Аннотация: ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАББАЛЫ (автор - Михаэль Лайтман)
ОР, СВЕТ
наслаждение, получаемое творением в духовных мирах.
КЛИ, СОСУД
желание насладиться, рацон лекабэль. Единственное, что создано из ничего, и из чего состоит все творение - миры и населяющие их души. А вся разница между частями творения - в величине этого желания.
ОР ХОХМА
свет, идущий от Творца, несущий жизнь, наслаждение.
ОР ХАСАДИМ
свет, идущий к кли, отталкивающему свет хохма. Наслаждение от отдачи.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА
перемещение света-наслаждения от Творца к творению.
ВРЕМЯ
определенное количество последовательных ступеней распространения света.
ПРОЗРАЧНЫЙ
малое желание (авиют), например, 1 по сравнению с 4.
ТЕМНОТА
состояние четвертой ступени, не получающей свет вследствие Ц"А, отсутствие ор хохма.
РАНЬШЕ И ПОЗЖЕ
соотношение причины и следствия.
ОДИН, ЕДИН
объединение посредством совпадения свойств.
ПОДЪЕМ
совмещение свойств нижнего кли с верхним, при улучшении свойств первого.
СПУСК
совмещение свойств верхнего кли с нижним, при ухудшении свойств.
СОЗДАТЕЛЬ
причина, верхняя ступень, рождающая нижнюю.
СВЕРХУ ВНИЗ
от высшей ступени к низшей, от первой к четвертой, поскольку четвертая более эгоистична.
НАПОЛНЕННЫЙ
состояние отсутствия недостатка, неудовлетворенного желания.
МЕСТО
желание насладиться, получить называется местом получения света, наслаждения. Размер места соответствует размеру желания.
КОНЕЦ
соф, сиюм, окончание любого творения - создается посредством ограничения на получение света.
ВЫСШИЙ
более важный.
РАЗДЕЛЕНИЕ
две ступени, не схожие ни по каким свойствам, называются разделенными.
СОПРИКОСНОВЕНИЕ
схожесть по одному из многих свойств между двумя ступенями, творениями.
СВОБОДНЫЙ
место, готовое получить исправление, дополнение, наполнение.
СОКРАЩЕНИЕ, ЦИМЦУМ
укрощение своего желания, ограничение на получение страстно желаемого наслаждения.
ЛИНИЯ
положение, указывающее на различие верха и низа.
БЛИЗКИЙ
схожий по свойствам.
ГОЛОВА, РОШ
часть создания, наиболее близкая по свойствам к своему Создателю.
РУАХ
ор хасадим называется руах, ор в кли З"А.
ИМЯ
дается постигающим свойства объекта по постигаемым им свойствам другого объекта.
ТЕЛО, ТОХ
внутреннее получение определенной порции света.
ДВИЖЕНИЕ
обновление, изменение в получении света и потому отделение от предыдущей формы получения.
А"К, АДАМ КАДМОН
первый мир, получающий из мира Эйн Соф - мира Бесконечности. Корень, источник, зародыш создания человека в нашем мире.
ОР ХОЗЭР
свет, не получаемый в четвертую ступень, а возвращаемый ею посредством зивуг дэ-акаа (ударного взаимопроникновения). Условие получения после Ц"А.
ОР ЯШАР
свет, идущий из Эйн Соф.
ОР МАКИФ
свет, окружающий парцуф и предназначенный в будущем войти в него.
ОР ПНИМИ
свет, заполняющий кли.
ГРАНИЦА
следствие действия масаха.
МАТЕРИАЛЬНОЕ
все, занимающее место, время и действующее на наши пять органов чувств.
УТОНЬШЕНИЕ МАСАХА
уменьшение силы сопротивления желанию самонасладиться.
ЗИВУГ ДЭ-АКАА
действие масаха, ограничивающее распространение света в четвертой ступени - в малхут.
З"А, зэир анпин
малая порция ор хохма.
ХАЯ
свет в сфире хохма.
ЕХИДА
свет в сфире кэтэр.
ПОСТЕПЕННО
последовательное, по ступеням, распространение света.
МАЛХУТ
последняя ступень кли, диктующая его действия и потому так называющаяся - царство.
МАСАХ
сила сокращения, сопротивления, цимцума, действующая в кли.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ, РАСТВОРЕНИЕ
слияние по схожести свойств малого с большим.
НЭФЕШ
самый малый свет в парцуфе, свет в сфире малхут.
НаРаНХа"Й
пять светов: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида.
НЭШАМА
свет в кли бина.
СИЮМ (КОНЕЦ)
четвертая ступень, ограничивающая получение - распространение света.
АВИЮТ (ТОЛЩИНА)
размер, величина желания и стремления получить свет.
ЧАСТИ КЛИ
есть две основные части у кли. Одна - притягивающая свет в зависимости от авиюта (величины желания). Другая - принимающая свет в зависимости от захут (от слова "зах" - светлый). Свет притягивается малхут, но входит, принимается кли кэтэр, а затем постепенно спускается до малхут.
ГАГ (КРЫША)
кэтэр.
РИЦПА, ПОЛ
малхут.
