Клименчук Илья Евгеньевич : другие произведения.

Человек - символ небесного провидения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В первой главе "Книги пророка Иезекииля" описывается видение Божьего престола в образах четырех животных: орла, льва, тельца и человека. Мы находим описание этого же видения в четвертой главе "Откровения святого Иоанна Богослова", а также символике Сфинкса - одной из самых больших монолитных статуй в мире, находящейся в Гизе (Египет).
  
  Вот как описывается Божий престол в пророчестве Иезекииля (гл. 1:4-28): "И я видел, и вот, бурный ветер (небесное разумение - прим. сост.) шел от севера (заповеданное место "белоснежных одежд" - прим. сост.), великое облако (образ Пресвятого Духа - прим. сост.), и клубящийся огонь (образ Божьего разума - прим. сост.), и сияние вокруг него (образ Божьего престола - прим. сост.), а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из середины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их; облик их был как у человека; и у каждого из них четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их; и лица у них, и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лицо человека и лицо льва с правой стороны (образ Божьего разума - прим. сост.) у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех (образ Пресвятого Духа - прим. сост.). И лица их, и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они каждое в ту сторону, которая перед лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня, и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны (совершенство-орел, славословие-лев, учение-телец, провидение-человек - прим. сост.); во время шествия не оборачивались. А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах (Пресвято-Троицких мирах - прим. сост.). Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (образ семи Небес - прим.сост.)".
  
  К духовным отождествлениям образа человека относят провидение, сотворчество и дружелюбие. Это символ ветра небесного разумения, расположенного на уровне четвертого Неба, что в человеческом теле соответствует грудной области и дыхательной системе. С древних времен образ человека является символом ангельства, видения знаний из будущего, возвышенности интеллекта, восторженности, экспериментаторства, доброты, дружелюбия, духа сотрудничества, духовного ума и науки, желания поощрять, изобретательности, ласковости, любопытства, мечтательности, моложавости, необычности, общительности, одухотворенности, оптимизма, освобождения, отважности, понимания цели и силы познания, провидчества, просветленности, разумности, реформаторства, свежести, сотворчества и чистоты, которые, как и символические отождествления льва, относят к проявлениям небесных мыслей и Божьего разума.
  
  Уже с древних времен человек - это микрокосм как образ и подобие макрокосма; данное представление прослеживается во всех символических традициях, повсеместно подчеркивается связь элементов мира с телесными органами и органами чувств. Вселенский закон связывает человека и космос, микрокосм и макрокосм. Сама вселенная, по Платону, представляет собой разумное существо, пронизанное вселенским разумом, вселенской душой и являющее тело вселенной. В даосизме человек также соотносится со вселенной. Пять органов и членов тела, пять его отверстий, пять нравственных качеств и эмоций человека соотносятся с пятью направлениями, пятью священными горами, пятью временами года и стихиями. Все, кто постигают суть человека, постигают и суть вселенной. Ученые-физиологи знают, что кровоток возможен потому, что течение рек переносит воду; нам известно, что в теле триста шестьдесят сочленений, так как именно столько дней насчитывает год календаря. Древние духовные учения помещают в теле человека то же Небо, которое обитает в горних мирах; люди ищут наставника в священных горах, а находят его в "потаенных покоях" своего мозга.
  
  В средневековой традиции человек предстает как сжавшаяся вселенная, микрокосм, во всем подобный макрокосму. Четыре элемента, составляющие универсум, пронизывают человеческое тело: плоть - земля, кровь - вода, дыхание - воздух, жизненная сила - огонь. Голова человека может быть уподоблена небесной сфере в своей круглой форме; глаза человека - это солнце и луна, семь отверстий лица соответствуют семи тонам гармонии сфер. Грудь человека принимает различные жидкости из тела, как море - реки. Подобно тому, как мир состоит из семи планет, порождающих семизвучную гармонию, человек состоит из семи частей: четырех элементов и трех способностей души. Поэтому человек и есть микрокосм: он образует созвучие, аналогичное гармонии небесной музыки. В скандинавской поэзии части человеческого тела уподобляются явлениям природы и наоборот: голову называли Небом, пальцы ветвями, камни и скалы - костями, траву и лес - волосами земли.
  
