Аннотация: Пока только текст. Картинки вставлю позже. С картинками можно посмотреть вот здесь http://knife-expert.ru/forum/index.php?topic=390.0
Кровостоки, или долы - взгляд изнутри
Тела из превратились в прах -
Сквозь время нет парома,
Но их душа живет в клинках...
Моя там тоже дома.
Я недолго размышлял над тем, с чего начать статью. Я начну ее с цитаты знаменитого американского мастера Джека Левина, взятой из его книги "Мезерикордия".
Дело в том, что в самом начале книги, автор в нескольких строчках выразил то, над чем я тоже неоднократно задумывался:
"На мой взгляд красивое изложение истории иногда являет из себя не совсем то, что она сама из себя представляет. Колоссальное количество важных подробностей иногда остается за кадром. По разным причинам. Иногда - потому, что подробности не вызывают эмоций у изучающих, иногда история оказывается неудобоваримой, не предлагает необходимых нам интриг. С удовольствием мы запоминаем только эффектную часть истории, хорошо окрашенную и сдобренную удовольствиями. Есть поговорка: если история хоть и правдивая, но скучная, то тем хуже для нее - она почти никого не интересует".
Я уже писал о некоторых распространенных мифах, бытующих в среде любителей холодного оружия. Действительно, зачастую наши знания об истории основаны не на понимании прошлых реалий, а на представлении об этих реалиях. А представления эти нам порой навязывают люди, которые зачастую сами отталкиваются от мифов, или от искаженного (современного) восприятия былого.
Как-то гуляя по столице, я зашел в Музей Отечественной войны 12 года, желая поглядеть на саблю Наполеона Бонапарта.
Естественно, я обратил внимание и на обычное армейское оружие, представленное там довольно широко.
Русское оружие и униформа
Форма и оружие французской пехоты
Как тут не привести еще одну цитату из уже упомянутой мной книги?
"Короче, большой ошибкой было бы изучать историю оружия по музейным экспонатам, которые, хоть и красивы, но имели прямое отношение только к "парадам" и смотрелись на них прекрасно. К сожалению, музейные экспозиции и запасники в основном состоят и пополняются из того, что попало из коллекций именитых особ, а не из раскопок. И большинство посетителей музея равнодушно проходят мимо ржавых подков, шпор, полусгнивших ремней с металлическими пряжками и устремляются к шлемам с красивыми плюмажами".
Имея, как и любой человек, свое, современное представление о промышленности, я никак не мог понять, как в то время,(17-18вв) мастера могли быстро изготавливать столько однотипного, стандартного оружия. Я уже не говорю о времени более раннем. Ведь рассматривая оружие из более ранних времен, мы сталкиваемся не с великим множеством различного рода образцов вооружения, а именно с однотипными его видами. Причем часто размеры клинков совпадают в миллиметрах по длине, и градус в градус в изгибе. Это позволяет современным историкам и коллекционерам классифицировать изделия, проводить их атрибуцию.
Попытки стандартизировать вооружение, появилась, похоже, чуть ли с самим вооружением.
Скифский акинак
Нетрудно догадаться, для чего нужна однотипность оружия - чтобы легко и быстро обучать массы воинов. Причем "древнеримское ОТК" проверяло, говорят, не только форму, но и свойства своего вооружения, например копий-пилумов, которые изготавливали различные мастерские.
Виды пилумов
В общем, это присказка, а саму "сказку" нужно начать со стали, с ее качества и возможных свойств.
Зачастую современный мастер, делая нож или саблю, не представляет с каким "сырьем" имел дело его предшественник - такой же оружейник. И даже если вы наблюдаете за работой мастера-реставратора, изготавливающего меч или нож "с нуля" - из крицы, вы все равно не получите полного представления об оружейном производстве времен не таких уж и далеких.
Кузнецы 19 века
"Один в поле не воин" - гласит известная поговорка. Один меч в бою погоды не сделает - можно перефразировать ее. Или как сказал когда-то французский маршал XVII в. Жак д'Эстамп дела Ферте: "Бог всегда на стороне больших батальонов".
Именно с усвоения этих, вроде бы банальных истин, начинает зарождаться понимание того, что каждая "закорючка" на оружии для чего-то нужна (или была когда-то нужна). Это современный мастер, может резать без оглядки стандартные полосы качественно металла, не заботясь ни о чем - все доступно и относительно дешево. А главное - качественно.
