Аннотация к разделу: Я человек раумный, а потому имею склонность задумываться над устройством мира в котором живу. При этом вполне естественно, что я спешу поделиться своими размышлениями с окружающими. Возможно, это поможет им как и мне понять этот мир и свое место в нем.
Книга "Понять Россию" представляет интерес для специалистов в области политологии, социологии, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемой формирования русской национальной идентичности, особенностей российской социально-политической организации, а также исторических перспектив России. Исследование дает возможность российскому читателю дать глубоко и широко обоснованный ответ на извечные вопросы, которые хотя бы раз в жизни задавал себе мало-мальски образованный и неравнодушный к судьбе своего народа и страны человек: "Кто мы, откуда пришли и куда идем?". В этой книге вы не найдете сенсационных гипотез рассчитанных на то, чтобы поразить читателя красивой и яркой фантазией на тему нашей национальной судьбы, но на самом деле не имеющих ничего общего с тем, что действительно случилось и происходит с нами. В ней нет спекуляций на национальном самолюбии, возбуждающих невежественное национальное самодовольство. В этой книге предельно конкретный и объективный анализ судьбы русской нации, позволяющий трезво оценить корни наших национальных проблем и возможные пути их решения. Книга представляет интерес также для политиков, стремящихся принести реальную пользу своей стране, деловых людей, выстраивающих свой бизнес с учетом российской специфики. В представленной работе автор в популярной форме размышляет о корнях этнической принадлежности русских, о формировании и особенностях русской идентичности, о том, как складывалась в России система государственности и о ее эволюции. В этой книге вы найдете интересные мысли о военной истории России, ответ на вопросы: что есть наши российские просторы - национальное благо или наш рок и конкурентоспособна ли Россия как цивилизация?
Двадцатый век дал человеку опыт, позволяющий осознать, что все ныне господствующие морально-этические системы уже не способны охранить его бытие и вести вперед. Они стали слишком беспомощными, чтобы отвести надвигающуюся глобальную катастрофу, вызванную климаксом старой морали. Становится очевидным, что дальше жить по ним опасно, как опасно входить в зрелую жизнь с чисто детскими представлениями о добре и зле. Цена этому прозрению - сама жизнь человечества. Входя в третье тысячелетие, мы переступаем порог, за которым пропасть, через которую может перебросить мостик только новая мораль, новая этика.
Древние свято верили в то, что Земля покоится на трех китах... Соответствовала ли созданная ими картина действительности? Нет. Но это был в некотором смысле вполне реальный образ, сложенный из реальных для того времени знаний. Имела ли она рациональную ценность? Да. Как имеет ценность информация о том, где вы. На тающей льдине, на вулкане, или же на тверди. С этой картиной человек получал принципиально важную для него уверенность в устойчивости бытия, она имела для него смыслообразующее значение. Без этой картины человек жил бы в постоянном ощущении тщетности, а потому и необязательности своих усилий. Что может быть незыблемей тверди, стоящей на трех (!) слонах (!)? А потому можно возвести на ней дом, град, составить наследство детям и т.д. В общем, на этой тверди приобретает смысл все то, что выводит устремления человека за пределы его индивидуальной жизни. Эта картина была ценна уже тем, что позволяла воображать, что мы знаем, как устроен мир. При этом и "край земли" и "хрустальная сфера" не были собственно запретом на движение за их пределы. Скорее это было обозначение границы познанного. Границы, за которой реально все, что бы вы не вообразили. В этом смысле современное описание бесконечности вселенной столь же "реально", сколь и древние рассказы о бездне, в которую низвергаются воды, омывающие твердь земную. Картина мира была для древних некой кочкой в неведомом с которой можно делать следующий шаг, не беспокоясь о том, что она уйдет из-под ног. Не нуждаемся ли и мы сегодня в создании столь же целостной картины мироустройства? Тем более что разрушение устоев рационального представления о Бытии, которое произошло на рубеже XX и XXI веков делает вновь актуальной попытку обретения тверди хотя бы в наших представлениях.