 2 звездицы, 2 ковшичка, 2 напрестольных креста, кадило, а также венцы и ризы с икон12 . В отдельных случаях допускалась замена вещей на серебряные монеты. Всего по 10-ти волостям Сернурского кантона МАО было изъято церковных предметов и серебра на 266 фунтов и 67 золотников (всего - более 100 кг).
  По Указу преосвященного Сергия, епископа Яранского, викария Вятской епархии от 28 июня 1922 г. в Марисолу, вместо о. Андрея Кощеева, был назначен священник села Куприянсола Михаил Васильевич Кукушкин, прибывший на место служения 9 июля 1922 года. С 28 сентября 1924 г. настоятелем Марисолинской церкви служил священник Владимир Иванович Попов. Его супруга, Елизавета Ивановна, работала в церкви псаломщицей и просфорницей. Прихожане любили и уважали отца Владимира, говорили: "Наш священник очень хороший, надо за него держаться, нет лучше нашего попа". Однако, после доноса в 1929 году о. Владимира арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую область. Его имущество было описано и продано с торгов.
  После возвращения из ссылки в 1933 году, о. Владимир служил обедни в домах верующих, ходил по деревням, совершал требы. В 1935 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы была закрыта и отдана под клуб, службы в ней прекратилась. Вскоре безбожники сняли кресты, сбросили колокола и разрушили колокольню. 5 августа 1937 года отец Владимир и его жена, матушка Елизавета, были арестованы 19 августа 1937 г. и обвинены в контрреволюционной деятельности против советской власти13.
  Долгие годы здание Покровской церкви использовалось не по назначению - в нем устроили ссыпной пункт14. От пыли, влажности, испарины от зерна стенные храмовые росписи приходили в негодность, каменная ограда церкви была разрушена; некогда обширное церковное хозяйство пришло в запустение. Однако жители села не оставляли надежды на возрождение святыни. Среди долгих лет безверия и гонений Божий храм выстоял. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подала ему Свой Покров. В 1990 году здесь начались восстановительные работы, а в 1991-м - богослужения. Церковь вновь была освящена и сегодня продолжает нести радость и свет духовного просвещения тысячам людских душ.
  
  
  (марийский архиепископ посетил Марисолу)
   []
  
  
  
  В 1974 году на здании школы в Марисоле установили мемориальную доску в память о киноартисте и поэте Йыване Кырле, учившемся здесь. В 1990 году построили типовое здание двухэтажной школы. В 1993 году возле него был установлен бюст Йывана Кырли.
  (фото Алевтины Шабаковой)
   []
  
  
  Рядом расположена деревня КУПСОЛА - родина легендарного и известного киноартиста и поэта Йывана Кырля (Кирилл Иванович Иванов). Она находится в 1 км к юго-востоку от центра сельской администрации, села Марисола, в полукилометре от правого берега реки Она.
  
  
  
  
  Название состоит из слов "куп" - болото, болотный и "сола" - селение, деревня, то есть "болотная деревня", так как находилась около болот. К настоящему времени они высохли.
  Основана в первой половине XVIII века выходцами из Марисолы. В 1723-1748 годах входила в состав волости Оно-Морко Казанского уезда. Состояла из 8 дворов, где проживали 26 ревизских душ мужского пола, мари. В 1877-1883 годах в деревне Купсола при реке Она Марисолинского церковного прихода насчитывался 21 двор, 29 домов. В XIX веке дома были деревянные, крытые преимущественно соломой, с земляным полом. В 1897-1898 учебном году в Марисолинской школе обучались 10 человек из Купсолы. В 1917 году числилось 30 дворов. Старостой был Озбеков Павел Иванович.
  
  
   []
  
  
  Жители деревни исповедуют христианство и язычество. Православные посещают Покровскую церковь в Марисоле. В километре от деревни к юго-западу находится священная роща, другая - в 700 м к юго-западу, в 200 м к востоку имеется мольбище Агавайрем. В 800 м к западу от деревни находится Купсолинское кладбище.
  В деревне родились известный киноартист и поэт Йыван Кырля (Кирилл Иванович Иванов), поэтесса, главный редактор журнала "Ото" З.М. Дудина (Глушкова), поэт С.А. Шабдаров.
  ДЛЯ СПРАВКИ:
  Недавно, 16 марта 2009 года марийский народ отмечал 100-летний юбилей Йывана Кырли (Кирилла Ивановича Иванова), поэта и первого марийского киноактёра. В 1931 году Йыван Кырла снялся в первом советском звуковом фильме "Путёвка в жизнь", и тем самым он вошел в золотой фонд мировой кинематографии, на весь мир прославил народ мари.
  
  празднование на родине Йывана - фото Шабаковой -
   []
  
  
  Всего в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола - расположена деревня Овдасола, и с таким сочным названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.
  К востоку от деревни находится священная роща. До 1984 года моления проводил местный карт Х.С. Ведерников, после его смерти обязанности духовного наставника взяла на себя Е.М. Рычкова. В полукилометре к северу находится Марисолинское кладбище.
  
  
   []
  
  
  Источник информации:
  http://www.12rus.ru/
  http://mari.eparhia.ru/
  http://russian-church.ru/
  http://www.mari-el.name/
  
  
   КОМАНДА КОЧУЮЩИЕ
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"