Не спрашивайте меня, по ком звонит колокол. Колокол звонит сам по себе, раскачиваемый солнечным светом.
Солнечный человек Грегори (знак гороскопа Лев), прикрыл глаза ладонью, защищаясь: косые лучи желтой охры на картине Чюрлениса , выставленные из-за облаков , как копья македонской фаланги из-за щитов, создавали давление света, способное раскачивать тяжелые колокола.Это очень опасное явление, это давление, давление света, опасное даже для солнечных людей, рожденных под знаком Льва.
Потом Грегори пришлось еще раз прикрыть глаза ладонью, на этот раз спасаясь от удара беззастенчивого света цвета расплавленной бронзы.
- Это уже слишком, слишком, даже для меня. Два источника света, два солнца, это уже слишком, -подумал он.
Источником беззастенчивого света цвета новорожденной бронзы послужили волосы стоящей слева женщины. Светить. Это она может себе позволить. В конце концов, выставка картин литовского гения не столь уж частое событие, чтобы такая женщина могла пропустить ее.
Грегори не стал церемониться и немедленно дал отпор непрошенному оптическому вторжению.
-Прошу вас, выключите ваш рефлектор, он меня слепит, - обратился он к незнакомке.
-Вы сумасшедший. О чем вы говорите?
- О ваших волосах. Они отливают бронзой, только что отлитой по формам. Как вас зовут?
- Анастаси. Я археолог и специализируюсь по бронзовому веку.
- Грегори. Инженер-металлург. Могу дать справку о бронзе, как профессионал.
- Я знаю о бронзе все.
- А термодиманический эффект? Вы знаете, археолог Анастаси, что мы с вами топаем по этой земле и любуемся картинами Чюрлениса только благодаря одному небольшому тепловому эффекту?
-Изучала, конечно, что-то технологическое.
-Люди смогли выбраться из каменного века из-за свойства смеси меди и олова понижать температуру плавления меди на двести градусов. Этот термодинамический эффект, обнаруженный ихними мудрецами за пару тысяч лет до новой эры, привел к тому витку цивилизации, который вы, археологи, называете "бронзовым веком".
Мощности древних печей не хватало для плавления чистой меди. Тогда жрецы, халдеи, или как их там, придумали этот фокус. Короче, если добавить к чистой меди немного чистого олова, не жалеть хорошо просушенных дров и не жалеть плетей для десятка ленивых рабов, раздувающих меха, то в итоге при хорошем огне можно достичь температуры плавления сплава меди и олова, который называют бронзой. Бронзу разливают по длинным и узким формам, имеющих форму меча или ножа.Бронза прочнее меди и прекрасно пробивает кожаные щиты всяких там примитивных Давидов и Голиафов. Оружие - прежде всего. Мечи вместо масла. И ныне и присно и во веки веков- война прежде всего.
- Война прежде всего, Грегори,- сказала Анастаси.- Война. Но и любовь тоже.
Я расскажу вам о первой войне и первой любви бронзового века, Грегори.
Не так давно с экспедицией нашего университета мы откопали самый старый в новой истории город, первую известную нам жертву войны. Город Хамукар в Междуречье,где некогда Бог поместил в раю Адама и Еву, а потом изгнал их оттуда. За любовь, между прочим.
Война унинтожила город четыре с половиной тысяч лет назад и нападение было быстрым и внезапным. Помните, чем Давид сразил Голиафа? Пулькой из пращи. Так вот - запас металлических пуль в городе оказался мал, снайперы нападавших раскручивали свои пращи быстрее и стреляли лучше горожан, и защитникам города пришлось пустить в ход даже заготовки для глиняных печатей, но и эти пули не остановили нападавших. Защитники отступали к центру города, убитых хоронили тут же, на площади.
Я наткнулась на это захоронение первая, Грегори, вся экспедиция побросала лопаты и сбежалась на мой визг. На глубине метра три они лежали вместе, останки мужчины и женщины, они лежали обнявшись, соединенные бронзовым наконечником копья,поразившего сразу обоих. Смерть была неминуема и они приняли единственно мудрое решение - умереть в любви. Кто убил любовников? Свои, пораженные столь неслыханным кощунством во время боя, или чужие, разъяренные, что она не досталась им? Неважно,они остались вместе. Какое долгое счастье, Грегори, четыре с половиной тысячи лет в объятьях друг друга!-
- А не надоест?-усомнился Грегори.- По статистике обычно хватает и двух лет, - и Грегори смутился и справедливо возмутился собственным цинизмом.
-Если смерть можно считать чудесной,- сказал он, -то нет ничего чудеснее смерти Рафаэля Сантио, художника из Урбино, в объятьях красивой женщины, не связанной узами брака.
Анастаси и Грегори были молоды, далеки от канонического непероходимого 37-летнего возраста Рафаэля и других гениев прежних времен( помните у Высоцкого: " При цифре 37 с меня в момент слетает хмель"?), не связаны узами брака и, конечно, могли с легкостью провести вместе какие-то несчастные четыре с половиной тысячи лет, хотя им было отпущено только четыре- не тысячелетия - года, как выяснилось впоследствии.
Грегори умел рисовать и нарисовал герб их любви, разделенный, как положено, на четыре квадрата: в левом верхнем и правом нижнем квадратах он поместил их собственные портреты, а в правом верхнем квадрате он
нарисовал колокол с картины Чюрлениса, а в левом нижнем -печь для выплавки бронзы.