И если, как я писал в другой статье, для чего-то был нужен странный вырез на кукри, то нет сомнения, что разного вида долы тоже были жизненно необходимы.
http://ivan-kirpichev.ru/?p=367
Кстати, характерный вырез "чойл" или "чо" на кукри, каким бы странным это ни показалось читателю сейчас - тоже своеобразный дол.
Форма и конструкция долов чрезвычайно многообразна. Можно встретить одинарные, двойные, тройные, симметричные и нет долы.
Сложные долы на шашке
На вопрос для чего мастеру это было нужно - делать на клинке такую деталь - обычно отвечают, что видимо для красоты. То есть, мастер, от любви к прекрасному, примитивными инструментами, тратя свое время, нарезал прямые канавки, считая их лучшим украшением клинка?
Якутские кузнецы
Такое утверждение кажется абсурдным, но сейчас дело обстоит именно так - эти "канавки" на ножах в наше время делаются только для красоты.
Долы на современных ножах
И теперь нам естественно предположить, что и в древности дело обстояло именно так.
Однако будучи мастером, который своими руками отковал не одну сотню клинков из самостоятельно сваренной стали, скажу, что в древности все обстояло гораздо сложнее.
Клинки из булатной стали
Чтобы прочувствовать древнюю технологию, нужно поставить себя в те же условия, в которых существовал мастер тех времен. Только вот "спектакля" с реконструкцией варки металла "по древнему" способу недостаточно.
Реставраторы на кузнечном фестивале
Нужно попытаться прожить на этом металле, то есть, прокормить себя хотя бы пару-другую лет, изготавливая металлические изделия "с нуля" именно этим способом.
Вот после этого начинает приходить понимание ценности каждого куска угля, каждого обрезка металла, и каждой свободной минуты.
Но вернемся к долам.
Я уже рассматривал некоторые варианты их появления на тех или иных ножах, поэтому не буду повторяться. Но скажу, хотя это может и показаться кому-то странным, что именно мастеру каждый дол был для чего-то нужен. То есть, назначение дола расположенного у ребра жесткости кинжала - одно, а у обуха длинного ножа или сабли - другое. А широкий дол - это вообще нечто третье.
Долы на венецианской скъявоне
Более того - мастера придумывали всевозможные сочетания разного вида долов для того, чтобы...
А вот об этом чтобы и пойдет речь дальше.
Наивно полагать, что древние воины, подобно "киношным" героям, сами ковали себе мечи в свободное от набегов время. Чтобы выжить в то время, воину нужно было в совершенстве знать свое ремесло, и отвлекаться на изучение не менее сложного кузнечного мастерства он не мог.
Конечно, как и любой солдат сегодня, воин того времени должен быть уметь чинить оружие или что-то изготавливать сам. Однако разделение труда закончилась еще до наступления нашей эры, и не стоит думать, что между боями выжившие бойцы, истекая кровью, приходили к кузнецу с просьбой немного усовершенствовать их оружие. (Победители естественно не приходили. Зачем?)
Тогда как же развивалось и совершенствовалось вооружение? Какие такие причины заставляли оружейников искать новые формы, материалы и технологии?
Ответ до банальности прост - а те же причины, что и сегодня: честолюбие, конкуренция, желание заработать.
Даже не углубляясь в историю, а только скользнув по ней взглядом, мы вдруг обнаруживаем огромное количество конкурирующих школ, цехов, мастерских, городов и даже государств, свято хранящих свои технологические секреты.
Внутри же этих сообществ существовало соперничество между мастерами. Многим известна легенда о соперничестве двух знаменитых японских мастерах Масамуне и Муромасе. Возможно это только легенда, но легенды редко возникают на пустом месте. В доказательство можно привести другой пример взятый из средневековых исландских преданий. В сборнике " Эдда", легендарного кузнеца Веланда на соревнование вызывает придворный оружейник - соперничество налицо. Это значит, у оружейников есть мотивы улучшать свои изделия.
Не стоит забывать и о государственных заказах - это самая важная часть заработков древних оружейников. Дело в том, что производство оружия и торговля им всегда контролировалось государством. Существовал и госзаказ, и побороться за него пытались многие мастерские.