РОШ
свет, приходящий в кли и отраженный масахом, образует рош.
ДУХОВНОЕ
абсолютно изолированное от всего, имеющего контакт с нашими пятью органами чувств, местом, движением, временем и фантазией (воображением).
ДАЛЕКИЙ
удаленный по свойствам.
ОРГАНЫ ТЕЛА
келим, сфирот в гуф парцуф.
А"А, АРИХ АНПИН
парцуф хохма в мире Ацилут.
БРИЯ
появление чего-то из ничего, небытия.
ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ ТОЛЩИНЫ
как есть пять ступеней: кэтэр, хохма, бина, З"А, малхут, ограничивающие парцуф в длину, - так есть пять ступеней: моах (мозг), ацамот (кости), гидин (жилы), басар (мясо), ор (кожа), ограничивающих парцуф в ширину.
ГАЛЬГАЛЬТА
парцуф кэтэр, кли со светом ехида.
РЕЧЬ
малхут рош называется пэ (рот) и свет, проходящий сквозь нее вниз, называется речь.
КИСЭ (КРЕСЛО)
олам Брия.
СВЯТАЯ СВЯТЫХ (В ХРАМЕ)
сфира в мире Брия.
КЛИПА (ШЕЛУХА, ОБОЛОЧКА)
обратное кдуше (святости) по своим свойствам; желание все поглотить, совершенный эгоизм.
РЭИЯ (ЗРЕНИЕ)
ор хохма в сфире хохма - эйнаим (глаза) в рош парцуф.
РЭАХ (ЗАПАХ)
свет в сфире З"А, называемый хотэм (нос) в рош парцуф.
ШВИРА (РАЗБИЕНИЕ)
исчезновение ограничивающей силы в масахе.
ШМИЯ (СЛУХ)
ор в кли бина - озен (уши) в рош парцуф.
ТААМИМ
распространение света от пэ до табур. От слова таам - вкус.
НЕЦУЦИМ (ИСКРЫ)
свет угасающий, но готовый снова светить в кли, как прежде.
НЕКУДОТ (ТОЧКИ)
свет, исходящий из гуф парцуфа.
КЛИ ЛИЦОМ ВВЕРХ
готово получить свет.
КЛИ ЛИЦОМ ВНИЗ
не желает получить свет.
ПАНИМ (ЛИЦО) ВЭ АХОР (СПИНА)
соответственно, важная и не столь важная части кли.
ПОРЧА РАДИ ИСПРАВЛЕНИЯ
восприятие человека, не знающего путей развития. Для видящего же ясно, что нет порчи (швира, хэт), а все - лишь один тикун (исправление) кли.
РЕШИМО
след от света (воспоминание о наслаждении), остающийся в кли после удаления света.
ТАГИН
решимо от внутреннего света (ор пними), бывшего в тох парцуф.
ПАНИМ (ЛИЦО)
место, которым кли дает или получает свет.
МА"Н
просьба низшего, обращенная к высшему (маим нуквин).
ПАРСА
разделительная перегородка, диафрагма между органами дыхания (кли ашпаа - отдачи, влияния) и органами пищеварения (кли каббала - приема).
Ц"Б, ЦИМЦУМ БЭТ
сокращение на получение света, получение в келим кэтэр, хохма, бина, но не в З"А и малхут.
ПАРСА
свод, отделяющий верхнюю воду от нижней, отделяющий бину от малхут.
СЭАРОТ (ВОЛОСЫ)
дополнительный, наружный парцуф, где внутренний парцуф находится в Ц"А, а наружный - в Ц"Б. От слова "сэара", "соэр" - ощущение неполноценности.
СЭАРОТ РОШ
от бины (уши) вверх.
СЭАРОТ ДИКНА (БОРОДЫ)
от бина вниз.
ОТ
буква, кли.
БИРУР (АНАЛИЗ)
поиск эгоизма в кли, осознание зла, выделение из смешанных - чистых и нечистых - келим только чистых и получение в них света.
ГАДЛУТ (БОЛЬШОЙ)
присутствие ор хохма в парцуфе.
МОХИН (УМ, СОЗНАНИЕ, МЫСЛЬ)
ор хохма в рош парцуф.
МАВЭТ (СМЕРТЬ)
исчезновение ор хохма из кли. Только ор хохма оживляет кли. Состояние кли под парса и в нашем мире, о котором сказано - грешники и в жизни мертвы.
МЕСТО МИРОВ БЕ"А
от парса до сиюма, до нашего мира.
ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА (ХОРОШЕГО) И ЗЛА (ПЛОХОГО)
эгоизм определяется как плохое, и потому, съев с этого дерева, внес Адам в свой гуф эгоизм и, таким образом, должен был спуститься из духовных миров в наш мир.
ПБ"П (ПАНИМ БА ПАНИМ)
лицом к лицу - состояние, когда нуква (малхут) получает свет от З"А, захар (мужчина).
ЕНИКА КЛИПОТ (ВСАСЫВАНИЕ ЭГОИЗМОМ)
эгоистическое кли с желанием получить для себя после Ц"А остается пустым, т.е. безжизненным, без света хохма. Но вследствие швират келим небольшие порции света вошли и в клипот.