  Миф об эволюции от человека к вселенной и наоборот является универсальным. Так, в китайском Писании тело первочеловека Паньгу, зародившегося в мировом яйце, стало основой мира. Из его частей возникли элементы мироздания: из вздоха - ветер и облака, из левого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища с руками и ногами - четыре стороны света, из крови - реки, из жил - дороги, из плоти - почва, из волос на голове и усов - созвездия, из кожи и волос на теле - деревья и цветы, из зубов и костей - камни и металлы, из пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния (эти образы произошли по аналогии с ведами, в которых первочеловеком надчеловеческой природы является Пуруша и говорится: "Ведь Пуруша - это вселенная").
  
  Человек может выступать и как модель общества. Согласно Иоанну Солсберийскому, в теле государства правитель является головой, советники - сердцем, судьи и управители - глазами, ушами и языком, воины - руками, финансовые чиновники - желудком и кишечником, крестьяне - ногами. Аналогичное представление встречается в Ведах в качестве обоснования кастовой системы: из уст первочеловека Пуруши возникли брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, из ступней - шудры.
  
  "Отчего зачадилися (зародились - прим. сост.) цари, князья со бояры, да крестьяне?" - спрашивается в "Голубиной книге", древнерусском литературном тексте. Ответ: от уст, рук и других частей тела Христова. Среди многочисленных толкований книги Апокалипсиса "Откровения Иоанна Богослова" мы встречаем и такое, как борьбу разумно-духовного существа с плотски-природным в самом человеке, которая рассматривается как путь внутреннего совершенствования и самопреодоления. При этом каждый новый шаг к такому обновлению рассматривается как очередной конец преходящего состояния. Часто употребляемое в книге число "семь" подчеркивает семиуровневую духовную и телесно-энергетическую "структуру" человека.
  
  В талмудическом трактате "Санхедрин" сказано, что "убивший человека уничтожил мир". Сопоставимое с этим представление находим у Джона Донна в проповеди, процитированной Хемингуэем в романе "По ком звонит колокол": "Нет человека, который был бы как остров, сам по себе: каждый человек есть часть материка... - смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством".
  
  Человек есть образ Бога. Пятикнижие Моисея провозглашает человека "образом и подобием Бога" и тем самым утверждает ценностный статус души, наделяя ее свободой воли и возвышая ее над миром природной необходимости и судьбы. В античном мифе сказано, что Прометей создал человека смотрящим в Небо, подобно Олимпу; в греческой этимологии слово "антропос" ("человек", "мужчина") возводится к выражению "тот, кто смотрит вверх". Плотин разделяет человека низшего, который не стремится к движению по вертикали, живет по горизонтали, ползая подобно змее; и человека высшего, обретшего вертикальное положение благодаря высоте души, стремлению к Пресвятому Духу: в своем стремлении к небесному Отцу душа как бы "исступает" из тела, образуя нимб.
  
  Человека принято рассматривать как "царя творения" и "венец творения". "Подобно тому, как в этой жизни мастера каждому орудию придают вид соответственно надобности, так и наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной содеятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования", - пишет в труде "Об устроении человека" святой Григорий Нисский.
  
  Для восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением вселенских элементов: душа и тело тесно взаимосвязаны и в сфере обыденного существования, и на пути спасения. В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. У Платона человек выступает как изначально дуальное существо, балансирующее в извечной гармонии: тело, принадлежащее суетному миру природных процессов, дополняет разумную душу, стремящуюся к вечному бытию непреходящих ценностей, при этом уступая душе пальму первенства.
  
  В раннехристианском искусстве образ человека и ангела символизировал святого евангелиста Матфея, в Писании мы находим многочисленные явления Божьих ангелов и самого преобразившегося Христа - как "блистающего в ослепительно белых одеждах". В европейской традиции ангел - символ дружелюбия высшего разума, воплощающий силу атмосферы и ветра, а в геральдике он символизирует разум, дальновидность и Божье покровительство. Например, в гербах мы встречаем изображения архангела Михаила - архистратига ангельского Пресвято-Троицкого воинства и святого Георгия Победоносца. Архангел Михаил изображен в качестве одного из щитодержателей на гербе Российского государства (второй - архангел Гавриил), также на гербе Архангельска, который получил в честь него свое имя, а также Киева и ряда других городов. Георгий Победоносец со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змея, с рубежа 14-15 вв., появляющееся в московской геральдике, в народе воспринималось как образ святого Георгия Победоносца, что в 1730 г. было закреплено официально.
  