Иногда заказы были очень большими и чтобы справиться с ними, мастерские сами нанимали субподрядчиков - то есть, отдавали часть заказа в другие мастерские. Так на оружии могло появиться и два разных клейма.
Например, в 1670 годы военный секретарь Франции, маркиз Лувуа заключил контракт с мануфактурами Золингена на изготовление шпаг, по цене не превышающей 100 су за штуку. Но заказ был таким большим, что немецкие мастера часть заказа отдали испанцам, и те ставили на шпаги свои клейма.
Шпага французская, офицерская. Начало 19 в
Как это не похоже на привычные, милые сказки про одиноких, мудрых деревенских кузнецов, в перерывах между медитациями кующих мечи-кладенцы. Но что поделать - когда начинаешь жить производством клинков, сразу перестаешь быть романтиком.
Чтобы обратить на себя внимание и подтвердить качество своего изделия, соперничающие мастерские или мастера-оружейники наносили на него клейма, или делали надписи.
Итальянский юрист 17 века Бартоло ди Сассоферато в своем трактате "О знаках и гербах" писал: "Существуют и некие знаки ремесла, которыми в основном обозначают высокое качество ремесла, как мы видим это в клеймах (insignia), которые ставят на шпагах и мечах, и в этом случае все, кто находится в одной мастерской (statio), могут использовать этот знак, так как глава этой мастерской отвечает за эти изделия"
В собрании Музея Московского кремля имеются мечи с такими знаками. Один из них - меч каролингской эпохи с надписью ULFBEHRT. Имя этого кузнеца, а скорее мастерской, как утверждают, встречается на каждом третьем мече того времени. В области среднего Рейна тогда было налажено массовое производство оружия. Эта мастерская славилась качеством оружия и просуществовала около трехсот лет.
Меч. Нижний Рейн, XI в. Музеи Московского Кремля. Деталь
Некоторые ученые-историки считают, что не менее 80% изученных ими клинков раннего средневековья имеют клейма. А на тех клинках, на которых клейма не были обнаружено, они, скорее всего, полностью разрушились под действием коррозии или их уже нельзя восстановить.
То есть, как уже видно, в качестве своих изделий производители были заинтересованы не меньше чем те, кто этим оружием пользовался. А улучшать качество можно было или, изменяя формы, или улучшая сталь. Однако эти два фактора очень тесно связаны между собой - из плохой стали не сделаешь то, что хочешь. Например, в 16 веке качество сырья для стали на Руси упало до такой степени, что железо считалось хорошим, если его можно было согнуть в обруч для бочки - плохое просто ломалось. Сабельные клинки или полосу для них в это время большей частью завозили из-за рубежа. Да и много позже сабельные клинки российской кавалерии не отличались высоким качеством.
Сабля в ножнах. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1640-е гг. Серебро, сталь булатная, дерево, ковка, золочение, насечка
Это сейчас мы по ряду причин, представляем древнюю сталь, как сталь, схожую с современной. Причины эти просты - мы не только не сталкиваемся с плохой сталью, но и не пытаемся что-то из нее получить.
Теперь, благодаря Голливуду, древние клинки кажутся нам обладающими просто чудесными свойствами, даже по современным меркам. Однако - это совсем не так. Сталь тех времен в массе своей была очень плохая. Мало того что загрязненная, так еще и неоднородная.
Приведу пример. Даже в довольно поздние времена, случались вот такие казусы, как описанный в бумагах чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири, М. С. Корсакова Описывается казнь китайцами 24 монгол на Угре.
"...Рубка голов продолжалась с четверть часа, причем палачи кричали, шумели и производили какой-то шипящий звук: жа-жа-жа и уо-уо-уо и т. п. Крика преступников не было слышно, ибо они были так плотно привязаны, что не могли кричать.
Мне после рассказывали наши русские, которые ездили вместе со мной, что секиры и топоры палачей ступились после отсечения нескольких голов, и что потом не могли отрубить головы с двух и трех ударов, так что последние несчастные должны были вынести до 10 ударов.
Палач с каким-то ожесточением начал наносить удары топором по шее. Преступник, не издавая звука, только страшными конвульсиями давал знать о теплящейся еще искре жизни в его существе. Но прекратились и эти предсмертные движения, и с девятым ударом отлетела последняя 24-я голова..."
