Кириллина Лариса Валентиновна : другие произведения.

Сказка о Короле Всех Стран Света

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   СКАЗКИ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ
  
   СКАЗКА О КОРОЛЕ ВСЕХ СТРАН СВЕТА
  
  

...Слухом его были созданы страны света и луна. Они пришли к нему от стран света, он слышит посредством стран света, луна создает для него светлые и темные стороны добрых деяний... Там, где страны света и луна, там и мир того, кто знает эту силу слуха, и пока не погибнет мир стран света и луны, не погибнет и его мир.

Из Упанишад (Айтарея-араньяка)

  
  
   1.
   Однажды в старинном городе, где крыши светятся малиновой черепицей, а на бульварах растут пышные каштаны, умер Король Всех Стран Света. Он жил в самом обычном доме на четвертом этаже, и прислуживала ему одна ворчливая кухарка, но все люди в городе знали, что он - Король Всех Стран Света, ибо силой своего искусства он творил миры, созданные из чистых звуков, и для его могущества не существовало границ ни во времени, ни в пространстве. Он умел возноситься к звездам, разговаривать с камнями и деревьями, понимать язык птиц, укрощать вихри и бури - многим обывателям это казалось странным и неприличным, однако все-таки его уважали, и, когда он умер, устроили ему настоящие королевские похороны и решили собрать денег и со временем поставить ему большой красивый памятник.
   Но в одной из стран света, созданных его волей и властью, нашлась Душа человеческая, которая не захотела поверить в то, что Король действительно умер. Она никогда не встречалась с ним, но однажды осенним вечером поймала пронзительный взгляд его глаз - взгляд, брошенный вовсе не ей - и полюбила его так, что решила попробовать отыскать его хоть в каком-нибудь из миров, здешних или нездешних.
   В ту же ночь она во сне услышала Голос, который сказал ей: "Если хочешь найти Короля Всех Стран Света, ты должна три года ходить по глухим болотам, ни с кем не знаться, кроме зверей и птиц, и не есть ничего, кроме ягод, грибов и кореньев".
   - Я cогласна! - вскричала Душа человеческая.
   Но Голос продолжал: "Каждый день на исходе дня ты будешь входить в заброшенную лесную хижину. Там ты найдешь огонь и воду, и смоешь грязь, и обсушишь свои одежды. Но, как только опустится тьма, ты погасишь огонь, ибо придет к тебе Король Всех Стран Света".
   - Неужели! - задохнулась от счастья Душа человеческая.
   "Не спеши, - осадил ее Голос. - Ты его не увидишь и не услышишь. Ты будешь чувствовать только холод земли, только могильную сырость, только ужас тления, и если через три года у тебя достанет сил любить его, как ты любишь сейчас"...
   - Я согласна! - радостно перебила Душа человеческая и - проснулась.
   Тихо, чтобы не разбудить никого из домашних, она оделась попроще и вышла из дома. На дворе стоял Туман, который шепнул ей: "Я здесь, чтобы проводить тебя до болота".
   И начались странствия Души человеческой.
  
   2.
  
   Всё было так, как предсказывал Голос. Каждый день был похож на другие. Она бы совсем потеряла счет времени, если бы Голос не напоминал ей бесстрастно: "Сегодня минул месяц... Три месяца... Шесть..."... Постепенно привыкла она к болотам, стала звать унылую выпь тетушкой, а жаб и лягушек - сестрицами. Так прошло триста шестьдесят четыре дня и настал триста шестьдесят пятый.
   На закате приблизилась Душа человеческая к ветхой избушке, похожей на все прежние, зашла в нее, села возле огня и загрустила. "Еще целых два года ходить мне по болотам, целых два", - подумала она и, греясь, не заметила, как наступила полночь, и не погасила огня.
   Тогда Голос напомнил ей:
   - Гаси огонь.
   - Да, сейчас, - послушно сказала Душа человеческая но, растягивая последние секунды тепла, не двинулась с места.
   - А прошел только год, - усмехнулся Голос.
   - Гашу! - крикнула Душа человеческая и со слезами залила болотною жижей веселый огонь.
   Заглянула она внутрь себя и ужаснулась: не было в ней больше прежней чистой и самозабвенной Любви, а остался лишь строгий, суровый, безжалостный Долг.
   И в эту минуту предстал перед ней Король Всех Стран Света, печально взглянул - и растаял в тумане...
   Всю ночь металась по лесу Душа Человеческая, аукаясь и ища его в волчьей чаще и в гиблой трясине - но тщетно. И решила она, несмотря ни на что, продолжать свои странствия, пока не пройдут положенные три года.
   Не щадила себя Душа человеческая, не сворачивала с пути, как бы труден он ни был, а на скудном ночлеге и вовсе не зажигала огня. Каждый вечер ждала она, что вновь почует могильную сырость, всем сердцем хотела услышать земляное дыхание, и не пугал ее больше ужас тления - но тихо было в воздухе, и даже назойливые комары не тревожили сон Души человеческой.
  