Анастаси умела писать стихи и написала ему стихи, которые Грегори выучил наизусть, потому что ни одна женщина, ни до,ни после, не писала ему стихов.
.
У нас уже весна -и на ладошке
Ледышка раскалилась добела.
Твои глаза, как звонницы,-окошки,
Где тяжкие живут колокола.
Больной художник Микаэль Чюрленис
Рисует мир, моря и тишину
И облака, ужи и колокольни
Послушные, позируют ему.
А ласточки за тридевять пределов
Готовятся к прилету своему.
Глухой звонарь летит на нити белой,
Как ласточка, что делает весну.
Колышется журавлик колокольни
Под облака ведомый бечевой...
Твои глаза бездонны и безмолвны,
Как колокол уснувший вечевой
Впоследствии выяснилось также, что это были лучшие четыре года в
жизни Грегори: он открыл для себя понятие, которому прежде не мог дать точного определения, кажется, это называлось счастьем, и открыл также новый термодинамический фокус, названный учеными впоследствии " эффектом Грегори-Анастаси": оказывается, можно погружать лицо в потоки расплавленной бронзы без всякого риска получить ожог.
Потом она ушла из его жизни. Тогда Грегори написал стихи следующего содержания:
Ты уходишь, ты уходишь, дорогая.
Я скажу тебе слова, совсем простые:
" Ты уходишь, ты уходишь, дорогая,
Все дороги от любви тебя уводят."
А когда ты возвратишься, дорогая,
Я скажу тебе слова, совсем простые:
" Ты вернулась, ты вернулась, дорогая.
Значит, нету от любви тебе дороги".
Но она не вернулась.
Потом Грегори в целях сохранения жизни и разума ударился в науку. Он стал " гуру" по колокольному звону и даже написал и защитил диссертацию на тему " Акустические свойства оловянистых бронз", где пытался доказать, что тона и обертоны колокольного звона зависят от состава сплава. Грегори приглашали консультантом и крестным отцом на все роды мало-мальски крупных колоколов. Друзья прозвали его " настройщик колоколов".
Потом он созрел для женитьбы и женился. Детей у них не было.
Потом Грегори достиг того возраста, когда кровь уже не добирается до кончиков пальцев и стал вдовцом.
... Только отъявленные негодяи и отпетые циники могут утверждать, что вдовы ходят на кладбище для охоты за вдовцами. Не знаю уж кто-там, эволюция, биология или сам Господь позаботились о том, чтобы мужчины жили на этом свете на пять-десять лет меньше женщин. Оно, конечно,обьяснимо, ведь мы, мужики, принимаем на себя основные удары всяких там революций, мутаций и алкоголизаций, мы нарываемся и подставляемся под эксперименты матушки - Природы и ввязываемся в грязные игры наших подлых правителей. Женщины, продолжательницы рода, основа стабильности и воспроизводства, недаром они приняли форму пирамиды, самой устойчивой фигуры, они не подвержены нашим людоедским мужским страстям и,следовательно, обязаны жить дольше нас..
Это я к чему? Что вдов на свете гораздо больше, чем вдовцов, и шансы отловить очередного мужа на кладбище у них минимальны.
Тем не менее, Грегори встретил ее таки на кладбище. За каким чертом его понесло на кладбище, он не помнил, ибо он, абсолютно точно, не принадлежал к породе безутешных вдовцов и-тем более- хищных самцов, и еще забыл взять солнечные очки. Поэтому пришлось защищать глаза от проникновения фотонов света ладонью .Совершенно наглых и беззастенчивых фотонов цвета новорожденной бронзы.
Источником света цвета бронзы послужили волосы женщины из похоронной процессии.
Грегори не стал церемониться и немедленно дал отпор непрошенному вторжению света.
- Послушайте, примите мои соболезнования. Кто- то из близких ?
-Да нет, дальний родственник по материнской линии.
- Тогда прошу вас, выключите ваш рефлектор, он меня слепит.
Грегори показалось,что он уже говорил когда-то такие слова. Знаете, есть такое понятие -дежа вю, если перевести с французского-уже виденное Дежа вю относится к тем странным и обычно редким моментам, когда настоящее воспринимается как прошлое. Грегори показалось,что с ним уже когда-то происходило нечто подобное. Когда-то Гераклит утверждал,что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Но Грегори игнорировал Гераклита и вошел в одну и ту же реку из расплавленной бронзы во второй раз.
Итак, Грегори без страха и сомнений вошел в эту реку и полюбил эту женщину, как ни странно, по имени Анастаси . Он любил ее очень сильно, потому что она была последней в ряду и ей досталась любовь,предназначенная всем женщинам, которых он недолюбил. Анастаси осталась с ним и уже не уходила от него никогда.
Что произошло с Грегори дальше, честно говоря, не знаю. Хочу надеяться, что он- спаси и сохрани его Господь! -жив и здоров, а если нет - да пребудет душа его среди сонма праведников(что крайне маловероятно из- за его неукротимого нрава, подпитываемого Солнцем) - надеюсь, что он окончил свои дни в объятьях верной Анастаси, а если нет... А если нет, то зная неукротимый нрав Грегори, вполне допускаю, что он окончил свои дни чудесной смертью Рафаэля Сантио, в объятьях прекрасной женщины, не связанной узами брака.
.
Что касается колоколов, то мы часто слышим звон, но не знаем, кто он. По утрам колокола только распеваются, а к полудню звонят уже собственными голосами. И, как всем известно, колокола всегда звонят по нам.