Клеандрова Ирина Александровна : другие произведения.

Капля таланта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками




КАПЛЯ ТАЛАНТА

  
  
  
  Давным-давно, в одной далекой и прекрасной стране жил великий художник. Его картины потрясали даже самых черствых и равнодушных зрителей, даря им смех, слезы и полные счастья улыбки. Король лично умолял его стать придворным живописцем и неизменно осыпал своими милостями. Коллеги по цеху его просто боготворили, и у них даже не возникало мысли сказать колкость за спиной мастера или чем-то ему навредить. Слава художника гремела по всему свету, а на родине каждый малыш знал его имя и мечтал когда-нибудь стать его учеником. Но художник почти не брал учеников, равно отказывая и сыну сановника, и сыну пекаря. Состарившись, он оставил королевский двор и поселился в уединенном живописном месте, желая отдохнуть от людской суеты и рисовать лишь то, к чему стремится его душа.
  Одним прекрасным летним утром художник проснулся от настойчивого стука в дверь. На крыльце обнаружился измученный юноша в покрытой пылью и грязью одежде, с потрепанным дорожным мешком за плечами. Он проделал долгий путь, испытал множество лишений и теперь умолял мастера взять его в ученики. Художник не собирался брать ученика, но все-таки предложил гостю войти в дом: тот едва держался на ногах от усталости и явно не возражал против отдыха и горячего завтрака.
  Пока гость допивал чай, художник рассматривал его работы. Они были достаточно хороши для того, чтобы позволить серьезно учиться живописи. Любой из его коллег с радостью взял бы юношу к себе в мастерскую. Но мастеру такой ученик не подходил. И старый художник вежливо, но непреклонно отказался от чести учить гостя. Чтобы смягчить отказ, он пообещал юноше рекомендацию и место ученика у любого другого художника - по его выбору.
  Но гость был непоколебим. Гость утверждал, что художник еще никогда не встречал таких усердных и старательных учеников, как он. Гость обещал работать целыми днями, чтобы заслужить одобрение учителя и усвоить все тонкости живописи, которым тот пожелает его обучить. Гость хотел видеть своим учителем либо старого художника, либо никого - а в случае отказа грозился покончить с собой прямо на крыльце его дома.
  Мастер чувствовал, что юноша искренен и готов выполнить все свои обещания. Такая настойчивость и увлеченность определенно заслуживали того, чтобы дать ему шанс. И мастер, скрепя сердце, согласился учить гостя.
  Прошло несколько лет. Ученик художника постиг все премудрости мастерства, которыми владел его старый учитель. Теперь он с равной легкостью мог работать пастелью, углем, акварелью и масляными красками. Он мог нарисовать все, что угодно, даже с закрытыми глазами. Но старый мастер лишь тихонько вздыхал, глядя на практически совершенные работы ученика. Того, что он всей душой жаждал увидеть, в этих работах не было.
  Однажды утром ученик не вышел к завтраку. Старый художник решил узнать, в чем дело, и поднялся в его мастерскую.
  Очевидно, юноша работал всю ночь. Воспаленные глаза ученика были обведены темными кругами, на месте длинных свечей растеклись лужицы застывшего воска. Весь пол был усеян листами с набросками, а на мольберте обнаружилась картина с великолепной бабочкой, сидящей на цветке. Подойдя поближе, мастер поразился тонкости работы: на холсте была видна каждая чешуйка на крыльях бабочки, каждая прожилка на лепестке цветка. Его ученик стоял рядом с мольбертом и с ненавистью смотрел на дело своих рук.
   - Учитель, - спросил он тихим, надломленным голосом, - почему так вышло? Я ведь с детства обожаю бабочек. Я провел целую неделю в саду, наблюдая за этими дивными легкокрылыми созданиями. Я нарисовал больше сотни эскизов, чтобы как следует подготовиться. Я день и ночь работал над картиной, тщательно подбирая оттенки и с любовью прорисовывая каждую деталь. Я был готов на все, чтобы у меня вышло что-то настоящее и вы могли по праву гордиться своим учеником. Но, закончив работу, я увидел только нарисованную на холсте бабочку, красивую и мертвую. А в ваших работах, учитель, бабочки как будто готовы вспорхнуть с листа - даже если небрежно набросаны угольным карандашом. Неужели я недостаточно старался и плохо усвоил то, чему вы меня учили?
   - Ты несправедлив к себе, - мягко ответил учитель. - У меня никогда не было такого прилежного ученика, и я твердо уверен - ты сделал все, что было в человеческих силах. Но одного упорства, старания, безупречной техники и любви к натуре недостаточно, чтобы превратить нагромождение мазков и линий на холсте во что-то живое. Чтобы дать картине душу, художнику нужно иметь хотя бы капельку таланта в сердце. Я не в силах тебя этому научить, как никто не в силах превратить великолепно ограненное стекло в алмаз. Но я очень рад, что ты, наконец, сам это понял.
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"