  Уже в древнем Вавилоне образ человека отождествлялся со вселенной. Кувшин в руке Водолея во II тысячелетии до н.э. считался переполненной чашей, поскольку созвездие отождествлялось с одиннадцатым месяцем древневавилонского календаря (январь-февраль нашего календаря), название которого говорит само за себя - "благословение дождем". Египтяне видели в созвездии Водолея образ Хали, покровителя Нила, дающего живительную влагу Небу и земле. Поэтому кувшин в его руках считался счастливым источником. Кстати, древние отождествляли созвездие Водолея с неисчерпаемым источником питья, а соседнее ему также зимнее созвездие Козерога с рогом изобилия - неисчерпаемым источником пищи. Это также единственные два знака, под которыми рождаются настоящие провидцы и пророки. Отметим, что во все времена некоторым звездам в районе кувшина и головы Водолея приписывалась чудесная способность импульсировать удачу.
  
  В 4300 г. до н.э. зародились цивилизации Древней Индии, Египта и Междуречья. Положение звезд в этом году планет и светил отразилось в образе Сфинкса, который имеет голову человека (созвездие Водолея, провидение), тело быка (созвездие Тельца, учение), лапы и хвост льва (созвездие Льва, славословие), крылья Орла (созвездие Скорпиона, совершенство). Пирамиды начали строить в это время как памятники созданию новой и последней цивилизации на Земле. Они также играли роль обсерваторий и хранилищ священных свитков, оставленных нам высшим звеном. В древнем Египте представителей высшего разума - жителей Фаэтона называли "богами", т.к. они "прилетали на солнцах" и обучали людей сознательной жизни.
  
  Водолей - одиннадцатое созвездие Зодиака, которое непросто найти на небе, поскольку в нем нет звезд ярче третьей величины. В древности его изображали в виде фигуры человека, льющего из кувшина воду в Реку Водолея. Эта река огибает фигуру Водолея снизу и заканчивается в районе яркой звезды Фомальгаут, ; Южной Рыбы. Эта звезда служит прекрасным ориентиром при поиске созвездия. В 30№ к северо-западу от нее можно различить небольшое звездное скопление - им отмечен кувшин. Голова и кувшин Водолея лежат точно к югу от головы Пегаса, которую также используют как ориентир для нахождения созвездия. Ярчайшими звездами созвездия являются желтая звезда Садалмелик (; Aqr), желтый Садалсууд (; Aqr) и туманность "Улитка" NGC 7293. К югу от носика кувшина Водолея находится навигационная звезда Фомальгаут (; PsA). Название звезды Фомальгаут означает "рот рыбы". Это восемнадцатая по яркости звезда неба, традиционно считающаяся навигационной. Звезда лежит близко к эклиптике и наряду с другими тремя звездами - Альдебараном (; Tau), Антаресом (; Sco) и Регулом (; Leo) считается царской звездой и небесным стражем Древней Месопотамии. Садалмелик означает "счастливые звезды царей", Садалсууд - "счастливейший из счастливейших". "Улитка" является ближайшей к нам планетарной туманностью - до нее 300 световых лет. Ее угловые размеры в два раза меньше угловых размеров Луны. Туманность хорошо видна в бинокль.
  
  Согласно классической античной традиции Водолей описывается как юноша-виночерпий, которого орел унес на небо. Как пишет римский поэт Манилий (I в. н.э.), это легенда о юном Ганимеде, имя которого переводится как "возрадующийся в мужестве". Ганимед, сын троянского царя Троса, был красивейшим из живших в то время юношей. Олимп подарил ему вечную молодость и вознес ввысь в качестве виночерпия, разливающего Божий нектар вечной жизни из золотой чаши. С появлением Ганимеда в качестве виночерпия не у дел осталась Геба - богиня молодости и дочь Геры, жены Зевса. Гера была рассержена оскорблением, нанесенным Гебе. В ответ Зевс поместил Ганимеда среди звезд, чем прославил его имя на все времена. И теперь Водолей из кувшина льет на землю вечную жизнь, юность и сотворчество. Напомним, что эпоха Водолея наступила с началом реактивного освоения атмосферы Земли и космоса в 1950 г.
  