   3.
  
   И вот подошли к концу условленные три года, и всё так же был недосягаем Король Всех Стран Света, и отчаялась Душа человеческая, и пошла, куда глаза глядят. Привело ее на берег глухого лесного озера. Села она на поросший мхом камень и задумалась. Она смотрела, как в черной торфяной воде снуют личинки, как кипят стрекозиные страсти на листьях осоки, как медленно танцуют ленивые моллюски.
   Вдруг она увидела сморщенную коричневую лягушку, гревшуюся на листе кувшинки. "Пока эта лягушка не сдвинется с места, я тоже никуда не пойду", - решила про себя Душа человеческая.
   И вот отзвенел весенний день, прополз вечерний туман, показались над озером звезды, и Душа человеческая вдруг увидела, что вокруг нее - не черная лесная вода, а черное небо, а в небе - не болотная кувшинка, а полная желтая луна, а лягушка... Как это раньше Душа человеческая не узнала в ней великого философа Канта!
   Кант нехотя улыбнулся и сказал Душе человеческой:
   - Ну что ж. Коли уж пришли, сударыня, заходите, сделайте милость.
   И Душа человеческая смело приняла предложенную ей суховатую крепкую руку, сделала шаг и... очутилась на Луне. Возможно, это была та самая Луна, которая вертится вокруг Земли, а возможно, и нет - но это была очень маленькая, чистенькая, желтенькая Луна.
   На Луне стоял маленький, аккуратный, уютный домик, крытый розовой черепицей, а перед домиком был крошечный любовно ухоженный садик.
   - Будьте как дома, - сказал Кант, одетый так, как будто ждал гостью: он был в парике и при шпаге.
   - Спасибо, - ответила та. - Но дозвольте спросить: зачем Вы меня позвали?
   - Я давно не видел ни одной Души человеческой, - отозвался философ.
   - А Вы случайно не знаете, где мне найти Короля Всех Стран Света? - замирая, спросила она.
   - К сожалению, нет, - сухо ответил Кант: у него о земных монархах остались не самые лучшие воспоминания.
   Душа человеческая так устала от дождей, туманов, болотных огней и волчьего воя, что не могла отказаться от гостеприимства в милом маленьком домике на чистенькой желтенькой Луне.
  
   4.
  
   Многое здесь показалось ей странным. Казалось, Кант вовсе не нуждался в чьем-либо обществе, так как он неохотно отвечал на расспросы, сердился, когда гостья клала вещи не на место, и не проявлял ни малейшего интереса к ее горемычной судьбе. Иногда великий философ, застывший над толстыми книгами, казался ей лягушкой, пригревшейся на солнышке, иногда - тонкоруким пауком, плетущим таинственно светящиеся сети, иногда - постаревшим ребенком, которому нет дела ни до чего, кроме собственного игрушечного домика. Но постепенно Душа человеческая уловила во взгляде Канта - хоть тот глядел на нее редко, да и то через очки - ту же самую чистоту и пронзительность, которой пленил ее некогда Король Всех Стран Света. Порою Кант бывал даже по-своему добр и заботлив. Если Душа человеческая засиживалась на краешке Луны, он, отвлекшись от своих ученых занятий, кричал ей смешным старческим тенором, чтобы она, чего доброго, не свалилась на Землю. Лишь в одном он был непреклонен: Кант запрещал Душе человеческой ухаживать за своими цветами и трогать хоть один лепесток.
   Но она не обижалась. Она поняла, что всё, сотворенное Кантом на маленькой Луне - это и есть Великий Порядок, Великая Целесообразность и Великая Гармония. Луна была маленькой - и всё вокруг было маленьким, но, будь она большой, всё было бы большим. Как просто, оказалось, устроен мир, и как трудно было постигнуть его Душе человеческой!
   Когда Кант понял, что ей кое-что прояснилось, он стал разговорчивее. Однажды он взял лопатку, лейку, тяпку, ведерко и сказал Душе человеческой:
   - Душенька, Вы смахните, пожалуйста, лунную пыль с подоконника, а я пойду окучивать концепции и антиномии.
   - Вы хотите сказать, гортензии и анемоны? - удивилась Душа человеческая.
   - Я всегда выражаюсь исключительно точно, - возразил Кант. - Пора бы Вам привыкнуть, что здесь всё устроено не так, как у вас, на Земле, а так, как должно быть. Вот я и выращиваю мои концепции и антиномии в саду под окном. И они цветут - видите, как красиво?.. А после того, как вытрете лунную пыль, разрешаю Вам заглянуть в мою новую книгу: Вы найдете там немало занятного и поучительного...
   Душа человеческая вытерла пыль, очинила карандаши, подмела в комнате и только после этого села за стол, раскрыла толстый манускрипт - и ахнула: на каждой странице красовался сказочный цветок, а в саду под окном цвел в точности такой же! И чем дольше глядела она в рукопись, тем больше удивлялась. Цветы вдруг принимали обличия птиц, людей, зданий, башен, звезд, комет - да и просто разноцветных пятен! Но все их преобразования были понятны и естественны; во всем царила мудрая закономерность и, как говаривал Кант, "аподиктическая достоверность". Это и было лучшей в мире философией, где всё оказывалось и единым, и разветвленным, и прихотливо изящным, и строго вычисленным. "Какое чудо!" - восхитилась Душа человеческая и выбежала из домика, чтобы поделиться своим открытием с Кантом. Но тот предостерегающе остановил ее:
   - Если Вы тут будете прыгать через ступеньки, Вы учините мне лунотрясение, милостивая государыня.
   Больше Кант ничего не объяснял Душе человеческой, и внешне всё шло по-прежнему, но теперь по вечерам она следила за тем, как на ее глазах из тезиса - семени - вырастает доказательство - стебель - и вывод - ароматный венчик - и следствие - крохотная завязь в самом сердце розетки. А утро в саду распускался точно такой же цветок.
  