Корсаков Михаил Семенович
Вывод о качестве той стали, если еще учесть, что топоров было несколько, сделать не сложно.
Однако эффективность оружия повышалось не только за счет самого сырья, но и за счет его форм и размеров. Мастера искали и обкатывали новые, еще не использовавшиеся ранее формы оружия, и если в каких-то условиях оно было более эффективно чем имеющееся - то оружие "шло в серию".
Индийское оружие.Музей. Мехрангарх. Индия.
Кто вблизи видел древнюю малоуглеродистую крицу или изделие, из нее откованное, может быть замечал, что коррозия этой стали несколько не похожа на коррозию современной. По этому признаку можно отличить древнее изделие от искусственно состаренного - все дело в загрязненности древней стали и ее неоднородности.
(Я попозже добавлю сюда фотографии. К сожалению, к моменту написания статьи не успел их сделать).
Если в 18 веке при выборе оружия предлагалось на него подышать, чтобы по неравномерно сходящему туманному пятну выявить неоднородности состава то, что говорить о веке десятом или пятом?
Когда-то, в советские времена, по причине нехватки качественной инструментальной стали, народ изготавливал зубила из обрезков арматуры. А для армирования железобетонных и сварных конструкций шла арматура из различных марок низкоуглеродистой стали, и частенько из марки Ст5сп или 35ГС. Тот кто знает что такое прокаливаемость и закаливаемость стали, глядя на марку этих сталей видит, что с закалкой на высокую твердость деталей из таких сталей могут возникнуть проблемы. И они возникали - если зубило закаливалось, а потом обдиралось на наждаке и затачивалось - то оно быстро тупилось - при заточке снимался закаленный слой стали, так как сталь прокаливалась не на всю глубину.
Строительная арматура
Значит, что и меч, изготовленный из низкоуглеродистой стали, мог иметь недостаточную жесткость, даже если подвергался закалке.
Подтверждение мы легко найдем в древнем эпосе.
Например, в средневековой саге о Кьяртане Олафсоне говорится: "Он рубил с огромной силой, но меч его не годился. Ему то и дело приходилось наступать на него ногой, чтобы выпрямить, пока он не получил смертельную рану".
Если задать себе вопрос, почему же гнулся меч от удара, то долго искать ответ не придется.
Ответ прост как тот древний меч: в стали не хватало углерода - меч был железным.
Сталь начинает принимать закалку, имея в своем составе около 0,3% С. Сталь с углеродом в 0,2% практически не закаливается.
Это значит, что у массивного меча из низкоуглеродистой стали, в лучшем случае могла закалиться только режущая кромка, ведь углеродистая сталь с содержанием углерода в 0,3 или в 0,35 % имеет не только низкую закаливаемость, но и невысокую прокаливаемость.
Здесь и начинаются рождаться легенды о способах закалки, многократно повышающие твердость стали.
В это время дол, уменьшающий сечение клинка, мог служить "ребром жесткости наоборот". Металл внутри дола закаливался и увеличивал жесткость клинка, уменьшая при этом его вес.
Только развитие металлургии - это непрерывный процесс. Быстро шло время, печи росли, содержание углерода в стали увеличивалось, и возникла совершенно другая проблема - повышенная хрупкость закаленной стали, ведь вредные примеси из нее при тех технологиях почти не удалялись.
Европейские металлурги в средние века
Теперь в сварных клинках мягким (железным) стали делать дол.
При увеличении углерода в стали больше 0,8 %, твердость стали после закалки повышается незначительно, поэтому придумывать какие-то "хитромудрые" рецепты для закалки меча на 45 HRC - не нужно. Действительно, откуда взяться причинам для появления мифов, в которых говориться о тайных рецептах откармливания черных козлов, используемых в качестве закалочной среды, если сталь и так легко закаливается и прокаливается?
Сталь даже при содержании углерода около 0,6 % закаливается и без "мочи рыжих мальчиков", и без "откормленных нубийцев", в холодной воде насквозь в достаточно большом сечении.
С увеличением углерода в стали, пришло время изобрести зонную закалку, чтобы не ломать клинок при маломальском сильном ударе.