  С образом человека отождествляются страны северо-восточного направления, к которым относят, например, в случае Европы Русь и север Северного полушария - Россию и Канаду. Также с Водолеем отождествляют Никарагуа, Чили, Новую Зеландию и Эфиопию.
  
  Человека называют "венцом творения" ангелом, наделенным плотью. В этом смысле небесные провидение и сотворчество являются "венцом" всех человеческих мыслей и слов. Поучительны также истории явления архангела Гавриила пророку Даниилу ("Книга пророка Даниила", гл. 9:20) и благовещения архангела Гавриила о рождении Спасителя Пресвятой Богородице ("Евангелие от Луки", гл. 1:26).
  
  Согласно принятой традиции, образ человека - образ апостола и евангелиста Матфея, а среди наиболее почитаемых на Руси святых и пророков, связываемых с образом ангела, хотелось бы отметить преподобного Антония Великого, блаженную Ксению Петербургскую и вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское повествование апостол Матфей сначала назначил для палестинских христиан из иудеев и намеревался в первую очередь раскрыть, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и убили на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом завете Спаситель. Поэтому Матфей начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Аврамова, и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, благодеяния и униженное состояние Христа на земле. Матфей благовествует преимущественно о воплощении и человечности Иисуса Христа. Эта отличительная особенность "Евангелия от Матфея" выражается и на иконах, на которых Матфей изображается вместе с ангелоподобным человеком. Здесь мы приводим краткое житие святого апостола и евангелиста Матфея-ангела.
  
  Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9, Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Божий взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:
  
  - Иди за Мной!
  
  Услышав эти слова Господа не телесным только слухом, но и душой, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что великий учитель и чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял Его словам, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил у себя дома большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество его соседей, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:
  
  - Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
  
  Господь же, услышав слова их, сказал им:
  
  - Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
  
  С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божьему учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева", был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на Небо.
  
  После вознесения Господня и сошествия Пресвятого Духа на апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и в его окрестностях. Но вот наступило время разойтись апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к Христовой вере. Пред отбытием апостола Матфея из Иерусалима, иерусалимские христиане из Иудеев просили его передать для них письменно дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы согласились и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом (38 г. н.э.).
  
  Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедовал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом Божьего (Евангельского) разума. Наконец, наставляемый Пресвятым Духом, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл, и приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл тот, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.
  
  - Жезл этот, - говорил Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.
  
  Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было заповедано. У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:
  
  - Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?
  
  Апостол запретил нечистым духам и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Все видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям Божье Слово на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно Слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, облекаясь из ветхого - в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по наущению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. В ту же ночь апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, князь послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:
  
  - Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.
  
  Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще более воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а если кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха и рассказали о бывшем князю. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали проводника. Тогда он начал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня, как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил князя, говоря:
  
  - Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что нечистый дух вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов все перенести за Бога моего.
  
  Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив все это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел, и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.
  
  - Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.
  
  Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу сил, прося показать непобедимую силу Свою и явить бессилие богов языческих и посрамить надеющихся на них.
  
  И внезапно огненный пламень с ужасным громом устремился на золотых идолов, и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал с смиреной мольбою к апостолу об избавлении от погибели. Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас, и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказал своим вельможам:
  
  - Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то истинно Он есть единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.
  
  После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:
  
  - Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.
  
  На утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.
  
  Узнав об этом, пришел и князь с своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть единый истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея - как при жизни в огне, так и по смерти - в воде. И припадая к ковчегу, с мощами апостола, просил у святого прощения в своих прегрешениях пред ним и изъявил сердечное желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана, огласил его и, научив истинам святой веры, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящей:
  
  - Назови его не Фульвианом, а Матфеем.
  
  Приняв, таким образом, в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в Божьей церкви и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей хорошо потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к небесному Отцу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя с святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молит о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного Царствия Божьего.
  
   Матфеевдень, 22 августа 2008 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"