  
   5.
   Несмотря на мирную и тихую жизнь на маленькой Луне, в Душе человеческой накапливались страх, смятение и беспокойство. Она боялась говорить с Кантом о Короле Всех Стран Света, но не могла забыть о нем, и эта любовь, запрятанная глубоко в сердце, копилась и множилась, перемежаясь с отчаянием, и Душе человеческой стало казаться, будто еще немного - и ее сердце разорвется на мелкие кусочки, и разнесет вдребезги и домик, и садик, и крохотную Луну. Страшно стало Душе человеческой, и однажды она не вытерпела и спросила у Канта:
   - Скажите мне, добрый мой господин, каков, по-Вашему, Долг? Я однажды видела его, и мне сделалось невыносимо тяжко - так он был суров и безжалостен.
   - Глупости, - тотчас откликнулся Кант. - Долг - великое, святое слово! Впрочем, откройте мою "Критику практического разума" или, ежели это трудно, "Основы метафизики нравственности" - там всё очень ясно изложено.
   - А что такое Любовь?
   - Не знаю, - сердито буркнул философ. - Смотря что Вы имеете в виду.
   - Я имею в виду самую чистую, возвышенную, жертвенную любовь, какая только может быть в Душе человеческой. И я хочу спросить Вас: моя Любовь и Ваш Долг - это одно и то же?
   - Ну, почти, - неохотно отозвался Кант, но в чем состоит разница, объяснять не стал.
   Душа человеческая уронила голову на руки:
   - Боже мой! Три года ходить по болотам - и не спасти никого, потому что кому-то подумалось, будто Долг и Любовь - не одно и то же, и не могут жить вместе с Душе человеческой!
   - Вы не три года ходили по болотам, а тридцать три, - сказал Кант и, отвернувшись, ушел в дом.
  
  
   6.
   Вскоре после этого разговора Кант однажды утром спросил у нее:
   - Скажите, Душенька, Вам не попадалась на глаза Истина?
   - Нет, сударь, - ответила она, низко поклонившись. - После того, как я нечаянно уронила несколько крупинок на Землю, Вы запретили мне к ней прикасаться.
   - Странно... Куда же она делась?
   - Не знаю. Может быть, просто кончилась?
   - Но без Истины нам никак нельзя. Завянет сад, развалится дом, Луна сойдет с орбиты - это будет сущее безобразие. Я должен немедленно отправиться за Истиной, - решительно сказал Кант, надел свою старомодную шляпу, накинул поверх кафтана голубой плащ и прицепил сбоку серебряную шпагу. - А Вас, Душенька, я попрошу последить за моими цветами, домом и библиотекой.
   И осталась Душа человеческая одна на маленькой желтой Луне.
  