Линия закалки - хамон
Никто, надеюсь, не думает, что зонную закалку изобрели могучие воины? Так почему же бытует мнение, что дол на некоторых клинках не технологическая необходимость, а некий сакральный или декоративный элемент? Неужели в мастерской, у которой такой большой заказ, что нужно часть его, скрепя сердце, отдать "на сторону", мастера будут на дешевых клинках нарезать долы для красоты?
Говоря "мастера", я имел ввиду - "под руководством мастеров", ведь нарезка долов это работа не мастера, и даже не подмастерья - это работа учеников.
Пишут, что именно ученики и нарезали долы на японских клинках, если того требовал заказчик. Хотя наличие дол на японском оружии нехарактерно.
Технологии и оружие в Японии развивались медленно, а вот традиции были сильны - дол как эффективный элемент, увеличивающий боевые возможности оружия, японцам не пригодился.
Зато он пригодился европейцам, в данный момент я говорю о широком доле, ведь
долы теперь так же разнообразны, как и само холодное оружие.
Рыцарь и ландскнехт.Альбрехт Дюрер
Появившись еще на бронзовых клинках, долы то исчезали, то появлялись вновь, уже порой в новом качестве.
Часто говорят, что дол служит для увеличения жесткости клинка. Это не так, даже совсем наоборот - дол немного уменьшает жесткость клинка. Жесткость - или усилие, требуемое для поперечной деформации клинка, увеличивает ребро жесткости (кстати, тоже одно из замечательных изобретений оружейников).
А вот то, что дол уменьшает вес клинка - совершенно точно.
Для наглядности - несколько фотографий.
Я взял полосу стали длиной в 30 см и взвесил ее. Весы показали 240г.
Тогда я зажал полосу в тиски, и сделал небольшое приспособление - положил на полосу ограничитель-сигнализатор (при изгибании полосы на определенный угол, ограничитель падает, что позволяет точно определить нужный момент для фиксации показаний электронных весов, используемых в качестве динамометра).
Усилие, которое мне потребовалось, чтобы загнуть полосу на определенный угол, оказалось чуть больше 10 кг.
После этого, я на этой же полосе проточил долы.
Полоса потеряла в весе 60 г
Усилие, которое потребовалось, чтобы отогнуть ее на тот же угол, как и в предыдущем опыте - чуть меньше 10 кг, а именно 965 г.
То есть, мы немного потеряли в жесткости, но уменьшили при этом вес полосы.
После этого, "потерянные" 60 грамм я закрепил на одном из концов полосы, и нашел центр ее тяжести. Он сместился почти на треть от центра полосы.
Ничего не потеряв, мы, нарезав дол, увеличили управляемость "клинка", сместив его центр тяжести ближе к рукояти.
Японская катана хорошее оружие, но это, по сути, тяжелый двуручный меч, которым удобно рубить.
Изобретя долы, оружейники позволили воину и рубить, и колоть одной рукой, тем самым дав толчок к появлению на свет привычного нам искусства фехтования.
Иллюстрация из трактата Джузеппе Радаелли о фехтовании на саблях
Именно с появлением долов стал возможен прорыв в воинском деле, который быстро изменил старую политическую карту мира.
Однако, я не верю, что некие воины когда-то пришли к некоему мастеру-оружейнику и сказали: "Дядя, мы устали, сделай нам на мече долы".
На самом деле от прежних форм устали сами мастера.
Почему? Попробую объяснить, хотя это и сам легко поймет любой человек, который попробует отковать клинок с ярко выраженной гранью посередине, а не вырезать его полосы, как это делается сейчас в подавляющем большинстве случаев.
При ковке клинка ромбического или даже линзовидного сечения, при оттяжке
лезвия, его зачастую закручивает как пропеллер в результате течения металла в определенных направлениях.
Направления эти задает сам кузнец, который держит заготовку за хвостовик и бьет по ней молотком.На фото совсем короткая и не толстая полоса - чем толще она окажется, тем больше может быть выражен "пропеллер".
Скручивание заготовки при оттяжке краев
Чтобы клинок не скручивало, кузнецу придется после прохождения молотком по одной стороне клинка, переворачивать заготовку, взяв ее за другую сторону и проковывать в таком положении - а это неудобно. Не слишком удобно наносить удары и "от себя" - по другой стороне клинка, то есть, оттягивая сразу две стороны, чтобы клинок вышел ровным, и его потом не пришлось долго ровнять - "раскручивать". Для облегчения работы можно применять различного рода подкладки, или иметь помощника-молотобойца стоящего с другой стороны наковальни.