И далее, вследствие грехопадения Адама, и каждый раз, когда люди грешат, т.е. используют свой эгоизм, - этим увеличиваются порции света в клипот и, соответственно, уменьшаются в чистых, святых келим.
Человек состоит из чистых келим (если приобрел масах) и клипот, постоянно искушающих его воспользоваться эгоизмом, самонасладиться и, таким образом, наполнить их светом. И чем больше у человека чистых келим, наполненных светом, тем с большей силой искушают его клипот, желающие насладиться светом. И потому у большого человека - большие искушения.
ПРИСАСЫВАНИЕ КЛИПОТ
там, где кдуша, чистое кли, имеет какой-либо недостаток, брак - недостаточной силы масах, силу воли, - там возникает воздействие искушения.
НОГА (СИЯНИЕ)
клипа, в которой перемешано хорошее и плохое.
ШВИРА КЛИ
поломка сосуда, негодность кли к получению света.
БЭТЭН (ЖИВОТ)
нижняя часть тифэрэт в гуф парцуф, место беременности и рождения.
ГАН ЭДЕН (РАЙСКИЙ САД)
малхут мира Ацилут.
ДАДЭЙ БЭИМА (СОСКИ ЖИВОТНОГО)
нижняя часть нэцах и ход парцуфа Атик, находящиеся в мире Брия.
РЭАЙОН (БЕРЕМЕННОСТЬ)
зивуг на решимо катнут парцуфа.
ЗМАН РЭАЙОН (ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ)
время в духовных мирах есть обновление формы. И поэтому развитие парцуфа - изменение формы до его рождения, называется временем беременности. В зависимости от количества света, необходимого для развития, - 7, 9 или 12 месяцев.
КОТЭЛЬ (СТЕНА)
масах.
МЭЦАХ (ЛОБ)
кэтэр в рош парцуф.
ЗМАН (ВРЕМЯ)
переход от причины к следствию.
МАКОМ (МЕСТО)
желание духовного.
НУКВА НИФРЭДЭТ (ОТДЕЛЕННАЯ НУКВА)
малхут в З"А мира Ацилут.
СИЮМ АЦИЛУТ
окончание мира Ацилут в парса, соответствует сфире бина в соф Гальгальты (если разделить соф Гальгальты на десять сфирот).
СИЮМ А"К
мир Адам Кадмон оканчивается в точке нашего мира, центральной точке всех миров.
ЭЦ ДААТ (ДРЕВО ПОЗНАНИЯ)
место от хазэ до сиюм З"А.
ЭЦ ХАИМ (ДРЕВО ЖИЗНИ)
место от начала до хазэ З"А.
ТХИЯТ МЕТИМ (ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЫХ)
выход из мира Ацилут называется мита (смерть), так как это следствие исхода ор хохма из кли. Подъем, т.е. возврат из БЕ"А в мир Ацилут, называется оживление, или воскресение мертвых.
БЭЭР (КОЛОДЕЦ)
сфира есод в парцуфе нуква в мире Ацилут.
МАКОМ ЗИВУГ ВА"К
в малхут, т.е. в пэ рош парцуфа.
МАКОМ ЗИВУГ В АЦИЛУТ
зивуг в мире Ацилут происходит между парцуфом З"А и парцуфом нуква (малхут). Причем здесь масах находится в есод, и потому есод называется брит (см. брит-мила). Так как в З"А есть ор, то его есод выделяется из парцуфа в месте масаха и наоборот - есод нуква углублен из-за отсутствия света в месте ее масаха. Причем так как нуква родилась отделением от З"А, то размер выступления наружу есода З"А равен размеру углубления есода у нуквы.
БЭН (СЫН)
каждый последующий парцуф относительно предыдущего.
ДАМ ТАГОР (ЧИСТАЯ КРОВЬ)
часть МА"Н, не прошедшая анализа разделения, часть, на которую еще не сделан зивуг дэ-акаа. Поднимаясь из есода нуквы в ее хазэ, превращается в халав (молоко).
ДАМ ТАМЭ (НЕЧИСТАЯ КРОВЬ)
часть МА"Н в есоде нуквы, не поднимающаяся в хазэ, а возвращающаяся в клипот (см. дам лида - родовая кровь).
ЯИН (ВИНО)
часть МА"Н, дополняющая здание Ацилут.
ИРУШАЛАИМ
точка малхут в парцуфе нуквы.
22 БУКВЫ АЛФАВИТА
кли, составляющие парцуф, как буквы в нашем мире составляют слова, передающие всю мудрость мира. Форма их взаимных зивугим соответствует их очертаниям. Конечные буквы алфавита - масах и авиют парцуфа.
НИКЕЙВА, НУКВА
сфира или парцуф малхут мира Ацилут. От слова "нэкев" - отверстие для прохождения света.
МУЖСКИЕ ДУШИ
души, рожденные на МА"Н от З"А.
ЦИОН
сфира есод в парцуфе нуквы.
СОН
состояние парцуфа, в котором поднимается МА"Н, т.е. исход света вверх. Остается лишь небольшая, витальная порция света.