  
   7.
   Вначале всё шло по прежнему. Но проходили дни - а Кант не возвращался, и Душе человеческая не знала, как спасти сад, ибо он начал засыхать. Головки цветов клонились всё ниже и ниже, концепции чахли на глазах, антиномии бессильно повисали на изъеденных тлей парадигмах, а на гордые максимы жалко было смотреть...
   Чтобы не видеть агонии сада, Душа человеческая заперлась в домике и, сидя в тупом оцепенении, глядела на стрелки старинных часов, хотя ничего не видела: по давней привычке она не зажигала на ночь огня.
   "Это я во всем виновата", - сокрушалась она. - "Сперва не смогла сохранить свою Любовь, потом не смогла исполнить свой Долг... Если б я знала, где найти хоть капельку Истины!"...
   Ее руки вновь начали обшаривать ящики письменного стола, полки книжного шкафа... Вдруг ей под пальцы попалось что-то гладкое и округлое.
   "Флейта!" - вспомнила Душа человеческая. Конечно же, флейта! Ведь Кант признался ей однажды, что, работая над "Критикой способности суждения" и намереваясь судить о музыке справедливо и здраво, он даже обзавелся флейтой и попробовал научиться на ней играть, но... "Вы знаете, милочка, музыке не хватает учтивости, ибо она, стоит лишь дать ей волю, тотчас заполонит собою пространство и время"...
   Поэтому музыка на маленькой желтой Луне никогда не звучала. И Душа человеческая не пыталась нарушить этот негласный запрет. Ей самой было слишком больно вспоминать земные звуки. Но сейчас даже эта боль казалась ей желанной и живительной. И, хотя Душа человеческая не умела играть на флейте, она взяла инструмент, поднесла к губам и постаралась перелить в него свое дыхание, как если бы это могло спасти умирающий сад.
   "О-о-о!" - запело нижнее "до" хрипловатым стонущим зовом.
   И еще раз: "О-о-о!"...
   В безветренном лунном воздухе тихо плавали отчетливо слышимые обертоны - каждый звук в точности на своей высоте и на должной орбите, подобно планетам и звездам, вращавшимся вокруг маленькой Луны...
   Каждый звук порождал свою собственную гармонию, и все они вместе выстраивались в единый космос, единый аккорд, вбиравший в себя все уже когда-либо сложенные и только готовившиеся родиться мелодии...
   Неожиданно в дверь постучали.
   Подумав, что это вернулся Кант, она тотчас открыла.
   В полумраке, усеянном звездами и пронизанном голубоватым светом далекой Земли, стоял незнакомец в темном пыльном плаще. А за его спиной медленно, как во сне, распрямлялись, оживали, распускались длинные сочные стебли, и сияли набухшие бутоны и пышные венчики сказочных цветов.
   Незнакомец посмотрел на Душу человеческую пристальным и светлым взглядом и спросил:
   - Найдется ли в этом доме приют для усталого путника?
   - Конечно, - пролепетала Душа человеческая. И, всё еще не веря своему счастью, спросила: - Но как Ваше имя?
   - Я - Король Всех Стран Света, - ответил он и улыбнулся в первый раз за все эти годы.
  
  
  
   Опять сижу за Кантом по ночам,
   и ночь течет медлительно и трудно.
   Как горячо, должно быть, мотылькам,
   к моей свече летящим безрассудно.
   Какая напряженность в тишине!
   Жилье - живет, и утварь знает много
   такого исковерканно-смешного,
   что злым и глупым кажется вдвойне.
  
   О жалкий наш гостиничный уют!
   Здесь всё для нас - для отдыха и бденья,
   покуда нас к себе не позовут
   растенья, тени, темень и забвенье.
   О жалкий наш кладбищенский уют!
   Мы с роскошью хороним дорогое,
   но в ящиках для вечного покоя -
   пора бы знать - в них души не живут.
  
   Но кажется, потеряно не всё,
   когда осталась хоть щепотка пыли,
   хоть крандаш, хоть ветхое тряпьё,
   хоть что-нибудь - от тех, кого любили.
   И нет вещей для нас - лишь Вещь в Себе
   смеется и отбрасывает блики
   на замыслы, деяния и книги...
   А мы, как дети, спорим - о судьбе.
  
   Спасибо Вам, мой добрый господин,
   за эти ночи ужаса и света,
   когда ко мне выходят из глубин
   Вас пережившие на столько лет предметы.
   И пусть Ваш дом меня переживет,
   и не беда, что душу потеряет.
   Так свет соцветья в зеркало роняет
   - и сам себя потом не узнаёт.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"