Но не стоит забывать, что речь идет о времени, когда и инструмента приличного не было. То есть, никакой "другой стороны наковальни" не существовало. Ковалось все примерно так, как совсем недавно это делали деревенские непальские кузнецы, на камне или металлическом бруске и почти на холодную.
Оттяжка лезвия инструмента на примитивной наковаленке
У кузнецов уходило очень много времени не только на оттяжку, но потом еще и на выравнивание. А теперь представьте, что у вас заказ в пару сотен мечей...
Поэтому никто и не кует сейчас по старым технологиям - долго, и мастерства требуется больше, а риск испортить заготовку даже на начальном этапе - увеличивается.
В настоящее время мастера иногда даже долы штампуют в оправках, извратив весь смысл этой операции - раздачи металла в ширину. У них металл течет в длину. После этого лезвие формируется на абразивном круге - то есть, вытачивается.
Ничего общего со старыми технологиями в такой работе нет - "кованый" меч в данном случае, пусть он по качеству и превосходит древние образцы, лишь муляж старинной работы.
Мы очень часто представляем наших предков богобоязненными и запуганными, а поэтому готовыми тратить свое время на нанесение ритуальных узоров, проточек, выемок на клинки, или какие другие предметы.
Это совершенно не так, и чем больше я вникаю в историю, тем больше нахожу подтверждений этому.
Как-то в Андреапольском краеведческом музее мне попался на глаза железный крест с маковки давно разрушенной церкви.
Он меня заинтересовал тем, что при изготовлении этого креста мастер использовал, наверное, все известные в то время технологии обработки металла кроме одной - опиловки или обработки напильником.
Крест был сделан так небрежно, что я невольно удивился - все же работа шла на "храм Божий". Однако, мастер, прошивая металл, не удосужился затем обработать края ни у одного отверстия. Рваные острые края металла прямо так и бросались в глаза. Чтобы их убрать, нужно было просто ударить зубилом или прошивнем с другой стороны. Время это заняло бы совсем немного, но кузнец не стал этого делать, руководствуясь, наверное, тем, что высоко - невидно. Никакой тебе оказывается богобоязни: "И так сойдет".
(Фото позже)
Еще одно небольшое отступление для того, чтобы читатель, наконец, выбросил из головы сказки про "кующиеся месяцами и полирующиеся годами" клинки. Почти все оружие делалось по принципу: "как можно быстрее, как можно больше". Без этого было не вооружить те "большие батальоны", на стороне которых Бог.
Разделение труда закончилось до нашей эры. Те, кто делал луки - не пилил доски для них. Те, кто ковал мечи - не тянул полосу. Полосой торговали с давних пор, а торговля железом на государственном уровне существовала еще во времена древнего Египта.
Еще в середине второго тысячелетия до нашей эры царь хеттов Хаттусили III писал египетскому фараону Рамзесу II
"Железа осталось немного, его запасы непрерывно сокращаются и новых поступлений ожидать нельзя до конца уборки урожая. Но и после этого нужно время, чтобы кузнецы справились со своим делом".
Голова статуи Рамсеса II в Луксорском Храме. Египет
А в первом тысячелетии до нашей эры, уже существовала госприемка. Во дворце Ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине был обнаружен склад стандартных железных криц.
Древнее изображение Саргона II
То, какое внимание государства уделяли производству оружия, свидетельствует и такой факт.
В Древнем Риме все работники в государственных мастерских считались на военной службе и подчинялись установленному распорядку. Кузнецы-оружейники не могли уволиться со службы по собственному желанию до окончания срока службы. Но зато потом, они пользовались всеми теми правами, что и заслуженные воины.
В кодексе Теодосиана (Феодосия) написано
" Кузнецам-оружейникам на руке выжигается клеймо, то есть видный всем знак того же типа, что и знак, который выжигают рекрутам, чтобы по нему можно было узнавать тех, кто уклоняется от кузнечных работ в государственных мастерских, и привлечь к ним укрывающихся таковых или их детей, а также тех, кто обманным путем или хитростью поступил на другие работы, чтобы вернуть их по закону".