Аннотация: Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно!
Прежде, чем приступить к обзору рассказов, авторов, не побоявшихся пуститься в это опасное путешествие по морям и океанам мира Стругацких, мне хочется сказать несколько вступительных слов.
Безусловно, конкурсанты и жюри - отважные люди. Канул в лету XX век, а вместе с ним и страна СССР с ее правителями, ценностями и литературной цензурой, заставлявшей писателей использовать Эзопов язык. Многие современники братьев Стругацких еще помнят о том, что их произведения надо было читать не глазами, а душой, не написанные слова воспринимать в большей степени, а уметь слышать то, что витает между строк.
Ушли те времена, ушли те литературные приемы, не многие авторы сегодня "слышат" ту информационную частоту и волну, которая зажигала звезды и жгла сердца. Однако отрадно то, что находятся смельчаки поднять знамя Той Фантастики - научной фантастики и пронести его дальше. По моим наблюдениям на этом конкурсе большинство авторов (и жюри в том числе) избегает стиля НФ-фантастики, НФ-идей и уводит свое повествование в нечто отдаленное, несуразное, полумистическое и фэнтэзийное.
Тем не менее, на мой взгляд, мужеству храбрых авторов стоит спеть и песню, и гимн, и оду: "Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно"!
Авторы, уж извините, я попыталась просто сделать литературный анализ, максимально формализуя его методику. Итак, на линии обороны - первая партия рассказов жюри.
Кандид. Беспокойная улитка
Идея крайне слаба. Персонаж из будущего, Горбовский Леонид Андреевич, появляется из 22 века в конце 20 века с тем, чтобы подтолкнуть главного героя Кандида к дальнейшему исследованию окружающего Леса. Зачем? Инстинкт исследования новых территорий (земель) и так есть у человека. Он даже есть у животных. Поэтому преамбула сюжета смотрится странновато для столь, надо полагать, весьма энергетически затратной экспедиции. Более того, на фоне упоминания автором экономии (не увеличения) "энтропии Вселенной" выглядит и вовсе смешно.
Сюжет. Завязка-Кульминация-Развязка. Завязка нехитрая - ГГ вышел на окраину Леса и встретил человека. Кульминация: человек поведал, что за Лесом есть еще Лес и намекнул на то, что Кандиду неплохо бы продолжить путь. Развязка: человек исчезает, а ГГ продолжает путь. Такое построение сюжета напоминает сказку про Колобка. Но даже в ней смысла больше, чем в этом рассказе.
Персонажи. ГГ и Горбовский нужны для сюжета. А вот эпизод с девушкой и "идолом" вообще лишний, потому как не играет реально ни что в сюжете. Ни ГГ, ни Горбовский не делают из увиденного ровно никаких выводов.
Стиль. Оставляет желать лучшего. Начало корявое с многочисленными повторами. К середине текст становится несколько лучше. Поразило одно место:
"Не буду описывать машину, в которой прибыла наша группа -- это слишком сложно, сам путаюсь. Мы провели исследования, кое-что поняли, гораздо больше не поняли, а теперь должны возвратиться. Не потому, что надоело, а по физическим законам. Видите ли, вот-вот закончится цикл Хасимото-Айзенберга... Впрочем, к черту физику!"
Автор упомянул о неких физических законах, но не стал об этом распространяться. Или же автор сам не знает то, о чем хотел бы поведать, но не может, или же поленился поискать среди открытых законов что-нибудь подходящее, или в конце-концов придумать самому что-то новенькое? - Сказал "А" и не сказал "Б". То есть автор пищу для ума читателю не дал, наверное, побоялся "несварения" мозгового желудка у него.
Общее впечатление. В результате получилась манная кашка. Уровень рассказа подходит для школьников средних классов, где-то пятый-шестой класс.
Данг. Значит, я уже здесь
Идея. Провести секретный эксперимент.
Сюжет. Завязка-Кульминация-Развязка. Завязка: ГГ с группой и щенком голованов Итрчем-младшим ислледуют некую область от лагеря. Они идут до тех пор, пока Итрч не захотел вернуться домой. Кульминация: ГГ в разговоре с Корнеем выясняет, что была найдена записка со следами молекулярного распада, историю которой он выясняет с помощью робота по имени Драмба. Из разговора он выясняет автора записки.Развязка: Установив внешность автора на голограммах, ГГ делает вывод: он не знает его.
Персонажи. Вроде почти все при деле. Однако для короткого рассказа их слишком много.
