Александр Рыскин выстрелил на дуэли с рассказом "Укус Скорпиона".
Размер представленного рассказа соответствует указанным в Условиях Дуэли объемным рамкам.
Жанр рассказа определялся как полицейский детектив.
Я не могу отнести этот рассказ к жанру полицейского детектива. По-моему, это чистый остросюжетник, потому что детективная составляющая выражена довольно слабо - как такового, расследования почти нет, практически читатель лишен возможности следовать рядом с сыщиком, делать предположения, угадывать ходы. Как нет и команды профессионалов - специалистов, которые расследовали бы готовящееся и совершённые преступления - всё осуществляется непосредственными участниками событий - предполагаемыми жертвами.
Поэтому считаю, что задание дуэли в части жанра рассказа не выполнено.
Тема дуэльного рассказа "Чисто советское убийство"
Здесь я в большом сомнении. Разве описанное преступление невозможно в наше время?
Что конкретно автор имел в виду: только в советское время могло существовать такое подразделение, как "Скорпион", или орудие убийства? И то, и другое вполне может сосуществовать в настоящем временем, разве что отдел будет под другим названием.
И ещё. Очень сомнительно для того времени проникновение в маленький секретный отдел сразу двух диверсантов. Как, впрочем, и присутствие среди членов тайного отдела бывшего военнопленного. Это при тотальных-то наблюдениях и слежках?
; Обязательные условия:
1. место и время действия - Советский Союз до перестройки
Действие происходит в СССР в послевоенный период - 1953 год. Это условие соблюдено.
2. существенное влияние на сюжет должен оказать "служебный роман"
Решено, хотя и показано вскользь. Практически мы узнаем о служебном романе между Лилечкой и Носенко опять-таки в финале рассказа. А фраза о том, что Лилечка - тайная любовь Бирюкова никакой роли в сюжете не играет.
Стиль рассказа выдержан единым. А вот по сюжету - есть вопросы и замечания.
1. Как только прозвучала фраза о Лилечке, сразу же герои рассказа заговорили для меня голосами известных киношных сыщиков советского периода из сериала "Следствие ведут знатоки": Зиночка, Пал Палыч и Томин! Лилечка здесь эксперт-аналитик. Очень похоже опять же на Зиночку Кибрит - эксперт-криминалист. Правда, в дальнейшем повествование ушло от расхожих образов.
2.Вряд ли бы подчиненный называл подполковника даже мысленно, как "начотдела" - в крайнем случае, по фамилии или по званию.
3.Итак, Лилечка, являясь "спецагентом высокого класса", попадает в тайный отдел "Скорпион" в качестве сотрудника, где, используя женские чары, вербует Носенко. Непонятно - с чего именно Носенко вдруг придумывает ей легенду, когда она уже должна быть? И для агента высокого класса заявляться под честное слово бывшего военнопленного очень уж необдуманно.
4."Американских наймитов, японских милитаристов, недобитых бандеровцев" -
если честно, мне из этой фразы в советское время только японские милитаристы встречались. Американские наймиты - не слышала ни разу, скорее сказать можно "шпионы", а про бандеровцев недобитых - думаю, все зависит от того, в каком городе происходит событие.
5. Насчет убийства Ашота . Масса недоумений:
"Дверь оказалась незапертой. Я вошел. Запах..." -
А откуда, простите, запах? Костанян отсутствует первый день. Преступление произошло утром в этот день - откуда взяться запаху? Плюс ещё стилет оставался в теле, здесь могу ошибаться, но кровь не должна была течь наружу рекой.
И, кстати, для чего девица стилетами из коллекции отца разбрасывается?
И ещё насчет запаха. Помните, в начале:
" В кабинете повис запах ее чудесных духов..."...
1953 год, сотрудница особого отдела на службе...Какие духи, простите?
Ну а уж если духи, то... в общем, любимыми духами, которыми женщина пользуется постоянно, пропитывается не только кожа, которую можно помыть, но и вещи - вот этот запах мог витать в комнате у Костаняна...
" А из груди торчал тонкий кинжал. Я бегло осмотрел комнату. Следов борьбы никаких... Значит, убийца был Костаняну знаком. Ни один посторонний, будь он даже отличный профессионал, не смог бы подобраться к нашему сотруднику незамеченным так близко." -
-как близко? Если предположительно кинжал брошен от двери комнаты?
Откуда видно, что кинжал тонкий? Торчать должна рукоятка, наверное...
и ни слова о том, что это был фашистский стилет.
"- Далее - насчет кинжальчика... Я его осмотрел бегло, до приезда милиции. Руками, конечно же, не трогал. И что вы думаете?..
- Не тяни, Коля! - повысил голос Сабуров.
- Эсэсовский метательный стилет! Довольно редкая штука. Мне лично до этого доводилось такой видеть всего лишь один раз, на фронте, когда наша спецгруппа взяла "языка" - гауптштурмфюрера СС. " -
Странно. Эта беседа ведется уже после подробного осмотра трупа Костаняна - ведь тот уже увезли, вероятнее всего. А как рассмотрел? Ведь стилет находился внутри тела?