Стиль: условно-съедобный. Цитата: "Дорога от Антонова заняла чуть более получаса - и ровно тридцать минут все подтверждало правильность этого решения." - разве получас и 30 минут не одно и то же, что автор этой фразой хотел сказать? Автор слишком много внимания уделяет щенячьим восторгам Итрча-младшего, затем своре из гигандийских аналогов псовых (адских) с иссиня-черной шерстью и купированными хвостами. Когда читатель доходит до изучения павианьих мозгов становится откровенно скучно.
Общее впечатление. За несущественными деталями, в коих читатель барахтается как в куче щепок при рубке дров, теряется и сам лес - тот замысел автора, который он хотел бы донести. На рассказ не тянет - скорее это отрывок из большего произведения.
Ковчег. Ковчег-3
Идея. Попытка сломать приоритеты - очень уважительна.
Сюжет. Завязка-Кульминация-Развязка. Завязка: Читатель видит "Состыкованную со спутником Странников базу", где и разворачивается действие. В Малыше проявляется кризис подросткового возраста, который как-то пытается устранить дежурный базы Стась Попов. Кульминация: на базу прилетает Лев Абалкин, попутно сообщает, что у него есть приемная дочь Танга - мутант, не блещущая здоровьем. Развязка: После гибели Абалкина дочь его еще жива, а Малыш пытается понять разницу между мужчиной и женщиной. Читатель видит, что он продолжает развиваться обычным путем, что и человек. В чем новизна?
Персонажи. Их количество соответствует размеру текста.
Стиль: условно съедобный. Цитата: "Хорошо, что только срыв, хорошо, что не эпилепсия какая-нибудь или коллапс." - если не секрет коллапс чего? - сверхновой? и какое отношение этот "коллапс" имеет к заболеванию эпилепсии, если автор их ставит в один ряд в предложении?
Общее впечатление. Приоритеты ломает не ГГ, а его друг Абалкин. Сам ГГ лишь свидетель всех событий. В результате ничего революционного не происходит - наблюдается деградация космической деятельности землян (в данном проекте). На дальнейшее автор не дает намеков - читатель может сделать вывод, что полный застой будет продолжать неопределенно долго. Автор реально ни к чему не призывает читателя - пусть сидит на месте и не "вякает".
Колицу Фельш. Копыто Смерти
Идея. Борьба за...
Сюжет. Завязка-Кульминация-Развязка. Завязка: Террористы против башен. Кульминация: Проведение задуманной операции. Развязка: Взрыв и конец операции. Автор упивается стрелялками. Суматоха.
Персонажи. Многочисленны. Автор неудачно переводит кадр с одного на другого, не давая при этом читателю сориентироваться "что, где и когда". Теряется общая картина, которая могла бы конструироваться глазами единого персонажа. Что хорошо для кино, то не очень хорошо для текста.
Стиль: условно съедобный, ближе к несъедобному.
Общее впечатление. Очередная серия "Обитаемого острова". Уровень исполнения: более подходит для школьников средних и старших (не далее 9-го) классов.
Роберт. Ни слез, ни пламенных страстей.
Идея. Сначала автор призывает "изучить принцип работы" корабля. Но далее он изменяет этой идее, и меняет на ходу на другую: "спасти людей от ракопаука и других зверей".
Сюжет. Завязка-Кульминация-Развязка. Завязка: Беседа Камилла с Отшельником. Основная мысль заключена в паре фраз: 1) "От прошлого не спрятаться. От будущего - можно попробовать. Варианты истории множатся, перетекают друг в друга, переплетаются, плодя вероятности и теряясь в хаосе неопределенности. Их можно изменить, воздействуя на случайную цепь событий..." и 2) "Множество вселенных рядом. Они могут быть похожи на нашу, могут отличаться. В некоторых время способно течь наоборот. Попав в такой мир и вернувшись обратно, вы окажетесь в нашем прошлом. Если я скажу, что граница между вселенными преодолима?" - Пожалуй, это та идейно-ценная часть во всем рассказе, ради которого его все-таки стоит прочесть. Браво!
Кульминация: Поворотный механизм сюжетной линии на спасение людей. Обыкновенные стрелялки.
Развязка: "Я поднял дезинтегратор и выстрелил в колодец". Прощай, первая идея автора. Финал - не самый лучший.
Персонажи. Роберт и Камилл даже большими штрихами не обозначены, в отличие от аборигенов.
Стиль: Местами хорош, местами неровный и тяжеловесный: "Пуля калибра 16,3 миллиметра пробивает череп крупного тахорга". Настолько ли важно читателю знать калибр пули? Абсолютно не важно, достаточно сказать, что оружие позволяет охотится на тахорга.
Общее впечатление. Хорошее. Есть внятный смысл. Читабельно. Мне понравилось.
(продолжение следует)