"Метнул он этот кинжал... Скорее всего, от двери комнаты. Что нам это дает? " - Непростительное рассуждение для спецов "Скорпиона". Думаю, что есть разница в том, прилетел кинжал издалека или был воткнут в тело вблизи. И спец должен был это увидеть сразу. На месте осмотра.
" Ашот успел вытащить пистолет... По всей видимости, из своего тайника в стене - там есть такая хитрая панелька... Это же был не его табельный, а трофейный парабеллум.." -
- тоже странно. Зачем доставать пистолет, если пришел знакомый человек, та же Лилечка?
У спецов табельное оружие всегда под рукой. Представляем. Заходит Лилечка... Что она говорит, не знаем, но Ашот вдруг разворачивается к стене и достаёт у неё на глазах из тайника парабеллум. А Лилечка стоит и ждет...
Как-то все чересчур театрально, киношно, что ли. Если задача Лилечки - уничтожить весь отдел, то для чего она совершает непростительные промахи, оставляя неумелые следы?
6. " Носенко? Личные дела всех наших сотрудников - мне на стол" -
Почему личные дела сотрудников находятся не у начальника, а у какого-то Носенко? В крайнем случае, они должны быть в вышестоящей организации.
7. Осмелюсь также заметить, что КГБ был создан путем выделения из рядов МВД некоторых структур 13 марта 1954 года, а не сразу после войны. А после войны и по 1953 год действовало МГБ СССР.
8. Очень не верится в образ начальника Сабурова. Он какой-то отстраненный от всех дел, и даже от понятий.
" - Так его что же, эсэсовец, что ли, зарезал? Война закончилась восемь лет назад! Бред! "
- Ну закончилась война, а стилет-то мог хоть у кого оказаться и сколь угодно лет пролежать где угодно...
И начотдела, не знающий про людей-теней, тоже некошерно выглядит.
Сабуров объявляет: "среди нас преступник", и тут же всех отпускает.
" У нас нет иного выбора, - ответил Сабуров. - Мы должны стараться быть друг у друга на глазах. Чтобы не дать преступнику возможности совершить новое убийство." -
И следом говорит:
"Ладно, товарищи, идите работать. Никому без особого разрешения не отлучаться! -
- крайне нелепая речь опытного спеца. Как могут сотрудники работать, находясь все друг у друга на глазах? И почему Бирюков имеет такое доверие?
А обыск Воронцова? Обязательно бить? Почему не обыскали всех сотрудников сразу? И их кабинеты? Почему не участвует нигде Лилечка - она же тоже сотрудница?
Помощник Сабурова - Носенко, откуда у него угодливая улыбочка, должна быть наглая, высокомерная. Он же доверенное лицо начальника. И образ дается потом, в финале рассказа, читатель лишен возможности увидеть в Носенко возможного преступника.
И почему Сабуров советуется во всем не с Носенко, а с Бирюковым?
9. Убийство Ворона
"Стол, на нем стакан в подстаканнике" - а потом возникает утверждение, что пустой стакан, а почему же сразу про это не сказать? И почему Лилечка-то не убрала стакан? Если спокойно воткнула стилет? Могла бы и стакан убрать и вымыть.
" Кого Станислав подпустил к себе так близко? Кому разрешил зайти со спины?.. Да еще и зная про угрозу! Я вас спрашиваю!!. " -
тому, кого недотепа начотдела отпустил с миром из своего кабинета.
10. Довольно странным выглядит рассказ начальника про графа Шатоцкого-Струве. Если сотрудники "Скорпиона" участвовали непосредственно в его уничтожении, то должны были знать про этого графа ещё в 1949 году.
Если честно, мне показалось несколько преувеличенным число диверсантов на один отдел из восьми человек - не многовато ли? Причем оба спокойно прошли все проверки, очень странно, не верится в это.
11. Про рисунок. Ворон и кречет вообще-то не одно и тоже.
И ворон-кречет... понимаете, все это на словах, нет действия. Гомельский, если увидел, то почему не видит читатель? То есть, читатель практически лишен возможности идти по следу сыщика и участвовать в расследовании.
Автор нам подробно все рассказывает в финале - а надо бы показать, как велось это расследование, показать хотя бы ниточку любовных взаимоотношений между Лилей и Носенко. Вообще мне понравилась историческая составляющая рассказа, но дать бы это в действии, в развитии, а не просто в разговоре. Представьте, что смотрите фильм - как бы показался такой финал? Надо было не рассказывать длинным монологом про графа Шатоцкого-Струве, а сделать это действием.
Интересна идея про рисунок птицы и связь с фамилией одного из сотрудников, а потом с изображением на гербе графа.
Среди героев более всех выделяется Жора Гомельский. Если честно, чем-то напомнил Шарапова... Но тем не менее у автора все сцены, где есть Жора - очень удачно выписаны: и кожаный диван, и разглядывание ботинок, и своевременное появление Жоры в момент опасности.
Пунктуационных и орфографических ошибок я не увидела. Но есть чисто стилевые неудачи, например:
"Это акция возмездия за те бессудные расправы, что были учинены сотрудниками этой структуры", - это, этой - в одном предложении.
В рассказе есть некая изюминка, думаю, что при устранении некоторых исторических неточностей и разгрузке финального монолога получится хороший остросюжетник.